Для связи в whatsapp +905441085890

Философия человека Н. Бердяева

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философская религия Л. Фейербаха
  2. Понимание культуры в немецкой классической философии
  3. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии
  4. Русская философия XIX века
  5. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры
  6. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков
  7. Основные этапы развития русской философской мысли
  8. Истоки и смысл русского коммунизма
  9. Философские взгляды Чокана Валиханова
  10. Философско-правовые учения в СССР

Введение

В 1960 году советские читатели могли кратко и относительно объективно узнать о Николае Александровиче Бердяеве в «философской энциклопедии». Два года спустя в серии очерков «Мыслители нашего времени» под редакцией Артура Хюбшера в СССР среди русских был указан только Бердяев. Но тогда читатели не знали, что книги философа переведены на многие языки, что на Западе существует обширная литература о нем, проводятся симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению его творчества. В Советской России Бердяев надолго стал «забытым именем», начиная с 1922 года, когда он был вынужден покинуть родину против своей воли.

Но… заговор молчания наконец закончился, наступила перестройка, появились новые публикации о Николае Бердяеве в России, в том числе в «Книжном обозрении», 1988, № 52. Через год под эгидой добровольного общества «Возрождение культуры» в Москве состоялся первый вечер памяти Николая Бердяева (1874-1948), выдающегося русского мыслителя, критика и публициста.

О Бердяеве сейчас много сказано и написано. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. Николай Александрович писал о себе: «Я наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие их взглядов, и прежде всего Достоевского и Л. Толстого, В. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.

Автор многих книг, руководитель московской «Вольной академии духовной культуры», редактор уникального журнала русской религиозной мысли «Путь» (Париж, 1925-1940), Н.А. Бердяев занимает в русской философии место, равное месту Ф.М. Достоевского в литературе. Николая Александровича всегда волновал трагизм человеческой жизни, роковые вопросы бытия, проблемы страдания, духовные судьбы мира. Как и Федор Михайлович Достоевский, он был страстным, полемичным, пламенным писателем, и оба они оказали значительное влияние на мировоззрение.

Н.А. Бердяев отстаивал человеческое достоинство, ценность личности и ее свободы. Он признавал оправданность поиска лучшего социального порядка, но утверждал, что только этим никогда не решить главную проблему человеческой духовности. Бердяев рассматривал историю как борьбу духа против омертвляющих его сил — социальных и идеологических. Он был врагом всякого порабощения и деградации человека. Как убежденный христианин, Николай Александрович Бердяев был чужд ложной апологетики; он смело говорил о «достоинстве христианства и недостоинстве христиан», об ошибках в церковной мысли и практике. Н.А. Бердяев был не способен на компромисс — ни с «правыми», ни с «левыми». Он испытывал отвращение к любой форме стадного чувства. Тема личности, ее исторической судьбы, проблема соотношения творчества (культуры) и человеческой жизни (бытия) имела для Н.А. Бердяева принципиальное значение. Свобода и творчество (в самом широком смысле этого слова) были для него непременным условием развития личности — этой фундаментальной единицы общества. Преобразование личности, жизни, вселенной, согласно его учению, является главной целью истории. Это, по его словам, «ответ человека на призыв Бога». Н.А. Бердяев не принял бескрылого обыденного сознания, не смирился с «духовным мещанством», как бы оно ни проявлялось. То, что он писал о «человеческом рабстве и свободе» в условиях современной цивилизации, сегодня представляет не только исторический и философский интерес. Не вызывает сомнения интеллектуальная и, в значительной степени, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески сопротивляющейся всем новым и новым формам «овеществления», угрожающим основам идентичности человека как рационального и свободного существа. Конечно, в Бердяеве можно найти много эпатирующего и спорного, но, возвращая его сегодня в сокровищницу русской культуры, мы должны помнить, что он не «вчерашний день», не «археология» культуры, а неотъемлемая и актуальная часть ее целостного организма. Когда из нее выпадают определенные элементы, культура терпит чувствительную утрату.

