Для связи в whatsapp +905441085890

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву — Личность

Если в западной психологии возникновение психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда появились первые обобщающие книги о личности К. Левина, Г. Олпорта и Г. Мюррей появился, эта проблема на самом деле долгое время была закрыта для реальных исследований в нашей стране из-за возрастающей идеологической остроты, наряду с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология, социология — ее «оттепель» началась только с конца 1960-х годов, Эта «оттепель» началась только в конце 1960-х годов, когда вновь стало возможным серьезное обсуждение личности в гуманитарных науках. До этого разделы о личности в учебниках для колледжей ограничивались очень общими терминами и в основном сводились к характеру, в то время как характер сводился к темпераменту и другим индивидуально-типологическим признакам.

Практически первой отечественной книгой, раскрывшей проблемы личности профессионально, а не через идеологический словарь, стала книга И.С. Кон «Социология личности», и только в 1980-е годы проблемы психологии личности стали выходить на первый план.

Одним из немногих оригинальных аборигенных подходов, который по праву можно рассматривать как относительно последовательную независимую психологическую теорию личности, является теория А.Н. Леонтьева. Все его публикации, посвященные психологии личности, содержатся в очень сжатые сроки — фактически, за пять лет. Первой публикацией на эту тему стала короткая статья «Некоторые психологические вопросы личного воздействия»; вскоре после этого была написана знаменитая глава «Деятельность и личность», которая сначала была опубликована в журнальном варианте, а затем включена в книгу «Деятельность. Осознание. Личность. Это то, что сейчас известно как теория личности Леонтьева. Однако недавно опубликованные «Методические тетради» из архива Леонтьева, датируемые примерно 1940 годом, но опубликованные лишь через 15 лет после смерти Леонтьева, содержат в своих тезисах почти все идеи, которые легли в основу публикаций 1970-х годов. Публиковать их в течение многих лет не представлялось возможным, но само их существование опровергает первоначальное впечатление о том, что отечественная психология личности значительно отстает от западной психологии.

В своих сравнительно небольших текстах А.Н. Леонтьев, конечно же, не смог разработать теорию личности во всех ее деталях и подробностях. Ему, однако, удалось построить достаточно тонкую и логически последовательную основу теории личности, которая послужила основой для работы ряда его учеников, чьи имена сегодня ассоциируются, прежде всего, с отечественной психологией личности. А.Г. Асмолов, Б.С. Братус, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Суббоцкий внесли наиболее весомый вклад в развитие этого направления деятельности за последние три десятилетия.

Этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву - Личность

Личность

С самого начала Леонтьев привносит в эти работы фундаментальный отход от взглядов большинства своих современных психологов.

«В обычном, мирском понимании, — пишет А.Н. Леонтьев в своих Методических тетрадях, — это то, что управляет индивидуальными процессами деятельности, поведения. Это «мастер» процессов. Леонтьев считает, что это обычный способ мышления. Вообще-то, нет: Личность не является особым качеством или взаимосвязью психических процессов, она имеет иную природу: «Проблема личности — это проблема единства, взаимосвязь индивидуальной деятельности».

Разница между этими формулировками очень существенна. Взаимосвязь психических процессов — это то, что относится к психической реальности. Таким образом, мы относим личность к общей категории психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н. Леонтьев, с другой стороны, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики на уровень отношений с миром; как он впоследствии выразился, «проблема личности формирует новое психологическое измерение: новое, отличное от измерения, в котором происходит изучение того или иного ментального процесса». Эта позиция, идущая от Выготского, принципиально отличает подход А.Н. Леонтьева от взглядов А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно идеям А.Н. Леонтьева, личность — это особая реальность, заслуживающая особого внимания: «Личность — это не простое биологическое существо, это высшая сущность, историческая (социальная) природа». Это единство, идентичность, изначально не дано. Человек рождается не как личность. Личность человека возникает в процессе развития его жизни».

Таким образом, Леонтьев определяет личность как контекст, иерархию деятельности, а не психические процессы. «Человек становится личностью …. в ходе его биографии. В этом смысле личность — это «тромб» биографии». Иными словами, личность не является ни биологической, ни социальной, ни условиями, ни факторами, а является биографией, жизненным опытом! Личность — результат «кристаллизации» биографии. Это первая диссертация А.Н. Леонтьева.

Второй тезис: личность развивается, то есть существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют никакого отношения к развитию психических процессов. Третий тезис: личность имеет структуру. В самом начале вводится разграничение между человеком и личностью. Если человек является разновидностью биологического образования, единицей естественных органов и их функций, то личность является небиологической сущностью. Она возникает постепенно и обретает форму в течение жизни, так что возникает структура личности и в то же время личность, независимая от личности.

Действительно, та же самая общая идея, хотя и в несколько иных выражениях, перекликается в Деятельности более чем на три десятилетия позже. Сознание. Личность». Леонтьев начинает свой анализ личности с важного тезиса о том, что личность — это не все в человеке. Есть что-то, что не имеет ничего общего с личностью, и есть что-то, что делает, но это не известно заранее. «Одни и те же характеристики человека могут иметь разные отношения с его личностью». Наша задача, — пишет А.Н. Леонтьев, — требует от нас понимания личности как психологической реформации, которая формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — как природное, так и социальное — является необходимым условием развития личности, из которого невозможно вывести само развитие.

Личность впервые возникает, когда человек входит в историю, и он становится человеком только как субъект социальных отношений. «Личность человека ни в коей мере не существует по отношению к его деятельности, поскольку его сознание, оно порождено им».

Позиция А.Н. Леонтьева в отношении личности как «внутреннего момента» деятельности вызвала много критики, в которой его обвиняли в том, что он якобы сводил личность к деятельности, тем самым лишая ее специфичности. Однако Леонтьев никогда не говорил, что личность — это просто момент деятельности. Смысл этого тезиса состоит в том, что деятельность имеет «объектно-субъектную» структуру, она не может происходить без субъекта, который является личностью. Деятельность складывается из мотивов, а мотивы связаны с личностью, но не с личностью.

Развитие личности. Личность и биография

Человек — это сочетание естественных органов и их функций, возникающее в результате дифференциации и в то же время интеграции живых контуров. Именно связь естественных потребностей определяет естественную иерархию деятельности. Личность, с другой стороны, является «связующим звеном и иерархии деятельности, не биологической, а исторической». Она определяется процессом дифференциации деятельности и ее переподчинения, возникает новая иерархия, новые, вторичные, высшие связи.

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. По его мнению, помимо естественных функций, существуют и более высокие функции человека. Они появляются в жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства во внутриличностное (в этом суть процесса интернационализации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с другими людьми.

Ниже приведен раздел «Филогенез личности. «Первоначальная личность…», — пишет Леонтьев, «еще не является индивидуальной личностью». Люди первобытного кланового общества… еще не… «отделенный от пуповины первобытного общества». Они образуют некое единое целое. Исторически сложилось так, что личность развивается как отделение и автономизация индивидуумов от первичной тотальной личности. Первоначально сообщество, социальная группа — это единая личность, затем из нее постепенно выкристаллизуется автономная личность.

Следующий основной тезис характеризует направление развития личности: от «действия для удовлетворения своих естественных потребностей и призывает» к «удовлетворению своих потребностей, чтобы действовать, чтобы выполнить свою жизненную задачу, чтобы выполнить свои жизненно важные человеческие цели». Причинно-следственная структура перевернута: сначала действия ради нужд, затем нужды ради действий.

Теория личности активно развивалась А. Н. Леонтьевым.

Основные положения этой теории можно резюмировать следующим образом.

По мнению исследователя, личность — это не просто человек с определенным жизненным опытом, а человек, развитие которого связано с формированием мотивационной сферы. Человек может быть признан личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями общества. Качество и масштаб ценностей, которые человек усваивает и принимает, определяют качество и масштаб его личностных характеристик.

А. Леонтьев определил этапы развития личности, которые, как правило, отражены в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».

«Первое рождение» личности

«Первое рождение» происходит в дошкольном возрасте и знаменует собой формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение бессознательных мотивов и побуждений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).

Можно определить временные рамки «рождения первого ребенка»: Она начинается примерно в 3 года и продолжается до младшего школьного возраста. Таким образом, это не одновременный, а длительный процесс.

