Для связи в whatsapp +905441085890

Философия Древнего Китая — Множество сущностей

Древний Китай уже имел мощное культурное поле, когда зародилась философия. Но его структура имела свои особенности. В частности, по мнению многих синологов, в древнем Китае было относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что его вообще не было. Точнее, она не имела такого влияния, как в Древней Индии. В какой-то степени это можно объяснить особенностями китайского менталитета, который был очень практичным. Таким образом, помимо мифологии, первоначальной основой философского мировоззрения в Китае была практика гадания и сопровождавшая ее предварительная философия, кульминацией которой стала «Книга перемен» (И-цзин) и многочисленные комментарии к ней.

Философия всегда отражает то, как нация воспринимает мир, ее стиль или модель мышления. Для китайской мысли были характерны ассоциативность, символизм и тенденция к формализации. Понимание реальности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Его суть заключается в символизации пространственных и числовых структур, по-китайски Xiang Shu Zhi Xue («Учение о символах и числах»), иногда называемое на Западе нумерологией.

В остальном генезис философии в древнем Китае во многом соответствует генезису древнеиндийской философии. Экономический подъем, появление денег и частной собственности стимулировали разложение традиционных родовых отношений, что сопровождалось трансформацией привычной схемы социально-экономических отношений. Параллельно шло развитие наук — математики, медицины, астрологии и т.д. — состоялась. Все эти процессы требовали выработки новых моделей мировоззрения, новых ориентиров и ценностей. Они представлены на фоне переосмысления традиций. Как и в Индии, первыми философами в Китае были странствующие мудрецы, отшельники и аскеты.

Основой китайской философии стал свод древней предфилософской литературы — Пятикнижие (Уцзин). В него входили: «Книга песен» («Шицзин»), «Книга истории» («Шуцзин»), «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга обрядов» («Лицзин»), Анналы («Чуньцю»).

Пятикнижие соседствовало с «Сици чжуань», комментарием к И Цзин, исторической рукописью «Цзо чжуань» и другими.

В предфилософской литературе поднималось множество различных вопросов.

Отметим некоторые из них.

  • Древнекитайская предфилософская литература:
  • «Книга песен»
  • «Книга истории»
  • «Книга перемен»
  • «Книга обрядов»
  • » Хроника
  • » Комментарий к «Книге перемен»
  • Исторические манускрипты.

Вопрос о происхождении зла: От кого она исходит — от Бога или от человека? Авторы «Уззипа» склонны видеть причину зла в человеке («спор зависит только от человека») и оправдывать Бога.

Шюцзин рассматривает проблему изначальной природы мира. Она рассматривается с натуралистической точки зрения: Существует пять начал: вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять природных явлений: дождь, солнце, тепло, холод и ветер. Важную роль в объяснении мироздания приписывают двум полярным, но взаимозависимым силам — ян и инь. Эти термины имеют несколько значений и представляют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. В древней предфилософии они, однако, не приобрели значения универсальной философской абстракции и трактовались более «приземленно» — как силы света и тьмы, тепла и холода, твердости и мягкости, мужского и женского начал.

Философия Древнего Китая - Множество сущностей

Множество сущностей

На раннем этапе, до появления «ста школ» китайской философии, сформировалось и понятие дао, которое можно считать одним из краеугольных камней всей китайской философии. Позже, в философских школах, она развивается и углубляется. До сих пор дао понимается как «путь», естественный ход вещей или безличный мировой закон, который управляет делом, природой и обществом.

Большое внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который функционирует как определяющий принцип порядка жизни китайской культуры. Она имеет как религиозный, так и светский аспекты. С ритуалом связана социальная мораль, почитание неба, властей, родителей, старшего брата и умерших. «Цзуо Жуап» указывает:

«Ритуал [основан] на постоянстве [движении] небес, порядке [явлениях] земли и поведении людей»; «Ритуал — основа [в отношениях] высших и низших»; «Он дает жизнь народу».

Даже в ранних мифологических источниках есть попытка объяснить происхождение человека. Его прародитель — сверхъестественный, божественный первобытный человек Паньгу, который пришел из глубин космического яйца. Пангу создает небеса и землю. После его смерти из частей его тела создаются космические объекты (звезды, солнце, лупа) и природные явления (ветер, гром, облака, молнии и т.д.). Человек возник из паразитов, которые по неизвестным причинам появились на теле божественного первобытного человека.

Некоторые основные понятия китайской философии

Дао (буквально «путь») — одно из самых важных многозначных понятий в китайской философии. Средства:

а) универсальный космический закон;

б) естественный ход вещей;

в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всего сущего;

г) символ высшей космической гармонии.

Де схоже с концепцией Дао. В «Дао дэ цзи» говорится: «Дао порождает (вещи), дэ питает (их)». По сути, де — это преобразованное Дао, проявленное и видимое. В онтологическом смысле его иногда рассматривают как некую материальную субстанцию. В применении к человеку это добродетель и способность находить и соблюдать меру. В даосизме человек, обладающий «высшим да», является совершенно мудрым (shengep).

Рэн — это центральное понятие в конфуцианстве. Оно также означает «человечность», «милосердие» и «гуманность». Рен — одна из пяти констант, которыми должен обладать совершенный человек.

Для Конфуция чжэнь — это «спокойная самодостаточная» любовь к людям, которая приносит в мир гармонию и ритуальную порядочность.

У него также есть «чувство долга» или «праведность долга». В самом полном смысле слова инь — моральные принципы, которых совершенный человек должен свободно придерживаться в силу своей добродетели.

Инь и Ян — парные термины, которые в самом широком смысле выражают идею двойственности основ бытия. Инь и ян — это диалектическая пара, в которой одно подразумевает другое.

Существует множество сущностей, основанных на этой абстрактной двойственности: тьма-свет, движение-покой, земное-бессмертное, холод-тепло, женское-мужское, смерть-жизнь и т.д.

  • Ли — это ритуал, церемония, этикет.
  • Ли — это всевозможные нормы поведения — религиозные, светские, семейные.
  • Чжи — мудрость, знание, интеллект, ум.
  • Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «почитание сына и почтение к старшему брату». Выполнять сяо — означает служить своим родителям в соответствии с правилами ли.
  • Тянь — это небо, которое считается некой высшей божественной силой. Для Мо-цзы Небо не только «прорастает и питает все вещи», но и обеспечивает соблюдение своих «небесных» законов. «Кто нарушит волю небес, тот непременно будет наказан.

Предфилософия

  • У Синь — это пять первоэлементов Вселенной: дерево, огонь, земля, металл и вода.
  • Увэй («бездействие») в даосизме означает следовать законам природы и не нарушать их по своей воле. Увэй — это не стагнация, а особый способ действовать в соответствии с естественным законом и естественной необходимостью.

Чи буквально означает «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этой концепции приписывается даосам. В общем смысле ци — это материально-духовная энергия, жизненная сила. Она может достигать различных состояний бытия на разных уровнях космологическом, антропологическом и психологическом.

  • Ч’ун-цзы — благородный человек («мужчина»), способный поддерживать равновесие в мире. Цзюньцзы — это конфуцианский идеал пяти постоянств (совершенных качеств): ren, yi, li, xiao, zhi. «Совершенный человек» противопоставляется «низкому человеку» (xiaozhep), воплощению моральных, интеллектуальных и профессиональных ограничений.

Китай — это цивилизация особого рода. Социальная этика и административная практика всегда играли здесь гораздо большую роль, чем мистические абстракции и индивидуалистическое стремление к спасению. Трезвые и рациональные китайцы никогда не задумывались над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, но они всегда видели перед собой эталон высшей добродетели и считали своим священным долгом подражать ему. Если характерной этнопсихологической чертой индийца является интроверсия, которая в своем крайнем проявлении приводит к аскетизму, йоге, строгому монашеству, к стремлению личности слиться с Абсолютом и тем самым спасти свою бессмертную душу от рабства материальной оболочки, то подлинный китаец превыше всего ценил материальную оболочку, то есть свою жизнь. Здесь самые великие и известные пророки воспринимались прежде всего как те, кто учил, как жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства в загробной жизни или спасения от страданий. В то же время преобладал этически обусловленный рационализм, определявший нормы китайской общественной и семейной жизни.

Своеобразие религиозной структуры и психологические особенности мышления, всей духовной ориентации в Китае можно рассматривать по-разному.

Китай также имеет высшее божественное начало — Небо. Но китайское небо — это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Его нельзя любить, с ним нельзя слиться, ему нельзя подражать или восхищаться им. Правда, в системе китайской религиозно-философской мысли, кроме Неба, были Будда (Будда пришел в Китай из Индии вместе с буддизмом в начале нашей эры) и «Дао» (основная категория религиозно-философского даосизма), причем Дао в его даосской интерпретации (была и другая интерпретация, конфуцианская, которая рассматривала Дао как Великий путь истины и добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако не Будда или Дао, а Небо всегда было центральной категорией высшей универсальности в Китае. философия китай конфуцианство буддизм

Важнейшей особенностью древнекитайской религии была очень незначительная роль мифологии. В отличие от всех других ранних обществ и соответствующих религиозных систем, в которых именно мифологические повествования и легенды определяли всю форму духовной культуры, в Китае с древнейших времен место мифов заняли исторические предания о мудрых и справедливых правителях. На смену многочисленным почитаемым богам пришли легендарные мудрецы Яо, Шунь и Юй, а позднее — такие культурные герои, как Хуанди и Шэньнун, которые в воображении древних китайцев стали их предками и правителями.

Шанцы, чжоу-сцы и шан-ди и гадания в Шан

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. Цивилизация Шан городского типа появилась в бассейне Хуанхэ в середине II тысячелетия до н.э., примерно в то же время, что и арии в Индии. Но в отличие от ведических ариев, у шанов не было пантеона могущественных богов. Роль верховных богов играли умершие предки шан-ди и различные духи — воплощение природы. Предки Шан-ди регулярно приносили жертвы, обычно кровавые, включая человеческие жертвоприношения, описанные в записях: «Мы принесли триста человек из племени Цянь в жертву предку Гэн». Считалось, что просьбы, сопровождающие жертвоприношения (их, как и уведомления о жертвоприношении, обычно писали на специально приготовленных для этого листьях бараньего плеча и черепашьих панцирях), заставят обожествленных предков, наделенных сверхъестественными способностями, воздействовать на духов сил природы или своей собственной силой помочь людям достичь желаемой цели. Письменные просьбы сопровождались специальными ритуалами гадания, отсюда и название «гадание» в современной синологии.

Отсутствие великих богов и выдвижение на первый план культа Шан-ди сыграли значительную роль в истории китайской цивилизации: это привело к ослаблению религиозного элемента и усилению рационального, что проявилось в гипертрофии культа предков, который впоследствии стал основой китайской религиозной системы. Эта тенденция прослеживается уже в эпоху Шан. Правителей Шан, которые считались прямыми потомками и земными представителями Шан-ди, хоронили в больших гробницах с лошадьми и оружием, женами и слугами, запасами еды и различными предметами быта — всем, что могло понадобиться человеку в потустороннем мире.

В культе предков шан-ди, который был символом культа их небольшой этнической общности, резко выделявшейся из многочисленной периферии окружающих неолитических племен бассейна Хуанхэ (из рядов которых они обычно приносили жертвы своим обожествленным предкам), шанцы стремились обрести дополнительную власть и стабильность. Божественная помощь, помощь потусторонних сил, которым всегда приписывалась сверхъестественная сила, постоянное общение с ушедшими предками были для шанов источником душевного комфорта, то есть необходимым элементом их существования. Именно по этой причине мантика играла такую большую роль в системе шанской религии, а затем и в религиозной системе древнего Китая в целом.

