Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика марксизма — Объективное содержание эстетики

Эстетика — это всеобъемлющий термин, отражающий то, что является общим для эстетических явлений. К ним относятся: объективная — эстетика в природе, обществе, материальных и духовных вещах, эстетическая деятельность или творчество по «законам красоты»; субъективная — эстетика в сознании (эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, идеалы и т.д.). Понятие «эстетика», конечно, включает в себя художественную культуру.

Эстетика — важнейшая часть человеческой культуры. Процесс исторического развития, структура, социальные функции эстетики формируют субъект эстетики как науки.

Понятие «эстетика» уже встречается у народов древнего Востока. Правда, оно служило синонимом слова «красивый». Сегодня мы называем категории эстетики «красивая», «возвышенная», «трагическая», «комическая», но так было не всегда. В прошлом всегда были споры о природе эстетики. Пример тому — золото. Это прекрасный природный минерал сам по себе. Мы можем поместить его в категорию красоты, но в руках жадного человека он может быть трагическим и печальным. Таким образом, природные явления могут приобретать социальное значение.

Были также споры о природе красивой и возвышенной. Категории комического и трагического отражают только социальные явления, и здесь не было разногласий между спорящими.

Эстетика марксизма - Объективное содержание эстетики

Объективное содержание эстетики

С одной стороны — гармония звуков и цветов, с другой — гармония личности. Но между этими явлениями можно найти сходства, какими бы отдаленными они ни были. Сами по себе эти элементы являются лишь звуками и красками, но в целом это красивые музыкальные и художественные произведения, которые оказывают определенное эстетическое воздействие на духовный мир человека и вызывают определенные реакции, а именно: эстетические чувства, переживания, оценки и так далее. Таким образом, мы пришли к тому, что субъективно-эстетическое действие в виде эстетических чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий, стоит рядом с объективно-эстетическими явлениями.

Творчество по законам красоты находит свое наивысшее выражение в различных видах искусства. К ним относятся музыка, литература, балет и, конечно же, художественные формы искусства — скульптура, графика, живопись. Художественное — это только одна сфера искусства. Но это также концепция, содержащаяся в «эстетике».

Попытки определить сущность эстетической деятельности предпринимались многими философами и эстетами прошлого. В частности, много внимания было уделено этому вопросу И. Канта, Ф. Шиллера, Гегеля, Н. Чернышевского. Основатели марксизма также внесли большой вклад в эту теорию.

Эстетическое присвоение понималось Марксом как часть практической деятельности, как момент комплексного преобразования мира. Именно такая трансформация природных и социальных явлений происходит в соответствии с отождествлением в них объективных законов и действует одновременно с формированием самой личности и ее свободным и осознанным утверждением.

Объективной основой эстетики являются естественные и универсальные отношения и взаимодействие между объектами и явлениями реальности. С момента появления человека, общество и индивидуум вовлечены в это взаимодействие.

Эстетика как наука

В своем современном состоянии подобна связи между философией и литературой, музыкой, театром, кино и т.д. Философская методология дополняется психологией, кибернетикой, семиотикой, математическим моделированием).

Одной из важных задач эстетики является изучение общих проблем искусства.

Мы все знаем идею Чехова о том, что «все должно быть красиво в человеке». И у меня сложилось впечатление, что это действительно так. Если физическая красота больше обусловлена природой, то душа, мысли, вкусы, нормы поведения, одежда зависят от условий жизни и вида воспитания.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания является формирование и развитие красоты в человеке. Произведения искусства и литературы позволяют человеку прожить много жизней, увидеть такие места на земле, где он никогда не был, познакомиться с разными народами. Марксистско-ленинская эстетика считала, что человек коммунистического общества должен быть готов воспринимать прекрасное, какую бы профессию он ни выбрал позже — врача, инженера, агронома, доярку или учителя. Не каждый может стать художником, писателем или композитором, но каждый может и должен любить и понимать art….. Все аспекты духовной жизни людей очень тесно взаимосвязаны. Поэтому отсутствие знаний в одной области неизбежно влияет на отношение человека и общий уровень культуры. Неспособность читать и понимать произведения искусства не только мешает вам наслаждаться ими, но и достигать полной человеческой зрелости.

Поэтому эстетическое развитие не может быть заменено эрудицией и интеллектом.

Тесная связь эстетики с философией

Но эстетика не изучает общие законы развития природы, общества и человеческой мысли; ее задача — изучение одной из форм общественного сознания, а именно искусства, и законов прекрасного.

Согласно Гегелю, «…философия была наукой, и как будто это была наука»: Философия природы, Философия истории, Философия права, Философия искусства (эстетика) и др. Философской основой эстетики, как и любой другой науки природы и общества, является метод научного исследования. С этой точки зрения эстетика — это философия искусства, так же как общая история естествознания — это философия природы и т.д. Однако известно, что марксизм создал исторический материализм вместо гегелевской философии истории, что означает последовательное применение положений диалектического материализма к явлениям общественной жизни и истории. Общая теория (методология) марксистского естествознания сложилась в результате применения положений диалектического материализма к явлениям природы, а общая теория искусства и эстетики сложилась в результате применения положений диалектического и исторического материализма к явлениям искусства и красоты. Все науки, применяющие принципы диалектического материализма, имеют общий метод, но содержание отличается.

Эстетика руководствуется принципами марксистско-ленинской философии и изучает самые общие законы искусства и красоты. Советскую эстетику называли марксистско-ленинской, потому что при изучении ее предмета она опиралась на научный метод, открытый и разработанный марксистско-ленинской философией. Эстетика и философия связаны между собой, но качественно различными областями научного знания.

Русская материалистическая эстетика XIX века, великая традиция которой продолжается и развивается марксистско-ленинской эстетикой, была тесно связана не только с ведущим общественным движением, но и с ведущей материалистической философией своего времени. Это придало ему теоретическую глубину и целостность. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев основывали свои суждения об искусстве на материалистических принципах философии.

Различные направления идеалистической и материалистической эстетики по-разному определяли объект эстетики. Представители объективного идеализма видели предмет искусства и эстетики в абсолютной идее, в божественном духе.

Субъективные идеалисты (Фихте, Кант) считают, что субъекта эстетики вообще не существует, потому что нет эстетики как науки сама по себе. Эстетическое суждение или суждение о вкусе, признанное единственной эстетической реальностью, рассматривается как субъективное и не имеет эпистемной ценности. Неудивительно, что субъективистская эстетика теоретически оправдывала творческий произвол, видя в нем проявление «абсолютной свободы духа».

Даже в истории материалистической эстетики мы не находим единого взгляда на эту тему. Одни представители эстетики рассматривали только искусство как объект эстетики, соглашаясь, таким образом, с представителями объективного материализма; другие понимали объект эстетики шире, охватывая не только искусство, но и прекрасное в реальности.

Это показывает, насколько далека от истины мысль о том, что эстетика имела одну и ту же тему и решала одни и те же проблемы. Развитие этой науки отразилось не только в том, что она расширила свой предмет и углубила свое понимание, но и в том, что она научилась активно вмешиваться в живую жизнь и решать проблемы, возникающие в современности.

Обратите внимание, что в то время как искусство является предметом эстетики, сама эстетика не является частью искусства.

Гегель описывал объект эстетики как обширное царство прекрасного и исключал из этого царства прекрасное в природе. Он имел в виду только изобразительное искусство. Здесь мы видим идеалистическую тенденцию возвышать красоту духа за счет красоты природы. Белинский и Чернышевский доказали, что сфера искусства естественным образом шире сферы прекрасного. Искусство отражает не только прекрасное, но и объективно уродливое, возвышенное, смиренное. Как общая теория, эстетика связана с прекрасным, без которого не существует ни искусства, ни природы, ни человеческого общества. Произведения без художественных образов не являются произведениями искусства. Поэтому научная эстетика отвергает модернизм, который сознательно разрушает образность искусства.