Основным критерием существования этого этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социальной структуры в качестве основных мотивов поведения. Внешним проявлением такого принятия является, например, способность ребенка «не брать» желанный предмет просто потому, что взрослый, который его воспитывает, запретил это. Важно, чтобы эта способность вступала в игру даже тогда, когда ребенок находится наедине с объектом, о котором идет речь, — ребенок должен понимать, что объект не должен быть взят ни при каких обстоятельствах. Когда ребенок способен таким образом подчинить желания распоряжениям взрослого, можно сказать, что социальная норма, действовавшая как внешний регулятор деятельности ребенка (т.е. родителю приходилось повторять его требования), превратилась во внутреннюю форму регулирования.

Отдельно необходимо описать «эффект горьких конфет», выявленный в ходе одного из экспериментов Леонтьева. В этом расследовании участвовал ребенок дошкольного возраста. Суть эксперимента была суммирована следующим образом. Ребенку было дано задание забрать предмет со стола, не выходя из комнаты, при этом стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз ребенок получал конфетку за успешное выполнение задания. За это время, в то время как взрослый контролировал процесс, ребенок выполнял задание по мере необходимости — не вставая. В середине эксперимента взрослого якобы попросили ненадолго покинуть комнату, и он вышел (на самом деле, он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок остался один, чтобы забрать предмет, он просто встал со своего места, подошел к предмету и взял его. Взрослый, который вернулся в комнату и нашел предмет в руках ребенка, предложил ему кусочек конфеты для правильного выполнения задания. Но ребенок сначала отказался от награды, а когда взрослый настаивал, то плакал тихо.

А. Н. Леонтьев предложил следующее объяснение явления. Каждое действие ребенка объективно вписывается в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок — взрослый», другим — «ребенок — субъект». А поскольку любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано только в форме деятельности этого субъекта, движимого определенным мотивом, А.Н. Леонтьев отмечает, что действие ребенка по-разному коррелировало с двумя значимыми мотивами: желанием забрать объект (поскольку за него ожидается награда), но получить его социально-утвержденным способом сложно (а ребенок в этом возрасте старается оправдать ожидания взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил вознаграждение за «правильное» решение задания, ребенок испытал мотивный конфликт, сделав конфету «горькой» для него в личном смысле.

Этот эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс со-подчинения мотивов, и социально значимые мотивы, отражающие соблюдение социальной нормы, представляются наиболее важными.

«Второе рождение» личности

В подростковом возрасте происходит процесс «повторного рождения», который проявляется в формировании способности выявлять мотивы своей деятельности, контролировать их, подчинять друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность имеет достаточно устойчивую иерархию мотивов, которая уже сложилась благодаря предыдущей деятельности, но считает необходимым ее пересмотреть. Это происходит потому, что спектр социальных отношений, в которые вступает ребенок, и количество видов деятельности, которые реализуют эти отношения, становятся все более широкими, а противоречия возникают в диапазоне их соответствующих социальных мотивов. Это становится особенно очевидным в первый раз, когда социально санкционированное действие ребенка (например, не пропустить ни одного урока) неожиданно резко отрицательно оценивается другими учениками класса, которые стали для подростка «близкими людьми».

В этом возрасте ребенок начинает задавать глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего следует избегать, каковы должны быть идеалы жизни и т.д. Это, конечно, требует большой работы по самосознанию.

Важным показателем прохождения этапа «второе рождение» личности является первое самостоятельное и ответственное действие человека.

С учетом этого показателя, выделенного А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще более сузить рамки понятия «личность», утверждая, что только личность, способная на такое действие, может быть названа личностью.

Таким образом, после «первого рождения» пока нельзя говорить о личности, а только о социальном индивидууме, способном воспринимать социальную норму как значимый внутренний регулятор поведения, не заботясь о других возможных социальных нормах.

Однако социальная личность не всегда становится личностью, поскольку фаза «второго рождения» подразумевает повышение степени ответственности и самостоятельности личности, что может привести к выявлению новых проблем субъекта.

Например, одной из таких проблем могло бы стать обладание большей свободой действия, к которой субъект не привык — и поэтому убегает от нее (одна из книг Э. Фромма, изучавшего эту проблему, называлась «Полет от свободы»). Более того, человек, решивший что-то сделать, всегда рискует совершить ошибку, не выбрав наиболее удачную стратегию поведения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.
  2. Арт-терапия — История арт-терапии
  3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями — Самооценка как фактор человеческой личности и ее истоки
  4. Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников
  5. Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов
  6. Профессиональный стресс и его особенности
  7. Психофизиология памяти
  8. Понятие социальной установки в психологии
  9. Методики диагностики самооценки личности
  10. Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье