Для связи в whatsapp +905441085890

Феномен иллюзии в западноевропейской философии — Рост иллюзии существования жизни в информационном обществе

Для классических философов вопросы реальности существования внешнего мира и объективности его познания всегда имели первостепенное значение.

Сегодня ясно, что существует не только одна, но и множество разных реальностей, не только реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обычных знаний. Существует субъективная реальность. Существует реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства, межличностных отношений и коммуникаций (с ними иногда ассоциируется мир взаимообъективности). Наверное, сегодня можно говорить о проявлении виртуальной реальности как особой формы межличностного общения.

Современный человек живет в мире, переплетённом множеством противоречий, и не может не задаваться вопросом, существуют ли ещё чёткие границы между реальным и иллюзорным миром. Общее мнение в недавнем прошлом о том, что различные виды реальности никак не соотносятся друг с другом, сегодня кажется неадекватным. Становится ясно, что невозможно познать общество и человека только рациональными средствами, и именно здесь на первый план выходит феномен социальных иллюзий.

Из-за своей метафизической фундаментальности, иллюзии выражают сущность человека. Иллюзии не даются раз и навсегда; они оба зависят от времени и не даются. Иллюзии определяются обществом; они трансформируются постоянно меняющимся обществом, культурной средой; каждая эпоха предлагает новые углы проявления этого феномена. Самый настоятельный призыв к философскому осмыслению социальных иллюзий — это желание познать общество, реальность, кризис идентичности в современном обществе, поиск своего «я», постоянно меняющаяся социокультурная ситуация, изменение форм поведения и ценностей.

Философ интересуется социальными иллюзиями в контексте современного бытия, как способом существования человека в мире, как конкретным смыслом, как фактором, препятствующим развитию общества и личности. Социальные иллюзии — не случайный продукт сознания, это некие социально-психологические коды, раскрывающие не только социально-психологические характеристики индивида, но и специфику общества, социального времени и среды, в которой живет индивид.

С самого зарождения цивилизации человек постоянно находился под влиянием иллюзий. Революции, потрясения, войны и произведения искусства совершались во имя иллюзий. Все они являются результатом поисков человека, его несбывшихся надежд, которые заставляют его создавать все то, что составляет величие нашей цивилизации, вершины искусства. Дать человеку надежду, без которой он не может существовать, является основной целью иллюзий. Ученые различных полос с большим рвением пытались уничтожить иллюзии. Но уничтожая их, они истощали источники человеческого вдохновения, творчества, силы и надежды.

Феномен иллюзии в западноевропейской философии - Рост иллюзии существования  жизни в информационном обществе

Рост иллюзии существования жизни в информационном обществе

В настоящее время социальные иллюзии воспроизводятся и функционируют во всех социальных системах. Масштабы социальных иллюзий растут благодаря средствам массовой информации, Интернету, мобильной связи. Происходит усиление манипуляций сознанием и воздействия на подсознание, распространение идеи апокалипсиса, самоуничтожение человечества, расширение виртуальной реальности, стирание краев реальности.

Большинство авторов согласны с тем, что социальные иллюзии препятствуют развитию общества и личности, тормозят прогресс, нарушают равновесие в социальном развитии и в целом оказывают негативное влияние на личность и общество. Мы считаем, что такой односторонний подход к рассмотрению этого явления ошибочен. Природа социальных иллюзий сложна, многослойна и неоднозначна, хотя бы потому, что она определяется многими факторами и детерминантами. Это сформировало профиль исследовательских претензий автора диссертации, который пытается рассматривать социальные иллюзии как социально-психологическое явление, экзистенциальное по своей сути не только для индивида, но и для общества в целом.

Проблема изучения социальных иллюзий

Во многом успех ее решения определяется совместными усилиями специалистов различных гуманитарных дисциплин: Философы, психологи, социологи, педагоги. Однако на сегодняшний день не хватает исследований, посвященных этой проблеме. Нет ясности в определении этого явления, его терминологии. Одни ученые считают, что иллюзии — это неуместные представления об объектах, явлениях, окружающем мире; другие считают социальные иллюзии ложными представлениями о человеке, человеческих убеждениях и связывают их с религией. Чаще всего иллюзии отождествляются с галлюцинациями, мифами, утопиями. Мы считаем, что социальные иллюзии способствуют самообману, ложному человеческому сознанию об этих или других социальных, психологических процессах и явлениях.

