Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя
  2. Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
  3. Роль народных традиций в воспитании
  4. Проблемы семейного воспитания в истории педагогики
  5. Истоки народной педагогики
  6. Воспитательная система сельской школы
  7. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности
  8. Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника
  9. Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях
  10. Инновационные подходы в физическом воспитании школьников

Введение

Современные проблемы образования, вытекающие из актуальных проблем общества и предвосхищающие его социальный заказ, заставляют по-новому рассмотреть цель, содержание и средства формирования этической культуры личности в связи с ее решающей ролью в воспитании учащихся начальной школы. Духовно-нравственное оздоровление общества является одним из решающих условий преодоления негативных явлений.1Этическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет свое начало в нравственной проблематике, поскольку способность человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и социальную культуру людей. Существуют простые законы морали, которые необходимо усвоить. В этом помогают учения этической культуры. Их цель — воспитание и формирование нравственности. Сегодня этическое воспитание детей должно стать неотъемлемой частью среднего образования.

Это образование влияет на динамику самосознания личности, развитие нравственной позиции при принятии и выполнении решений, помогает определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в той или иной жизненной ситуации.

Прошедший XX век удивил мир своими технологическими достижениями, но этот век принес человечеству невиданные страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, которые привели к крупномасштабным войнам и терроризму, были откровенно национальными. Создается впечатление, что этот век стал веком культуры войны, на которую жители планеты Земля обрекли себя, потому что не хотят понимать и уважать друг друга, потому что не хотят видеть общечеловеческие идеалы и ценности. И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и понимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовать свои творческие способности, познать мир и сделать его лучше. Для этого нам нужен мир и общность между всеми жителями Земли. Не случайно первое десятилетие XXI века было провозглашено ЮНЕСКО Десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитывать в каждом из нас не только терпимость между расами, между конфессиями и на международном уровне, но и искренний интерес к культуре всех народов Земли. В этом отношении большую помощь может оказать еще довольно молодая наука этнопедагогика, которая объединяет эмпирические данные о воспитании подрастающего поколения.

Понятие этнопедагогики и ее функции

Этнопедагогика — это научный взгляд на феномен воспитания и анализ социальных и образовательных процессов, переплетение, взаимодействие и взаимовлияние педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки изучает закономерности и особенности национального воспитания. По мнению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура семьи, этносоциума, нации или народа. В настоящее время в педагогической литературе можно встретить два близких по значению термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Мы договорились использовать их со следующим смысловым значением:3 Народная педагогика означает воспитательные традиции конкретной этнической группы; этнопедагогика — обобщенный термин, означающий сравнительный анализ воспитательных традиций разных народов.

Преемственность поколений очень важна в этнопедагогике. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни стариков и воспитания молодежи. Г.Н. Волков нашел в народных поговорках замечательную мысль: «Не говори о любви детей, если не почитаешь стариков».Самая важная и действенная черта народной педагогики — ее связь с жизнью. Социализация в самом общем виде — это не что иное, как развитие человека под влиянием окружающего общества, культуры, приобретение человеком социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, приобретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений, накопления таких нравственных категорий, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в доброй творческой деятельности и т.д. Поскольку они необходимы для воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции формируют особую психологическую среду, которая выступает в качестве основного воспитательного средства для растущих детей. В воспитании человека принимали активное участие все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Духовная культура, народные обычаи, традиции, социальные и этические нормы составляют основу народного воспитания. В педагогической мудрости народа существует четкое разграничение форм воспитания:

  1. Притчи — для социально-этических;
  2. Загадки — для умственных способностей;
  3. Песни — эстетические и патриотические;

