Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика И. Канта — Категория прекрасного против категории безобразного

Философия Канта была великим синтезом всех систем, которые когда-либо создавались гением европейского человечества. Это был венец философии, которая предшествовала ему, но он также стал отправной точкой всей современной философии, особенно немецкой философии. Она впитала в себя эмпиризм, рационализм, Локка и Лейбница и переняла от скептицизма Хьюма то, что нашла правильным в них. Кант переработал все эти философские доктрины в лаборатории своей «Критики», привел их в соответствие с оригинальными идеями своего глубокого ума и создал бессмертные теории знания и морали. Со времен Канта критика была обязательным упражнением для любой философии, и даже противники мыслителя из Кенигсберга не могут не рассматривать ее как мощную силу. Критицизм Канта можно продолжать, особенно в области морали, но его нельзя уничтожить.

Кант излагает свою эстетику в своей работе «Критика суда». Философ считает, что посередине между разумом и пониманием, между познанием и волей лежит сила суда, высшая способность чувствовать. Он как бы сливает чистый разум с практическим рассудком, ставит конкретные явления под общие принципы и, наоборот, выводит конкретные случаи из общих принципов. Первая функция совпадает с разумом, вторая — объекты не так известны, как обсуждалось, с точки зрения их целесообразности. Объект объективно целеустремлен, если он соответствует своему назначению; субъективно целеустремлен (красив), если он соответствует природе нашей когнитивной способности. Открытие объективной целеустремленности доставляет нам логическое удовлетворение, а субъективная целеустремленность — эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны наделять природу целеустремленной силой, но наше представление о цели законно как субъективно-человеческий принцип, а идея цели, как и все идеи, служит тонким регулирующим правилом. Как догмы, механизм и телеология несовместимы, но в методах научного исследования они оба примирены в любопытном поиске причин; идея цели, в общем-то, многое сделала для науки в открытии причин. Практический разум видит назначение мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность сама по себе имеет цель своего существования.

Эстетическое удовольствие, доставляемое субъективно-практическим рассудком, не является чувственным, потому что оно имеет характер суждения, но и не является теоретическим, потому что в нем есть элемент чувства. Красивая, как утверждает Кант, эстетика универсальна и обязательно нравится всем, нравится, потому что мы рассматриваем ее безотносительно к нашим практическим потребностям, без интереса и корысти. Эстетически красивое ставит душу человека в гармоничное настроение, вызывает дружескую активность интуиции и мысли, а потому для нас это целесообразно, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не хотим видеть в художественном объекте намерения угодить нам; красивое бессмысленно, чисто формально и субъективно.

Эстетика И. Канта - Категория  прекрасного против категории безобразного

Категория прекрасного против категории безобразного

Поскольку философские категории в большинстве случаев являются парами понятий, определение одного из них обычно содержит в себе ссылку на другое и противопоставление ему. Например, свобода определяется необходимостью, сущность — явлением, и наоборот. В этом смысле каждое определение — это отрицание своей противоположности, и именно это подчеркивает Б. Спиноза в своей знаменитой сентенции: «Omnis definitio est negatio» («Все определение — отрицание»). Поэтому для того, чтобы определить красивое существенным образом, представляется необходимым рассматривать эту категорию эстетики в ее противопоставлении противоположной категории уродливых.

Особенности интерпретации красивого и возвышенного в концепции эстетики Канта

Кант сначала устанавливает общие характеристики прекрасного и возвышенного. И прекрасное, и возвышенное определяется не на основе чувственного наслаждения и не на основе логического суждения, а на основе суждения рефлексии. Таким образом, наслаждение прекрасным и возвышенным также не связано с ощущением удовольствия или с определенными понятиями. Красивые и возвышенные, однако, отличаются как своим предметом, так и механизмом восприятия и чувствами, которые вызывают эти объекты.

