Для связи в whatsapp +905441085890

Философия А. Шопенгауэра

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Целеполагание в человеческой деятельности
  2. Философия Сократа
  3. Понятие истины в философии
  4. Общество, как система
  5. Философия Мишеля Фуко
  6. Философия культуры. Культура и цивилизация
  7. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  8. Основные проблемы и направления философии культуры
  9. Русская философия XVIII века
  10. Основные принципы философии постмодернизма

Введение

Современные демократии делают стремительные шаги вперед и достигают все большего прогресса. Эти изменения так или иначе затрагивают все страны, независимо от культуры. В основном люди сосредотачивают свое внимание на материальных ценностях, а демократическая культура — это обманчивая идея счастья и прогресса. В результате появляются технические изобретения, которые мешают людям общаться с природой. Это приводит к нарушению сознания, которое не может примириться с жизнью в гармонии с душой, телом и природой. Уже многие люди прекратили попытки общения с Богом. Они уже верят в технические разработки. Люди достигли такой точки в своем развитии, когда демократическая культура общества потерпела крах и деградировала.

Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были такие люди, как Вагнер, Ницше и Шопенгауэр. В то время общество отвергало метод рационального познания. Она стала неактуальной, кроме того, появилось новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как образец правильного использования. Гегель придавал большое значение разуму, он считал, что именно он отличает человека от всего животного мира, что познать человеческую душу невозможно. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живет, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы всегда пытались познать душу разных культур, но их усилия были тщетны, потому что они не могли объединить душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии называется пессимистическим, и яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра и влияния этой философии на развитие общества.

Цель:

  1. Изучите взгляды и идеи Артура Шопенгауэра в контексте развития европейского иррационализма;
  2. Изучите основную работу философа «Мир как воля и воображение», чтобы определить основные идеи работы;
  3. Изучите пессимизм Шопенгауэра и его вклад в развитие пессимизма. Назовите причину непопулярности произведений Артура Шопенгауэра.

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра заключается в том, что большое количество его мыслей было взято многими философами за основу для дальнейшего развития философских концепций. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине начали формироваться как человеческая мудрость, которую следует знать, понимать и доносить до всего человечества. Артур Шопенгауэр упоминается в работах западных ученых XX века гораздо чаще, чем философы его времени. Объясняя свои концепции, философ пытался «посеять» в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый был по-своему счастлив. Шопенгауэр — один из ярчайших представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимо к нашей современной жизни. С безвольным человеком всегда трудно жить, а волю нужно развивать, питать, культивировать.

Философия Артура Шопенгауэра — это большой вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла к нему в последние годы жизни и он неустанно отстаивал свои взгляды на протяжении всей жизни, его философия оказала большое влияние на многих известных впоследствии философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, формирование новых систем и течений.

Артур Шопенгауэр внес неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.

Основные черты и представители европейского иррационализма

В начале девятнадцатого века в Европе возникло такое течение в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого разума в постижении мира, предполагает существование сфер понимания мира, которые недоступны разуму и могут быть достигнуты только благодаря таким качествам, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера и так далее. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер реальности, постулирует невозможность познания реальности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его силу, является источником всех социальных зол. На место разума они ставят волю, слепую, бессознательную силу.

Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Некоторое время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель — профессором.) Интересно, что Шопенгауэр пытался читать свою философию как альтернативный курс философии Гегеля и даже назначил свои лекции на то же время, что и лекции Гегеля. Но Шопенгауэр потерпел неудачу без аудитории.

Впоследствии, со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра вытеснила славу Гегеля. Провал берлинских лекций был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал философию Гегеля, иногда называя ее бредом параноика или наглым бредом шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитрым приемом, скрывающим абсурдность и неадекватность системы Гегеля.

Среди философов иррационалистические тенденции в той или иной степени можно обнаружить у таких философов, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

Биография А. Шопенгауэра. Его вклад в развитие иррационализма

Артур Шопенгауэр родился в Гданьске 22 февраля 1788 года и был сыном Генриха Флориса Шопенгауэра, известного в то время банкира этого города, и Иоганны Шопенгауэр, немецкой писательницы. Лекции Шульце, студента Канта, пробудили его интерес к философии. Он изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стоял бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Он назвал существующий мир «худшим из всех возможных миров», за что получил прозвище «философ пессимизма».

Что касается черт характера и образа жизни, Артур Шопенгауэр был старым холостяком, славился своей внутренней и интеллектуальной свободой, пренебрегал элементарной субъективной выгодой, ставил на первое место свое здоровье и был известен своими резкими суждениями. Он был чрезвычайно амбициозен и честолюбив. Характеризуется недоверием к людям и крайней подозрительностью. Паник боялся умереть от заразной болезни и, зная что-то о возможной эпидемии, немедленно сменил место жительства.

Шопенгауэр, как и многие другие философы, проводил много времени за чтением книг: «Если бы в мире не было книг, я бы давно впал в отчаяние…». Однако Шопенгауэр критически относился к чтению, поскольку считал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, поскольку читатель заимствует идеи у других и усваивает их хуже, чем если бы он придумал их сам, но и вредно для его разума, поскольку ослабляет его и заставляет его получать идеи из внешних источников, а не из собственного разума.

У этого человека было очень большое эго, нестерпимое высокомерие, которое проявлялось в чувстве безусловного превосходства над другими. И все же это самомнение не было необоснованным; более того, именно оно удерживало его на скользком академическом и литературном пути от недостойных его шагов. Кроме того, мир не услышал бы таких идей и мнений, если бы не был чрезмерно тщеславен, ведь только такой человек мог написать свои произведения. Но в то же время эта черта доставляла ему много огорчений и неприятностей, его поступки не всегда были похвальными и достойными подражания.

В первые десятилетия 19 века философия Шопенгауэра не вызывала интереса, а его работы оставались почти незамеченными. Изменение во взглядах Шопенгауэра произошло после революции 1848 года, когда в буржуазном сознании произошел решительный поворот и оформились типичные тенденции апологетической философии XIX века.

А. Шопенгауэра принято считать основателем рационалистического течения в буржуазной философии XIX века и прямым предшественником «философии жизни». Хотя он был одним из мыслителей, который ввел новый, по сравнению с классическим, тип философствования, и его учение представляет собой полный разрыв с традициями классической буржуазной философии, теоретические источники его учения коренятся в идеях и взглядах представителей немецкой классической идеалистической философии.

Теоретическими источниками идей Шопенгауэра являются философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Сложность этого синтеза заключается в том, что западный способ мышления является рациональным, а восточный — иррациональным. Шопенгауэр был философом иррационализма и критиковал идеализм.

В его учении сливались или использовались идеи и мотивы, заимствованные у многих философов. Философия Шопенгауэра не состоит из отдельных частей, а представляет собой некий сплав, элементы которого все же можно соединить в единую, последовательную, стройную систему, но это не исключает множества разительных противоречий. Как показывает история философии, до Шопенгауэра ни одна философская доктрина не была свободна от противоречий.

Отношение Шопенгауэра к материализму заслуживает внимания. Он нехотя признает, что «целью и идеалом всего естествознания является полный материализм». Но он не рассматривает, почему естествознание так тяготеет к материализму, и не придает этому важнейшему факту никакого значения. Идеалист Шопенгауэр считает.

Мир как воля и представление

В 1818 году Артур Шопенгауэр опубликовал свой главный труд «Мир как воля и воображение». В этом произведении собраны самые важные мысли философа, его взгляды и представления о мире. Шопенгауэр комментировал и популяризировал их до самой своей смерти.

Однако эта работа не была оценена по достоинству. В первом томе, опубликованном в 1818 году, были изложены основные идеи всего произведения. К первому тому, спустя двадцать пять лет, Шопенгауэр добавил второй том, в котором он вернулся к различным темам, уже рассмотренным в первом томе, и развил их, не меняя основной идеи. Однако книга также была оставлена без внимания. Затем были опубликованы третий и четвертый тома.

Как уже упоминалось, книга не вызвала интереса у читающей публики, его лекции в Берлинском университете (1819) закончились полным провалом (студенты ушли слушать Гегеля), а он писал: «И чтобы сама моя философия могла занять кафедру, необходимо, чтобы наступили совершенно новые времена».

В предисловии автор объясняет, что материал работы представлен систематически, чтобы облегчить его усвоение, но он должен функционировать как целостный организм, то есть как единая мысль. По словам Шопенгауэра, «эта единая мысль, в зависимости от того, с какой стороны на нее посмотреть, оказывается тем, что называлось метафизикой, тем, что называлось этикой, и тем, что называлось эстетикой. И все это должно быть на самом деле, если это действительно то, чем я его считаю, как уже указывалось».

Как объяснил Шопенгауэр, чтобы понять его книгу, необходимо сначала изучить три источника: работы Платона, Канта и индуистскую философию, изложенную в Упанишадах, работу, которую, по его мнению, немцы «все еще открывают для себя».

Первая книга о мире как репрезентация

Первая книга, «Мир как репрезентация», начинается с утверждения: «Мир — это моя репрезентация». Шопенгауэр считает, что эта истина верна для всех живых существ, но только человек может довести ее до сознания. Это представление о мире как о сознательном представлении мира является, согласно авторскому тезису, отправной точкой философского разума. «Человек знает, что окружающий его мир существует только как представление, то есть по отношению к другому, к тому представителю, которым является он сам. Это представление мира выражает все виды любого возможного и мыслимого опыта в мире. Согласно Шопенгауэру, мир — это взаимосвязь субъекта и объекта: «…все, что существует для познания, то есть весь этот мир, есть лишь объект по отношению к субъекту, Anschauung смотрящего, одним словом, представление». Шопенгауэр формулирует вопрос: что это за предмет? Согласно его версии, «То, что познает все и не познается никем, является субъектом….. Каждый человек оказывается таким субъектом, но только в той мере, в какой он познает, а не как объект познания. Объектом уже является его тело, которое мы, следовательно, с этой точки зрения называем репрезентацией….. Субъект и объект дополняют друг друга, и если бы субъект исчез, мир перестал бы существовать. Репрезентация — это встреча субъекта и объекта».

Вторая книга «Мир как воля»

Вторая книга, «Мир как воля», начинается с идеи, что «если я признаю, что мир — это мое представление, то следует признать и то, что мир — это моя воля».

Шопенгауэр считал волю основополагающей и животворящей, даже если она является слепой и бессознательной жизненной силой. Другие идеалисты, однако, обычно брали за отправную точку какую-либо познавательную способность человека. Так, в «рациональном человеке» Шопенгауэра разум перестал рассматриваться как его общая сущность, им стала неразумная воля, а разум стал играть второстепенную, обслуживающую роль. Таким образом, интеллект был отодвинут на второй план.

«Воля проявляется во внутреннем опыте моего тела». Однако Шопенгауэр утверждает, что воля — это не просто психологическое свойство человека. Он пишет: «Всякий истинный акт воли есть одновременно и неизбежно движение ее тела».

Шопенгауэр настаивает на примате бессознательной воли над сознательным интеллектом: «Воля есть сущность человека, а интеллект — ее проявление».

Что касается характера, Шопенгауэр считает, что характер каждого человека является врожденным, как врождены добродетели и пороки. Природа каждого человека, считает он, фиксирована изначально и представляет собой нечто иррациональное, необъяснимое, что проистекает из воли и чье проявление служит тому или иному человеку. Так, Шопенгауэр отвергает взгляды Локка и французских материалистов, согласно которым индивид является продуктом среды, воспитания, теоретического или эстетического образования.

Третья книга «О мире как представлении»

В третьей книге «О мире как представлении» Шопенгауэр утверждает, что различные проявления индивидуальной воли, степени ее объективации, природные силы, виды животных и человеческие индивидуальности должны быть отождествлены с «Идеями» Платона или «вещью в себе» Канта.

«Возможный переход от обычного познания отдельных вещей к познанию идей происходит внезапно, когда познание отстраняется от служения воле, и субъект, следовательно, перестает быть просто индивидуальным, а является теперь чистым, бессильным субъектом познания, который уже не следует отношениям по закону основания, а покоится и растворяется в постоянном созерцании предстоящего объекта вне его связи со всеми другими объектами». Шопенгауэр позже замечает: «Индивид как таковой знает только отдельные вещи; чистый субъект познания знает только идеи».

По словам Шопенгауэра, «…редко бывает сочетание подлинной гениальности с преобладающей рациональностью; напротив, гениальные личности часто подвержены сильным аффектам и действию иррациональных страстей. В разговоре они думают не столько о человеке, с которым разговаривают, сколько о предмете разговора, который живо представляется им. Гениальность и безумие имеют точку соприкосновения, где они близки и даже сливаются друг с другом. Гений, с другой стороны, освобождается от власти разума. Гений, восприняв идею, способен преобразовать ее, сделать зримой в своем творчестве. Художник больше не осознает реальность, а только идею. В своей работе он стремится воспроизвести только чистую идею, изолировать ее от реальности и устранить все случайности, которые ее нарушают. Художник заставляет нас смотреть на мир его глазами».

Если человек руководствуется в жизни только волей, у него будут потребности и желания, которые никогда не будут удовлетворены. В то же время, признание идеи — это способность забыть об индивидуальности. Субъект и объект уже находятся вне потока времени и всех других отношений.

Шопенгауэр рассматривает различные виды изобразительного искусства и показывает их специфическое отношение к эстетическому наслаждению: архитектура, скульптура, живопись. С его точки зрения, «объект искусства, представление которого является целью художника и знание которого, следовательно, должно предшествовать его созданию как зародыш и источник, — это идея». Хотя в поэзии, говорит Шопенгауэр, слова «передают непосредственно только абстрактные понятия, тем не менее, очевидно намерение заставить слушателя созерцать в этих словах, представляющих понятия, идеи жизни». Высшей формой поэзии является трагедия как выражение человеческой судьбы. По мнению автора, музыка имеет еще большее значение, поскольку выражает не идеи, а саму волю к жизни: «Музыка, которая обходит идеи и также независима от явленного мира, полностью игнорирует этот мир…».

Четвертая книга «О мире как воле»

Четвертая книга, «О мире как воле», излагает философию «практической жизни». Но Шопенгауэр не выдвигает морального императива: «Философия всегда теоретична, поскольку, каким бы ни был непосредственный объект ее исследования, она характеризует только исследование и изучение, а не предписание….». Добродетели не учат, как не учат и гениальности».

Шопенгауэру свойственен определенный пессимизм: «В свете метафизики воли человеческий опыт открывает нам, что страдание лежит в основе всей жизни… Постоянное страдание — неотъемлемая характеристика жизни».

На уровне отдельного человека, по мнению философа, принуждение воли к жизни проявляется прежде всего в эгоизме и несправедливости. Эгоизм, просвещенный разумом, может подняться над несправедливостью и создать государство и закон.

Книга завершается размышлениями о состоянии, в котором человек достигает полного отрицания собственной воли (экстаз, наслаждение, просветление, единение с Богом) и идея которого не может быть передана другому: «То, что остается после полного устранения воли для всех тех, кто все еще скован ею, на самом деле ничто. Но и наоборот: для тех, чья воля обратилась и пришла к самоотречению, этот наш мир, такой реальный, со всеми его солнцами и млечными путями, — ничто».

Таким образом, Шопенгауэр изложил все свои идеи и взгляды в своем величайшем произведении «Мир как воля и воображение».

Заключение

Философия — это наука особого рода. Это вечная мудрость, в которой человечество задается и пытается решить конечные вопросы бытия и мышления, в поисках истины, добра и красоты, смысла жизни и смерти. Это уникальная форма духовности, которая формирует мировоззрение не только рациональными средствами. Шопенгауэр убедительно продемонстрировал это. Сегодня его философия является примером антипозитивистского понимания этой науки.

Шопенгауэр предложил систематическое учение, которое стремится к целостному пониманию мира, человека и его поведения. В этой доктрине человек и природа едины. Основой этого единства является воля.

Его учение о могущественной мировой силе — воле, объективацией которой является человек, воле, подчиняющей человека власти государства, общества, социальной среды, его собственных страстей и стремлений, воле, обрекающей человека на страдания и горе, воле, которой он вынужден подчиняться как неизбежной судьбе, — все это вызывает отвращение, поскольку лишает человека смысла существования.

Сегодня и мир в целом, и отдельный человек теряют чувство самосохранения, даже здравый смысл. Поэтому ответы философа на вечно мучительные вопросы человеческого существования, его совет не оглядываться на прошлое, радоваться утру как новому рождению и сегодняшнему дню с его хотя бы маленьким счастьем, и его свершения, его учение противостоять судьбе самоограничением, самодисциплиной, самоотречением и направлением сопротивляющейся воли обещают тот маленький кусочек счастья, на который человек может надеяться и которого он может достичь в этом поистине жестоком мире. В этом заключается очарование и жизненная сила философии Шопенгауэра.

Шопенгауэр учит нас любить природу, думать о ней, жить в гармонии с ней. В его учении о самоограничении можно увидеть призыв «Притормозите коней! ….. Немного помедленнее!» Назад к природе, включая человеческую природу, которая, в конце концов, требует очень мало для жизни.

Человек стремится жить комфортно. Достойно ли это стремление человека? Шопенгауэр считал, что абсолютный комфорт ведет к небытию, и называл это скукой.

«Философия для всех» Артура Шопенгауэра — отказ от необузданных желаний, от жадности, призыв к ответственности — это руководство к спасению в нашем повседневном существовании.

Артур Шопенгауэр внес неоценимый вклад в европейскую философию. Он считается основателем иррационального направления в философии. Его взгляды и идеи были развиты многими философами. Бросая вызов философам того времени, он неустанно отстаивал свои взгляды. Однако его философия не получила первоначальной популярности по причинам, описанным выше. Шопенгауэр достиг настоящей славы только в последние годы своей жизни. Однако после своей долгой жизни философ понял, что его труды были не напрасны и окажут большое влияние на развитие европейской философии в будущем.

Все свои идеи и взгляды Шопенгауэр изложил в своем величайшем произведении «Мир как воля и воображение». В ней автор затрагивает многие аспекты нашей жизни, заставляет задуматься над различными философскими проблемами. Однако эта книга, как и философия Шопенгауэра в целом, поначалу не нашла поддержки в обществе. Но спустя некоторое время многие философы черпали идеи из этой книги. «Мир как воля и воображение» до сих пор является одной из самых важных книг иррационального направления философии.

В своей философии он придерживался пессимистических взглядов и не призывал к самоубийству.

Философия Шопенгауэра не была популярна в обществе главным образом потому, что в его трудах почти полностью отсутствовали исторические знания и оценка фактов.

Список литературы

  1. 1-й Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К.. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. — М.: Прогресс, 1998 г. — 556 с.
  2. Нарский, И.С. Западноевропейская философия в XIX веке / И.С. Нарский. — М.: Наука, 1976. — 675 с.
  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. — С.-Петербург: Петрополис, 1994-1997. — Т. 4, 874 с.
  4. Шопенгауэр, А. Мир как воля и воображение / А. Шопенгауэр. — Минск: Современное слово, 1998. — 1675 с.
  5. Фишер К. Артур Шопенгауэр / перевод с немецкого, с предисловием и послесловием. Под редакцией А.Б. Рукавишникова / К. Фишер. — Санкт-Петербург: Лань, 1999 г. — 453 с.
  6. Паульсен Ф. (1846-1908) Шопенгауэр как человек, философ и учение.