Для связи в whatsapp +905441085890

Этнические установки — Этника

Проблема стереотипов и предрассудков и борьба с ними чрезвычайно актуальны в современном мире, который движется в направлении глобализации. Однако, несмотря на развитие, распространение Интернета и, таким образом, расширение доступа к информации, все еще существует много пробелов в знаниях людей друг о друге.

Наше восприятие других людей зависит от того, как мы «классифицируем» их. Подобно тому, как восприятие определенных объектов или событий со схожими характеристиками позволяет формировать понятия, люди обычно классифицируются по принадлежности к группе, социально-экономическому классу или по демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.д.).

Феномен стереотипирования является характерной особенностью обработки человеком внешних воздействий. Это тесно связано с усилиями человека «сортировать» полученную информацию, «интерпретировать» ее в процессе своего сознания.

Конечно, такая сортировка требует определенных критериев. На уровне повседневного сознания такими критериями становились наиболее характерные, поражающие, «лежащие на поверхности» черты предмета, явления и т.д. Человеческое сознание всегда стремится упростить эти критерии, чтобы расширить рамки категорий, в которых может содержаться как можно больше явлений.

Я думаю, что актуальность данного исследования заключается в том, что в повседневной жизни люди, как правило, лишены возможности критически оценивать традиции, нормы, ценностные ориентиры и правила социального поведения, поэтому это не более чем шаблон, согласно сложившемуся стереотипу.

Этнические установки - Этника

Этника

Это целая система социальных установок, носители которых воспринимают и оценивают объекты с позиции и под влиянием своей этнической идентичности, реагируют на социальные объекты и коммуникативные ситуации в соответствии с менталитетом и культурными традициями своей этнической общности.

Этническое отношение — это готовность индивида реагировать и действовать определенным образом в определенных коммуникативных ситуациях, основанных на этом:

  1. фиксированное восприятие определенных социальных объектов;
  2. социально обусловленное отношение к объектам, идеям и ценностям этнических общностей;
  3. психологическое переживание человеком ценности, смысла и значения социального объекта.

Этническое отношение имеет трехкомпонентную структуру, которая включает когнитивный компонент — представления и знания об объекте отношений; аффективный компонент, т.е. систему эмоционально-оценочных отношений к объекту; конативный компонент — модель реакции на объект и соответствующие действия и поведение. Этническое отношение к ситуации — это характерная реакция на события и их участников, обусловленная познавательной и аффективной составляющими этнического отношения.

Этническое отношение к объекту впитывает весь предыдущий опыт этнической общности, он формируется в процессе категоризации: окружающие объекты и явления; народ; себя и свои отношения; ценности, идеи и культурные традиции. По категориям объектов и сферам их отражения выделяются 4 уровня:

  • Уровень 1 ориентирован на этническое отношение к предметному миру, проявляющееся в различных формах взаимодействия с предметным миром: в образе жизни, организации быта, правилах взаимодействия с растительным и животным миром.
  • Уровень 2 включает этническое отношение к другим людям. Сферой проявления этнических установок 2-й стадии является деятельность в социальной среде. На втором этапе этнические установки накапливают опыт отношений внутри этнической группы и с другими этническими общностями. Поэтому характерные этнические установки отражают: иерархию отношений к человеку в соответствии с его статусом; традиции социальной и совместной деятельности, а также историческую оценку межэтнических контактов. стереотипная этническая личность социально
  • Уровень 3 фокусируется на рефлексивных этнических установках. Они отражают традиционные нравственные требования, этические нормы общества и поведения в обществе, образовательные идеалы, принятые в конкретной этнической общности. Эти установки 3-го уровня проявляются в поведении и языковой культуре каждого представителя этноса.
  • Четвертый уровень — это отношение к ценностям, идеям и принципам жизни этнической общности. Они отражают этнический менталитет.

