Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетическое сознание — Система категорий эстетических объектов

Эстетическое восприятие (ощущение) — это самое первое, элементарное звено в структуре эстетического отношения. Однако, основываясь на функционировании пяти чувств, оно не может сводиться только к чувственности. В эстетическом восприятии человек не только слышит или видит что-то, он переживает и оценивает полученную информацию с точки зрения гармонии и красоты. Наиболее очевидные эстетические особенности встречаются в объектах с атипичными, неожиданными внешними характеристиками, которые «застают нас врасплох» и «встряхивают» из нашей монотонной рутины (например, цветовой или ритмический диссонанс, атипичность текстуры, внезапность масштаба). Такие объекты характеризуются наибольшей активностью эстетического восприятия. Эстетическое восприятие, с его четкой зависимостью от природы и текстуры окружающего нас объекта, носит активный характер, так как предполагает «выход за пределы» чисто внешнего облика объекта. Начинается сложное и продолжительное «восхождение», чтобы понять смысл того, что воспринимается. Таким образом, даже на уровне эстетического восприятия человек приобретает духовный опыт через максимальную реализацию себя в материальном мире. Результатом эстетического восприятия является духовное наслаждение человека.
Эстетический вкус выражается в особой эстетической способности человека различать красивое и уродливое, возвышенное и несостоятельное. С одной стороны, высокий эстетический вкус может быть врожденной способностью некоторых людей; с другой стороны, эстетический вкус проявляется как мера культуры, образования и эрудиции человека. Поскольку эстетический вкус является мерилом «гуманности» людей, он в то же время является носителем определенных культурных тенденций и принадлежит к определенным культурным стилям и традициям. Эстетический вкус в высшей степени выражает эстетическую культуру человека и основывается на чувстве гармонии.
Эстетический идеал отражает историчность красоты: в разные исторические периоды разные культуры выработали свои, часто очень разные, представления о красоте. Это также очевидно в случае естественной красоты и физической красоты человека, которые имеют наибольшее соответствие. Древние и готические идеалы физической красоты, классицистические и романтические представления об идеальном пейзаже не только не совпадают, но и существенно отрицают друг друга. Эстетическая концепция совершенства, философские концепции культурных архетипов (К. Юнг) и празимволы культуры (О. Шпенглер) также противоречат друг другу. (О. Спенглер) выполняет похожую функцию. Эстетический идеал реализуется через определенные нормы, т.е. устанавливается художественный канон, характерный для той или иной культуры.

Эстетическое сознание - Система категорий эстетических объектов

Система категорий эстетических объектов

Художественное изображение. Особенность бытия любого эстетического объекта заключается в том, что он существует одновременно в нескольких слоях реальности. Во-первых, она существует как объективная реальность в своей материальной и реальной данности. В этом аспекте бытие эстетического объекта не имеет никакой специфики по отношению ко всем остальным объектам материального мира (холст, на котором стоит бессмертное произведение Леонардо, подвержен влиянию атмосферных агентов, физическому старению и т.д.). Во-вторых, эстетический объект существует в специфической символико-символической реальности, которую нельзя считать ни объективной, ни субъективной. Такой способ бытия эстетического объекта можно определить как художественный образ. Образ — это своего рода субъективная ментально-психическая структура, которая возникает во внутреннем мире человека в результате отражения внешней реальности. Образ может как существовать исключительно в ментальном пространстве конкретного «я» (мои впечатления, знания, идеи, страхи и амбиции), так и «выходить» в пространство культуры, принимая на себя черты смысла, который является не только субъективным, но и межсубъективным. В последнем случае мы имеем дело с художественным образом. Художественный образ становится таким именно потому, что он способен определить в произведении искусства сущность рассматриваемого предмета, которая в сфере искусства обязательно связана с сущностью самого человека. Следовательно, художественный образ нацелен на семантическое видение мира, трансформируя реальность через призму ее человеческого понимания. Художественный образ — это образ, специально созданный в процессе творческой деятельности, способный «переступить» границы создавшего его индивидуального сознания и стать значимым явлением в духовной жизни других людей.
Теория изображения имела фундаментальное значение для средневековой и особенно византийской эстетики в полемике иконоборец и иконоборец. В соответствии со средневековым теоцентризмом, образ имел прежде всего религиозное чувство глубокой онтологической связи с Первым Образом (Богом), то есть художественный образ понимался как своего рода визуальная форма, демонстрирующая связь человека с высшими и более глубокими силами Вселенной.
Честь, оказанная изображению, восходит к Первому образу.

