Для связи в whatsapp +905441085890

Эволюция нравственных представлений — Организация духовно-морального воспитания

Современные социальные, политические и экономические процессы не только порождают изменения в структуре общества, но и существенно влияют на его нравственность, побуждают его членов к пересмотру системы ценностей, изменению ценностного сознания, трансформации ценностных ориентаций. Российское образование, как значимая составляющая общественной жизни и одно из социокультурных и духовных явлений, также находится на новом этапе развития, связанном с перестройкой иерархии основных ценностей. В этой связи изучение духовно-нравственного воспитания как социально-педагогического феномена приобретает особую актуальность и значение в теории современной отечественной педагогики и практике организации учебного процесса.

Документы последних лет, меняющие направление развития системы образования (положения о модернизации системы образования, федеральные и региональные концепции образования), тесно увязывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, в том числе и преодолением духовного кризиса; требуют переосмысления задач духовно-нравственного образования как важнейшего приоритета в образовании. В документах и нормативно-правовых актах системы образования все большее значение придается духовно-моральному образованию как направлению образования, направленному на решение проблем консолидации общества, поддержание единого социокультурного пространства страны, преодоление национальной напряженности и социальных конфликтов.

Вышеизложенное дает основания утверждать об актуальности и важности разработки теоретико-методических основ внедрения духовно-нравственного воспитания учащихся в современную систему образования. «Нравственная составляющая содержания образования характеризует и определяет цели, смысл и сущность образования. Актуальность аксиологического аспекта современного образования как раз и обусловлена тем, что образование все больше теряет свои духовно-нравственные ценности и традиции». Таким образом, мы приходим к мысли, что духовно-нравственное образование является неотъемлемой частью современного образования, его ядром, направленным на использование образования на благо человека и человечества.

Эволюция нравственных представлений - Организация духовно-морального воспитания

Организация духовно-морального воспитания

Об особенностях воспитания русского человека говорили славянофилы, мыслители кружка В.С. Соловьева, а позднее русские философы религии в диаспоре. На протяжении многих десятилетий мы имеем дело с феноменом российской культуры и особенностями образования, содержание которого отражает изменения в духовной сфере общества, предпринимались многочисленные попытки охарактеризовать особенности образования в национальной школе. Анализируя труды философов религии, В. М. Кларин и В. М. Петров в своей работе «Идеалы и способы обучения в трудах русских философов религии XIX-XX веков» выводят три интегральных константы:

  • Традиционализм;
  • Духовность;
  • Открытость образовательной системы.

Рассмотрим каждую из этих констант сквозь призму современного этапа развития системы образования.

Традиционность трактуется как «обращение к традиционно широко распространенной культуре и эмпирически обоснованному порядку образования человека». Идея традиционности снова оказалась чрезвычайно актуальной сегодня. Конечно, его специфическое содержание в начале XXI века существенно отличается от подходов, существовавших в истории педагогики, но именно традиционность сегодня становится основой мультикультурного образования, фундаментом одного из главных направлений построения российской национальной системы образования. Поэтому обращение к традиционализму в процессе создания методологии и методов организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников мы считаем еще более важным.

Сегодня в российской системе образования осознается важность наличия второй интегральной константы, выявленной на основе исторического анализа. В уже упомянутой работе В.М. Кларина и В.М. Петрова духовность понимается как «заостренное внимание к религиозной сфере, к сфере абсолютной, вечной». Авторы отмечают, что укоренение этой качественной константы в русском образовании настолько сильно, что духовность не исчезает даже при падении религиозности, уходя из церкви. На современном этапе развития системы образования особую актуальность приобретает разработка основ духовно-морального образования и рассмотрение духовности как константы российской системы образования. Сегодня активно обсуждаются вопросы одухотворенности образовательного процесса, поиска путей, методов и средств эффективного использования различных систем ценностей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Открытость — это способность российской культуры и образования открываться иностранным влияниям, впитывать общечеловеческие ценности, обогащать и преображать их, сохраняя при этом их уникальность и своеобразие». При несомненной положительной роли этой константы в развитии образования в стране великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и другие считали, что заимствование должно быть осторожным, сбалансированным и гармоничным с национальным характером.

Рассмотрение интегральных констант российской системы образования через призму современного этапа ее развития дает возможность говорить об определении важнейших из возможных путей реализации процессов духовно-нравственного воспитания школьников.

Духовно-нравственное воспитание

В современной педагогической науке образование обычно рассматривается как явление, процесс и деятельность; в широком и узком, педагогическом и социальном смысле. Толкование сущности духовно-нравственного воспитания осложняется отсутствием единой точки зрения на определение сущности духовности, наличием концептуальных различий в светских и религиозно-педагогических парадигмах, выводом категории «духовно-нравственное воспитание».

В результате теоретического анализа мы обнаружили. Это более характерные для отечественной педагогической традиции категории «нравственное воспитание» и «духовное воспитание». Процесс духовного образования долгое время находился вне сферы внутринаучных исследований и традиционно был связан с религиозным образованием и преподаванием религиозных ценностей. Эта точка зрения преобладает сегодня в православной педагогике (С. Ю. Дивногорцева, Л. В. Сурова, Е. Шестун и др.), но все чаще встречаются альтернативные трактовки духовного образования, основанные на научном понимании духовности (Т. И. Власова, И. А. Соловцова, Т. Г. Русакова, Н. П. Шитякова и др.).

По мнению И. А. Соловцовой, духовное образование является одним из педагогических феноменов, представленных как в светской, так и в православной педагогике в широком и узком смысле.

В процессе анализа научных источников мы подтвердили эту идею и выявили следующие идеи и тенденции:

  • В широком смысле духовное образование рассматривается как духовный рост, воспитание в духе, выявление духовной сущности в человеке (православная педагогика В. В. Зенковский, К. Д. Ушинский, С. С. Куломзина и др.) или формирование того, что есть собственно человеческое в человеке (концепции гуманитарной парадигмы Н. М. Боритко, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина и др.);
  • В более узком смысле духовное образование (иногда его называют духовно-моральным) понимается как целенаправленное влияние на духовную сферу человека, приоритет в деятельности просветителя (митрополит Амфилохий Радович, С. Дивногорцева, Н. В. Маслов, Л. В. Сурова, Е. Шестун и т. д.). ) или целенаправленное создание условий для формирования духовной сферы личности (светские понятия): духовное образование, основанное на интеграции науки и религии (Т. И. Власова), организация духовной деятельности детей (Н. Е. Щуркова) и др.

Таким образом, категория «духовное образование» в широком смысле повторяет суть категории «образование», а в узком смысле ? представляется как приоритетное направление образования, которое имеет целью стать духовной сферой личности учащегося.

Отмечая отсутствие ясности в интерпретациях сущности духовно-нравственного воспитания, данных до сих пор, Соловцова И.А. дает следующее определение: «… Духовное образование можно рассматривать как явление, определяющее формирование осмысленного положения человека в мире, выявление и осознание его человеческой сущности, имеющее характеристики, связанные с этим специфическим содержанием. Духовное образование в свете вышеизложенного не может рассматриваться как одно из «эквивалентных», «эквивалентных» направлений образования — оно является основой формирования качеств, составляющих принадлежность человека к психофизическому и социальному существу, и определяет особенности организации целостного образовательного процесса».

В качестве неизменных существенных признаков духовного образования упоминаются: это феномен, определяющий формирование (динамику) сверхситуативных (устойчивых) качеств человека и предполагающий целенаправленное создание условий для «разворачивания» человеческой духовности; является открытой системой; соответствует сфере неиндивидуальной, трансцендентной, обеспечивающей сохранение и трансляцию «качества человека» — духовности; имеет ценностный и смысловой характер; может быть реализован только в культуре, вовлекая ребенка в культуру, типичную для общества, в котором он живет»; Относится не только к над-индивидуальной сфере (ценности, культура), но и к индивидуальному существованию человека, что отражается в оригинальных, уникальных путях, путях духовного образования и требует соответствующего многообразия педагогических средств; носит диалогический характер, представляет собой помощь ученику в понимании и выражении его глубокой духовной сущности; происходит как на рациональном, так и на иррациональном уровне, через эмоциональное восприятие, переживание, «ощущение», понимание; представляет собой целостный феномен». духовно-моральное образование

На наш взгляд, сегодня теория духовного образования находится на этапе становления, в педагогической науке появляются первые индивидуальные попытки системного понимания сути этого педагогического феномена. Напротив, научное понимание категории «нравственное воспитание» в современной отечественной педагогической науке имеет богатые исторические традиции и обладает более высокой степенью достоверности.

В исследованиях современных ученых под нравственным воспитанием понимается: процесс взаимодействия преподавателя и студента, направленный на формирование нравственного сознания, устойчивых положительных моральных чувств и нравственных качеств, формирование культуры поведения (Н. И. Болдырев, Б. Т. Лихачев, И. С. Мариенко, В. С., В. С. Болдырев, Б. Т. Лихачев, И. С. Мариенко и др. А. Сухомлинский, М. И. Шилова, А. И. Шемшурина и др.); интернационализация культурных ценностей, раскрытие человеческих способностей и сущностных сил (Р. С. Гарифуллина); организованная деятельность, направленная на стимулирование ценностной рефлексии, творчества и самостоятельности (О. В. Трескина); регулирование душевно-нравственного состояния (А. Н. Моргун).

«Как самостоятельное направление, нравственное воспитание разворачивается на материале конкретной деятельности в виде отношений живых людей, определяемых реальными коллективами и социальными группами. В этом процессе в качестве предварительных условий и условий выступают различные виды деятельности».

«К сожалению, традиционная система образования (в том числе и этического) ориентирована на передачу нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда общество теряет ранее существовавшие нормы и принципы нравственности, а новые еще не разработаны, формирование у молодого поколения способности делать нравственный выбор, основанный на высоком уровне духовного развития личности, становится особенно актуальным».

Таким образом, современное понимание нравственного воспитания сводится к констатации таких существенных характеристик изучаемого процесса, как целевая направленность на формирование различных составляющих нравственной сферы личности с приоритетом формирования структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретной среды, выраженный уровень нравственного воспитания в поведении, признание важности предметной позиции обучающегося и эффективности личностно-ориентированных технологий.

Обзор современных научно-педагогических исследований в области нравственного и духовного образования позволяет отметить, что современная педагогическая наука признает ценность и уникальность каждого из указанных направлений образования, оригинальность их целей и необходимость поиска методических средств для их эффективной реализации.

Подходы к возникновению и развитию нравственности, а также этапы ее формирования

Этические вопросы входят в число традиционных вопросов философии, рассматриваемых с древних времен.

В настоящее время можно выделить три основных подхода к морали:

  • Религиозный,
  • Натуралистически-эволюционный,
  • Социально-исторический.

Религиозный подход отрицает идею развития и изменения нравственных представлений и рассматривает их с метафизических позиций. Согласно религиозному подходу, этические принципы универсальны и неизменны, поскольку являются не человеческими, а божественными объектами. Мораль тесно связана с религиозностью, с принадлежностью к определенному вероисповеданию.

Натуралистически-эволюционный подход основан на идее о том, что мораль возникла и развивалась в процессе эволюции человеческого рода. Источником нравственности считается человеческая природа, присущий животным инстинкт общения, который выходит на новый уровень реализации в человеке, переходя с биологического на социальный уровень и развиваясь за счет повышения роли альтруистических форм поведения, таких как дружба, любовь, доверие и др.

Подход социальной истории понимает мораль как социальный феномен. Мораль возникает в обществе и с обществом, отражает и фиксирует его характерные черты и выступает в качестве внутреннего регулятора. Соответственно, с развитием общества и его структуры меняется и сама нравственность.

Осевой линией развития морали является тенденция перехода от массовых, групповых форм в первобытных обществах к индивидуализированной морали современности, которая формирует новые групповые формы в соответствии с диалектическими принципами развития.

Социально-исторический подход различает следующие этапы развития моральных понятий:

  • Примитивная община,
  • Рабство,
  • Традиционная,
  • Индустриальная,
  • Постиндустриальная.

Развитие нравственности от племенных к феодальным отношениям

Первые формы нравственных норм возникают в первобытных обществах и являются довольно грубыми, бессознательными и групповыми. Табу считается древнейшей формой нравственного права. Особенность табу состоит в том, что оно является исключительно негативной нормой, которая предусматривает только запрет и наказание и не создает идеала желательного поведения. Леви-Брюль считает, что это связано с необходимостью подавления форм животного поведения в первобытном сообществе.

