Для связи в whatsapp +905441085890

Феноменологический анализ искусства — Определение термина искусство

Г. Вазари (1511 — 1574), итальянский живописец и архитектор, создавший первый труд в этой области, считается основателем истории искусства: «Биографии самых известных живописцев, скульпторов и архитекторов». Однако первые эстетические представления об искусстве и красоте встречаются в самых ранних восточных трактатах — Ведах и Авесте. Греческий историк Гесиод (VIII-VII века до н.э.) писал о силе искусства: если Музы благосклонны к поэту, он может погасить «великие споры», утешить людей в их горе и судить «в строгом соответствии с истиной». Легендарный певец Орфей укрощал диких животных и двигал камни своей песней.

Существует множество теорий о происхождении искусства. Но почти все они видят его корни в различных аспектах жизни и деятельности первобытного общества. Некоторые теоретики выводят искусство из трудовой деятельности, что вызвало необходимость имитировать ритуальные танцы и другие действия, где моделировались, реальные практические занятия людей. Другие считают, что в основе первобытного искусства лежит игра как один из факторов развития культуры в целом. Они также основаны на религиозных теориях, согласно которым искусство было создано по воле богов и является проявлением этой воли. Аристотель связывал происхождение искусства с подражанием природе. Это неудивительно, поскольку некоторые культурологи и искусствоведы предполагают, что искусство появилось в результате способности художника чувствовать или ощущать суть вещей и воплощать ее в своем произведении. Но все теории утверждают, что искусство — это особый мир, порожденный человеческим разумом, особая сфера человеческой деятельности. И если мораль — это всепроникающее явление, без которого невозможна никакая форма человеческой жизни и действия, то искусство воссоздает в своих произведениях всю вселенную человека; все желательные или нежелательные для него аспекты, формы его поведения. С одной стороны, он несет в себе огромный мир фантазии и вымысла, с другой — выступает как истина, добро и красота.

Феноменологический анализ искусства - Определение термина искусство

Определение термина искусство

Специфика культурологического анализа искусства заключается в выяснении его социокультурных смыслов, типологии и динамики, а также в изучении искусства как части целостного социокультурного пространства и его взаимодействия с другими культурными явлениями.

Один из главных источников обогащения духовной культуры личности и гармоничного, всестороннего развития личности. Обладая многими общими для культуры функциями, искусство имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать свои эстетические потребности во всей их полноте в различных сферах деятельности, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, которые тесно связаны с проявлениями человеческого духа.

Искусство — одна из важнейших эстетических категорий, которая характеризует ту или иную форму общественного сознания, а также человеческую деятельность и ее продукты. Задолго до появления науки и права искусство внесло свою лепту в познание окружающего мира и самого человека, в его гармонизацию с природой и обществом. Это развивающаяся система, гибко реализуемая в различных видах, жанрах, направлениях и стилях. Создание и работа искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет художественное образование, искусствоведение и эстетику в исторически изменяющееся целое.

Существуют различные определения искусства, которые тесно связаны друг с другом. Эти определения можно обобщить в следующих подходах к пониманию явления

Во-первых, искусство — это особый способ психического отражения и совладания с реальностью. На протяжении многих лет ученые-искусствоведы добавляют: «с целью формирования и развития способности человека творчески изменять окружающий мир и самого себя по законам красоты».

Например, первобытное искусство возникло и развивалось благодаря способности человека постигать, отбирать и воспроизводить различные формы, звуки и движения, которые имели определенное значение или ценность для древнего человека.

Искусство, возникшее как необходимый вариант адаптивной активной деятельности человека, было не только особенностью, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку, нашло отражение в первых произведениях искусства, которые часто содержали элементы фантазии и мистики. Искусство особым образом помогало людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, его становления как личности. Искусство всегда реагирует на изменения человеческих интересов и потребностей, меняя круг основных тем, усложняя свою структуру, порождая новые тенденции и направления, обогащая язык. Искусство формирует себя в соответствии с законами, определяющими развитие общества, оно отражает изменения в его социально-экономической структуре и в общественных отношениях. Художник сознательно или бессознательно выражает интересы определенных социальных классов, групп, сословий, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства конкретной культурно-исторической эпохи. Но нельзя сказать, что это односторонний процесс. Искусство, со своей стороны, имеет свои внутренние законы развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, которую нельзя свести к той или иной социальной функции.

Следует отметить, что сам факт существования искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, поскольку эталон красоты в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах) может сильно отличаться, утверждаться торжеством безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм), а то и вовсе отрицаться (искусство абсурда).

Искусство как феномен культуры

В науке существуют различные его интерпретации:

  • Искусство — это форма познания и представления реального мира (марксизм);
  • Корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании человека, или даны ему «свыше» («искусство ради искусства» — идеализм);
  • Искусство — это игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется избыток физических и душевных сил, свойственных человеку (Фридрих Шиллер);
  • Искусство — это игра, вызванная биологически мотивированным стремлением к красоте (Г. Спенсер);
  • Художник создает произведения искусства инстинктивно, как паук плетет паутину, не осознавая ее цели (Шопенгауэр);
  • Искусство происходит от религии, особенно от магических идей (С. Рейнак);

Творческий процесс позволяет человеку уйти от реальности в мир фантазий и таким образом удовлетворить унаследованные от древних сексуальные и агрессивные инстинкты, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе (Ф. Ницше). Культурология.

