Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика Шеллинга — Первый период развития философии

Художественная и впечатлительная натура, Шеллинг на протяжении всей своей жизни был восприимчив к различным влияниям и постоянно развивал свои философские взгляды. В его творчестве можно выделить несколько периодов: Философия природы (с середины 1790-х гг.), трансцендентальный или эстетический идеализм (1800-01 гг.), философия идентичности (до 1804 г.), философия свободы (до 1813 г.), «позитивная философия» или «философия откровения» (последний период). На философию Шеллинга в начале девятнадцатого века оказали влияние романтики и Гете, Спиноза, Бруно, Платон и неоплатонисты, а позднее — немецкий мистицизм и теософия Бехме и Баадера, оккультно-гностические идеи.

Философия Шеллинга — это не единое и полное целое, а несколько систем, которые он последовательно разрабатывал на протяжении всей своей жизни. Однако не стоит думать, что эти системы вообще не были подключены. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органично, как будто он нерестит новое потомство от главного стебля. Переходя из одной области исследований в другую, Шеллинг, как правило, стремился привести эти различные ветви в гармоничное единство, свободное от противоречий. Различные фундаментальные принципы, которые приобрели доминирующее значение в различные периоды его творчества, а также новые проблемы и области, развитию которых он посвятил себя, предполагали, однако, весьма четкие границы между этими периодами.

Эстетика Шеллинга - Первый период развития философии

Первый период развития философии

Проблемы, касающейся фундаментального принципа знания и возможности знания с точки зрения модифицированного критицизма Фихте. Здесь Шеллинг, как правило, не отходит от пути, обозначенного Фихте. Главной задачей второго периода является построение природы как саморазвивающегося духовного организма. Система идентичности, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи Абсолюта как идентичности фундаментальных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвертом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отступничества мира от Бога и возвращения к Богу через христианство. За этим же периодом, в качестве дополнения, следует «позитивная» философия, известная только из лекций Шеллинга. В ней излагается философия религии не как объект рационального знания, а как интуитивно открытая истина. С этой точки зрения позитивная философия является одновременно философией мифологии и откровения.

Философия природы и «Философия религии» Шеллинга

Философия Шеллинга о природе оказала значительное влияние на многих ученых-естествоиспытателей (Х. Штеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов романтического периода (Л. Тикке, Новалис и др.). В этот период Шеллинг пытается совместить традицию неоплатонизма («О мировой душе») с этическим идеализмом Фихте и рассматривает естественную философию как органическую часть трансцендентального идеализма, показывая, как развитие природы увенчивается появлением сознательного «Я». Она дополнена еще одной частью, в которой рассматривается развитие самого «Я» («Система трансцендентального идеализма»). Согласно Шеллингу, деятельность «I» разделена на теоретическую и практическую сферы. Первое начинается с восприятия, затем переходит к созерцанию, к представлению, к суждению, и, наконец, на самом высоком уровне — разуму — достигает того момента, когда теоретическое «я» признает себя самостоятельным и самореализующимся, т.е. становится практическим «я», волей. Воля, в свою очередь, проходит через ряд этапов развития, высшей из которых является моральное действие как самоцель. Если в теоретической сфере сознание определяется бессознательной деятельностью «Я», то в практической сфере, напротив, бессознательное зависит от сознания и определяется им. В Фихте эти два по-разному направленных процесса совпадают только в бесконечности, где приписывается реализация идеала знания и нравственности. В новой интерпретации Канта «Критика суда», поддержанной эстетической доктриной Шиллера и романтиков, Шеллинг видит в искусстве ту сферу, в которой преодолено противостояние теоретического и морально-практического; эстетический принцип представляет себя как «равновесие», как полную гармонию сознательной и бессознательной деятельности, соответствие природы и свободы, идентичность чувственных и нравственных принципов. В художественной деятельности и в произведении искусства достигается «бесконечность», идеал, недостижимый ни в теоретических знаниях, ни в моральном действии. Художник, по мнению Шеллинга, гений, т.е. «интеллект», который действует как природа; в нем разрешается противоречие, которое нельзя преодолеть никаким другим способом. Соответственно, философия искусства предназначена для прорисовки «органа» (т.е. инструмента) философии и ее завершения. Эти идеи он развил в «Философии искусства», выражая мировоззрение, которое он поделился с Йеной Романтикой.

