Для связи в whatsapp +905441085890

Феминизм: методологические основы изучения политических реалий — Идейно-политический феномен феминизма

Современные международные отношения меняются, и эти изменения напрямую затрагивают не только внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и, в целом, всю структуру его жизненной деятельности. Характер международных отношений не является непреложным, они продолжают развиваться. Это относится, в том числе, и к созданию основ реального гендерного равенства в международном обществе.

Теоретические взгляды исследователей-феминисток в настоящее время являются неотъемлемой частью политологии; их позиция учитывается почти во всех основных областях политологических исследований. Политическая практика феминистского движения не только привела к резкому росту женской активности во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

Однако следует отметить, что наша страна все еще отстает в этих процессах. Например, многие университеты на Западе предлагают курсы по феминизму, которые включают в себя курсы по международным отношениям и мировой политике. В России такого нет. Только в последние несколько лет небольшие главы о феминизме нашли свое место в учебниках по теории международных отношений, мировой политике и теории политики. Нельзя сказать, что Россия является исключением в мире в этом отношении. В то же время Россия имеет достаточно специфический практический опыт, с одной стороны, и научные традиции, с другой, которые не только соответствуют феминистскому направлению, но и, похоже, способны внести свой вклад в его развитие. И здесь мы должны помнить, что именно в нашей стране впервые после революции 1917 года женщины активно участвовали в общественно-политической жизни, получили доступ к образованию, здравоохранению и т.д. В международной сфере назначение женщины-посла стало своего рода прорывом. Первой женщиной-послом в мире была А.М. Коллонтай.

Ушли в прошлое те времена, когда защита прав женщин считалась сугубо домашним делом. Со второй половины 20-го века до наших дней роль и значение стандартов, влияющих на положение женщин в международном праве, возросли. Установление международных стандартов защиты прав женщин, создание международно-правовых механизмов контроля за их соблюдением, способность женщин защищать свои права путем прямого и непосредственного обращения в международные правовые органы, реализация внутригосударственных стандартов прав женщин, развитие национального законодательства в этой сфере — эти и многие другие достижения феминистского движения в значительной мере были реализованы. Однако, как неотъемлемая часть прав человека, права женщин не реализуются в полном объеме ни в одном государстве.

Феминизм: методологические основы изучения политических реалий - Идейно-политический феномен феминизма

Идейно-политический феномен феминизма

В европейской науке начало изучения положения женщин в обществе положили древнегреческие философы. Платон и Аристотель под влиянием традиции, сложившейся в обществе того времени, оправдывали неравенство по отношению к женщинам. Такой взгляд на неполноценность женщин становится преобладающим даже с приходом христианства, что в некотором смысле возвышает женщин (как мать, которая дала жизнь Спасителю). И. Кант, А. Шопенгауэр, О. Вайнингер, Э. Дюркгейм, З. Фрейд пропагандировали идею женской неполноценности в силу биологических и физиологических особенностей Шатерникова, М.

Предыстория феминистских идей, по мнению некоторых историков феминизма Айвазовой С. Начинается в XIII-XIV веках в Западной Европе, где группа женщин выдвинула ряд еретических идей в толковании христианского учения. Это была, в частности, идея Иулианы Норвичской о том, что Христос — Божественная сущность без пола, и что Он все равно будет женщиной, а не мужчиной.

По мнению другой, более широко распространено мнение Костиковой А.А.Фактически, решающим поворотным пунктом в истории Западной Европы стала эпоха перехода от средневековья к современности, примерно в XIV-XV веках. Именно этот период следует считать отправной точкой трансформации западноевропейского сознания в рационализм, одним из последствий которой является возникновение идей феминизма, с номинальным провозглашением равенства между женщинами и мужчинами.

Именно в этот период истоки феминизма проявляются в произведениях итальянских писательниц, таких как Изота Ногаролла, Лаура Церета и Кристина из Пизы (1364-1430). Последняя, уроженка Венеции, в возрасте пяти лет переехала со своей семьей в Париж, где ее отец был приглашен королем Карлом V быть его личным астрологом, советником и врачом. Это означало, что Кристина происходила из благородной и образованной семьи; отец побуждал её к серьёзному образованию. Важным аспектом ее обширного литературного творчества является «Книга женского города» и «Книга трех добродетелей», или «Сокровища города женщин», опубликованные в 1405 году. В них она пишет в первую очередь о несправедливом отношении мужчин к женщинам как к социальной группе. Она является первой женщиной, серьезно вовлеченной в «спор о женщинах», который длится почти три столетия и последовательно развенчивает все предрассудки и предубеждения в отношении характеристик и качеств, приписываемых женщинам мужчинами. При этом она творчески использует книгу Г. Боккаччо о 104 знаменитых женщинах. Во-вторых, Кристина тщательно описывает все опасности и искушения, которые ожидают женщин в мире мужчин, и дает практические советы, как выжить. Одной из идей, которую выражает и аргументирует Кристина Пизанская, является неизменное понятие об освободительной роли образования Кеннеди, А.Ж.

Понятие и сущность феминизма

Мужчина или женщина «потерялись» в сегодняшней международной политике. «Фактический человеческий фактор в книгах, статьях и дискуссиях затмевается дискурсами о безопасности, геополитике и национальных интересах (для жестких реалистов) или максимумами о демократизации, глобализации и гуманитарном вмешательстве (для воинствующих либералов)». Школы по изучению прав человека иногда перерастают в формализованные исследования в области прав преимущественно групповых меньшинств, главным образом этнических. Оба основных течения политической мысли продолжают говорить об угрозе физического уничтожения человечества (имея в виду проблему ядерного оружия), но мало внимания уделяют моральной деградации мира»

Критики современных теорий международных отношений, особенно феминистки, отрицают их объективность и универсальность на том основании, что эти теории «были созданы на основе изучения мужского поведения» Тикнера, Дж. Международные отношения с точки зрения пост-позитивизма и феминизма Женщины, как утверждается, видят мир по-другому и ведут себя по-другому. В этом контексте давайте кратко рассмотрим концепцию и основные черты феминизма.

Феминизм — это термин, который должен быть определен на двух уровнях. С одной стороны, это означает широкое общественное движение за права женщин. Как мы показали выше, его истоки лежат в суфрагизме, движении за юридическое равенство и за избирательное право женщин. С другой стороны, феминизм — это комплекс социо-философских, социологических, психологических, культурных теорий, которые анализируют ситуацию в обществе.

При рассмотрении феминистских концепций следует отметить, что единого определения термина «феминизм» не существует. В литературе существует более 300 интерпретаций этого термина. Феминизм упоминается как «этика и методология» «политика, направленная на изменение баланса сил» Там же. (К. Уэйдон), «выработка социально-экономических и политических обязательств по ликвидации доминирования на основе разделения людей по половому признаку» Там же. (Б. крючки) и т.д. Философский словарь» предполагает, что феминизм следует понимать как общий термин женского движения против гендерной дискриминации. Кроме того, феминизм иногда определяется как течение философской мысли, предметом которой являются вопросы о месте и роли женщин в обществе Тимшина Е.Л.

Классификации феминизма

Существуют различные классификации современного феминизма. В зависимости от нашего понимания женщин, можно выделить два основных потока феминизма: «феминизм равенства» и «радикальный» феминизм. Сторонники первого не настаивают на важности различий между полами; представители второго предполагают особенность женщин, их большую нравственность и духовность по сравнению с мужчинами.

По наиболее распространенной классификации феминизм делится на: либеральный, радикальный и марксистский (или социалистический).

Либеральный феминизм направлен на достижение гендерного равенства в рамках существующей социальной системы путем фактического стирания различий, существующих между мужчинами и женщинами, т.е. здесь не учитываются особенности женской природы. Женщины просто получают неограниченный доступ к миру, созданному мужчинами, и начинают конкурировать с ними на равных Лихт, М., Халлидей, Ф. Гендер и международные отношения

Феминизм в науке о международных отношениях иногда рассматривается как часть неолиберализма. Однако, как указывает Э. Тикнер, ссылаясь на работу Кристины Сильвестр, большинство феминисток в исследованиях международных отношений отвергают эту ассоциацию, утверждая, что она «ведет к снижению их авторитета и, возможно, еще больше снижает вероятность того, что к ним будут относиться серьезно» .

Радикальный феминизм начинается с необходимости переоценки женского бытия, развития самостоятельного (без влияния конструирования патриархальной мысли) понимания женской идентичности, места и роли в обществе. Радикальный феминизм считает патриархат источником самых серьезных социальных проблем. Злоупотребления и притеснения в отношении женщин в силу того, что они являются женщинами, являются более серьезной причиной дискриминации, чем классовая, этническая, религиозная и т.д. Эта форма феминизма была популярна во второй волне, но не так популярна сегодня. Несмотря на это, многие до сих пор приравнивают термин «феминизм» исключительно к идеям радикального феминизма. Некоторые считают, что придание приоритета притеснению женщин и универсализация идеи женщины с большой буквы, традиционно являющейся частью идей радикального феминизма, чрезмерно упрощают проблему, и что женщины в других странах никогда не смогут ощутить, что значит быть «женщиной» в той же степени, что и жители западного мира Бокша Е.А. Радикальный феминизм как угроза стабильности семьи в современном обществе .

Экстремальные представители этого движения выступают за построение социального порядка, не имеющего ничего общего с существующими патриархальными структурами, и вообще за разделение полов. Для достижения этой глобальной цели они хотят добиться радикальных изменений в общественном сознании, которые приведут к изменению образа женщины.

Появление феминизма в международных исследованиях

Феминизм «вступил» в международные исследования позже, чем национальная политология. Возникший как протестное движение в общественной жизни, феминизм направлен на борьбу за предоставление политических прав женщинам и выравнивание их социально-экономического и общественно-политического положения в государстве по сравнению с мужчинами. Женщинам было предоставлено право избирать и быть избранными, различные социальные льготы и т.д. Кроме того, с точки зрения большинства женщин, защита их социально-экономического статуса имеет гораздо большее значение, чем перспектива их собственной политической карьеры. Очевидно, что международная сфера была маргинализирована и ограничивалась международной солидарностью и взаимопомощью.

Международные отношения и внешняя политика являются одной из наиболее консервативных сфер: Какие бы изменения ни происходили на уровне отдельных государств, они не могут быть немедленно перенесены на международный уровень, поскольку в таком случае стабильность международной системы в целом находится под угрозой. Поэтому в международных исследованиях люди описываются в общих выражениях, под которыми на самом деле подразумеваются мужчины. Женщин, так сказать, не существовало. Они были «стерты» из международного политического процесса

Британские ученые М. Лайт и Ф. Холлидей выделили четыре основные причины пренебрежения гендерными вопросами в теории международных отношений.

Во-первых, сфера гендерных отношений традиционно рассматривалась как чисто внутренняя проблема.

Во-вторых, пренебрежению этой проблемой способствует так называемая «институциональная инерция» — тенденция изучать и преподавать то же самое, что и раньше.

В-третьих, и это самое главное, всегда существовало твердое убеждение, что стипендия в области международных отношений является нейтральной по гендерным вопросам. Его не волнует последнее. Это связано с тем, что она не занимается гендерными вопросами субъектов и объектов международной политики.

В-четвертых, сами феминистки довольно поздно решают международные проблемы. Причины дискриминации в отношении женщин были обнаружены либо в межличностных отношениях, либо во внутренней политике, без учета международных аспектов проблемы Лихт, М., Халлидей, Ф. Гендер и международные отношения

Феминизм стал известен как теоретическое направление в политологии в начале 1960-х годов, что совпало с общей активизацией женского движения с конца 1960-х годов. В этот период феминизм стремился к свержению гендерной иерархии, которая проявлялась в самых разных формах и пронизывала почти все аспекты жизни во всех известных обществах в истории человечества.

В международных исследованиях с конца 1980-х годов наметилась феминистская тенденция. В то же время теория международных отношений вступила в острый кризис, так как классические теории могли не только предсказать возможные тенденции развития, но даже объяснить существующие. Начались так называемые «большие споры» по теоретическим проблемам международных отношений: С феминизмом в международную сферу вступают различные течения.

Энн Тикнер пишет, что международные отношения, понимаемые как межгосударственные, отражают периферийное положение женщин во властных структурах, поскольку «в большинстве государств женщины находятся на периферии власти». Мировая политика с гендерной точки зрения. Поэтому она считает, что для понимания феминизма наиболее подходящим является широкий контекст мировой политики, учитывающий не только государство, но и других участников, включая различные движения, международные организации, транснациональные корпорации и т.д., хотя, как она пишет, международные отношения никогда не ограничивались межгосударственными отношениями.

Во второй половине XX века, когда колониальная система рухнула и весь мир состоял из национальных государств, мировая политическая система претерпела значительные структурные изменения. В мировой политике возникают межгосударственные организации, различные виды движений, ТНК, внутригосударственные регионы и др. Они были активны и раньше, но масштабы их деятельности были несравнимо меньше. В настоящее время женские движения стали одним из участников деятельности по ликвидации гендерного неравенства. Их деятельность приносит все более конкретные результаты не только в области прав женщин, но и в различных областях, в том числе в сфере охраны окружающей среды, научно-технического развития и др.

Идея плюрализма акторов и изменений в политической системе мира развивается в основном в неолиберальной традиции исследования международных отношений. Поэтому феминистская тенденция в международных исследованиях иногда рассматривается как часть неолиберализма. Но большинство феминисток, изучающих международные отношения, как отмечает Э. Тикнер, ссылаясь на работу Кристины Сильвестр, отвергают эту ассоциацию, считая, что она «ведет к снижению их авторитета и, вероятно, может снизить возможность еще более серьезного отношения к ним» . Они относятся к другим критическим подходам, а не к традиционным течениям международных исследований, таким как (нео-)реализм и (нео-)либерализм.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Уровни познания
  2. Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
  3. Эволюция нравственных представлений
  4. Проблема смысла истории в европейской социальной философии
  5. Христианская социалистическая идея Л. Франка
  6. Философско-экономический образ мышления
  7. Философия человека в античности
  8. Философия свободы Н. А. Бердяева
  9. Поль Анри Тири Гольбах и его философия
  10. Основные понятия политической философии Канта