Каждая из этих версий имеет рациональное обоснование, но ни одна из них не может считаться абсолютной. Если рассматривать эту проблему в контексте генезиса культуры в целом, то можно увидеть, что многие идеи и теории могут быть экстраполированы на область искусства. Таким образом, размышления, труд, расово-антропологические особенности, смысл и коммуникация, а также внеземные и сверхъестественные источники могут выступать в качестве импульсов для возникновения искусства.
Возникновение такого яркого и сложного явления человеческой деятельности, как искусство, является результатом многих объективных и субъективных причин. Она возникла как часть единой жизнедеятельности и возникла коллективно из присущей человеку потребности общаться, передавать свои мысли и чувства. Теории происхождения искусства

Самые древние известные произведения искусства относятся к позднему (верхнему) палеолиту (20-30 тыс. лет до н.э.). В археологических памятниках среди различных видов художественного творчества первобытного человека сохранились лишь следы изобразительного искусства. Все типы появились одновременно в эпоху верхнего палеолита (Ориньяк и Солютре). Это очень примитивное, контурное изображение, вырезанное или высеченное из камня, кости или рога. Живопись столь же примитивна, также ограничена очерченным изображением на камне, выполненным черной или красной краской, вероятно, нанесенной пальцем. Объектом обычно является животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.

Стремление понять свое место в окружающем мире отражено в изображениях, сохранившихся в гравированных и раскрашенных каменных изображениях Бурделя, Эль-Парнальо и Истурика, палеолитических венерах, картинах и петроглифах (изображениях, вырезанных, нацарапанных или высеченных на камне) пещер Ласко, Альтамира и Нио, наскальной живописи Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно женскими фигурами, вырезанными из мягкого камня, известняка и, реже, слоновой кости. Они выполнены реалистично, торс иногда удлинен, а половые признаки сильно подчеркнуты. Руки обычные, а лицо отсутствует. Высота скульптур обычно составляет 5-10 см. Это так называемые «палеолитические Венеры». Фигурки имели магическое значение — они были связаны с культом плодородия, олицетворяли заботу о продолжении рода, росте и процветании первобытной общины.

До обнаружения картин в испанской пещере Альтамира в 1879 году дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов было распространено мнение, что первобытный человек не имел духовности и был озабочен только поиском пищи. Но уже в начале века английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль говорил о настоящей «цивилизации каменного века» и проследил развитие первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине до гравированных изображений животных на кости, камне и роге и полихромной (многоцветной) живописи в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.

Критерии артистизма

В чем секрет искусства и каков критерий художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека, является самым важным и интересным объектом искусства. Магическая притягательность искусства исходит от его формы, которая является источником восхищения, удовольствия, игры психических способностей человека. Такое состояние художественного восприятия всегда давало повод утверждать о слиянии рационального и нерационального, эмоционального, бессознательного, интуитивного и психологического в художественном образе, говорить о взаимопереходе и взаимодополнении этих аспектов. И. Кант считал, что эстетическое переживание — это удовольствие, «свободное от всякого интереса». А.Ф. Лосев лаконично описал особенность художественного образа: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма отдельных явлений, а как нечто живое, из глубины которого бьет беспокойный источник и который мы не можем постичь непосредственно нашими рациональными приемами. Художественное — это то, что никогда нельзя увидеть, как бы часто мы на него ни смотрели. А это значит, что как бы глубоко мы ни воспринимали художественный образ, в нем всегда есть что-то непостижимое и неисчерпаемое, что волнует нас каждый раз, когда мы его воспринимаем. Здесь кроется ключ к тайне искусства. Если псевдоискусство — это чисто внешнее подражание, рассчитанное на внешний эффект, то подлинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, ибо искусство возможно только тогда, когда есть необходимость самостоятельного построения образа — через владение лексикой, формами, элементами содержания, и только тогда оно предлагает коммуникацию.»

Искусство влияет на жизнь, потому что несет в себе сильный воспитательный момент, ведь все идеи искусства выражаются в эмоциональной форме. Более того, искусство устанавливает «связь времен», предполагает общение через время и пространство между народами, странами и континентами, разными эпохами. Она может быть игрой, фантазией, вымыслом и в то же время выполнять функции познания, утверждения моральных норм, выражения эстетических принципов. Соединяя реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективное восприятие человека, искусство становится особой формой познания, способной отразить всю картину мира. При этом не стоит забывать, что если для науки главной целью является получение знаний, то для искусства, помимо самих знаний, есть еще и отношение к ним. Только в искусстве мы встречаем понимание того, о чем произведение искусства, отношение автора к нему и активную модель мира, как ее понимает художник. Быстрова А.Н.