Это явление часто рассматривается такими смежными терминами, как заблуждения, мифы, утопии, главной особенностью которых также является ложное восприятие действительности. Большинство ученых не разделяют эти понятия и считают их синонимами. На самом деле их объединяет то, что все они могут возникать и размножаться как спонтанно, в результате мечтаний, надежд, самообмана, так и в процессе сознательной деятельности. Однако заблуждения проявляются в знаниях или высказываниях, в то время как иллюзии проявляются в реальности и бытии. Бредовые идеи — это противоположность истине, а иллюзии — противоположность реальности.

Бредовые идеи — результат невежества, а иллюзии — результат неспособности понять истину и особенности человеческого восприятия. Утопии — это рациональные представления о лучшем социальном порядке, идеальном социальном проекте, построенном в чисто спекулятивном ключе. Поскольку утопии — это идеал желаемого общества, то эту «единственно верную» картину мира можно считать мифом.

Миф — это «своя» картина мира, которая существует в его сознании и содержит в себе как истинные, так и ложные идеи.

Повседневная жизнь — это прежде всего способ создания реальности. Это особый код, который возникает в голове у человека, когда речь идет о практическом решении той или иной проблемы. Кодекс повседневной жизни отвечает на вопрос «Как?», а основной функцией повседневной жизни является адаптация (полезность). Эксплуатация структуры повседневной жизни представляет собой серию процедур конфигурирования и переконфигурирования. Таким образом, повседневная жизнь — это своего рода машина смысла, создание и преобразование всех возможных объектов.

Повседневная жизнь — это один из способов справиться с миром или способами человеческой деятельности. Определение структуры повседневной жизни предполагает совокупность универсальных отношений в различных продуктах повседневной деятельности. Такие отношения формируют определенные миры, в которые погружается человек. С точки зрения пространства, это отношение не по ширине, а по глубине, где внешние символические формы скрывают скрытые внутренние коды. Человек, находящийся в обществе, накапливает их в своем внутреннем мире. Повседневная жизнь воспринимается или целенаправленно воспроизводится человеком, а в некоторых случаях может быть преднамеренно воспроизведена с целью манипулирования человеческим сознанием и поведением.

Повседневная жизнь, подразумеваемая под мирским образом жизни, — это мир вокруг нас, в котором рождаются иллюзии и галлюцинации. Повседневная жизнь и иллюзия — это полюса человеческого мира, то есть мира конкретных ситуаций, в которых живет человек. В нем все идеалы становятся лишь средством решения частных проблем, и в этом повседневном мире рождаются иллюзии. В пространстве повседневной жизни переплетаются различные порядки. Возникает единая сеть пространств, в которой одно сливается с другим и между ними нет четких разделительных линий. Иллюзии циркулируют из мира повседневного бытия в пространство воображаемого и обратно. Таким образом, иллюзии внедряются в повседневную жизнь и приобретают дополнительные свойства, как положительные, так и отрицательные, «обогащаясь» новыми фактами. Иллюзии становятся своеобразным хранилищем накопленных групповых представлений, а повседневная жизнь — хранилищем иллюзий. Поэтому изучение иллюзий вне пространства повседневной жизни не может быть полным и всеобъемлющим, но в то же время изучение иллюзий обеспечивает наиболее полное построение представлений о повседневном мире.

Во втором разделе «Основы социальных иллюзий» анализируется влияние этого явления на формирование социальных иллюзий. Мы считаем, что в основе социальных иллюзий должны лежать социально-экономические и социокультурные основы.

Социально-экономическими основами социальных иллюзий

Отношения оправдания справедливости и правильности существования общества, в котором существуют социальные классы собственников и работников, явления фетишизации и объективизации социально-экономических процессов в социальной практике, отраженные в противоречиях между частной и общественной сторонами жизни, личностными и общественными интересами человека.