В природе красивое ассоциируется с формой предмета, а возвышенное — с бесформенным и чрезмерным. Красота с первого взгляда ассоциируется у воображения с интеллектом, возвышенное — с разумом. Восприятие возвышенного возбуждает игру высших когнитивных способностей разума и воображения, а это приводит к «ощущению повышенной жизненной силы», а восприятие возвышенного, наоборот, снижает жизненную активность человека как естественного существа, возбуждая его умственные чувства и стимулируя его творческую активность.

Красота ассоциируется с оценкой качества, возвышенность — с количеством. «Мы должны искать прекрасное в природе вне себя, но возвышенное только в себе и в способе мышления, который вводит возвышенное в идею природы…» (И. Кант). Таким образом, восприятие красоты природы не дает нам возможности понять ее явления, но обогащает наше понимание, так как основано на принципе субъективной целеустремленности, что заставляет нас понимать игру познавательных способностей и заставляет задуматься о возможности объективной целеустремленности природы. «Следовательно, — пишет Кант, — самостоятельная красота природы, хотя и не распространяется на наше познание объектов природы, но распространяется и на наше понятие природы, а именно природы только как механизма, распространяется на представление о ней как об искусстве, что приводит нас к глубокому изучению возможности такой формы» (И. Кант). Возвышенное в природе, однако, не ведет к пониманию природы, а воздействует на человека и указывает ему на целеустремленность в самом человеке, не зависящую от природы.

Исследуя возвышенное как эстетическую категорию, Кант применяет тот же метод, что и при исследовании прекрасного, то есть он считает возвышенным в соответствии с его качеством, количеством, соотношением и модальностью. Ибо «как суждение об эстетической рефлексивной способности суждения, наслаждение возвышенным, как и прекрасным, должно быть количественно значимым, в качестве неинтересным, по отношению — дающим представление о субъективной целесообразности, а в модальности — представляющим эту целесообразность по мере необходимости» (И. Кант).

Метод Канта по рассмотрению возвышенного отличается только порядком рассмотрения этих признаков: Если анализ возвышенного начинается с его определения с точки зрения качества, то анализ возвышенного начинается с рассмотрения количества как главного момента эстетического суждения возвышенного. При этом Кант сначала устанавливает разделение возвышенного на математическое возвышенное и динамическое возвышенное по механизму деятельности внутреннего мира человека.

Если, воспринимая возвышенное в природе, воображение соотносит своё представление с когнитивной способностью, то суждение об этом представлении будет математическим возвышенным на основе целенаправленного движения души, которое его породило. Если, с другой стороны, представление возвышенного соотносится воображением с факультетом желаний, то оно будет называться динамическим. В первом случае возвышенное считается величием, во втором — властью. Понятие величия относится к знанию, понятие власти — к практическому отношению сил природы и человека.

Так, Кант определил возвышенное с точки зрения величия: «То, что мы называем возвышенным, есть то, что, безусловно, величественно» (И. Кант), то есть величественно независимо от любого сравнения этого явления природы с другими ее явлениями. Например, океан, который мы воспринимаем, велик безотносительно к другим океанам, которые могут быть больше. При оценке возвышенного нет ни познания этого явления (т. е. восприятие возвышенного не соотносится с понятиями разума), ни определения его объективной целеустремлённости.

Основой суждения о возвышенном, как о прекрасном, является субъективная целесообразность представления по отношению к способности суждения. По Канту, основой эстетического суждения о величии является субъективная мера — идея величия без практического интереса к объекту. Объект вызывает у сознания удовольствие от субъективной целесообразности применения когнитивных способностей, которая заключается в расширении воображения в восприятии возвышенного. Что касается самого объекта суда, то, согласно Канту, в природе нет ничего доступного для созерцания, что само по себе возвышено, ибо «все, что может быть дано в природе, каким бы большим мы ни считали это в нашем суде, может в других отношениях быть сведено к бесконечно малому, и наоборот, нет ничего настолько малого, что не могло бы быть увеличено до мирского величия в нашем воображении, по сравнению с все еще меньшими масштабами».

Что касается чувственного восприятия, то и прекрасное, и возвышенное — это образы вещей мира, как образы всего мира в его, согласно первой антиномии, конечности или бесконечности. И возвышенные, и прекрасные — это образы «внутреннего мира», данные в свете идеи абсолютного целого, и потому рассматриваемые нами как воплощения всего мира.

В «Аналитике прекрасного» Кант объясняет природу эстетического суждения, которое, по его мнению, отличается от логического суждения. Эстетическое суждение — это «суждение по вкусу», в то время как логическое суждение направлено на поиск истины. Особым видом эстетического суждения о вкусе является прекрасное.

Кант определяет четыре момента субъективного восприятия прекрасного:

  • Красавица свободна от практического интереса;
  • Прекрасное универсально и имеет значение для всех;
  • Красота — это форма целеустремленности предмета, как он воспринимается в нем без какого-либо понятия цели;
  • Прекрасное — это то, чем можно наслаждаться без концепции, как объектом необходимого восхищения.

Кант отделил эстетику не только от сферы познания, но и от сферы этики.

Модернизм как философское и эстетическое явление.

ХХ век вошел в историю культуры как век экспериментов, которые тогда часто становились нормой. Это время появления различных объяснений, манифестов и школ, часто вмешивающихся в многовековые традиции и непоколебимые каноны. Например, была раскритикована неизбежность подражания прекрасному, о чем Лессинг писал в своем знаменитом произведении «Лаокон, или На границах живописи и поэзии». Уродство стало отправной точкой эстетики.

Термин модернизм появился в конце века и, как правило, зарезервирован для нереалистичных явлений в искусстве после декаданса. Однако поиску модернизма предшествовали Прециозо, маньеризм, сюрреалистические фрески Иеронима Босха, «Цветы зла» Шарля Бодлера, программы «чистого искусства».

Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: авангардизм (межвоенный период), неоавангардизм (50-60-е гг.), что довольно противоречиво, но имеет под собой определенную основу, постмодернизм (70-80-е гг.).

Модернизм продолжает нереальную тенденцию в литературе прошлого и переходит во вторую половину ХХ века.

Модернизм — это и творческий метод, и эстетическая система, отраженная в литературной деятельности ряда школ, которые часто сильно отличаются друг от друга по своим программным заявлениям. Общими чертами являются: потеря ориентира, разрыв с позитивизмом века и традиционным мировоззрением христианской Европы, субъективизм, деформация мира или художественного текста, потеря полной модели мира, создание модели мира каждый раз заново по усмотрению художника, формализм.

В конце века появились формалистические течения в литературе и искусстве — формализм и натурализм. Натуралисты заложили основы философии позитивизма, которая отказывается от обобщения знаний, устанавливая закономерности реальности, ставит задачу только описать реальность.

Разрушения послевоенного периода и последующий период стабилизации в 1920-х годах сформировали социальную основу, на которой созрело модернистское искусство 1920-х и 1930-х годов. Крах привычных основ жизни в Первую мировую войну принес с собой желание обновлять, переделывать старое искусство, потому что оно уже не могло отвечать потребностям общества. Таким образом, в литературе и искусстве существуют формалистические течения: футуризм, дадаизм и сюрреализм и др. Они вырастают из общей социальной основы, объективно отражающей смятение человека, вырванного из привычного уклада событиями Первой мировой войны. Он перестал понимать мир, который раньше был таким стабильным и объяснимым. Неизвестная сила бросила его в кровавые свалки народов, в кипящий водоворот событий. Он вышел из этой резни невредимым, но запутанным; ему удалось возненавидеть эти силы, не осознавая, что они руководствовались объективными законами. Он просто понял, что не все в мире стабильно.

Столкнувшись с неизвестной опасностью, многие испытывают чувство незащищенности и в то же время желание бунтовать, бросать протест в лицо общества.

Все эти течения начала 20 века, проявляющие черты глубокого духовного кризиса и упадка, дух сомнения, нигилизма и уныния, начиная с импрессионизма и символизма, которые в 19 веке были самыми популярными.