В Шеллинге одна из центральных концепций интеллектуальной интуиции, связанная с эстетической интуицией. В философии идентичности он уже не рассматривает интеллектуальную интуицию как самонаблюдение за «Я», как он это делал ранее после Фихте, а как форму самонаблюдения за Абсолютом, которая теперь предстает как идентичность субъекта и объекта. Эта доктрина была наиболее ясно разработана Шеллингом в его «Представлении моей Системы» и в его диалоге «Бруно». Как идентичность субъективного и объективного, Абсолют (или «абсолютный дух»), согласно Шеллингу, не является ни духом, ни природой, но безразличием обоих (как и точка безразличия полюсов в центре магнита), которая содержит в себе возможность всех определений в целом. Бог и вселенная — это разные аспекты одного и того же. Бог — это вселенский взгляд со стороны своей идентичности. Единственное, конечное не имеет истинного существа. Абсолют разбивается на два «полюса» — субъект и объект, идеал и реальность, причем тот или иной полюс доминирует на разных стадиях бытия. Шеллинг называет эти стадии потенциальными. Вселенная, по мнению Шеллинга, является полной и полной реализацией этих потенциалов; это — идентичность абсолютного организма и абсолютное произведение искусства. Абсолют рождает Вселенную в той же мере, в какой он создает ее как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличии к противоположностям. В диалоге «Бруно» Шеллинг исходит из принципа совпадения противоположностей в абсолютном единстве, из которого все возникает и в которое все возвращается. Этот принцип, восходящий к Николаю фон Кузану, лежит в основе диалектики Шеллинга и Гегеля. В системе эстетического пантеизма, в которой ощущается влияние как Спинозы, так и Неоплатонизма, Шеллинг приближается к пантеизму немецкого мистицизма (Экхарт).

В 1804 году в журнале «Философия и религия» Шеллинг поставил вопрос, который вывел его за рамки философии идентичности: как и каким механизмом рождается мир из Абсолюта, почему баланс идеала и реальности, существующий в точке безразличия, нарушается, и в результате появляется мир? По мнению философа, мир рождается от «отпадения» вещей от Абсолюта, и только в «я» происходит возвращение к Абсолюту, примирение с ним. Та же тема — «Почему есть сущность, а не ничто?». — Шеллинг также относится к проблеме зла. В эссе «Философские исследования о сущности человеческой свободы», написанном под влиянием теософии Бехме. Шеллинг утверждает, что происхождение мира от Абсолюта невозможно рационально объяснить: Это иррациональный первобытный факт, коренящийся не в разуме, а в воле со своей свободой. «В последней, высшей инстанции, нет другого существа, кроме воли». Воля — это предыстория, и только по желанию все предикаты этого существа могут быть применены: Беспочвенность, вечность, независимость времени, самоутверждение. Вслед за Бёме и Баадером Шеллинг различает в Самом Боге Бога и то, что в Боге не является Самим Собою — Его неопределённое основание, которое он называет «бездной» или «беспочвенной», и которое является чем-то неразумным, тёмным и злым, стремлением и желанием, т.е. бессознательной волей. Это «непостижимая основа реальности вещей». При наличии этой темной стихии происходит раздвоение Абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделение от общечеловеческого, божественного происхождения — иррациональный Падение, которое невозможно понять из законов разума и природы. Акт Падения — это сверхвременной акт; бессознательная воля действует перед всем самосознанием, а на метафизическом плане человек уже виновен в момент своего рождения. Суть этой вины — воля, которая, как частная воля, стремится быть такой, какой она есть, только в союзе с божественной волей. «В воле человека есть разделение духовного Я, которое стало ….». От света, т.е. отделения начал, неразрывно соединенных в Боге». Искупление этого первородного греха и воссоединение с Абсолютом, и, таким образом, воссоединение самого Абсолюта, является, согласно Шеллингу, целью истории.