Являясь постоянной частью человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные средства воспитания на разных этапах развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: Содержание и применение, т.е. педагогическая идея и педагогическая ценность. Этнопедагогику можно представить как историю и теорию этнопедагогики. Этнопедагогика — это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических представлениях о самобытных ценностях семьи, рода, племени, нации и народности. Область этнопедагогики объясняет народную педагогику и дает способы ее применения в современных условиях; собирает и изучает опыт этнических групп на основе многовекового, естественно развивающегося сочетания народных традиций.Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений общественного строя, связанных с движением общественного сознания. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и социального влияния, в ходе которого происходит воспитание, развитие личности, усвоение социальных норм, ценностей и опыта; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и образовании детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, рассказах, повествованиях, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и т.д. отражено, Выдающиеся педагоги прошлого уделяли большое внимание изучению образовательных взглядов людей и их образовательного опыта. Классики педагогики считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее основой и фундаментом. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в семьях рабочих предложил и развил идею «материнской школы», целью которой было поднять все семьи до уровня лучших семей, в которых воспитание было наиболее рациональным. Некоторые дидактические правила он изложил в форме народных афоризмов, а в некоторых случаях народные афоризмы являются элементом дидактических положений.

Духовные истоки народной педагогики

Этнопедагогика — относительно «молодая» отрасль педагогической науки. Систематические исследования в этой области начались во второй половине 20 века, когда проблема этнопедагогики нашла свое отражение в той или иной степени в педагогических трудах К.Д. Ушинского, в философских работах П.А. Кропоткина и в педагогических размышлениях П.И. Ковалевского7. Проанализировав педагогическое наследие разных народов, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что общей для всех этносов системы воспитания не существует: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в области образования является ценным наследием для всех людей в том же смысле, в каком опыт мировой истории принадлежит всем народам. Как невозможно жить по чужому примеру, каким бы заманчивым он ни был, так и невозможно воспитывать по чужой системе образования, какой бы продуманной она ни была. Каждая страна должна развивать свои собственные силы в этом отношении.

Народная педагогика — это духовное явление, присущее сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки педагогических действий, которые выступают как единица педагогической мудрости и педагогической деятельности людей.Между народной педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая связь. С одной стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из народных педагогических традиций. С другой стороны, народная педагогика использует методологические инструменты научной педагогики. Термин «этнопедагогика» впервые в нашей стране был использован академиком Г.Н. Волковым в 1972 году. Программы по этнопедагогике были разработаны в советский период в Чебоксарах, Москве и педагогических вузах Северного Кавказа. К сожалению, парадигма этнопедагогики в советский период была основана на идеологическом подходе, а определяющим фактором был язык. Изучение этнопедагогики основывалось только на национальном историческом опыте. В редких случаях интегрировался опыт народного образования, накопленный этносами одной языковой группы, например, адыго-черкесскими. Такой чисто национальный подход нельзя признать беспристрастным. П. А. Кропоткин, как и другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия являются основными источниками нравственности. Таким образом, естественно, что ногайцы и ингуши, принадлежащие к разным языковым группам, в силу близкого хозяйственного уклада жизни выработали схожие нормы неписаного права, регулирующие семейные отношения — адаты, а нартский эпос является творением и наследием адыгского, осетинского, балкарского, карачаевского и нахского народов.

Ногайцы и калмыки, исповедующие ислам и ламаизм соответственно, имеют специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопедагогики истоки народной мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе. Поэтому в настоящее время, когда педагогическая наука освободилась от идеологических ограничений, необходима объективная интерпретация народных педагогических традиций.

Интерес к народной педагогике не случаен, ведь она является частью духовной культуры народа, которая лежит в основе этики и морали. Удивительно, но принципы национальной педагогики имеют много общего на всех континентах и среди всех рас и народов, потому что они основаны на универсальных ценностях. Это так важно знать всем нам в наш век межнациональных конфликтов, морального оскудения и пересмотра духовных ценностей.

История знает немало случаев, когда малая этническая группа по разным причинам оказывалась в окружении других этнических или религиозных групп, и именно религия помогала группе сохранить родной язык, этническую идентичность, чувство этнической общности и национальные традиции. Примером может служить история некрасовских казаков.

По мнению К. Д. Ушинского, для успеха в педагогике следует опираться на систему, созданную самим человеком, учитывая природные задатки личности, своеобразие национального характера, сформировавшегося под влиянием среды и обстоятельств. Знание устного народного творчества, то есть отраженного в нем народного воспитательного опыта, помогает лучше понять особенности исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, при которых происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.10

Выдающийся итальянский философ Джоберти в свое время справедливо заметил, что во все времена и везде гражданские порядки возникали из священнических, города — из храмов, а образование и культура народа — из религии.