Они проявляются в культурных традициях этнической общности. Этнический стереотип, понимаемый как жестко фиксированное отношение — относительно стабильное восприятие индивидуальных и групповых характеристик этнических групп, является особым типом этнических установок. А.А. Крылов различает: Стереотипы восприятия, стереотипы поведенческой интерпретации и стереотипы поведения, каждый из которых также можно рассматривать как этнические установки. Если стереотипы этнического восприятия связаны с обобщенным и схематизированным описанием характеристик и признаков собственной этнической общности и характеристик других этнических общностей, то стереотипы интерпретации этнического поведения основываются на различных видах причинно-следственной атрибуции: 1) диспозиционной (личной); атрибуции; 2) ситуационной; 3) групповой. Отрицательные явления, такие как предвзятость, предвзятость, возникают в результате ошибок при причинно-следственном отнесении к той или иной группе. Предрассудки — это негативное отношение к людям, основанное исключительно на их принадлежности к другой этнической группе. Предрассудки проявляются в негативной оценке их личности, поведения, норм и ценностей культуры. Предрассудки — это преднамеренная ложная оценка людей исключительно на основании их принадлежности к другой этнической группе. Л.Н. Гумилев рассматривает этнический поведенческий стереотип как строго определенную норму отношений: а) между коллективом и индивидом; б) индивидами между собой; в) внутриэтническими группами между собой; г) между этносом и внутриэтническими группами. Эти нормы существуют во всех сферах жизни и быта и воспринимаются как единственно возможный способ совместного проживания в конкретном этносе и эпохе, а для представителей другого этноса — как аномальные.

Стереотипы восприятия

Перцептивный стереотип — это обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей определенной социальной группы, сформировавшихся в данной социальной группе.

Стереотипы помогают укрепить традиции и привычки. В этом отношении они функционируют как средство защиты собственного мыслительного мира и как средство самоутверждения. Иными словами, стереотипы — это оплот, охраняющий наши собственные традиции; под его защитой мы можем чувствовать себя защищенными в занимаемом нами положении.

Слово «стереотип» происходит от греческих слов «стереотип» — «жесткий» и «опечатка» — «отпечаток». Первоначально, в печати, термин относится к печатной официальной копии с типографского набора. В повседневной жизни термин «стереотип» довольно часто используется как синоним слов «узор» или «стандарт».

Термин «социальный стереотип» был введен в научное употребление в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом. В своей работе «Общественное мнение» он охарактеризовал стереотип как характерный феномен обычного сознания, основанный на стремлении человека свести многообразие мира к нескольким определенным категориям, облегчив тем самым восприятие, понимание и оценку явлений.

Стереотип однозначен, он разделяет мир только на две категории: «известный» и «неизвестный». «Знакомый» становится синонимом «хороший», а «незнакомый» — синонимом «плохой». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что малоизвестные воспринимаются как очень знакомые, а малоизвестные — как остро враждебные. Стереотип, таким образом, несет в себе элемент осуждения.

Мы представляем себе много вещей, прежде чем испытать их на себе. Многие стереотипы возникают спонтанно и невольно из-за неизбежной необходимости сохранения внимания в процессе усвоения опыта других людей и предыдущих поколений, опыта, который фиксируется в виде привычных представлений.

Концепция этнических отношений

Этнические установки — это готовность человека воспринимать определенные явления этнической и национальной жизни и межэтнических отношений и действовать в соответствии с их восприятием в любой конкретной ситуации.

Этнические установки — это совокупность верований, мнений и взглядов людей на различные этапы жизни (исторический и современный) их этнических отношений и общности с другими людьми и нациями разных национальностей.

Этнические установки формируют отношение к определенным национальным явлениям и объектам, а также к моделям взаимодействия с ними (бизнес, семья, дружба, соседство).

Этнические установки формируются на границе этнокультурных контактов и фиксируют эмоционально-оценочное отношение индивидов к своей этнической группе, а также к другим этническим группам и их индивидуальным представителям. В этом контексте этнические установки могут быть как негативными, так и позитивными в зависимости от их характера и насыщенности.

Основой позитивных этнических установок является традиционная этническая культура, которая формируется в человеке через целенаправленный процесс образования. Если этническая культура не учитывается, то процесс формирования этнических установок происходит спонтанно и находится под влиянием окружающего общества и семьи.

Современная психология изучает механизм самопроизвольного формирования этнических установок и необходимость их гармонизации в зависимости от потребностей общества и государства.