Поскольку воля, как изначально иррациональная, является непостижимым первобытным фактом, она не может быть объектом философии, понимаемой как априорная наука разума, т.е. рационального выведения всего сущего из изначального принципа. Поскольку он называет эту рационалистическую философию (в том числе философию идентичности и философию Гегеля) негативной, Шеллинг считает необходимым дополнить ее «позитивной философией», учитывающей первичный факт — иррациональную волю. Позитивная философия замышляет Бога эмпирически, в «опыте», который Шеллинг отождествляет с мифологией и религией, в которой сознанию в истории было дано откровение Бога. Согласно Шеллингу, мифологический процесс — это в то же время теогонический процесс, в котором Бог порождает себя в сознании и открывает себя не только человеку, но и самому себе. Этот процесс завершается христианским откровением как религией духа.

Согласно Шеллингу, в Боге есть три потенции: непосредственная возможность бытия, или бессознательная воля; возможность бытия, то есть сознательная воля; и, наконец, третья потенция, дух, который витает между первым и вторым. Стремясь преодолеть пантеистическое толкование Бога как «абсолютной необходимости» (в духе Спинозы и отчасти — Гегеля), Шеллинг подчеркивает личностный характер Бога, определенную свободу того же самого по отношению к миру; в доктрине потенций Бога подчеркивается стремление философа видеть в Боге живое, свободное и самосознательное существо. «Философия искусства» была написана в то время, когда философское развитие Шеллинга было четко обозначено поворотом к религиозной и мистической мысли, что нашло отражение в диалоге «Бруно» (1802 г.) и в работах «О методах академического изучения» (1803 г.) и «Философия и религия» (1804 г.). Здесь Шеллинг пытается примирить свою философию с христианской религией. Шеллинг рассматривал религию как социокультурную реальность грядущего времени.

Доверие к религии — это не доверие к догме религии, которая вообще не претендует на статус разума, а доверие к «факту религии». Вера, говорит Шеллинг, должна быть не догматической, а творческой. Тогда не церковная вера господствует и подчиняет человека, а сам человек, который в своем созидательном превосходстве над действующим человеком создает для себя образ «живого Бога» и использует «факты религии» как простой, но совершенно почтенный материал для своего рационального формирования. Индивидуальная личность в силу своей множественности (общности) создает поле действия для абсолютного субъекта (социальности или социокультурной реальности), называемого в философской терминологии Богом, а в силу своей индивидуальности (сингулярности) производит действие перехода этого существа к понятию, т.е. бытия Божьего к понятию «Бог». «Бог Шеллинга в естественном течении вещей оказывается вторичным. Он приобретает первичный, определяющий характер свободного нравственного поступка».

Воплощение Христа предстает перед Ним как вечное начало конечного из бесконечного. Целью христианства, по мнению Шеллинга, является постепенное слияние религии, философии и искусства. В заключении своих лекций «О методе академического изучения» философ говорит о тесной связи, которая связывает искусство и религию, о невозможности придать религии по-настоящему объективный облик «кроме как с помощью искусства». Обращение к религиозной мистике отражено в «Философии искусства». Однако в этой работе еще много идей, которые Шеллинг сформулировал в ранний период своей деятельности, особенно при изучении философских проблем естествознания. Отправной точкой для философии искусства является объективный идеализм. В основе всего лежит Абсолют, как чистое безразличие, неразличимая идентичность реального и идеального, субъективного и объективного.

Философия Шеллинг Религия Романтизм

Влияние Шеллинга на развитие искусства и литературы и эстетической мысли во Франции, Англии, России и других странах хорошо известно. Шеллинг опирается на национальные философские и эстетические традиции, особенно на учение Канта, Шиллера и Фихте. Таким образом, он принимает и пересматривает кантовский принцип автономии эстетического, тезис Фихте о том, что эстетическое «делает трансцендентальную точку зрения значимой»; он полностью принимает Кантовскую концепцию возвышенного — Шиллера, а в своем рассуждении о различии между древним и современным искусством он берет за отправную точку концепцию Шиллера о наивной и сентиментальной поэзии. Наконец, на переход Шиллера от субъективно-идеалистической философии Фихте к объективному идеализму явно повлиял Шиллер.

Будучи идеологическим лидером раннего немецкого романтизма, сам Шеллинг, в свою очередь, находился под влиянием других экспонентов, прежде всего братьев Шлегель. Известно, что Шеллинг заимствовал значительное количество бетоно-исторического материала в «Философии искусства» непосредственно из работ своих однокурсников Йены.