Именно этого концептуального подхода мы придерживались при разработке курса «Этнопедагогика» для Ростовского педагогического университета, одного из самых этнически и конфессионально разнообразных учебных заведений на Северном Кавказе.

Северный Кавказ — это глобальный коридор культур и цивилизаций, где с древних времен пересекались пути многих народов, языков и религий. Массовое заселение русских в этом регионе началось во второй половине XVIII века. Однако восточнославянское население появилось здесь гораздо раньше, во времена Древней Руси. На Таманском полуострове уже в х гг. века древнерусское княжество Тмутаракань. Русские проникли до нынешнего села Тмутаран. Преградное, Ставропольский край. Естественно, здесь, в плотном социальном пространстве, образовался тугой узел межличностного общения и межэтнического сосуществования народов.

В многочисленных социальных и политических конфликтах, обострившихся в последние годы, национальные и религиозные карты разыгрываются лидерами противоборствующих сторон.

Такое разнообразие национальностей на Северном Кавказе требует тщательного изучения традиций и обычаев каждого народа, поскольку мир в этом регионе может быть построен только на основе языков, образования и культуры. По этой причине мы уделяем большое внимание образовательным традициям народов Северного Кавказа. Более того, этнопедагогика северокавказских народов, как и этнопсихология, до последнего времени оставалась несколько в тени, хотя система их семейного воспитания, которая была направлена на воспитание здорового, сильного и мужественного человека, несомненно, представляет большой интерес.

Л. Н. Толстой говорил: «Мы гораздо ближе к Востоку, и нам лучше изучать индусский, китайский, даже персидский языки и их замечательную философско-этическую литературу». География Северного Кавказа такова, что культура и традиции тюркоязычных народов ближе к нашим, чем, скажем, педагогика славянских стран Центральной Европы. Существенный вклад части учебника, посвященной этнопедагогике мусульманских и буддийских народов, объясняется вышеуказанным фактором.

Курс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования творческого отношения студентов к педагогической деятельности, начатого при изучении курсов общей педагогики и психологии.

Кроме того, представление этнопедагогики как философии образования, основанной на природе и религии, будет способствовать формированию планетарного образа мышления учителя, характерного для современной педагогики во всех цивилизованных странах.

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление цели народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одного из аспектов образования. Идеал — это универсальное, более всеобъемлющее явление, выражающее наиболее общую задачу всего процесса формирования личности. Идеал показывает конечную цель воспитания и самовоспитания человека, дает высший образец, к которому он должен стремиться.

Моральные идеалы несут в себе огромный социальный заряд и играют очищающую, призывающую, мобилизующую и вдохновляющую роль. Когда человек научился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему посох-идеал. Белинский высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе и облагораживании личности; в то же время он придавал большое значение искусству, которое, по его мнению, формирует «стремление к идеалу».

Среди многих сокровищ народно-педагогической мудрости одно из ключевых мест занимает идея совершенной человеческой личности, ее идеал для подражания. Эта идея зародилась — в самой примитивной форме — в античности, хотя, конечно, «совершенный человек» в идеале и в реальности гораздо моложе «человека разумного».

Образование в истинно человеческом понимании стало возможным только с появлением самообразования. От простейших, изолированных, случайных «педагогических» действий человек переходил ко все более сложной педагогической деятельности. По словам Энгельса, с самого начала человечества люди приобрели «способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой все более высокие цели и достигать их». Сама работа становилась от поколения к поколению более разнообразной, более совершенной, более многогранной.

Прогресс в труде влечет за собой прогресс в образовании, которое немыслимо без самообразования: ставить перед собой цели — это их конкретное выражение. Что касается «все более высоких» целей, то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в еще примитивных формах образования.

Разнообразие, совершенство и многогранность труда, о которых писал Ф. Энгельс, с одной стороны, требовали человеческого совершенства, а с другой — способствовали этому совершенству.

Сущность и духовные истоки народных педагогических традиций, преемственность поколений

Духовность нации — это сложное понятие. В русской философии религии она использовалась, прежде всего, для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб народов. В советской теории она оказалась не столь полезной и не нашла своего места как в системе понятий, описывающих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологической сущности.

Судьба нации зависит от ценностных характеристик и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию», она поднимется к свету вечных истин через дух святого народа».

В своей «Этике» П.А. Кропоткин утверждал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил мораль непосредственно из опыта природы.

Правильность этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самая обычная кошка может убедительно продемонстрировать, насколько несовершенны мы, люди. Этика животных и растений может служить примером для подражания людям.

Например, в перенаселенных центральных регионах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды. И, как бы странно это ни звучало, эти принципы были реализованы необразованными русскими крестьянами, которые сумели максимально эксплуатировать природную среду.

Природные ресурсы использовались очень рационально и в то же время очень интенсивно.

Интересно отметить опыт крестьян в использовании феноиндикаторов в сельскохозяйственной деятельности: «Береза распустила листья — пора сажать картошку»; «Черемуха цветет — пора похолодания»; «Черемуха цветет, рожь цветет — пора сеять гречиху». Календарь полевых работ часто представлялся в пословицах и притче: «Овес в грязи — будешь князем», «3 июня — льносейка», «13 июня — раэппорагальник, вышел сев — распрягай коня» и т.д. Календарь полевых работ также был распространен среди жителей деревни. Народные приметы, предсказывающие погоду, передавались из поколения в поколение: «туман на земле — к ведру, поднимается — к дождю», «солнце садится в тучу — завтра дождь».

Такая система не основывалась на научных званиях, а была рассчитана на социальную структуру и экономические возможности русского сообщества, и практически поддерживалась единственным, но мощным стимулом — физическим выживанием семьи и продолжением рода.

Бережное отношение к природе проявилось и в традициях донских казаков. Весной, когда рыба шла на нерест в Дунайское ущелье и вверх по течению, запрещалась не только рыбалка, но даже звон церковных колоколов, чтобы не беспокоить рыболовов.

Ведущая роль этнопедагогики заключается в достижении гармонии между природно-биологическими, социальными и духовными аспектами развития человека.

Достижение гармонии — это многоступенчатый и многоуровневый процесс, происходящий в контексте измеряемых и неизмеряемых явлений. Целью образования является укрепление преемственности поколений многовековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге осознание принадлежности к своим корням.

Люди хотели видеть в каждом ребенке набор социальных и этических качеств. Народная педагогика основана на триаде «ум — доброта — трудолюбие».

В советский период по ряду экономических и социальных причин зависимость сельского населения от природы уменьшилась, а соблюдение экологических принципов природопользования на определенном этапе даже стало экономически невыгодным. При этом преемственность традиций была нарушена, и в наше время их носителей почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного отношения к ним.

Непрерывность является предпосылкой для непрерывного развития. В то же время постоянство развития является конкретным проявлением преемственности будущего с прошлым через настоящее. Определенная последовательность, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, конечно, не подразумевает примитивной прямолинейности. Непрерывность развития не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности, ни повторения.

Преемственность между поколениями

Преемственность в воспитании, которая является одним из основных аспектов преемственности поколений, предполагает согласованность подхода к детям самих воспитателей, координацию домашнего и общественного воспитания, педагогический оптимизм — на основе достигнутых в воспитании результатов преодолевать те или иные негативные особенности поведения детей, обеспечение правильного соотношения целей воспитания и т.д.

Преемственность осуществляется во времени и пространстве. Физическую преемственность обеспечивает природа — наследственность, генотип, материально-экономическую — наследственность и духовную — воспитание. Природа, социальные условия, образовательные факторы взаимодействуют друг с другом и препятствуют или способствуют преемственности.

Образование укрепляет преемственность там, где она может существовать без него. Иногда даже спонтанный образовательный процесс, который ничем не подкреплен и функционирует только в сфере подражания, обеспечивает преемственность.