Критики, поддерживающие притязания на новизну, стали критиковать эти тенденции XX в. В период Первой мировой войны модернистские течения (кубизм, супрематизм, сюрреализм) появляются в литературе и искусстве в большом количестве. Модернизм как литературное течение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные проявления: французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, английский имажизм и школу «потока сознания», немецкий экспрессионизм, шведский примитивизм и так далее.

Как правило, все модернистские движения провозглашали «искусство ради искусства» и отвергали идеологию и реализм.

Известный философ 18 века

Иммануил Кант, уроженец Германии, родился 22 апреля 1724 года. Исследования этой знаменитой и важной личности 18 века рассматриваются во всех философских учебниках. Его знания передаются из поколения в поколение, в том объеме и в том формате, в котором он сам их писал. Это объясняется тем, что его взгляды являются достоверными и точными фактами в философском смысле. Образование, которое получил Иммануил Кант, сформировало все, что он делал. Первое образование, которое он получил, было интеллектуальным и эстетическим. Поэтому он хорошо знал вопросы и проблемы эстетического характера.

Работы Канта по эстетике

Название его работы, посвященной рассмотрению эстетики и эстетических взглядов, — «Критика суда». Само название уже содержит это базовое слово и даже все основные слова, которые рассматриваются в эстетике. Во-первых, это слово критика, потому что оно имеет особый характер по отношению к таким эстетическим категориям, как возвышенное, красивое и так далее. Критика необходима, когда концепция неоднозначна и необходимо долго и упорно думать о ней и обсуждать ее с философской точки зрения, что я и делаю. Кант в своей работе.

Также в названии его размышлений используется слово «суждение», что означает, что любое понятие должно быть донесено до людей с качеством усмотрения, чтобы им было ясно, что имеется в виду, и заставить их задуматься о том, что они могут выразить свое собственное мнение по данному вопросу и проблеме.

И. Кант «Суд над эстетикой»

Иммануил Кант сказал и написал следующее об эстетике: В середине между разумом и пониманием находится высшая способность чувствовать, судить. И. Кант называет факультет судейства высшим факультетом не понимания и разума, а эстетического чувства. Также, по его словам, посередине между волей и познанием находится то, что высшая способность чувствовать, то есть способность судить. Таким образом, Кант нашел в понимании слова «осуждение» нечто чувственное, ту чувственность для восприятия, которая влияла на все углы действия мысли и выводы. В этом немецкий философ видел логику. И в этом порядке течения Кант нашел в суждении — логическое мировоззрение эстетического мировоззрения. И не только логическое мировоззрение, но и удовлетворение. То есть эстетика — это наука, которая учит интересным вещам, и такие интересные вещи могут пробуждать самые высокие чувства и эмоции.

Если говорить об эстетике Канта в этой строке, то можно сказать, что в случае с Кантом добавляется логика с ее логическим мировоззрением и удовлетворением. Логическое удовлетворение — это категория эстетики Канта, эта категория не только влияет на категорию суждения, но и имеет очень далеко идущее влияние.

Масштаб влияния может быть распространен на другие категории. Логическое удовлетворение рождает эстетическое удовольствие. В конце концов, логика — это не что иное, как суждение, которое дает ощущение решения вопросов с полным результатом. Соответственно, чтобы прийти к такому результату, необходимо достаточно долго размышлять над данными проблемами, в том числе и на стадии принятия решения. А потом возникает эмоциональная суматоха, потому что бурная дискуссия всегда сопровождается всплеском эмоций. Когда все эмоции потушены, а суждение подошло к завершающей стадии, наступает время как эмоционального, так и логического удовлетворения.

Таким образом, эстетика Иммануила Канта направлена на логическое удовлетворение и эмоциональное ощущение. Эти категории по-настоящему человечны во всех аспектах восприятия и просмотра через объектив эстетического.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
  2. Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии
  3. Русская религиозная философия XX века
  4. Проблема истины в философии и науке
  5. Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма
  6. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
  7. Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
  8. Социум
  9. Ересь стригольников: философские корни
  10. Полифункциональность эстетики