Нелегко дать определенную формулу романтизма. Под его знаменем были объединены различные идеологические направления, что сделало это идеологическое движение противоречивым. Однако со временем романтизм претерпел значительное развитие. Термин «романтизм» использовался в различных значениях. Таким образом, в эпоху Просвещения «романтика» означала все, что относилось к типу рыцарского романтизма. Ф. Шлегель понимал под этим термином новую поэзию в отличие от классической, древней поэзии.

Общественно-политическая и эстетическая программа романтизма

Как и другие романтики, Шеллинг в молодости был очарован Французской революцией. Вместе с Хелдлином и Гегелем он посадил «Дерево свободы», будучи студентом Тюбингенского богословского института. Как и другие романтики, Шеллинг вскоре разочаровался в революции и пришел прославить немецкое реакционное государство и церковь. В 1940-х годах его пригласили в Берлинский университет для борьбы с левыми гегелийцами. Его имя стало символом политической и идеологической реакции.

Наиболее плодотворным периодом в деятельности Шеллинга стало создание «Естественной философии». Используя научные открытия конца XVIII века, он сформулировал в своей «Философии природы» идею о том, что бессознательно-духовная природа развивается только на определенных этапах, благодаря наличию динамических противоположностей, на одной из которых человек появляется после своего сотворения. Эта позиция была направлена против субъективно-идеалистической философии Фихте, к которой Шеллинг изначально был привязан. Заслугой Шеллинга было то, что он создал доктрину диалектического развития природы, хотя его диалектика была объективно-идеалистичной.

Шеллинг считал, что за вопросом о происхождении сознания должен следовать вопрос о том, как сознание («интеллегенция») становится объектом, который существует вне субъекта и с чьим представлением он совпадает. Философ исследует эту проблему в «Системе трансцендентального идеализма» (1800). Здесь рассматриваются различные этапы развития сознания. Особое внимание уделяется «интеллектуальной интуиции». Последнее представляет собой не что иное, как прямое созерцание объекта разумом. Интеллектуальная интуиция близка к эстетическому созерцанию, и только одаренные интеллектуалы обладают этой способностью. Таким образом, в Шеллинге возникает эзотерическая эпистемология, пропитанная характерным для романтизма аристократизмом.

На этом этапе философского развития Шеллинг решает большие эстетические проблемы. Этому посвящены «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства» и мюнхенская речь «Об отношении изобразительного искусства к природе» (1807).

Эстетические идеи Шеллинга

Мы обычно обращаемся к его системе трансцендентального идеализма и его мюнхенской речи. Иногда лекции по методике академического изучения привлекают внимание. Дело в том, что именно эти работы были опубликованы при жизни Шеллинга, и здесь воплощены самые важные идеи философа. «Философия искусства» обычно не рассматривается. Между тем, в этой работе появились новые моменты.

Шеллинг рассматривает искусство с точки зрения того, как эго может реализовать изначальную гармонию между объективным и субъективным, то есть с точки зрения того, как достигается «самосозерцание духа». По мнению Шеллинга, последнее возможно только в созерцании произведений искусства. Произведение искусства — это продукт гения. Творческая деятельность свободна и в то же время подвержена принуждению, сознательной и бессознательной, волевой и импульсивной: «Так же, как судьба называется силой, которая в нашем свободном поведении выполняет цели, которых у нас нет, и которая вызывает действия без нашего ведома и даже (вопреки нашему желанию), так и гений называется непостижимым, который дает объективность сознанию без всякой помощи со стороны свободы и даже вопреки последнему». Художники, говорит Шеллинг, создают «непредсказуемо», «удовлетворяя здесь только неизбежную необходимость своей природы».