Жесты, мимика, манеры родителей подражают детям, бессознательно и неявно влияют на формирование характера, стиля поведения и т.д. Преемственность в сфере рабочих интересов иногда может возникнуть из простого любопытства и вызванного им подражания. То же самое возможно и в области народного творчества.

В народных культурах нет материала для межэтнических распрей. Войны — это сфера политики. Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно очень близки.

История образования имеет не просто много, а невероятное количество белых страниц, неразгаданных тайн. Представим себе всеобщую историю образования мира в виде тома в тысячу страниц — дадим каждому тысячелетию по странице этой единой, общей «книги судеб» племен, народов и человечества.

Никакая творческая модернизация образования немыслима без опоры на его вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и личности.

Вместе с тем, универсальное значение педагогической деятельности И.А. Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, основанный на народных традициях, всегда выходит далеко за рамки того историко-культурного контекста, в котором он зародился и развивался. Возьмем, к примеру, педагогическую культуру японцев, чьи собственные тысячелетние традиции не препятствуют внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает возможность создания демократической системы образования.

Светилом русской духовности и культуры, в том числе педагогики, был М.В.Ломоносов. Он был символической личностью, как и Коменский; он создал русскую грамматику, первый русский университет, был блестящим ученым, открывшим многие науки, особенно науку об образовании. Его заповедь: история дает молодым дух старых. Ломоносов — истинный национальный просветитель, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа.

То, что Ломоносов сказал о русском языке, легко применимо к любому другому языку. Нет в мире языка богаче, прекраснее, красивее, чем родной язык — эта мысль Ломоносова очень актуальна сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки.

Заключение

Образование в демократическом обществе не может функционировать, не может даже просто существовать без народной педагогики, без этнопедагогики. Этнопедагогика — это педагогика национального развития, возрождения и возрождения; одновременно это педагогика этнического самовоспитания, которая формирует личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Этнопедагогика, изучающая и исследующая национальную педагогику как систему национального воспитания, является педагогикой национального спасения. Не забыта трагедия депортированных народов, сопровождаемая дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом на использование родного языка в местах депортации. Народная педагогика функционировала в этих невыносимо суровых условиях в семьях, связанных родственными узами, почти тайно. В наши дни народная педагогика продолжает оставаться важнейшей, созидательной и творческой духовной силой в жизни народов. Народная педагогика является мощной силой для гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знание о нации — это знание о системе образования этой нации. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она опирается на творческую независимость каждого человека. Самообучение, самовоспитание и активное участие во взаимном образовании чрезвычайно важны для обогащения этнопедагогики. Этнопедагогический анализ бытовой информации, а также произведений литературы, живописи, кинематографа, музыки и т.д. имеет большое значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной педагогической культуры.

Ядро этнопедагогики, ее душа — это любовь. Любовь к детям, работе, культуре, людям и родине. Обогащенный знаниями народной педагогики, учитель может лучше понять своих учеников и их семьи, стать настоящим воспитателем молодежи.

Список литературы

  1. Антология педагогической мысли в Древней Руси и Русском государстве XIV-XVII вв. — М., 1985.
  2. Антология педагогической мысли в Древней Руси и Русском государстве в XIV-XVII веках — М., 1985.
  3. Антология педагогической мысли в Древней Руси и Русском государстве XIV-XVII в. в. — М., 1985.
  4. Антология педагогической мысли в Древней Руси и Русском государстве XIV-XVII вв. — М., 1985.
  5. Антология педагогической мысли в Древней Руси и Русском государстве в XIV-XVII вв. — М., 1985.
  6. Васильцова З.П. Умные правила народной педагогики. — М., 1990.
  7. Васильцова З.П. Умные правила народной педагогики. — М., 1990.
  8. Васильцова З.П. Умные правила народной педагогики. — М., 1990.
  9. Волков Г. Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.
  10. Волков Г. Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1978.
  11. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.
  12. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1978.
  13. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
  14. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
  15. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
  16. Педагогика / под редакцией И.П. Пидкасистого. — М., 1996.
  17. Педагогика / под редакцией И.П. Пидкасистого. — М., 1996.