Для связи в whatsapp +905441085890

Феноменология — Истоки феноменологии

Феноменология (от греч. «феномен» и «логос» — учение о явлениях/феноменах) — это название философского движения, возникшего в начале 20 века, и особой практики размышлений, стремящейся проникнуть к истокам человеческого опыта и знания. Феноменологическая практика находит свое применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, историографии, искусствоведении и других дисциплинах. Его отличительными особенностями являются: Его цель — раскрыть и сделать непосредственно видимыми те слои нашего опыта, которые остаются невидимыми в повседневной жизни. Зачатки феноменологии можно найти в философии Локка, который утверждал существование очевидных истин. Однако наибольшую активность феноменология проявила в начале двадцатого века благодаря работам известных немецких классиков, а именно представителей знаменитых Геттингенской и Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней активности сознания, проблемы очевидности и самосознания.
Каждая философская доктрина имеет своих представителей, которых можно назвать «законодателями моды». Феноменология, которая является одной из самых популярных систем знания в мире, не является исключением. В его лоне также находятся корифеи, произведения, которые называют классикой. Речь идет о таких великих философах, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и другие. В их работах содержатся основные понятия феноменологии.

Феноменология - Истоки феноменологии

Истоки феноменологии

Сам термин «феноменология» уже использовался Кантом и Гегелем. В частности, последний опубликовал в 1807 году работу «Феноменология духа», в которой были даны истоки диалектики, объяснен принцип абсолютного идеализма: «господство мирового разума в мире, абсолютная идея, которая в своем прогрессивном развитии порождает окружающую действительность» Новейший философский словарь, Грицанов А.А. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показал необходимость его развития.

В девятнадцатом веке и даже раньше термин «феноменология» имел различные значения. С момента использования термина Гуссерлем в начале двадцатого века, он используется и как феноменологический метод философствования, и как любой описательный метод изучения конкретного объекта.

Феноменологическая философия зародилась в Германии. Его основателем был Эдмунд Гуссерль (Edmund Husserl, 1859 — 1938). В начале своей карьеры он изучал математику под руководством Карла Вейерштрасса (1815 — 1897), но под влиянием лекций философа Франца Брентано (1838 — 1917) заинтересовался философией, которая стала делом всей его жизни. На математическое мышление Гуссерля произвело впечатление стремление Брентано превратить философию в строгую науку, и именно Брентано предложил первичные идеи для такой науки. В своей главной работе — «Психология в эмпирическом аспекте» (1874) — Брентано поставил перед собой цель разработать строгую науку о душе и «заменить психологию психологией». Объектом новой науки должны были стать «психические явления», которые Брентано тщательно отличает от физических явлений, составляющих предмет естественных наук. Философ видит главное различие между ними в том, что психические явления, которые осознаются посредством самоочевидного «внутреннего восприятия», интенсивно содержат в себе «объект» как имплицитное содержание. Так, в представлении (ментальном феномене) нечто представляется (интенциональное содержание), в любви — любится, в суждении — утверждается или отрицается. Идея интенциональности, восходящая к средневековой философии, также была очень плодотворной для развития феноменологии Гуссерля, поскольку она претерпела значительные изменения по сравнению с брентановским подходом.

Основные понятия феноменологии

Кант проводит различие между феноменами и ноуменами. Под явлениями Кант подразумевает видимости; под ноуменами — не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а вещи, которые реально не существуют, но являются умопостигаемыми.

Гуссерль называет феномен «появлением объекта в сознании» или просто процессом такого «появления самого объекта» в сознании. «Каждый феномен имеет свою интенсиональную структуру, анализ которой показывает, что он представляет собой постоянно расширяющуюся систему индивидуально интенсиональных и интенсионально взаимосвязанных компонентов» Гуссерль Э. Феноменология.

Интенциональность

Понятие интенциональности, заимствованное Гуссерлем из философии его учителя Брентано, который в свою очередь заимствовал его у средневековых схоластов, и переосмысленное во второй части «Логических исследований», является одним из ключевых понятий феноменологии Гуссерля. В исследовании интенционального сознания фокус смещается с «что» или «заключенного в скобки» бытия объекта на его «как» или множественность способов бытия, данных объекту.

Наполнение интенции содержанием бытия Гуссерль называет истиной, а ее переживание в суждении — очевидностью. В феноменологии Гуссерля понятие интенциональности и имманентного сознания впервые связывается с задачей обоснования знания, которое может быть достигнуто в рамках новой науки или научной теории.

Понятие интенциональности характеризует психические явления. Согласно Гуссерлю, сознание характеризуется тем, что оно направлено на объект. Оно всегда направлено на что-то; это «сознание о». Это отношение сознания зависит от него самого, а не от объекта, то есть направленность сознания определяется его природой. Главное в интенциональности — это момент соотнесения сознания с объектом. Эта интенциональность всегда присутствует в акте сознания, опыта, независимо от того, существует объект или нет.