Из понятия «бесконечность бессознательного» Шеллинг далее выводит понятие прекрасного. Красота для него — это бесконечность, выраженная в конечности, и это главная характеристика искусства. «Последнего не существует без прекрасного». Красота в искусстве выше естественного. По соглашению с Кантом и Шиллером Шеллинг отличает творчество художника от «работы мастера». Произведение искусства является продуктом «абсолютно свободного творчества», в то время как произведение ремесла преследует ту или иную внешнюю цель. Но если в Канте и Шиллере противопоставление искусства и ремесла интерпретируется как критика капиталистического разделения труда, то в Шеллинге оно предстает как попытка противопоставить искусство всем другим видам социальной человеческой деятельности. Он говорит, не без презрения, о материальном производстве и «экономически выгодных изобретениях». Он пытается гораздо сильнее, чем Кант, изолировать искусство от практики, политики и морали. «Мы идем гораздо дальше, — говорит Шеллинг, — порывая со всем, что имеет морализаторский характер, и, наконец, отвергая его связь с наукой…» В духе утверждения иррационализма Шеллинг противопоставляет художественный способ познания научному. По его мнению, искусство является прототипом науки. «Наука спешит только после того, что уже доказало свою доступность для искусства». В конце концов, Шеллинг приходит к выводу, что искусство — это «вечный и истинный орган» философии. Науки, по его мнению, рождаются из поэзии. Здесь он указывает на мифологию как на посредническую связь между поэзией и наукой. Он считает, что пауки снова «устремятся обратно в тот обширный океан поэзии, из которого они первоначально пришли», и в связи с этим формулирует идею о необходимости создания новой мифологии. Обо всем этом философ более подробно рассказывает в «Философии искусства».

Эстетическая теория

Чтобы понять эстетическую теорию Шеллинга, необходимо обратиться к его речи в Мюнхенской Академии художеств 12 октября 1807 года «Об отношении изобразительного искусства к природе». Идея отношения искусства к природе, Шеллинг-ноты, родилась давно. Однако каждый раз, когда происходило двойное обманывание. Некоторые считали, что задача искусства — подражать формам природы. Как идеалист Шеллинг отверг этот материалистический тезис. По его мнению, художник, который стремился «рабски копировать» природу, «создавал простые маскировки, а не произведения искусства». В то же время принцип «идеализирующей» природы несостоятелен. Следовательно, искусство не является ни воспроизведением природы, ни имитацией древних узоров. Гений должен работать через силу, из которой возникает прототип. Только в этом смысле искусство подражает природе. «Задача искусства, — говорит Шеллинг, — мы должны понимать в представлении подлинной сущности». Природа отличается тем, что каждое ее творение — это всего лишь момент подлинного совершенства. Напротив, «улавливая сущностное в этой непосредственности, искусство выводит его из потока времени, представляет его в чистом существе, в его жизненной вечности». Искусство, таким образом, является полным и действительным выражением идей. «Каждая вещь, — говорит Шеллинг, — противостоит вечному понятию, задуманному бесконечным разумом». Художник сочетает «понимание идеи сверхчувствительной красоты с тем, что делает эту идею осязаемой». Задача гения «заключается в том, чтобы увидеть в гармонии вселенной ту высшую красоту, которую он нашел в Боге». Таким образом, вся проблема взаимосвязи искусства и реальности мистифицируется с точки зрения платоновской доктрины идей.

В то же время Шеллинг делает диалектические предположения в мистифицированной форме. Он обвиняет материалистов в том, что они игнорируют принцип эффективности и сводят все многообразие природы к расширению, пространственным отношениям, простому спору о лживости форм, рассматриваемых изолированно друг от друга. Это видно из следующего риторического вопроса и ответа: «Считая самые совершенные по красоте формы, что от них останется, если мы отвергнем присущий им принцип валидности? Ничего, кроме совершенно несущественных качеств, к которым принадлежат протяженность и пространственные отношения». Шеллинг требует, чтобы природа рассматривалась как единое целое, как своего рода активное и развивающееся начало. Форма, по его мнению, создается не соглашением, а «положительной силой», «которая является множеством частей под единство концепции, начиная с сил, которые находятся в кристалле до спокойного магнитного тока, который имеет все материальные части, которые являются частью человеческого тела, относительной, так что они становятся очевидной концепции, единства и красоты». Эти идеи «естественной философии» произвели сильное впечатление на современников, поскольку поставили вопрос о единстве и развитии природы. Но, объясняя единство и эффективность природы из «концепции», истинная диалектика природы была искажена. По словам Шеллинга, «вещи живы только через понятие; все остальное в них несущественно, и только тень пуста».