Интеллектуальное развитие Н.А. Бердяева

В Киеве в 1874 году в знатной русской семье родился Николай Александрович Бердяев. Прежде чем поступить на факультет естественных наук Киевского университета в 1894 году, а затем перейти на юридический факультет, Бердяев прошел обучение в Киевском кадетском корпусе. Систематическое изучение философии Бердяев начал в университете под руководством Г.И. Челпанова. Затем он включился в социал-демократическую работу, стал пропагандистом марксизма, за что был арестован во время разгрома киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в 1898 году, исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. В своей работе «Субъективизм и индивидуализм в социальной философии. Критическое исследование Н.К. Михайловского» ознаменовало поворот к идеализму, зафиксировало участие Бердяева в сборнике «Проблемы идеализма» в 1902 г. С 1901 по 1903 г. писатель находился в административной ссылке, где порвал с социал-демократией и примкнул к либеральному «Союзу освобождения». Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие идеи диктатуры и революционного насилия, неприятие того, что историческая правда зависит от классовой идеологии, от интересов каждого. В противовес этим утверждениям он подчеркивает, что объективная (абсолютная) истина существует независимо от (эмпирического) классового сознания и может открыться человеку лишь в определенной степени — в зависимости от его жизненного опыта и ценностей. Но хотя он не принял марксистскую философию истории и постулировал априорную систему логических условий познания и моральных норм, он не отрицал социологического значения марксизма.

Его отход от «легального марксизма» был достаточно безболезненным: по впечатлению современников, Бердяев никогда не был фанатиком идеи, культа. Даже если он стоял на позициях христианства, он не искал веры и знания, он хотел сохранить в религиозной жизни свободу исследования, свободу творчества.

В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где участвовал в различных собраниях. Поиски собственного философского обоснования «неохристианства» увенчались книгами «Философия свободы» (1911) и, прежде всего, «Смысл творчества». Опыт оправдания человека» (1916), который он ценил как первое выражение независимости его философии религии. Бердяев видел в Первой мировой войне конец гуманистического периода истории с господством западноевропейских культур и начало господства новых исторических сил, прежде всего России, выполняющей миссию христианского соединения человечества (об этом он писал в сборнике «Судьба России», 1918). Бердяев приветствовал народный характер Февральской революции и проводил большую пропагандистскую работу по предотвращению «большевизации» революционного процесса, направлению его в «основное русло общественно-политического развития». Он считал Октябрьскую революцию национальной катастрофой. Он постепенно отошел от марксизма и обратился к неокантианству. На новые поиски, в частности, его вдохновил религиозный философ Владимир Сергеевич Соловьев, согласно которому Бердяев пытался объединить марксизм и русское православное христианство. В 1919 году он основал «Московскую свободную академию духовной культуры». В советский период своей жизни Бердяев основал Московскую свободную академию духовной культуры, где читал лекции по философии, в том числе по проблемам религиозной философии истории, которые легли в основу его книги «Смысл истории».

В 1922 году его критическое отношение к советской идеологии привело к принудительной высылке Бердяева из страны вместе с другими выдающимися деятелями русской культуры. Бердяев эмигрировал в Берлин, где основал «Религиозно-философскую академию», в которой познакомился с Максом Шелером, Освальдом Шпенглером и Паулем Тиллихом. Он установил с ними отношения на всю жизнь, в том числе через переписку. В частности, он стал ассоциироваться с подобным взглядом на «критику позитивизма, рационализма, буржуазии и цивилизации в целом». Публикация его эссе «Новое Средневековье. Размышления о судьбах России и Европы» (1924) принес Бердяеву европейскую известность.

Антирационализм Бердяева

Одной из существенных черт русской философии религии начала 20 века является противостояние рационалистическому мировоззрению, которое одновременно отождествляется с эпохой Возрождения в ее капиталистическом завершении. У Н.А. Бердяева эта оппозиция выражена ярко и четко. По его мнению, философия должна стать мировоззрением иного типа, строиться на принципиально иных основаниях, чем прежняя, прежде всего рационалистическая философия. Это утверждение имеет как бы два аспекта — негативный, критический, связанный с критикой предшествующей философии и экспликацией ответа на вопрос, чем не должна быть философия, и позитивный, утвердительный, связанный с решением вопроса о задачах философии и ее должном поле проблем.

Н. Бердяев считает, что философия не должна быть рационалистической и ориентированной на науку, сциентизм в целом. Предшествующий рационализм, ориентированный на науку, по его мнению, является тем мировоззрением, которое должно быть преодолено. Поиск новой, «осмысленной», «человеческой» философии — главная тема философских исканий Н.А. Бердяева.

Главный упрек классической философии он формулирует как невозможность постичь с ее точки зрения многомерность человека как существующего, а не только как познающего субъекта. Н.А. Бердяев подчеркивает необходимость введения в компетенцию философии ответа на широкий круг мировоззренческих вопросов. Рационалистическая философия, по мнению Н.А. Бердяева, остается вне целостного человека, вне фиксации трагических коллизий его жизненного опыта. Для этого не хватает как исследовательского аппарата, так и общей целевой ориентации. Она ориентирована на науку и изложение ее результатов.

Настоящая философия, говорит Н.А. Бердяев, должна стать философией человека, человека как существующего, а не только как знающего. Философия, считает Н.А. Бердяев, должна строиться на принципиально иных основаниях, чем предыдущая философия.

То мировоззрение, которое идеализируется научной философией, должно быть преодолено, поскольку оно не соответствует «истинному» стремлению человека, смыслу его существования. Прежняя философия, по мнению Н.А. Бердяева, остается вне целостного человека, вне основных вопросов его жизни. Она ориентирована на науку, а не на трагическое.

Сама реальность предстает в форме, не поддающейся рациональному пониманию — бесполезно искать разумную, прозрачную схему реализации поступков индивида. Она предстает как нечто чуждое, враждебное человеку и неуловимое через призму сознания. Следствием этого является поиск осмысленного знания о жизни во внутреннем мире личности, не в сфере рационального опыта, сознания, а в сфере его своеобразного расширения и обогащения — через раскрытие уровней «выше» и «ниже» рационального диска.

В.В. Зеньковский писал о Н.А. Бердяеве: «Бердяев всегда подходит ко всем предметам очень лично, как бы измеряет, оценивает все с личной точки зрения, — и в этой неспособности выйти за пределы себя, в заметной ограниченности его ума пределами личного поиска лежит ключ к его духовному развитию. У него есть своя диалектика, но это не диалектика идей, а «экзистенциальная» диалектика, очень субъективная.

Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.
Н. Бердяев, как и Ф.М. Достоевский, раскрывает несоизмеримость противоречивой и иррациональной природы человека с рационалистическим гуманизмом, рационалистической теорией прогресса.

Вслед за Ф.М. Достоевским Н.А. Бердяев критикует эвдемонистическую направленность прежнего мировоззрения: «Но современная психология, в продолжение Достоевского, Ницше, Киркегардта, совершенно разрушила эту рационалистическую доктрину. Человек — свободное, духовное и творческое существо, и он предпочитает счастью свободное творчество духовных ценностей. Но человек также является больным, раздвоенным существом, управляемым темным бессознательным. Поэтому он не является существом, которое стремится к счастью и довольству любой ценой. Никакой закон не может сделать его существом, которое предпочитает счастье свободе, довольство и умиротворение творчеству.

Проблема свободы человеческой личности

«Фундаментальная, изначальная проблема — это проблема человека, проблема человеческого знания, человеческой свободы, человеческого творчества. В человеке скрыта загадка познания и загадка бытия. Именно человек является тем таинственным существом в мире, которое необъяснимо и через которое только и возможен прорыв к самому существованию».

Н. Бердяев как религиозный мыслитель считал, что учение о личности может быть построено на основе признания существования идеальной личности Христа, второй божественной ипостаси. Благодаря Христу возможна антроподицея — оправдание человека, по мнению Н. А. Бердяева. «Если бы не было Богочеловека… было бы невозможно оправдать Бога и невозможно оправдать человека». По мнению Н. А. Бердяева, принцип свободы, уходящей в бездну небытия, и тезис о том, что человек есть образ Божий, составляют основу истинного учения о человеке. Личность, считает Н.А. Бердяев, есть реализация божественного замысла о человеке, она выступает для природного человека не как данность, норма, а как задача, проект. Реализация этого плана возможна потому, что в человеке заложен элемент несотворенной свободы. Основной характеристикой человека как личности является его открытость. Личность возможна только с выходом на Другого, на «Ты», «личность по самой своей природе предполагает Другого, а Другой…, другую личность».

По мнению Н.А. Бердяева, личность — это ценность, которая стоит выше государства, нации, человеческого рода. Личность не существует без духовного начала, которое означает определенную полноту жизни. Личность, утверждает философ, создается идеей Бога и свободой человека. Человек способен реализовать две возможности, считал Н.А. Бердяев. Либо этот «другой» является высшей ценностью, предстает как духовный, Бог. Тогда путь к нему лежит через выход за пределы «мира вещей» к обретению специфически человеческого, духовного бытия. Личность возникает, как утверждал Н.А.Бердяев, в длительном процессе, выборе. Однако возможен и другой путь — путь выбора «другого» как низшей ценности, если человек не соединяется с духовным путем трансцендирования и выбирает материальный мир, он становится рабом бытия, индивидом.

Личность, по мнению Н.А. Бердяева, — это ценность духовного плана; ее главная характеристика — свобода.

В отличие от этого, индивид — натуралистическая категория. Он — порождение того порядка бытия, в котором свобода, дух и творчество мертвы. В отличие от диалогического характера индивида, его сущностной характеристикой является эгоцентризм, уход в себя. Он является, по определению Н.А. Бердяева, атомом.

Идти к Богу символизирует у Н. Бердяева одновременно выход к Другому, потому что диалог человека и Бога — это одновременно и встреча, диалог «Я» и «Ты», человека и его Другого. «Личность предполагает существование других личностей и общение личностей. Личность — высшая иерархическая ценность, она никогда не является средством и инструментом. Но она как ценность не существует, если нет отношения к другим личностям, к личности Бога, к личности другого человека, к сообществу людей. Личность должна выйти из себя, чтобы преодолеть себя. Именно так она дается Богом.

Концепция человеческой личности

Важное место в творчестве Н. А. Бердяева занимает анализ целостного духовного человека. Одной из особенностей целостного человека является его трактовка человека как микрокосма, маленького отражения Вселенной. Духовное начало, считает Н.А. Бердяев, включает в себя и телесное, и материальное в человеке, означает достижение целостного образа личности, вхождение всего человека в иной порядок бытия. «Тело» также принадлежит человеческой личности, и от него нельзя абстрагировать «духовное» в человеке. «Тело» человека и даже «тело» мира может выйти из царства «природы», «необходимости», «вещи» в царство «духа», «свободы», «личности». В этом смысл христианского учения о воскресении мертвых, воскресении во плоти». Человек как личность у Н.А. Бердяева несет еще одну смысловую нагрузку именно в связи с характеристикой отношений человека и природы. Этот термин «микрокосм», по мнению Н.А. Бердяева, должен установить тот момент, когда целостный, духовный человек внутренне соединяется с природой, впитывает и постигает внутреннюю жизнь природы «от камня до божества». Именно духовный человек, по мнению Н. А. Бердяева, содержит в себе и подлинную реальность природы. Таким образом, присвоение духовного, выбор себя как личности также определяет, по мнению Н. А. Бердяева, истинное единство человека и природы.

Следует подчеркнуть, что тема «персонификации» мира, космоса — одна из существенных вообще для русской философии. Так, выдающийся православный богослов В. Н. Лосский также занимался этой проблемой. Он заявил, что истинное величие человека заключается не в его неоспоримом родстве со вселенной, а в его принадлежности к божественной полноте. Поэтому, утверждал теолог, связь человека со Вселенной оказывается «перевернутой» по сравнению с древними представлениями. Вместо того чтобы «деиндивидуализироваться», «космизироваться» и тем самым раствориться в безличном божестве, абсолютно личный характер отношений человека с личным Богом должен позволить ему «персонализировать» мир.

Подчеркивая ответственность человека за судьбу мира, В. Н. Лосский писал: «Мы — Слово, Логос, в котором оно выражает себя, и только от нас зависит, богохульствует оно или молится. Только через нас космос, как продолжение нашего тела, может воспринять благодать. Ведь не только душа, но и тело человека создано по образу и подобию Божьему.

Бердяев дает своеобразную классификацию периодов в отношении человека к природе:

  • Во-первых, выделяется период погружения человека в космическую жизнь, который, по мнению философа, характеризуется зависимостью человека от мира, неотделенностью человеческой личности от природы, этот период связан с примитивным скотоводством и земледелием, эпохой рабства;
  • Во-вторых, Н.А. Бердяев выделяет период освобождения человека от власти космических сил, которое осуществляется не благодаря технике, а именно в духовной борьбе с магией природы — через аскетизм. Этот период соответствует элементарной форме экономики — крепостному праву;
  • В-третьих, период механизации природы, научно-технического овладения природой в индустриальном капиталистическом обществе;
  • В-четвертых, период, характеризующийся разложением космического порядка при обнаружении бесконечно большого и бесконечно малого, формированием новой организации в оппозиции к органической. Этот период выражает современное положение вещей, то есть факт зависимости, рабства человека перед технологиями.

Н. Проблеме взаимоотношения человека и продукта его собственных рук техники, машины, Бердяев посвятил специальную статью под названием «Человек и машина». Вывод, который делает философ в этой связи, заключается в том, что механизация, «механизирование» всех аспектов современного индустриального общества ведет к смерти духа, разума в нем, к разложению и разрушению личности. «Вопрос, — резюмирует философ, — заключается в том, быть человеком или не быть человеком.

Интегральный человек — Богочеловек в концепции личной свободы

По мнению Бердяева, только обратившись к Богу, человек может вырваться из метафизической пустоты, возродиться как личность, обрести духовное единство с природой и людьми. Н.А. Бердяев выделяет три концепции времени, которые соответствуют состояниям человека:

  1. Объективированное «я» соответствует космическому времени;
  2. «Я» историческое, которое представляет собой смесь «Я» объективированного;
  3. «Экзистенциальное Я соответствует историческому времени; состояние подлинной духовности, экзистенциальное Я, соответствует нуменальному или небесному времени.

Структура сознания соответствует этому разделению времени — космическое время соответствует подсознанию, сознание соответствует историческому времени, и, наконец, небесное или экзистенциальное время соответствует сверхсознанию.

Символически эти три времени обозначены Н.А. Бердяева окружностью, прямой линией и точкой. Космическое время обозначается кругом, символизирующим чистое количество и повторение; историческое время обозначается прямой линией, которая может быть продлена до бесконечности; экзистенциальное время обозначается символической точкой за горизонтом исторического времени, которая должна означать «вертикальную» ориентацию субъективного мира, его «инаковость» по отношению к математически и физически исчисляемым пространству и времени, его «сверхпространство».

Еще одна характеристика, которой оперирует философ по отношению к целостному, духовному человеку, — «андрогинность». Этот термин введен Н.А. Бердяевым для характеристики проблемы пола, которая играет существенную роль в его философских построениях. «Для построения религиозной антропологии, — отмечал Н.А. Бердяев, — понимание роли пола в жизни человека имеет огромное значение. Проклятие секса тяготеет над человеком. Мужчина «… Все существо было бы андрогинным. Человек — это получеловек, то есть сексуальное существо. Он жаждет и ищет восполнения, целостности, но никогда не достигает ее или достигает лишь на мгновение. Целостный человек — Богочеловек — не знает секса. Секс — это результат отступничества от Бога и потери изначального, андрогинного образа, результат греха, который приводит к потере целостности «мужской» и «женской» природы.

Интерпретация природы творческого акта

Для Бердяева акт творения человека как человеческой личности является частью творческой, богочеловеческой энергии. В нем Сам Бог требует от человека творческого акта в ответ на творческий акт Бога. Сама идея человека — это божественная идея, ибо процесс рождения Бога в человеке идентичен процессу рождения человека в нем. Н.А. Бердяев, объединяя свободу и творческий акт, утверждает таким образом сотрудничество человека с Богом в сотворении мира. Без этого сотрудничества Бог был бы онтологическим абсолютом, самодостаточным существом, а человек — слепым орудием Провидения. Сам Бог требует от человека творческого акта, ибо подлинное творчество, как и подлинная творческая этика, является богочеловеческим.

Свобода человека, по мнению Н. А. Бердяева, должна быть направлена на сотрудничество с божественной свободой в созидании истинного мира. Трактовка Н.А. Бердяевым природы творческого акта, творчества вообще, чрезвычайно сложна. Сам акт творения предполагает появление чего-то нового, чего раньше не было. Тезис о творении из ничего понимается им как творчество из свободы, но не из природы.

Природа самого творческого акта интерпретируется в экзистенциальном смысле как изменение структуры иррациональной и темной свободы, а значит, и объективированного мира в целом. Через акт творчества происходит полная трансформация всех норм — интеллектуальных, эстетических, моральных — отчужденного мира.

Само сознание предстает в этом случае не как логическое и объективированное, а как доступ к ноуменальному миру. Творческий акт, понимаемый таким образом, предстает как единство свободы и благодати.

Заключение

Для Николая Александровича Бердяева главным предметом его интереса и центральной темой его философской мысли всегда был человек, его природа, сущность, свобода, судьба и цель его существования. То есть все вопросы, философские размышления, на которые так или иначе указывает нам разум, по сути, сводятся к вопросу о человеке.

Философия Бердяева носила религиозно-экзистенциалистский характер, с явными признаками антропологизма, и была попыткой самовыражения через образно-художественный язык, стремлением передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание.

В творчестве Бердяева человек представляет собой существо естественное и сверхъестественное. «Как существо, принадлежащее двум мирам и способное выйти за пределы самого себя, человек — противоречивое, парадоксальное существо, объединяющее в себе полярные противоположности. Можно сказать, что человек бывает высоким и низким, слабым и сильным, свободным и рабом. Из этого следует, что характерной чертой философии человека Бердяева является сознательно принятый парадоксализм, акцент на несовместимости его основных понятий.

Бердяев отстаивал идею автономии воли, согласно которой ничто внешнее, никакой авторитет не может служить законом для моей воли; воля свободна только тогда, когда она сама накладывает на себя закон, которому затем подчиняется. Человеческое «я», говорит Бердяев, выше суда других людей, суда общества и даже всего бытия, ибо единственным судьей является нравственный закон, который есть истинная сущность «я», которую это «я» свободно признает. Заимствовав у Иммануила Канта принцип автономии, свободного признания нравственного закона над собой, Бердяев отверг сам этот нравственный закон, требование подчинения воли личности долгу — руководствоваться правилом: Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы делали вам. Для Бердяева подчинение любому закону, в том числе и нравственному, — это рабство. Бердяев отвергает трактовку свободы как подчинения всеобщему нравственному закону: она заключается в подчинении вообще, независимо от какого-либо содержания, и особенно в подчинении всеобщему принципу, который русский философ видел в рабстве, кабале. По мнению Бердяева, «философское знание — человеческое знание — всегда имеет элемент человеческой свободы», «если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения». Свобода — никому не приказывать и никому не подчиняться — вот глубочайшее убеждение Бердяева, вот его этический принцип.
Бердяев, как представитель философии религии, считает, что «проблема человека совершенно неразрешима, если ее рассматривать от природы и только в отношении к природе. Понять человека можно только в его отношении к Богу. Ибо человек — это великая тайна для самого себя, свидетельствующая о существовании высшего мира.

Учение Бердяева о человеке — это прежде всего учение о личности, ее предназначении, ее долге перед человечеством.

Бердяев совсем не согласен с традиционным определением человека как рационального существа, потому что сведение человека к разуму лишило бы его уникальности, своеобразия, а значит, и личности. Личность рассматривается у Бердяева как категория религиозно-духовная. По словам философа, «существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает высшую ценность Бога». Личность — это ценность, которая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, по сути, не входит в этот ряд. Поэтому он не принимает идеализм морального разума как высший закон для человека, ибо всякий закон есть детерминация, но личность, по его мнению, должна быть свободной. В свободе он видел главную характеристику личности, а личность не только обладает свободой, но и сама является свободой. Человек, как свободное существо, обладает творческой свободой. Здесь, по Бердяеву, человек предстает не только как творец мира, но и, в определенном смысле, как творец самого себя. Творчество философа становится теургическим актом, которому он придает эсхатологический характер в последний период своей жизни. Итак, целью человека является стремление к духовной свободе, отказ от всякого принуждения, террора и насилия.

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Путь в философию. Антология. — М., 2001. С.290.
  2. Бердяев Н.А. Русская идея. «Вопросы философии», 1990, № 1-2.
  3. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). Москва: «Книга», 1991.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. Т.I. — М., 1994.
  5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творения. М.: «Правда», 1989.
  6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч. в 6 томах. BD. 3. — М., 1964. С.661.