Василий Великий

Отличительные особенности художественного образа заключаются в следующем:

  • В отличие от абстрактного словесного обозначения объекта, в основе которого лежит преимущественно рациональная и интеллектуальная мысль, художественный образ раскрывает объект в единстве его существенной (сущностной) и формально-очевидной стороны. Гегель объясняет в своих лекциях по эстетике, что когда мы произносим слово «утро», мы ясно понимаем, о каком природном явлении идет речь, но когда мы читаем в «Эосе, молодом с фиолетовыми пальцами, восстал из темноты» Гомера, наше восприятие этого же явления, поднимаясь на уровень художественного образа, становится несоизмеримо богаче, наполняясь эмоциональными особенностями, конкретной визуальностью и способностью порождать многочисленные цепочки ассоциаций;
  • Художественный образ, не теряя своего сущностного единства, обладает полисемантикой (множественностью значений) и изменчивостью, которая сразу же проявляется, когда адаптируется другими культурами и получателями (интерпретаторами);
  • Художественный образ — это форма оценочного отношения человека к миру;
  • Художественное изображение никогда не является точной копией того, что изображено. Никакое изображение, каким бы «абстрактным» или «реалистичным» оно ни было, не имеет объективного аналога в реальности. Художественный образ — это форма символизации реальности;
  • Необходимым элементом художественного образа является оригинальность авторского мировоззрения, наличие элементов фантазии, творческого воображения, некая сознательная «деформация» реальности. Напротив, стремление к полной имитации, например, в театре восковых фигур, выводит это явление за рамки искусства.

Художественный символ является духовным и смысловым ядром художественного образа. Его наличие не является абсолютно обязательной и необходимой составляющей любого произведения искусства, не говоря уже о любом эстетическом объекте. Снежинка, например, может быть объектом эстетического созерцания, но сомнительно, что в ней есть какая-то особая художественная символика. То же самое происходит и с произведением искусства: оно может иметь художественную образность, но не может иметь символ. Символ, как основное художественно-эстетическое содержание картины, свойственен только лучшим произведениям искусства. Многочисленные «среднестатистические» произведения искусства (массовой культуры) не способны подняться до уровня символа, раскрыть (или хотя бы предложить) читателю существование иной реальности, нежели обыденная. По метким словам В.В. Бычкова, символ ведет человека в целостное духовное пространство и имеет тенденцию разворачиваться в другом многоуровневом семантическом пространстве. Таким образом, символика художественного образа поднимает человека в духовную реальность, недоступную для чувственного восприятия и недоступную для выражения в форме рациональной и интеллектуальной мысли.

Существо больше, чем само по себе — это определение символа. Символ — это нечто, что раскрывается как нечто, что не является само по себе, что больше, чем само по себе, и все же по существу объясняется им. Мы даем это формальное определение: символ — это сущность, чья энергия сливается с, точнее, растворяется в энергии другой сущности, которая более ценна в этом отношении, и, таким образом, несет в себе последнюю.

Павел Флоренский

Современные формы художественного творчества несколько сузили понимание символического назначения искусства, но все древние культурные практики, как и средневековое христианское искусство, рассматривают понятие символа как основу художественного (и, тем более, любого!) творчества. В этих культурах символ понимался как единственный возможный посредник между божественным и человеческим, между истиной и внешним видом.

Канон — это система творческих правил и норм, обеспечивающих основные закономерности восприятия и воспроизведения художественного объекта в рамках определенных стилистических тенденций в искусстве. Наиболее очевидными примерами канонического искусства были искусство античности и искусство средневековья. (Специфика древнего эстетического и средневекового канона будет обсуждаться в соответствующих разделах). Канон выражает эстетический идеал своей эпохи, устанавливает определенный «информационный код», обрамляющий структурные и композиционные, а также текстовые аспекты понимания красоты, характерные для его времени и региона.

Стиль — это сложная и достаточно устойчивая система формальных (как я изображаю) и информативных признаков (что, с какой целью я изображаю) организации художественного произведения в рамках определенного типа художественного мышления. Формальная сторона стиля может включать в себя типичные способы организации пространства и времени внутри произведения. Это достигается за счет использования определенных композиционно-структурных и формальных приемов (прямая или обратная перспектива, плоскостность или экспансивность, простота или сложность, тип композиции, преобладание той или иной цветовой палитры и т.д.). Содержательная сторона — это конкретизация понимания природы и места человека в мире, характерная для конкретного исторического периода, по отношению к возможностям определенного типа или жанра искусства.