С одной стороны, нормы морали, принцип справедливости требуют действий человека на их основе, с другой стороны, экономические интересы настаивают на их нарушении. Индивидуальные, частные интересы часто диктуют игнорирование общественных норм. Но общественная жизнь настаивает на их соблюдении. Человек не может избежать того, что его жизнь и деятельность в обществе происходят в условиях взаимозависимости субъектов друг с другом и с обществом, то есть они носят как частный, так и общественный характер. Человеческая деятельность является частью социального процесса, в то время как распределение и присвоение ее результатов основано, главным образом, на частных факторах.

Усиливающаяся дифференциация людей по экономическим функциям нарушает баланс и гармонию интересов. Объективные, спонтанно сформированные процессы и условия экономической жизни в целом и распределительные отношения в частности являются, прежде всего, основой для несправедливого распределения товаров, которое приводит к социальным иллюзиям.

Человек вынужден относиться даже к самому себе как к товару, который он старается продавать более выгодно, руководствуясь рыночным принципом — наивысшей эффективностью. Человек и человечество заблуждаются, путаются в своей ценностной ориентации. Люди, как правило, далеки от истины в восприятии многих социальных явлений, суть которых очень сложна, глубоко скрыта «в глубинах многослойных слоев» событий. Человеческое восприятие социальных феноменов очень искажено. Люди желают добра, правды, справедливости, но часто не могут понять, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Их часто вводят в заблуждение сограждане, политические партии, правительства, шарлатаны, теоретики и т.д., которым им трудно противоречить без должного знания, что также приводит к социальным иллюзиям.

Миф, как нигде, иллюстрирует идею о том, что рациональная идея может иметь иррациональные источники. Миф — во многом иллюзорное понятие, но он оказывает большое влияние на массовое сознание в силу своей этической и художественной привлекательности. Иногда миф — это способ заменить невыносимо достоверный образ пугающей реальности в сознании на обычный образ, с которым можно «уживаться».

Иррациональная природа мифа

Иррациональная природа мифа уже была известна Платону. Он рассматривал миф как способ живописной иллюстрации философских конструкций, а несовершенный миф — как обман. Иррациональное, очевидно, присутствует в мифе. С одной стороны, можно объяснить это с точки зрения психических состояний или социальных феноменов; с другой стороны, можно попытаться проникнуть в лабораторию мифотворца. Оба подхода подходят для своих задач, и оба могут быть применены. Параллельное применение метода демифологизации некоторых легендарных или сказочных действий и метода ремифологизации (возвращение к языку мифа и закономерностям мифологического восприятия) позволяет расшифровать миф. Применение исключительно логических подходов означало бы уничтожение объекта исследования, а следование исключительно иррациональным подходам приводило бы к самоуничтожению субъекта.

Понятие ремифологизации социального опыта позволяет найти выход из тупика последовательной рационализации. Процесс ремифологизации создает условия для преодоления кризиса мировоззрения, краха «мировоззрения», помогает восстановить идеи счастья, добра, красоты и зла, найти новые методы объяснения социальной реальности и бытия.

В науке о домохозяйствах можно выделить несколько подходов к интерпретации социального благосостояния, которое определяется понятием человеческого удовлетворения различными аспектами жизни. Можно также отметить тенденцию к определению понятий «социальное благополучие» и «интегральная удовлетворенность жизнью». Сторонники этого подхода рассматривают социальное благосостояние как своего рода отражение образа жизни и для полноты его измерения стараются охватить различные сферы жизнедеятельности (работа, быт, общественно-политическая деятельность). Если удовлетворенность жизнью отсутствует, то человек «отступает» в иллюзии и, таким образом, часто защищается от реальности, или, таким образом, ставит перед собой новые задачи.

Взаимосвязь между системными и личностными характеристиками

До тех пор, пока в группе сохраняются и превалируют нормативные отношения, личность может уравновешивать экстремистские чувства большинства, принимать взвешенные решения и не поддаваться иллюзиям. Когда характеристики массы начинают преобладать, мышление человека радикально меняется. Важным механизмом в формировании иллюзий в это время является «круговая реакция» или «эмоциональный спин», который относится к передаче эмоционального состояния на психологическом уровне контакта между организмами. Возникают всевозможные контакты, участники которых согласны или не согласны. «Эмоциональный спин» стирает индивидуальные различия, уменьшает роль личного опыта, идентификацию личности и роли, здравый смысл. Индивидуумы чувствуют и реагируют поведенчески, «как и все остальные», как большинство. Происходит эволюционная регрессия: актуализируются нижние, филогенетически более примитивные слои психики. Человек, окутанный «эмоциональным вихрем», увеличивает свою чувствительность к импульсам, источник которых находится в толпе и резонирует с доминирующим состоянием; в то же время, его чувствительность к импульсам извне толпы уменьшается. Соответственно, барьеры против любого рационального аргумента усиливаются.

На социальные иллюзии особенно влияет долговечность слухов, а также размер и характеристики аудитории.

Слухи, отвечающие современным потребностям и настроениям, заставляют людей действовать немедленно, влияя тем самым на ход политических и исторических событий и создавая политические, исторические иллюзии. Другие слухи касаются интересов ограниченных социальных групп, другие являются основой национальных иллюзий и т.д.

Стереотипирование также является социальным фактором в формировании социальных иллюзий. Под влиянием информации о событиях, упрощенных образов, стандартизированных представлений об окружающем мире, в сознании человека формируются «образы в сознании», так называемые стереотипы. Однако, основываясь на внешних, поверхностных знаниях о явлениях, они могут быть ложными и иллюзорными.

Никогда нельзя полностью разрушить стереотип, реальность, как правило, никогда не преобразуется кардинально, почти всегда наблюдается только частичное изменение. Человеческая психика, с одной стороны, не способна отвергнуть когда-либо ассимилированные программы жизнедеятельности, а с другой — не может сразу же построить на «чистом» месте что-то новое, не связанное с предыдущим жизненным опытом. Существует определенный дисбаланс, который приводит к появлению различных типов иллюзий. Эмоции как дифференцированная оценка различных ситуаций, наиболее тонко показывающая их важность для человека, могут быть не только способом оценки предстоящей ситуации, но и механизмом подготовки к ней, а также механизмом фиксации положительных и отрицательных переживаний. Эмоции, возникающие в результате достижения или недостижения цели, служат позитивным или негативным подкреплением чьего-то активного поведения и фактором, влияющим на формирование иллюзий. Воздействие, как более острая форма человеческих эмоций, также служит фактором возникновения иллюзорных восприятий человека. Поэтому, когда люди находятся в состоянии аффекта, они могут легко создавать различные виды иллюзорных представлений для себя; а нереализованная, нереализованная иллюзия может привести к аффекту. Основными факторами, определяющими социальные иллюзии, являются масштабы индивидуальных лишений в социальном пространстве, страх, отчаяние, ненависть, зависть, разочарование и меры социального неравенства в обществе.

В большинстве случаев социальные иллюзии выполняют защитную, адаптивную и замещающую функцию, обеспечивая тем самым адаптацию человека в разочаровывающих ситуациях, поддерживая его душевное состояние и создавая иллюзию удовлетворения и спокойствия.

Одним из важных универсальных механизмов формирования социальных иллюзий является механизм перемещения, который может действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с комплексом других механизмов, лежащих в основе.

Считается, что репрессии действуют в большей степени на бессознательном уровне, то есть этот механизм не только удерживает некое психическое содержание от достижения сознания, но и его реальный эффект лежит за пределами сознания. Репрессированные активно продолжают существовать в результате подавления и торможения в другой форме — форме иллюзии, самосознания и защитных механизмов личности.

Мы определяем идентификацию как эмоционально-когнитивный механизм социальных иллюзий. Это бессознательный механизм «идентификации с другим субъектом, группой или образцом». Это механизм, посредством которого человек присваивает характеристики другого человека и преобразует себя полностью или частично в соответствии со своим прототипом.

Этот механизм, лежащий в основе социальных иллюзий, является феноменом субъективной ассимиляции, который влияет на самоощущение человека. Возможна идентификация с любимым человеком, создается иллюзия взаимной любви. Идентификация с великим, значимым человеком также возможна — приводя к иллюзии полного понимания, доступности и иллюзии неадекватного восприятия, и может служить стимулирующим фактором в развитии личности, а в патологии может превратиться в бредовые иллюзии величия.

Введение является еще одним важным механизмом, который служит основой для формирования социальных иллюзий. Как особый механизм человеческой деятельности он рассматривается в тесной связи с идентификацией. Часто потерянный объект подвергается интроекции: эта потеря заменяется интроекцией объекта в себя, что приводит к созданию таких социальных иллюзий, как надежда, ошибки восприятия, иллюзия любви, взаимопонимания и т.д.

Использование механизма самоограничения оправдано во многих жизненных ситуациях, так как он обеспечивает ситуационную адаптацию индивида, которую также можно рассматривать как один из механизмов социальных иллюзий. Рационализация — следующий механизм, влияющий на формирование социальных иллюзий.

Суть рационализации как механизма, способствующего формированию социальных иллюзий, заключается в том, что человек придумывает вербализованные и, казалось бы, логичные суждения и выводы, чтобы ложно объяснить и оправдать свои разочарования, проявляющиеся в неудачах, беспомощности, лишениях или недостатке. Выбор аргументов для рационализации — это преимущественно бессознательный процесс. Гораздо более бессознательным является мотивация процесса рационализации. Истинные мотивы процесса самооправдания часто остаются бессознательными, так как человек «изобретает» мотивы, аргументы, создает собственные иллюзии для оправдания своих поступков, душевных состояний и разочарований.

Механизм рационализации характерен как для индивидуальных, так и для социальных групповых иллюзий. Наиболее активно используется, когда человек уже разочарован, например, когда он уже нарушил общепринятые нормы морали и, будучи достаточно социализированным, переживает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс. Мы называем этот тип рационализации, потому что он мотивирован необходимостью избавиться от разочарования, которое испытывает человек. Однако мы считаем, что человек может предвидеть и предвидеть возникновение неприятных ситуаций. Предвидение такого конфликта может мотивировать использование иллюзорных представлений и заблуждений в психике человека. Таким образом, в случае индивидуальных иллюзий, механизм рационализации служит актом самооправдания, самозащиты индивида, его самоуважения, позитивного представления о себе, желания сохранить лицо «перед собой» и значимых для него людей. Мы также считаем, что этот механизм тесно взаимодействует с механизмами идентификации и интроекции, образуя с ними единый защитно-адаптивный комплекс.

Особая модификация рационализации — это механизм социальных иллюзий, который называется идеализацией себя, других людей, любых социальных явлений, чувств и так далее. На ее основе создаются всевозможные иллюзорные представления и заблуждения.

Механизм формирования социальных иллюзий

Основой проекции являются сильные, неудовлетворенные потребности. Проектирование является причиной того, что многие люди видят реальность так, как они хотят ее видеть или как она приносит им пользу. Механизм проекции продуктивен в определенных пределах. Проекции, которые лежат в основе исторических иллюзий, например, позволяют людям глубоко изучать и признавать крупные исторические и культурные явления — войны, революции, эпохи, движения — создавая для себя иллюзию присутствия в определенной исторической эпохе или событии. Другая историческая эпоха становится более понятной, когда мы проецируем на нее свой опыт. Механизм проекции также создает поэтическую иллюзию, которая позволяет человеку глубоко, образно воспринимать природу, видеть ее нахмуренной, счастливой, злой, таинственной, безмятежной.

С другой стороны, исход проективных механизмов, выходящих за рамки принятых социальных норм, чреват появлением всевозможных массовых психозов. Например, образ «внутреннего врага», «вредителя» или «шпиона», который, как бы, спонтанно появляется, может служить оправданием всевозможных действий правящей элиты и власти через механизм проекции. Таким образом, влияние механизма проекции на формирование социальных иллюзий различно. Мы считаем, что этот механизм лежит в основе исторических, политических иллюзий, иллюзий культуры, искусства, оказывает большое влияние на манипулирование массовым сознанием, например, с помощью искусства, медиа, политики.

Другой механизм формирования социальных иллюзий — перенос. Этот механизм воздействует на внушаемых, чувствительных людей, для которых основное внимание уделяется не анализу явления или ситуации, а отношениям с другими, значимыми людьми. Перенос — это механизм формирования социальных иллюзий, при котором эмоциональный смысл чувства, связанного с одной идеей или человеком, переносится на другую идею или человека. Особая эмоциональная установка или чувство не всегда адекватны, поэтому иллюзии, лежащие в основе механизма переноса, могут быть как адекватными, так и неадекватными. Этот механизм может влиять на возникновение межличностных, исторических иллюзий, иллюзий восприятия и т.д.

На наш взгляд, сознательные механизмы социальных иллюзий включают в себя фантазию и мечты.

Сегодня СМИ функционируют как фабрика мечтаний и иллюзий. С помощью средств массовой информации формируется своеобразный суррогат повседневного мира, сотканный из представлений каждого человека о реальности и тех идей, которые заимствуются из средств массовой информации. Телевидение и пресса становятся своего рода «двуликим Янусом». Таким образом, с одной стороны, средства массовой информации создают своеобразную реальность и внушают людям мысль о том, что они живут в обычном, неизменном мире. В результате люди спокойны, когда думают о важных «новостях» в области политики, экономики, мира, они знают обо всех существующих проблемах. Другими словами, средства массовой информации создают иллюзию уверенности в жизни, такой уверенности, которой не хватает большинству людей. Но, с другой стороны, чтобы отвлечь и заинтересовать людей, им предлагают такой «актуальный материал», который позволяет им жить в разреженной социальной ткани, не замечая существующих проблем. Таким образом, одна иллюзия порождает другую.

Роль иллюзий в информационном обществе

Невозможно четко определить роль иллюзий в информационном обществе. Если иллюзия рухнет, если она исчезнет, вспыхнут волны социальной истерии и хаоса, что вызовет удвоение ее силы. Если иллюзия сохранится, плотность иллюзорного фона в обществе вырастет настолько, что человек будет жить не в истинной реальности, а в искусственно созданном мире. Все это определяет не только ориентацию личности, но и особенности самих иллюзий.

Некоторое влияние на процесс развития личности в целом и психики в частности оказывает современная реклама. Рекламодатели часто утверждают, что реклама является прямым проводником новых демократических принципов в обществе и дает гарантию выбора. На самом деле, реклама часто избавляет человека от необходимости думать самостоятельно. Человек, который часто использует рекламу, постепенно становится менее активным как внутри, так и снаружи. С элементами гипнотического внушения и приемами «имплантации подсознания», силовые структуры стали множеством мундштуков для односторонних интересов. Человека, неспособного и не желающего мыслить критически, пассивного, не так уж и сложно контролировать, манипулировать своим сознанием и дальнейшим развитием. Политико-экономическая элита давно признала силу рекламы в создании иллюзий и ее значение в формировании послушной личности.

В современном обществе распространение и развитие средств массовой информации меняет ситуацию, приводя к формированию новых потребностей и интересов личности. Если полвека назад уровень потребностей большинства людей, особенно в нашей стране, лишь незначительно опережал имеющиеся возможности, то сегодня через средства массовой информации часто создаются потребности, которые не могут быть соотнесены с реальными возможностями большинства людей. Это влияет на процесс создания иллюзий. Это влияние особенно важно для молодых людей, поскольку оно создает непомерные требования. Если она не корректируется в процессе общения индивидуума в семье, в обучающемся сообществе, в группе сверстников, в процессе обучения, она может способствовать развитию значительно завышенных требований, а если они не удовлетворяются — привести к возникновению иллюзий.

Искусство способно влиять на психоэмоциональное состояние человека, изменяя его самоощущение, духовные перспективы и внутренний взгляд на настоящее, прошлое и/или будущее. Такое изменение возможно как в процессе текущего взаимодействия с произведением искусства, так и во времени.

Однако парадокс можно выявить в воздействии произведения искусства на человека. Так что, с одной стороны, возможности произведений искусства, искусства очень велики. С другой стороны, сложность восприятия человеком мира, понимания жизни, его переживаний — несравнима с возможностями, предоставляемыми искусством. Особенность искусства в том, что невозможно до конца понять, интерпретировать, «создать» смысл того или иного произведения искусства. Вот почему это всегда привлекает людей.

Необходимо подчеркнуть эмоциональную рефлексию, которая тесно связана с самоощущением человека, с его стремлением решить ту или иную проблему. Именно искусство, погружаясь в несуществующую реальность, то есть в иллюзию, служит объяснительным принципом понимания сложного противоречивого мира и его проблем. Результатом такого взаимодействия может быть осмысленное содержание как с точки зрения произведения искусства, так и с точки зрения личности человека и решения его проблем.

Тот факт, что человек может испытать сильнейшие потрясения под влиянием искусства и музыки, указывает на важную мифологическую составляющую этих явлений. В традиционных культурах музыка и искусство, как правило, являются частью единого священного мифа, который определяет многие аспекты жизни общества. Вероятно, именно в этом и зародился миф о великой силе искусства, которая оказывает безусловное влияние на всех живых существ. Как посредники в общении с другими реалиями, различные формы искусства соответствуют определенным свойствам этих реальностей и даже способны объяснить мировой порядок социальной и эмоциональной жизни. Не случайно П.Флоренский назвал музыку «формулой мировой жизни».

Архетипическая константа проникает в культурное сознание современного человека. Получается, что чем больше культурного пространства человек владеет, тем больше он убеждается в том, что различные виды искусства выводят его в сферу духовного. И чем сильнее бессознательное ожидание человеком духовной трансформации, вера в невозможное, в собственные силы в решении той или иной проблемы. Миф о великой силе искусства (музыки, живописи) глубоко укоренился в социокультурном пространстве и стал частью реальности. Как и подобает мифу, внутренне присущее и возможное тесно переплетаются, они становятся неразделимыми, предопределяя появление иллюзий и их влияние на человека. Этот эффект включает в себя элементы таинственности и секретности, которые могут помочь человеку не только побывать в других реалиях, но и вернуться к себе, к сфере человеческого бытия во всем богатстве его драмы и совершенства.

Социальные иллюзии

Социальные иллюзии присутствуют во всех сферах человеческого существования: в политике, экономике, праве, культурном, образовательном и информационном пространстве. Эти социально-пространственные образования являются результатом человеческой деятельности, социальных отношений и общества в целом. Сами пространства могут меняться и влиять качественно; при этом меняется не только их реальность, но и их иллюзии, которые во многом определяются историческим временем, эпохой, личностными характеристиками и социальными приоритетами. На этой основе можно выделить большое количество видов социальных иллюзий: политические, национальные, личностные, гендерные, педагогические, иллюзии восприятия, исторические иллюзии, иллюзии менталитета и т.д., что обусловливает необходимость их классификации.

В качестве классификаторов социальных иллюзий можно предложить следующие причины или критерии:

  • Субъектов — иллюзий о состоянии индивида и иллюзий о различных сообществах (группах, коллективах, классах, народах, массах, расах, обществе);
  • Степень нормативности — нормативная, пограничная и отклонения от нормы (аномальные, патологические);
  • По временным параметрам — краткосрочные, долгосрочные, постоянные;
  • По временным параметрам — краткосрочный, долгосрочный; — по временным параметрам — непрерывный; — по ссылке на источник — ситуационный, тематический, субъективный;
  • По тону — нейтральный, минорный, мажорный;
  • По уровню сознания — сознательно, подсознательно, бессознательно;
  • По степени управляемости-ответственной, неконтролируемой, управляемой;
  • Степень напряжения, ведущая к стрессу, ведущая к облегчению, ведущая к релаксации;
  • Ориентация психических функций субъекта, состояния — по отношению к другим, по отношению к деятельности, иллюзий общения;
  • Социальные сферы — экономические иллюзии, социальные иллюзии, политические иллюзии, иллюзии в ментальной сфере.

На основании проведенных эмпирических исследований делается вывод, что основными иллюзиями человеческого существа являются иллюзия счастья и иллюзия любви. Проблема изучения феномена социальных иллюзий носит междисциплинарный характер. Ее решение требует усилий не только философов, но и социологов, психологов, педагогов, биологов. Их общая задача — научить, как выравнивать, преодолевать непроизводительные социальные иллюзии и управлять продуктивными, чтобы в полной мере реализовать позитивный потенциал. Научиться управлять, использовать и преодолевать социальные иллюзии — это сложный процесс. Но это дает нам более глубокое понимание реальности человека и мира, в котором мы живем. О феномене социальных иллюзий существует множество вопросов, на которые не было получено ответов. Дальнейшее их расследование зависит от будущего. Понимание смысла, стоящего за ними, является одной из задач социальной философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  2. Методы и формы научного познания
  3. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  4. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  5. Роль науки в формировании философии
  6. Становление античной философии и её основные проблемы
  7. Значение справедливости для познания себя и мира и правильной жизни
  8. Чувственный уровень познания
  9. Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
  10. Значение К. Поппера для философии науки