В своей речи Шеллинг ставит вопрос о развитии искусства. По его мнению, это развитие идет от «пластики» к «живописи», при которой искусство постепенно освобождается от физического. Таким образом, в греческой пластике духовная сторона находит свое выражение в теле («античность и мыслепластика»). В ее основе лежала греческая мифология, которая создавала образы богов и тем самым определяла назначение искусства. В новую эпоху христианство играет похожую роль. Живопись, использующая нефизические вещи, а цвет и свет, то есть в некотором смысле «нечто духовное», становится доминирующим искусством новой эпохи. Главное для художника — образ духовной красоты. С Микеланджело, «серьезность и глубокая природная сила господствуют над душевностью и стремлением к привлекательности»; с Корредо-Жо, «чувственная душа становится основой красоты», благодаря которой они выражают благодать и чувственное очарование; так как Рафаэль, «земное вступает в брак с небесным», божественное и человеческое находятся в равновесии; Гвидо Рени становится «истинным художником души». Таким образом, весь процесс развития искусства предстает перед Шеллингом как движение от чувственного к духовному, постепенное вознесение духа над материей. Здесь легко чувствуется предвкушение гегелевских категорий «классического» и «романтического» искусства.

Шеллинг в своих эстетических исследованиях руководствовался методом «строительства». С помощью нескольких категорий (идеальная и реальная, субъективная и объективная, бесконечная и конечная, свобода и необходимость и т.д.) он строит идеальную модель мира искусства. Даже Гегель, склонный к спекулятивным конструкциям, отмечал, что оперирует двумя понятиями («идеальным» и «настоящим»), в то время как Шеллинг был похож на художника, который пытался представить мир, смешивая только два цвета, доступные в его палитре. Правда, если бы все содержание философии искусства сводилось к умозрительным конструкциям, вряд ли пришлось бы знакомиться с его творчеством. Но дело намного сложнее. Конструкции Шеллинга содержат рациональные рудименты, которые, однако, обычно окутаны густым туманом абстракций.

Начиная с Канта, каждый немецкий философ конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков считал необходимым завершить свою философскую систему анализом эстетических вопросов. Впоследствии Гегель включает эстетические вопросы в царство абсолютного духа. В данном случае, планирование следует устоявшейся традиции. Он считает искусство важным аспектом общественной жизни; в заключительной лекции «О методе академического изучения» он утверждает, что проблемы искусства должны быть понятны каждому. По мнению Шеллинга, философия искусства ставит перед собой задачу прояснить природу искусства, научить людей правильно его понимать и основывать свои суждения не на произвольных и субъективных критериях, а на глубоком знании его сущности.

Искусство, как и природа, это нечто целостное. Все виды, жанры и жанры искусства, по мнению Шеллинга, связаны сами по себе, образуют единое целое, ибо воспроизводят абсолютное с разных сторон и собственными средствами. Но Шеллинг не рассматривает различные виды и жанры искусства только с точки зрения их органической связи друг с другом. Он устанавливает такую же связь между искусством, философией и моралью. В этом он исходит из триады идей Канта: Красота, »Правда и Доброта». Если истина связана с необходимостью, а добро — со свободой, то появляется красота (как синтез свободы и необходимости). Шеллинг считает, что связь между истинным, хорошим и прекрасным не является такой же, как связь между конечной целью и средствами.

Большое место в «Философии искусства» занимает проблема мифологии, которая лишь ненадолго была затронута в «Системе трансцендентального идеализма» в ее применении к «Искусству». Философ считает, что «мифология является необходимым условием и основным материалом для всего искусства». Шеллинг в системной форме изложил концепцию мифологии в «Философии мифологии и откровения», а также в работах «Веков мира» и «Тайны самоотразы». Эта концепция довольно противоречива. С одной стороны, Шеллинг подходит к мифу с исторической точки зрения. Таким образом, сравнение древней и христианской мифологии приводит философа не только к идее исторической вариабельности мифа, но и к выявлению отличительных признаков древнего и современного искусства. В то же время Шеллинг часто понимает миф как специфическую форму мысли без привязки к историческим границам. Шеллинг ассоциирует миф с символом, то есть с чувственным и несложным выражением идеи, с художественной мыслью вообще. Отсюда следует вывод, что ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем искусство немыслимо без мифологии. Если последнего не хватает, то, по словам Шеллинга, он создан самим художником для собственного использования. Философ надеется, что в будущем возникнет новая мифология, обогащенная и пропитанная духом новой эпохи. Естественная философия, по его мнению, должна создать первые символы этой мифологии будущего.