Основные философские и эстетические модели красоты

Каждая система имеет уникальное семантическое ядро, которое определяет область исследований. В системе философских знаний такую системообразующую роль играет понятие бытия, а в эстетике — понятие прекрасного. Остальные эстетические категории имеют вторичное, подчиненное значение и по существу являются конкретизацией или модификацией этой первоначальной концепции. Они входят в сферу эстетики только тогда, когда вступают в контакт с прекрасным, оттачивают его и раскрывают новые грани его существования (возвышенное) или, наоборот, выступают его антиподом (уродливое). (В этом контексте термины «красота» и «красота» считаются синонимами).

Термин «красота» — одно из понятий, которое люди активно используют в своей повседневной лексике; люди постоянно видят и чувствуют красоту, оценивают предметы как более или менее красивые, но в то же время испытывают большие трудности при ответе на вопрос «Что такое красота?». Вопрос о природе красоты очень сложен и является одним из главных вопросов эстетики. Сложность вопроса и, как следствие, изменчивость ответов обусловлены главным образом отсутствием четкого эмпирического критерия для ответа на этот вопрос. Действительно, мы наслаждаемся красотой простых и симметричных форм (снежинка, геометрический орнамент) и в то же время испытываем удовольствие от причудливой и сложной красоты персидского ковра или звездного неба, мы восхищаемся движением (элегантная походка, Мы говорим о видимой красоте пейзажа или лица и в то же время называем решение математической задачи красивым и элегантным; мы используем термин «красивый» в отношении духовных явлений (сверхъестественная, божественная красота). Практически неограниченная многогранность этого термина показывает, что красота многогранна, она может «войти» в любую структуру мироздания.

Красота не является чисто объективным свойством предметного мира как такового, ибо «красота» — это чисто человеческое, оценочное понятие. Красота — это отношения, которые возникают между человеком и миром. Вселенную без людей нельзя судить как прекрасную или уродливую; не красота присуща природе, а целеустремленность. Казалось бы, красивая форма крыла бабочки или его окраска связана с необходимостью слиться с цветком и выжить, а не с желанием ослепить наше воображение. В то же время красота не может быть чисто субъективным понятием, поскольку объект оценивается как красивый, потому что он соответствует идеалу, который всегда является нормативным и универсальным. По сути, эстетическая категория красоты сравнима с философской категорией истины, ибо обе категории представляют собой диалектическое единство объективного и субъективного.

Поэтому, чтобы ответить на вопрос о сущности красоты, необходимо не начинать с того или иного критерия, а попытаться определить основные теоретические модели красоты, существовавшие в истории культуры.

Все разнообразие концепций можно свести к следующему:

  • Модель объективного идеализма;
  • Монотеистическая (христианская) модель;
  • Субъективистская модель;
  • Натуралистическая модель;
  • Социалистическая модель;
  • формалистическая модель.

Модель объективного идеализма зародилась в учениях древнегреческих мыслителей (Пифагор, Сократ, Платон), но довольно популярна и в современных эстетических теориях. Эта модель наиболее полно представлена в диалогах Платона «Федо», «Ровесника», «Филеба» и «Гиппийца Великий» в изучении сущности красоты.

Согласно модели объективного идеализма, мир, в котором существует человек, является лишь зеркальным отображением, «копией» другого мира «идей», абсолютным по своему совершенству. Поистине прекрасное существует только как умозрительная идея, существующая вне человеческого сознания, которое является образом, прототипом всех вещей и явлений, созданных человеком. Идея выполняет тройную функцию: во-первых, это причина и источник красоты; во-вторых, это модель совершенной красоты; в-третьих, это цель, к которой должен стремиться каждый объект чувственного мира. Таким образом, один объект чувствуется красивым только в том случае, если и в той мере, в какой в нем воплощена идея прекрасного. Эстетические качества вещей по своей сути несовершенны, изменчивы, могут быть более или менее красивы, но они никогда не выражают красоту как таковую, ибо они «сияют» только отраженным светом. По словам Платона, прекрасное даже не исчерпывается во всей совокупности прекрасных вещей, ибо оно является их внутренним смысловым содержанием.

Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не рождается, не разрушается, не увеличивается, не уменьшается; далее, что оно не красиво здесь, и не уродливо там; что оно не красиво сейчас, и не красиво, и что оно красиво в одном отношении, некрасиво в другом; и что оно красиво в одном месте, некрасиво в другом….. Прекрасное не представляется ни внешним видом, ни руками, ни какой-либо другой частью тела, ни речью, ни какой-либо наукой, ни состоящим из чего-либо другого, как в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо предмете. Прекрасное предстает перед ним само по себе, будучи одним с самим собой, в то время как все другие прекрасные предметы участвуют в нем по мере того, как они появляются и разрушаются; прекрасное же, с другой стороны, становится ни больше, ни меньше, и страдает ни в чем.

Введение в область эстетического сознания

Существуют объективные проявления эстетики в различных сферах человеческой жизни. Эти проявления относятся к чувствам и переживаниям, которыми наделен человек, и, таким образом, приближаются к понятиям красоты или уродства объектов или явлений жизни, человеческим поступкам и отношениям. Область эстетического восприятия и опыта, которые могут варьироваться от стадий эстетического удовольствия до самой низкой степени отталкивающие моменты бытия, эстетический вкус, суждения, оценки, эстетические идеи и теории, идеалы эстетических взглядов, то есть эстетические направлены на субъект, представляет собой определенную другую сторону научного познания эстетики. Исследования в этой области эстетической науки имеют первостепенное значение для эстетического воспитания народа, для правильного и глубокого восприятия и понимания произведений искусства и предметов и явлений, содержащих искусство, каждым человеком и каждым народом как читателем книги или журнала, как зрителем в зале или перед экраном, как слушателем по радио или телевидению. Творчество, работа и эстетический смысл.

В основе эстетической науки лежит творчество человека. И только в труде и работе формируется человеческий вкус, вкус к природе, чувство природы. Это естественное чувство человека, которое, таким образом, устанавливает чувственное восприятие красоты, а также формирование и формирование такого понятия, как вкус к искусству. Таким образом, он становится особым способом для человека, способом утверждения и развития индивидуальных и творческих способностей человеческой мысли и ума, навыков и способностей, а также деятельности. В процессе трудовой деятельности, а особенно творческой работы зарождались и формировались эстетические чувства человека: музыкальный слух, чувства, красота и форма глаз, в общем, такие чувства, которые могут вызывать огромный спектр ощущений человеческого удовольствия.

Чувство эстетической красоты — это то глубокое эмоциональное состояние, которое захватывает человека в процессе творческой деятельности человека, и когда эта деятельность приносит высшее благо и удовольствие. Человек переживает и вооружается эстетическим смыслом, когда берет на себя все творческие функции восприятия различных явлений и объектов реальности, отражающих их определенную красоту, величие или, наоборот, уродство. Эстетический смысл в человеке воссоздает различные произведения искусства, которые человек созерцает или наблюдает, или воспроизводит сам в жизни. Эстетические чувства и чувства, которые они вызывают, будь то переживания или что-то еще, развиваются вместе с развитием общественного движения. В результате они сами начинают образовывать все более сложные и разнообразные формы. Эстетическое чувство охватывает широкий спектр человеческих эмоций. Это и восхищение красотой и величием жизни, и сочувствие к смерти героя, трагически погибшего, и сатирические насмешки над безобразными и даже отвращение к отвратительным и вульгарным. А. В. Луначарский отметил, что эстетическое чувство — это ощущение наслаждения жизнью. (Анатолий Васильевич Луначарский — русский революционер, государственный деятель Советского Союза, писатель, переводчик, эссеист, критик, искусствовед. С октября 1917 г. по сентябрь 1929 г. возглавлял Народный комиссариат просвещения РСФСР, принимал активное участие в революции 1905-1907 гг. и Октябрьской революции 1917 г.).

Эстетический вкус

Тесно переплетенным с эстетической чувствительностью является эстетический вкус, т.е. способность эмоционально оценивать эстетические условия действительности и эстетически воплощать данные произведения искусства. Развитый эстетический вкус возникает тогда, когда социальная практика имеет свою высокую планку. В ходе социальной практики человек может более точно и конкретно отличить красивое от уродливого, возвышенное от отвратительного и так далее. Решение по этому делу было бы достойно концепции эстетического вкуса. Таким образом, возникают необходимые условия для осознанного участия человека в формировании прекрасного во всех сферах жизни и для полноценного развития его способности наслаждаться подлинной красотой и жизнью. Элементарными эстетическими вкусами являются вкус к красоте форм, цветов, сочетание звуков, гармония, ритм, пропорциональность, симметрия, пропорция и т.д. . Эти вкусы сформировались с начала человеческой истории. При изобретении первой посуды или первой одежды уже тогда сформировались эстетические вкусы. По словам Г.В. Плеханова: «Человек сначала рассматривает объекты и явления с практической точки зрения, и только потом в своем отношении к ним становится эстетической точкой зрения…». (Георгий Валентинович Плеханов). (Георгий Плеханов писал работы по философии, социологии, эстетике и этике, истории русской общественной мысли).