Эпохея

«Наша универсальная эпохея заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир (который просто есть) из поля субъекта, который на его месте является таким-то и таким-то пережитым-воспоминаемым-выраженным в суждении-мысли-оцениваемым и т.д., мир как таковой, мир «заключенный в скобки». Это не мир или его часть, а «смысл» мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны уйти от объектов, полагаемых в естественной среде, к многообразию способов их появления, к «заключенным в скобки» объектам».

Как предлагает А.Н. Суворова, «…необходимо очистить вещь от свойств, привнесенных познанием. Девиз «возвращение к объектам» эпистемологически означает воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах объектов, — это знаменитая эпоха Гуссерля…». А.Н. Суворова, указ. соч.

Работа Гуссерля над описанием интенционального сознания приводит его к таким новым понятиям или моделям этого сознания, как сознание внутреннего времени и горизонт сознания. Внутреннее время-сознание является предпосылкой для понимания сознания как потока опыта. Отправной точкой в этом потоке является точка «сейчас» настоящего, вокруг которой — в горизонте сознания — собираются только что прошедшее и возможное будущее. Сознание в «сейчас» постоянно соотносится со своим временным горизонтом. Эта корреляция позволяет воспринимать, помнить и представлять то, что только возможно.

Основные методы феноменологии

Феноменологический метод заключается в непосредственном слиянии с потоком сознания.

По мнению А.Н. Суворовой, «…понятие субъекта в современной науке должно пройти через горнило феноменологической редукции, в результате которой субъект (его уже можно писать с большой буквы), освобожденный от причинных связей с другими субъектами, отделяется от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенный субъект уже никак не связан с результатами чужой деятельности и не является продуктом каких-либо сил. Это чистый предмет науки, объект как таковой. Это означает: принять феноменологический взгляд на вещи, который сам Гуссерль называл «назад к объектам!»…».

Сам Гуссерль пишет: «…феноменолог, который хочет фиксировать только феномены и знать исключительно свою собственную «жизнь», должен заниматься эфемеридами. Он должен запретить себе любую обычную объективную «позицию» и отказаться от всех суждений об объективном мире. Сам опыт останется таким, каким он был, опыт этого дома, этого тела, этого мира в целом, в каком-то внутреннем образе или ином. Ибо невозможно описать любой интенциональный опыт, даже если он «иллюзорен», опыт самопротиворечивого суждения и т.д., без описания того, что присутствует как таковое в опыте в качестве объекта познания.

По мнению А. Н. Суворовой, «феноменология — это философия сознания» Суворова А. Н. Феноменология в понимании Гуссерля — это описание смысловых структур сознания и объектов, которое происходит в процессе «вынесения за скобки» как факта существования или бытия объекта, так и направленной на него психологической активности сознания. В результате такого «вынесения за скобки» или внедрения феноменологической эпохи объектом исследования феноменолога становится сознание, рассматриваемое с точки зрения его интенциональной природы.

Таким образом, феноменология — это наука о феноменах сознания. Его девиз — «назад к вещам», которые должны проявляться непосредственно в сознании как результат феноменологической работы. Интенциональный акт, направленный на объект, должен быть наполнен сущностью этого объекта.

Феноменология становится изучением и описанием превращения мнения в знание, субъективного в объективное, «моего» во «всеобщее». Размышления позднего Гуссерля о «жизненном мире» связывают воедино все его феноменологические проекты. Внутри «жизненного мира» и его генезиса разворачивается само тело разума, первоначально в форме Wissenschaftslehre. Феноменология, описывающая двойственную природу «жизненного мира» как основу всякого познания и горизонт всех его возможных модификаций, основывает ее на двойственности самого сознания, которое всегда исходит из чего-то чуждого ему и с необходимостью предполагает его.

По мнению В.Н. Молчанова, «… Феноменология означает новый, описательный, философский метод, на основе которого был создан в конце прошлого века:

  • Априорная психологическая наука, которая является единственной надежной основой, на которой может быть построена строгая эмпирическая психология.
  • Универсальная философия, которая может вооружить нас инструментами для систематического пересмотра всех наук». Молчанов В.И. (Введение к публикации «Феноменологии» Гуссерля в «Логосе»).

Метафизические, телеологические, этические проблемы, проблемы истории философии, проблемы силы суждения, вообще все значимые проблемы и трансцендентальные связи, которые их объединяют, лежат в пределах возможностей феноменологии.

Молчанов придерживался мнения, что феноменология «…. выдвигает на первый план в сфере социальной практики проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней активности сознания, проблемы доказательства и «быть своим» как проблемы выбора социальных ориентиров по внутреннему убеждению и определения собственной позиции на уровне самоотчета, как проблемы самовоспитания и духовного измерения человеческого бытия, раскрытие которого не менее важно, чем правильное указание критериев удовлетворения материальных потребностей личности». Критика феноменологической философии.

Проведение феноменологического исследования

Феноменологическая теория значения была разработана Э. Гуссерлем в «Логических исследованиях» и начинается с фундаментального различия между реальным и идеальным в сознании, то есть психическими переживаниями (актами сознания) в процессе мышления и тем содержанием, которое они предполагают, поскольку «никакая мыслимая градация не может представлять собой переход между идеальным и реальным». Это различие в первую очередь касается понятий выражения и значения. Выражение имеет не только физическую сторону (например, звуки, буквы), но и заключается в выразительных актах сознания. Однако когда мы совершаем экспрессивные действия («живем в них», так сказать), воспринимаем язык (даже если это наш собственный внутренний язык) или печатный текст, для нас важны не психофизические аспекты экспрессии, а подразумеваемый здесь смысл. В то же время выражение не только что-то означает, но и что-то говорит, то есть имеет отношение к предмету. Необходимо различать значение и предмет выражения. Выражения могут означать разные вещи, но обозначать один и тот же предмет, и наоборот, если они обозначают разные предметы, то имеют один и тот же смысл. Каждое выражение имеет значение в феноменологическом смысле, независимо от того, существует ли объект выражения или является фиктивным («кентавр») или даже невозможным («круглый квадрат»). Дело в том, что смысл, согласно феноменологии, не является ментальным образом, и переживание смысла не обязательно сопровождается визуальным созерцанием.

Феноменология утверждает, что значение выражения, например, «объективного» выражения «2×2», не зависит от того, кто, когда и как его выражает, и вообще от того, мыслится ли оно кем-либо. Колебания смысла в так называемых «окказиональных» (т.е. субъективных, косвенных) выражениях являются лишь колебаниями актов смысла. Таким образом, смысл — это идеальное, тождественное единство само по себе, противопоставленное множественности актов выражения, в которых он конституируется.

Природа отношений между значением и выражением является ключевым вопросом феноменологической теории значения. Смысл не скрыт между строк текста или в звуках языка, и не является реальным компонентом ментального опыта, который его формирует. Между выражением и значением нет реальной связи, а есть намеренная. Акты сознания, придающие смысл выражению, относятся к сущностной стороне выражения и называются интенциями смысла. Эти интенции могут сопровождаться дополнительными актами, которые осуществляют полноту (интенции) смысла через созерцательные утверждения, расширения или иллюстрации; в этом случае актуализируется предметное отношение высказывания. Намерения смысла, которые не сопровождаются актами «реализации смысла», называются «пустыми» намерениями.

Смыслы, в феноменологической интерпретации, образуют класс идеальных «общих объектов», имеющих значительное сходство с платоновскими идеями. В то же время феноменология отвергает метафизическую (а также психологическую) ипостась универсального. Общее не существует ни во внешней, ни в психологической реальности, ни в каком-либо другом «топосе»; оно радикально нереально. Смысл имманентен конкретному выражению только в том смысле, что последнее «означает» его. Идеальное единство смысла может быть постигнуто только в рефлексивном акте мышления, который направлен на познание всеобщего. В феноменологии Гуссерля понятия «значение» и «смысл» равнозначны.

Роль воображения в феноменологическом познании часто понимается как ведущая. Это понимание основано на методе чистых эйдетических наук, неоднократно рассматриваемом Гуссерлем, — для этого метода безразлично, в каком опыте теоретик достигает эйдетического представления об идеальных универсалиях. Опыт как таковой в чистых науках о сущностях, «когда он функционирует, не функционирует как опыт». Эти науки «в высшей степени свободны от любой презумпции фактического, или, эквивалентно, в них никакой опыт не может взять на себя функцию обоснования именно как опыт, т.е. как сознание, воспринимающее или предполагающее реальное существование». Но действительно ли сама феноменология, по крайней мере, в ее первоначальном проекте, основанном на знакомом постулате — рассматривать вещи так, как они даны в опыте, — принадлежит к сфере формальных наук о чистых сущностях? Этот вопрос представляется существенным для понимания особого рода универсальности метода трансцендентальной феноменологии и роли воображения в феноменологическом познании.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура философского знания
  2. Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ
  3. Иудейская философия
  4. Единство исторического и логического у Гегеля
  5. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  6. Антропологическая проблема в отечественной философии
  7. Постпозитивизм
  8. Духовная жизнь общества
  9. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
  10. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)