Другие формы социального регулирования, а именно традиции, магические и мантические практики, носят исключительно групповой характер. Категории «доброго зла» определяются не на уровне отдельного человека, а клана в целом. В то же время, все внутри клана хорошо, правильно, красиво и т.д., в то время как окружающий мир враждебен, полон опасностей и непредсказуем. Человек, исключенный из общины, теряет возможность исполнять моральные нормы и ритуалы, но в то же время теряет человеческое лицо и становится для членов общины потусторонним существом.

С развитием и дифференциацией общества развивается и мораль. В результате стратификации, завоевания формируются две значительные категории общества — свободные и рабы. Соответственно, меняются и моральные нормы. Уже не существует единой племенной морали, но возникают отдельные системы рабской морали и морали хозяев, каждая из которых имеет свой набор правил, норм и идеалов.

Нравственные ценности свободных людей древности были направлены на формирование гармоничной и целостно развитой личности, сильной, мужественной, интеллектуально развитой, с высоким чувством красоты и богатой аффективной сферой. О нравственности рабов известно мало, так как она мало интересовала тогдашних авторов, а сами рабы воспринимались как ничтожные и безнравственные существа. Однако исследователи предполагают, что, с одной стороны, нравственность рабов искусственно поддерживалась в рамках племенных норм усилиями их владельцев, с упором на доминирующую, ранговую роль хозяев, а с другой стороны, их внутренние процессы могли привести к высокой ценности личной свободы, равенства всех людей и справедливости. Мораль рабов сильно влияла на формирование норм и ценностей христианской морали, которая долгое время распространялась исключительно среди рабовладельческого класса.

Рабовладельческое общество выживает в экономическом плане и переходит в феодальное, которое имеет более дифференцированную структуру, включающую в себя, помимо господ (феодалов), иждивенцев (крестьян), такие сословия, как духовенство, купцы и городское население, каждое из которых имеет свою собственную нравственную систему. Мораль становится еще более дифференцированной, в то же время внутри нее возникают интегративные процессы. Религиозно-нравственные нормы играют объединяющую роль в обществе, провозглашая формальное равенство всех его членов перед божеством, но в действительности они усиливают зарождающиеся отношения социального неравенства. Нравственные нормы и модели различных сословий достаточно автономны друг от друга, предписывая различные ценности и модели поведения, но все же остаются в значительной степени групповыми. В то же время, сочетание нравственных норм и попыток плохого поведения встречается с ожесточенным сопротивлением.

Таким образом, даже после Февральской революции в Российской империи низшие классы воспринимали то, как прогрессивная интеллигенция обращалась со своими хозяевами, как не что иное, как насмешки и насмешки.

Нравственность в индустриальных и постиндустриальных обществах

Появление буржуазных условий в государствах Европы привело к появлению новой, буржуазной морали в индустриальном обществе. Свободный от классовых ограничений и основанный на идеалах равенства, буржуазии и свободы, он носит чисто индивидуалистический характер. В центре нравственной проблемы находится человек, его индивидуальный выбор и образ жизни, средства и способы достижения целей. Групповая мораль, поручительство, феодальное общество — дело прошлого, а в межличностных отношениях преобладает отношение конкуренции, соперничества, борьбы равных за место под солнцем.

С увеличением капитала меняется и переход от конкуренции многочисленных мелких собственников к крупным предприятиям, монополиям, нравственным идеалам. Помимо индивидуализма, в них вновь начинают присутствовать коллективистские черты, которые выражаются в корпоративной культуре — слияние с коллегами, страсть к идеям и миссии компании, что, однако, не исключает локальной конкуренции, желание подчеркнуть собственную индивидуальность.

Постиндустриальное общество развивает новую систему морали для удовлетворения потребностей международного капитала — потребительскую мораль, ориентированную на социальный успех и статус, поддерживаемую неконтролируемым потреблением «статусных» продуктов, навязываемых индивидууму рекламой. Идеалы яркой индивидуальности начинают штамповаться на конвейере маркетинговых и политических корпораций, формируя различные субкультуры, каждая из которых рождается в результате протеста против существующей системы и в конечном итоге поглощается ею и становится ее частью.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Специфика научного познания в античной Греции
  2. Географический детерминизм: его сущность и основные черты
  3. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
  4. Уровни познания
  5. Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
  6. Проблема смысла истории в европейской социальной философии
  7. Христианская социалистическая идея Л. Франка
  8. Феминизм: методологические основы изучения политических реалий
  9. Философско-экономический образ мышления
  10. Философия человека в античности