Представитель новой философии

Полное имя этого знаменитого мыслителя — Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родившийся в Германии 27 января 1775 года. Он является представителем классической немецкой философии. Он сыграл особую роль в жизни Йены Романтики. Шеллинг был отмечен среди представителей нового философско-фидеализма.

Эстетические виды Шеллинга

Его эстетические взгляды рассматриваются в его работе «Система трансцендентального идеализма» (1800), в его речи «Об отношении изобразительного искусства к природе» (1807), в лекциях по эстетике, прочитанных в университетах Энцка и Вюрцбурга в 1802-1805 годах, и опубликованы в отдельной книге «Философия искусства». В вопросах философии Шеллинг действовал фундаментально и скрупулезно, что свидетельствует о том, что по своей природе он был философом, постоянно требовавшим философских умозаключений из того или иного аспекта. Аспекты проблем философии в трудах Шеллинга носили предостерегающий характер, указывая на то, что Шеллинг хотел, чтобы его знания помогли найти своих учеников, книги — своих читателей. Философское настроение этого выдающегося мыслителя позволяет взглянуть на его работы сквозь призму человечности. Человечество, которое является движущей силой рассмотрения таких аспектов, как изобразительное искусство, позволяет нам судить о нем как об авторе, чьи произведения имели очень необходимый воспитательный характер для будущих философов. В его философском дискурсе особая роль отводилась пониманию природы, природных явлений. Теория во взглядах эстетики после Шеллинга, а также философия Шеллинга оказали большое влияние на романтику раннего периода, особенно на Энска. Название Энск означает название школы немецкого романтизма XIX века.

Эстетика Шеллинга

С философской точки зрения Шеллинг рассматривал эстетику как своего рода заключение к собственным философским идеям. Исследователи его работ делят его мысли на несколько периодов. Их первый период считается естественным философским, второй можно назвать трансцендентальным или эстетическим идеализмом, третий — «философией сложности», четвертый — «философией свободы», пятый — «философией откровения».

Эстетическая философия Шеллинга

По мнению Шеллинга, эстетическая философия — это процесс развития сознания с низших ступеней. Эти этапы, такие как ощущение, созерцание, воображение, суждение, должны быть доведены до самого высокого уровня, понимания. На самом высоком уровне теоретическое «я» реализует себя как само-активное, практическое «я», то есть волю. Соответственно, практическое «я» также проходит несколько этапов.

Особое значение для Шеллинга имеет интеллектуальная интуиция, которой необходимо уделять самое пристальное внимание. Шеллинг рассматривает его как непосредственное созерцание разумом своего объекта. Созерцание того или иного предмета умом создает для человека, да и для философии в целом, особый характер и аспект, которые могут характеризовать то или иное отношение человека к различным восприятиям, которые он может выражать своим собственным мнением.

Таким образом, эстетика Шеллинга — это та философская точка зрения, которая рассматривается сквозь призму теоретической и практической сущности человека. Следует особо отметить, что интеллектуальная интуиция — это тот философский мотив, который имеет особый колорит в инкорпорировании и учете таких эстетических ценностей, как философское «я». И эта философская сущность состоит из нескольких этапов. Эти этапы ведут к независимому более высокому уровню. Высший уровень — это уровень разума. Чтобы достичь наивысшего уровня сознания, человеческий разум должен пройти через стадии восприятия, созерцания, представления и суждения. И после прохождения всех этих стадий и степеней эстетика находит свое отражение в логическом завершении понимания эстетической философии Шеллинга.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Материализм и идеализм
  2. Философские исследования в современной России
  3. Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
  4. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  5. Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
  6. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  7. Возможность и действительность
  8. Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист
  9. Часть и целое в философии
  10. Философия Кирилла Туровского