В чем фундаментальная разница между эстетикой и каждой теорией и историей искусства? Каждая частная теория искусства имеет свои особые задачи, свою специальную тематику — литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино и т.д. Но есть ли законы, общие для всех искусств? Несомненно, есть.

Эстетика — это наука, изучающая общие законы искусства как особую форму общественного сознания. Основные эстетические категории, как уже было сказано: красивые, возвышенные, трагические и комические.

Марксистская эстетика

Марксистская эстетика — это теория, рассматривающая подход к искусству, в основе которого лежит материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории — это не что иное, как историзм. Основой этой теории является теория Ленина о рефлексии, то есть о создании искусства как отражения реальности. Марксистская эстетика отстаивает центральную роль жизненного содержания искусства, скрывающего его идеологическое значение.

Важным критерием является критерий артистизма, с которым эстетика находит неразрывное единство, соответствие которому функционирует как форма содержания. Как и любая другая эстетика, марксистская эстетика учитывает категории прекрасного, трагического, героического и возвышенного.

Прекрасный

Марксистская эстетика обозначает определенную закономерность и связь между трудовой деятельностью человека и прекрасным. Эта концепция служит основой для возникновения эстетического мировоззрения как такового.

Трагический

Трагическое как категория в марксистской эстетике рассматривается через следующую призму: Причина трагического события видна в столкновении противоборствующих социальных сил, вызванном основными законами общественного развития. Энгельс и Маркс отметили характер трагедии последних прогрессивных сил, противостоящих старым продуктам и заказам. Те же силы, по их мнению, не в состоянии победить при определенных условиях. Они также подчеркнули трагическое отступление с переднего плана класса, который исторически пережил себя. Но этот класс еще не исчерпал свои старые и новые возможности. И если определенные представители старого общественного строя и системы будут знать о гибели класса, они не смогут порвать с ним. Мысли о будущем предполагают, что они перейдут в положение нового класса. Этот класс может принадлежать к будущему.

Героический

В марксистской эстетике существует отказ от понятия героического как индивидуалистического восприятия, когда отсутствует понятие объективного критерия. В этой концепции героического мы присваиваем абсолютную власть личному бесстрашию, определяя в качестве главного принципа принцип самоуважения последнего критерия.

Возвышенное

Эстетика марксизма видит главную суть возвышенного в объективной реальности, а главное — отношение человека к ней. Обе категории нацелены на его революционную трансформацию. Возвышенное само по себе определяет концентрированное выражение красоты, характеризующее достижения человека. Величие и достижения творческого труда наделяются особым колоритом. Марксистская эстетика не противопоставляет прекрасное возвышенному, а считает возвышенным в тесной связи с героизмом. Можно также рассматривать эти категории через призму пафоса борьбы и творческой активности масс.

Сущность марксистской эстетики

Марксистская эстетика является логическим шагом в развитии эстетических концепций. Достижения, связанные с немецкой классической философией, развили в ней новые этапы. Прежде всего, мы можем отметить те фундаментальные шаги, которые сделали все предшествующие философские мысли. В зрелой философии марксизма, сконцентрированной сквозь призму немецкой классической философии, природа человека была особенно понята. Также рассматривалась такая концепция, как дух мира. Мировой дух проявляется в виде объектов в природе и возвращается к себе. Мировой дух понятен сам по себе, в той человеческой духовности, которой наделен только человек. Карл Маркс переосмысливает это понимание так, что движение человечества понимается как материальный, объективный процесс. Все остальное Маркс рассматривает так же, как и Гегель. вплоть до того, что реальность должна рассматриваться с субъективной точки зрения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы
  2. Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа
  3. Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель
  4. Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления
  5. Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос
  6. Эстетика структурализма
  7. Ценности и их особая роль в жизни общества
  8. Античное мировосприятие
  9. Антропология и социальная философия Н.А. Радищева — Концепция философской антропологии
  10. История восточной философии