Так, первобытные охотники верхнего палеолита находили красоту в самых ранних, симметрично обработанных, довольно примитивных кремневых орудиях труда — ручных топорах, миндалевидных, овальных и треугольных. Но однажды первобытный человек испытал великое чувство, чувство, в котором он восхищался красотой, которую он сам создал, когда он испытал великую и высшую радость творения, он не мог отойти от этого ужасно загадочного, но в то же время очень увлекательного способа захвата и переосмысления мира эстетически, художественного выражения и обрамления его красоты и опасностей, которые можно испытать, только обратившись к культуре или творчеству.

Эстетические чувства и вкусы формируются в раннем детстве. Для ребенка появление этого чувства в сознании приходит с первым услышанным мотивом колыбельной, которую ему поет нежная мама, и с яркими, красочными и звенящими игрушками. Взрослые испытывают эстетические чувства и вкусы через эстетическое осознание, которое буквально происходит на каждом шагу. Например, опыт работы, учебы, социальной работы, спорта, досуга и развлечений. Эстетическое сознание возникает в театре и при чтении книг, в кино, на концертах, в музеях, на выставках. Произведения искусства, одаренные во всех своих формах и чьи образы, как бы, отмечены тем или иным эстетическим смыслом, вызывают сильные чувства у читателя, зрителя, слушателя, которые эстетически окрашены по-своему, будь то радость или печаль. Они служат отправной точкой для творческого вдохновения и являются мощным средством эстетического воспитания и осознания того, что представляет собой эстетическая оценка. Но профессиональное искусство — не единственный художественный источник эстетических эмоций людей. Должен быть как можно более широкий процесс ознакомления миллионов людей с искусством и художественным творчеством во всех его формах и жанрах. Форма проявления очень разнообразна, например, народное декоративно-прикладное искусство. Привлекая людей к непосредственному творчеству красоты в искусстве, любительское искусство не только способствует росту их культурного уровня и развитию художественных навыков, но и активно способствует формированию творческого отношения к своему основному занятию, открытию красоты и настоящего эстетического наслаждения в повседневной работе.

Некоторые люди, не получившие своевременного эстетического образования, могут выражать свои вкусы и чувства через такие негативные качества, как грубость, вульгарность, безвкусица, крики, отсутствие чувства меры, неустойчивость, поверхностность, отсутствие эмоциональной чувствительности и гибкости и так далее.

Эстетическое образование

Человек должен правильно понимать эстетически любой материал, который ему преподносится. Должны быть сформированы определенные эстетические чувства, идеалы, взгляды, вкусы. Он должен правильно понимать, оценивать и переживать произведения искусства. Эстетически обученный человек должен не только уметь чувствовать и переживать встреченную красоту, но в то же время обладать внутренним желанием, способностью и умением быть творцом этой красоты.

Цели и задачи эстетического образования должны заключаться в формировании людей, которые всегда будут проявлять активность в творческой и профессиональной деятельности. Такие люди будут стремиться создавать красоту во всех сферах жизни — совершать возвышенные поступки и подвиги, создавать красивые вещи и произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. В то же время, это вопрос воспитания людей, которые хотят руководствоваться эстетическим идеалом в своем творчестве. Эстетический идеал проявляется в эстетически высших вкусах и чувствах, и в том мастерстве, к которому есть и никогда не было идеального контрагента. Эстетическое образование является важнейшим аспектом в процессе формирования полностью развитого и гармонично существующего человека, совершенной человеческой личности любого общества. В процессе эстетического воспитания формируется надлежащее эстетическое сознание, построенное на гуманных теориях, оценках, взглядах, вкусах, чувствах и идеалах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сократические школы и их значение
  2. Техносфера и технологические эпохи
  3. Нужна ли современному человеку философия
  4. Максим исповедник
  5. Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма
  6. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  7. Структурная антропология
  8. Основные черты философии нового времени
  9. Эклектика и диалектика
  10. Трансцендентальная философия И. Канта