Как и любой вид культуры, искусство имеет специфическую знаковую систему — средства выражения различных его видов. Эта знаковая система не только формирует особый «язык» искусства, но и создает «новую реальность», которая не обязательно совпадает с реальностью внешнего мира. Эта «новая реальность» утверждает ценности, выработанные обществом в его различных видах деятельности, а также ценности, созданные духовным миром художника. Вместе с ценностями искусство несет в себе идеалы своего времени, общества и социальной среды; в то же время оно само может формировать идеалы будущего или переосмысливать идеалы прошлого и настоящего.

Особенности двух способов воспроизведения действительности в искусстве

Существует два способа образного воспроизведения мира в искусстве: реалистический и условный. Основные черты искусства как ядра культуры перечислены в Приложении 3. Даже самые ранние из сохранившихся произведений искусства эпохи палеолита содержат и то, и другое. Художники палеолита были мастерами реалистического изображения, хорошо понимали анатомию животных и могли передавать движения с неповторимой выразительностью. В обычных картинах есть попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе.

В искусстве всегда присутствуют оба способа отражения действительности, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Следует отметить, что реалистическое искусство — это не просто копия действительности, в его художественных образах жизни как бы в концентрированном виде сосредоточены наиболее важные для конкретной культурной эпохи признаки, события, чувства, идеи и проблемы. Условное искусство предоставляет больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов и может быть символичным. Американский социолог П. Сорокин связывает символическое искусство с идеалистическим типом культуры, ориентированной на сверхчувственное, сверхрациональное мировоззрение, то есть на Бога. В европейской культуре, например, искусство Средневековья было в основном условным и символическим: живописные и скульптурные изображения, далекие от реализма, служили религиозным идеям и торжеству духа над телесностью. Именно поэтому скульптуры готических соборов так условны, фигуры скрыты за складками одежды.

В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве — направление, у истоков которого стоял К.С.Станиславский, стремившийся к достоверному воплощению «жизни человеческого духа» на сцене, и направление, возникшее у последователей «условного театра», «монтаж аттракционов», которое представлено В. В кино фильмы реалистичные (как мы говорим, «живые») и условные, с намеком, с использованием символики, специально подобранной режиссером (А. Тарковский, Ф. Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX — XX веков возникает новое художественное направление — символизм (П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, М. Чюрленис и др.) Однако в широком смысле всю модернистскую живопись (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и т.д.) можно рассматривать как символическое восстановление отношений человека и мира в наше противоречивое время с его сенсационными научными открытиями, технологическим прогрессом, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности.

Художественный образ, таким образом, представляет собой специфический сплав реальности и фантазии, причем степень фантазии связана с целями произведения и определяется только волей автора. Поэтому художественный образ всегда содержит в себе как объективное (реальный мир, который является лишь стимулом для воображения), так и субъективное, отражающее всю полноту индивидуальности автора. Так, в том же году (1827) два русских художника написали портрет Пушкина.

Орест Кипренский (1782-1836) видел в поэте, требующем «священной жертвы Аполлона», пророка, который должен «жечь сердца людей». Василий Тропинин (1776-1857) видел другого, «человеческого» поэта, гения, несущего в себе черты быта и конкретности. Ни один из портретов не грешит против реальности, но каждый из них — это взгляд художника и на предмет, и на собственный внутренний мир, как бы освещающий каждое произведение, образ поэта и отношение к нему автора. Для художественного образа необходимо еще одно внутреннее единство: это единство эмоционального и рационального. Хотя другие типы культуры обращаются как к мыслям, так и к чувствам, этот факт не является для них специфическим. Обычно они основываются на том, что один из этих моментов является для них самым необходимым. Мораль может содержать значительную долю рациональности и быть не чуждой эмоций, в то время как наука пытается избавиться от «лишних» эмоций во имя истины. Религия невозможна без эмоционального спектра, но она может иметь или не иметь рациональный спектр. Искусство возможно только в этом слиянии, в котором мера рационального и эмоционального определяется создателем произведения. Только в искусстве мысль должна быть окрашена чувством, а чувство должно быть «мудрым». В противном случае страдает сама суть искусства. Поэтому величайшие умы человечества с древности всегда говорили, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного, но и всесторонне развитого человека.

Одна из особенностей искусства заключается в том, что через него каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основу произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, психологическим особенностям людей, создавших его искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен целой вселенной и ограничен в любом виде деятельности. Искусство развивает эстетический вкус, потому что одно из его функциональных назначений — быть носителем эстетических идеалов. Наконец, искусство стимулирует творчество, заставляя нас сопереживать, «участвовать» в творческом процессе, если не создавать произведение искусства, то хотя бы понимать его, проникать в суть вещей, и делает это без формул и методов, требующих специальных навыков. С другой стороны, она предлагает собственную систему видения мира, которая выявляет связи, недоступные науке, и развивает в каждом человеке способность к ассоциативному мышлению, без которого нет творчества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
  2. Античная философия
  3. Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
  4. Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
  5. Единичное, особенное и общее в философии
  6. Проблемы познания в истории философии.
  7. Поздняя античная и ранняя христианская философия
  8. Мораль как основа общечеловеческих ценностей
  9. Руссоизм в истории общественной мысли XVIII-XX вв.
  10. Основные представители философии нового времени