Характерными чертами этнических установок являются их некритичное, ограниченное, а иногда и искаженное когнитивное содержание. В этом контексте особое значение для этнических установок имеет этнический стереотип, который зачастую является непониманием и отражением знаний и представлений об определенной этнической группе.

Основные факторы этнических установок

Содержание этнических установок включает в себя несколько составных элементов, наиболее важным из которых является этнический стереотип.

Этнический стереотип представляет собой относительно стабильное представление о физических, психических и моральных особенностях, присущих представителям различных этнических общностей.

Содержание этнических стереотипов включает в себя оценочные мнения о качествах представителей данной общности, а также предписания к действиям в отношении лиц данной национальности.

Сущность этнических стереотипов впервые была определена в 1922 году В. Липпманом в его работе «Общественное мнение». В этой книге впервые подробно описаны особенно распространенные в обществе мнения и предрассудки в отношении членов социальных, политических, этнических и профессиональных групп. В частности, автор выделил этнические стереотипы, формирующиеся на основе ограниченной информации о национальности и этнической принадлежности, а также на основе предвзятых выводов, сделанных на основе общения и взаимодействия с одним из представителей. То есть, очень часто мнение о всей национальной принадлежности формируется на основе действий одного человека.

Поэтому адекватность этнических стереотипов весьма проблематична. Этнические стереотипы отражают опыт (негативный или позитивный), который человек имеет, особенно в тех областях, где люди разных национальностей наиболее активно взаимодействуют.

Этнические стереотипы обычно разделяются:

  • Автостереотипы,
  • гетеростереотипы.

Аутостереотипы — это суждения, мнения и оценки, которые его представители непосредственно ссылаются на конкретную этническую общность.

Этот тип стереотипов формируется народом (этносом) по отношению к самому себе. Особенность заключается в том, что это в основном набор положительных оценок, основанных как на фактических, так и на воображаемых характеристиках конкретной этнической группы.

Гетеростереотипы — это набор оценочных суждений о других этнических группах (народах).

Такие стереотипы могут быть как позитивными, так и негативными, в зависимости от опыта исторического взаимодействия.

Помимо этнических стереотипов, структура этнических отношений включает в себя этнические предрассудки и этнические убеждения.

Этнические предрассудки и предрассудки следует отличать от этнических стереотипов. Главное отличие заключается в том, что этнические стереотипы по своей сути являются «культурными» установками, в то время как предрассудки и убеждения в большей степени связаны с «социальными» установками.

Этнические предрассудки — это отношение, препятствующее адекватному восприятию информации о представителях конкретной этнической общины, их действиях и поступках.

Как показывает практика, человек не знает или не хочет знать, что у него есть предрассудки в отношении конкретной национальности или этнической принадлежности.

На формирование этнических предрассудков влияет не только личный жизненный опыт, но и результаты некритического принятия стандартного мнения об определенной этнической группе или национальности.

Этнические предрассудки — это извращенное восприятие поведения, характера и образа жизни другого народа, вызванное этноцентризмом, стереотипами и привычками, навязанными человеку в результате определенной образовательной модели.

Этнические предрассудки в основном выражают негативную оценку других национальностей. Предубеждение основано на чрезмерной похвале достижений и особенностей собственной этнической группы в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Концентрированный отрицательный эмоциональный заряд делает предрассудки реальной движущей силой в ситуациях межэтнического общения.

Характерной чертой этнических предрассудков является их стойкость, жизнеспособность и одержимость. Определенную роль играют такие психологические факторы, как отказ от «чужих», конформизм в мышлении и ксенофобия.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бандура Альберт, канадский психолог — Биографический очерк
  2. Психические процессы, свойства и состояния человека
  3. Межличностные отношения подростков
  4. Системность в психологическом развитии личности
  5. Проблема улучшения памяти. Мнемотехника и летотехника виды и примеры использования. Феноменальная память
  6. Вклад Ж. Пиаже в психологию развития — Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
  7. Пути преодоления острых проявлений кризиса трех лет
  8. Групповая арт-терапия
  9. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе
  10. Особенности социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста