Для связи в whatsapp +905441085890

Феноменологическая антропология А. Шюца — Описание работы и произведений А. Шюца

В русской социологии работа А. Шютца мало изучена, но его работы были отредактированы Л.Г. Иониным, Н.М. Смирновой, Б.С. Сивириновым.

Целью исследования является изучение социологического наследия ученого как основателя феноменологической социологии и его значения для дальнейшего развития этой науки. С этой целью можно выделить следующие задачи: изучить содержание трудов А. Шютца, раскрыть значение его феноменологической социологии, определить, какой вклад он внес в социологию и какое влияние он оказал на дальнейшее развитие этой науки; определить, какой подход он использовал при написании своих работ.

Предметом данной работы является феноменологическая социология А. Шютца, а объектом изучения являются идеи о повседневной социальной реальности и жизненном мире с точки зрения феноменологической социологии, выявленные в работах А. Шютца.

В качестве теоретической основы в курсовой работе были использованы выводы и определения работ Л.Г. Ионина, П. Бергера.

Феноменологическая антропология А. Шюца - Описание работы и произведений А. Шюца

Описание работы и произведений А. Шюца

Шютц Альфред Австрийский философ и социолог. Он родился в Вене и получил академическое образование в Венском университете. Вскоре после окончания университета он начал работать в банке, и почти вся оставшаяся жизнь была тесно связана с его работой в качестве банкира. Но эта профессия, удовлетворяя его экономически и финансово, не принесла ему глубокого внутреннего удовлетворения, как это делали его исследования в феноменологической социологии.

После аннексии Австрии Германией в 1939 году Альфред Шютц эмигрировал сначала во Францию (Париж), а затем в Соединенные Штаты, где он работал консультантом в нескольких банках и преподавал феноменологическую социологию. Он начал последний только в 1943 году в Нью-Йорке, где начал преподавать курс в Новой школе социальных исследований. Его «двойная» карьера продлилась до 1956 года, когда он, наконец, ушел из банковской сферы и сосредоточился исключительно на феноменологической социологии. Как видно, то, о чем он писал в своих работах, — разделение научных знаний и знаний о повседневной жизни — нашло отражение в его личной истории.

В 1932 году он опубликовал на немецком языке свой важнейший труд «Феноменология социального мира», который в течение многих лет оставался неизвестным широкому кругу социологов. Лишь 35 лет спустя, в 1967 году, после его смерти, он был переведен на английский язык и пользовался большим спросом и интересом.

Основные идеи основных произведений А. Шютца

Альфред Шютц написал много произведений, а его первая и, пожалуй, самая значительная книга была озаглавлена «Смысловое построение социального мира: введение в понимание социологии». Это была единственная книга Шютца, опубликованная при его жизни. Она была опубликована в 1932 году и получила подзаголовок «Введение в понимание социологии». Книга — это не просто введение, это попытка дать философское обоснование социологии Макса Вебера с целью разработки методологии «понимания».

В начале предисловия Шютц объясняет свою мотивацию к написанию книги. Он пишет: «Предлагаемая книга является результатом многолетнего интенсивного изучения теоретических и методологических работ Макса Вебера. За время работы над ними я все больше и больше убеждался в том, что подход Макса Вебера, являясь отправной точкой любой подлинной теории в социальных науках, еще не дошел до той глубины, в которой в одиночку можно решить многие из наиболее важных вопросов, возникающих в правильной методологии социальных наук. Прежде всего, необходимо углубить центральное понятие социологии Макса Вебера — понятие субъективного смысла, но это лишь часть других великих проблем социологии, которые Вебер не анализировал вообще, хотя они и не были ему чужды. Так пишет Альфред Шютц в своей книге.

Еще одна основная работа Альфреда Шютца — «Избранные статьи». Автор описывает многие понятия и определения социальной реальности. Такие как: жизненный мир, пересекаемость, естественное отношение.

Он считает, что все мы принадлежим к миру жизни в нашей природной преднаучной среде; это основа всех значений как для всех наук, так и для феноменологии. Жизненный мир, таким образом, является нашей непосредственной «интуитивной средой», в которой, по мнению Шютца, «мы ощущаем культуру и общество как люди между собой, относимся к окружающим нас объектам определенным образом, влияем на них и находимся под их влиянием».

Термин «межсубъектный» используется для описания одного аспекта взаимных отношений с людьми как с существами живого мира. Проведенный Шютцем анализ межсубъектности проясняет ее связь с социологией. Это понятие описывается в избранных статьях как «Взаимность перспектив», что указывает на существование двух идеализаций. Первое — «взаимность перспектив», из чего следует, что «я и любой другой человек будем воспринимать наш общий мир одинаково, если мы поменяемся местами, так что мое «здесь» станет его, а мое «здесь» — что для меня теперь «там» — станет моим». Вторая идеализация — «совпадение систем релевантности». По мнению Шютца, это означает, что «я и он, то есть «мы», интерпретируем объекты, факты и события, которые в действительности или потенциально общие для нас, «эмпирически идентичны», то есть, почти идентичны». Следующим важным компонентом интерсубъективности является альтер-эго — «другое Я». По мнению Шютца, тезис альтер-эго описывает некоторые аспекты восприятия индивидом «другого» в его «живом присутствии». Симультанность нашего восприятия Другого в «прожитом настоящем» означает, что Я в этот момент знаю о Другом больше, чем о себе. Фиксация «Я» возможна только в рефлексивном обращении к «Я», поскольку объектом рефлексии всегда является «уже существующий», оторванный от «здесь и сейчас», т.е. он не дается мне в моем собственном действии в его реальном настоящем. Но «другое» дается мне прямо «здесь и сейчас».

Сторонники Альфреда Шюца. Критика

Концепции Альфреда Шютца нашли отражение в мышлении таких социологов, как Петер Бергер, Томас Лукман и Арон Сикурела. Сам Шютц стремился к обмену с американскими учеными, о чем свидетельствует его переписка с Толкоттом Парсонсом. Он также интересовался работой Дж. Мида, что было связано с определенной близостью их научного подхода. Мы видим большое сходство с идеями структурно-функциональных людей; и здесь, и там идеи, ценности, нормы рассматриваются как центр общественной жизни. П. Бергер и Т. Лукман подробно описывают процесс формирования ценностей, их появление в результате взаимодействия индивидуумов, но результат по многим признакам близок к таковому Т. Парсонса. Прямое влияние Альфреда Щютца на мир западной социологии весьма незначительно. Феноменологические идеи возрождались и возрождались радикальными социологами, которые сначала использовали их как инструмент эмпирических исследований, а затем строили на них свою теоретическую концепцию — этнометрологию.

Попытка построить феноменологическую теорию общества представлена работой Питера Бергера, соавтором которой он был вместе с Томасом Лукманом . «Самоочевидные» значения продолжают рассматриваться как основа социальной организации, но авторы больше обращают внимание на значения, которые являются со-производительными и, как бы, «над индивидуумом». Они видят истинную основу этих значений в религиозных верованиях, которые разделяют все. Общество, таким образом, оказывается социальной средой индивида, которую он создает, привнося в нее определенные «высшие» ценности и значения, которые он тогда имеет. Эти значения развиваются и объективизируются в социальных институтах и дают возможность индоктринации новых членов общества, которые вынуждены подчиняться этим «высшим» ценностям.

Среди множества идейных источников, обсуждавшихся в начале книги, наиболее важным, несомненно, является феноменология Э. Гуссерля в переводе А. Шютца на феноменологическую социологию. Но именно Питер Бергер и Томас Лукман разрабатывают основные категории и темы социологии знания в феноменологической перспективе. После выхода в свет публикации «Социальное строительство реальности» это направление стало широко известно в американской и немецкой социологии.

Эта книга послужила основой для последующих работ Лукмана по социологии языка и «протосоциологии», а также для многочисленных работ Бергера по социологии религии. Бергер является автором ряда книг, ставших «бестселлерами» в США: «Священный занавес», «Слухи об ангелах», «Еретический императив», «Пирамиды жертвоприношения» и «Капиталистическая революция». Он написал несколько учебников по социологии. Кроме того, Бергер является одним из ведущих экспонентов американского неоконсерватизма, критиком как различных «левых» теорий, так и практики «реального социализма». В последние годы его внимание сосредоточено на модернизации, переходе традиционных обществ к капиталистическим. Он является директором Бостонского института изучения экономической культуры, который проводит ряд международных исследовательских проектов. Соавторами других работ Бергера являются известные американские и немецкие социологи (Р. Нойхауз, Х. Келлнер), можно говорить о появлении собственной «школы», но без догматически принятой доктрины.

«Социальное построение реальности» разительно отличается по стилю и содержанию от других произведений Бергера и Лукмана. Они умеют писать популярно и для широкого читателя, а эта книга написана для специалистов и содержит, помимо ярких примеров, философский анализ основных категорий социологической теории. Главная тема книги может быть сформулирована следующим образом: как человек создает социальную реальность и как эта реальность создает человека.

Концепция взаимопонимания и ресоциализации в работе А. Щютзе

Возвращение домой — одна из работ А. Шютца, которая посвящена описанию и анализу взаимопонимания между людьми, процессу возвращения домой того, кого долгое время не было дома. Она иллюстрирует социальные и психологические трудности солдат и офицеров, возвращающихся домой с войны. Такие проблемы приводят к неуверенности и травме от непонимания близких и часто к неразрешимым конфликтам с людьми, которые были так близки раньше.

Работа Шютца основана на автобиографических наблюдениях и воспоминаниях, фрагментах из собственной жизни социолога во время Первой мировой войны.

Понятие «возвращение на родину» дает возможность социологически исследовать поведение различных групп людей, которые длительное время остаются оторванными от привычной повседневной жизни в чужой стране, а затем втягиваются в нее.

Это ставит вопрос о том, что скрывается за термином «дом». Шютц понимает под этим «определенный образ жизни, состоящий из небольших и знакомых нам элементов, которые нам дороги». Опросы показывают, что для одних дома это сэндвич с мороженым, для других — свежее молоко и утренняя газета у двери, а для третьих — трамвай и автомобильный рожок. Таким образом, дом означает одно для того, кто никогда не покидает его, другое для того, кто живет далеко от него, и третье для того, кто возвращается к нему».

«Дом» значит одно для того, кто никогда не покидает его, другое для того, кто живет далеко от него, и третье для того, кто возвращается к нему. Жить дома — это жить в общем пространстве и времени с другими людьми, в общем окружении объектов, как возможные цели, средства, интересы, основанные на непрерывной системе переписки. «Жить дома» означает воспринимать другого как уникальную личность в живом настоящем, разделяя будущие ожидания в виде планов, надежд и желаний, наконец, это означает шанс восстановить отношения, когда они прерваны. Для каждого партнера жизнь другого становится частью его автобиографии, элементами его личной истории».

Аспекты социальной структуры

Это один из аспектов социальной структуры отечественного мира для тех, кто в нем живет. Для того, кто ушел из дома, это полностью меняется. Он перешел к другому социальному измерению, не охваченному рамками, которые служат основой для дома. Он не испытывает многих социальных отношений, которые составляют структуру его дома в переживании живого настоящего. Возвращение домой определяет новое восприятие мира. Возвращаясь домой, человек попадает в измененную ситуацию, в которой он может сам выбирать свои цели и средства их достижения. «Успех или неудача возвращения домой зависит от шанса трансформировать эти социальные отношения в новые».

Шютц называет проживание дома, как проживание в том, что он называет первичными группами. Кули ввел этот термин для обозначения личных отношений. Альфред Шютц различает личные и интимные отношения. «Первое включает в себя совместное использование пространства и времени. Общее пространство означает, что движения тела, мимика и жесты наблюдаются как симптомы мышления партнера. С другой стороны, совместное пространство означает, что определенная часть внешнего мира доступна для всех участников, находящихся в непосредственном контакте. В пределах этого общего горизонта находятся объекты, представляющие общий интерес и значение; общность времени еще не распространяется. Но это означает, что каждый из них участвует во внутренней жизни другого. Я могу улавливать мысли другого в живом настоящем и соотносить их с моим собственным потоком мыслей. Я для другого, а он для меня не абстракции, не просто примеры типичного поведения, а — потому что мы разделяем живое присутствие — уникальные индивидуальные личности. Таковы характеристики ситуации лицом к лицу, которую мы предпочитаем называть «чистотой отношений между нами».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика в экзистенциализме
  2. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  3. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики
  4. Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли
  5. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого
  6. Философия Климента Смолятича
  7. Эстетика Просвещения — Важные этапы в истории эстетики
  8. Политический «аморализм» Н. Макиавелли
  9. Свобода воли и моральная ответственность в творчестве Ф. Достоевского — Человек как центральная фигура в творчестве Достоевского
  10. Наука, её значение и роль в духовной жизни общества