Главным моментом в ритуале общения с божественными предками был ритуал гадания, который обычно сочетался с жертвенным ритуалом. Цель гадания заключалась в том, чтобы предки узнали об определенных намерениях, достижениях или заботах своих земных потомков и, соответственно, узнать их мнение по этому поводу, одобрение или неодобрение, степень полезности и т.д. Ритуал гадания состоял в следующем. Прорицатель делал несколько углублений на специально подготовленной лопатке барана или панцире черепахи и вырезал надпись из нескольких пиктографических знаков, прототипов более поздних китайских иероглифов. Надпись содержала информацию, сформулированную таким образом, чтобы можно было дать определенный ответ. Затем кость или раковина обжигалась в углублениях раскаленным бронзовым стержнем, и по трещинам на спине прорицатель судил о результате гадания. Позже эта техника, как и техника гадания на тысячелистнике, была использована в качестве основы для гадательной книги Ицзин, чьи триграммы и гексаграммы, состоящие из различных комбинаций прямых линий и линий, ломающихся посередине, были генетически прослежены до трещин на костях и волокон тысячелистника.

Чжоусцы, Шанди и культ Неба

Эпоха Шан-Инь была относительно недолгой. В 1027 году до н.э. союз народов, окружавших Шан, объединился вокруг племени Чжоу и в решающей битве при Мусе разгромил Шан, которые после поражения стали называться в чжоуских документах Инь-цами. Династия Чжоу, которая после победы распространила свою власть на большую территорию в бассейне Хуанхэ, переняла многое у шанцев, включая культ предков и гадательные практики. Дело в том, что полуварварское племя Чжоу не имело собственных божеств, не идолизировало своих предков и не было знакомо с практикой культивирования сверхъестественных сил в сколько-нибудь серьезной и продуманной форме. Когда Чжоу-ван, победитель Шан, вторгся в столицу Шан, он не нашел ничего лучшего, чем принести благодарственную жертву за свою победу в храме предков Шан и Шан-ди. Вскоре после этого он умер, и руководство династией Чжоу перешло в руки регента при его юном сыне, знаменитом Чжоу-гуне. Именно Чжоу-хун заложил основы правления династии. В частности, ему удалось использовать культурные традиции Шан в интересах победоносного Чжоу-Чжуна. С этой целью чжоусцы стали понимать обычное «шан-ди» как обозначение совокупности всех обожествленных предков, а не только предков Шан. Более того, используя термин Шан-ди в исправленной форме предка Шанди (в китайском языке нет понятия числа, что облегчает такого рода манипуляции), Чжоу-гун приравнял Шанди к Небу, его предполагаемой обители. Со временем культ Неба в Чжоу в конце концов вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. В то же время представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем перешло на Небеса: Чжоуский ван считался сыном Неба, и этот титул сохранялся за правителем Китая вплоть до XX века.

Начиная с эпохи Чжоу, Небо в своей основной функции верховного контролирующего и регулирующего принципа становится важнейшим общекитайским божеством, и культ этого божества приобретает не столько сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что Великое Небо наказывает недостойных и вознаграждает добродетельных. Понятие добродетели (de) имело сакральный оттенок высшего соответствия (особенно правителя, олицетворявшего народ) божественным предписаниям, а также внутренней благочестивой силы. Только с дэ правитель имел право править; если он терял его, то терял и это право.

Таким образом, вобрав в себя часть функций Шанди, чжоуское небо (Тянь) стало даже не верховным божеством, а высшим воплощением разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Выдвигая на первый план рациональность в этом культе, чжоуцы усилили рационалистический акцент, уже присутствовавший в практике верований и культов Шанди. Заявляя о родстве с Небом, чжоуские правители стали называть свою землю небесной (Тянь-ся), а себя — сыновьями Неба (Тяньцзы). Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие ответственности за весь мир, который они считали собственно Китаем (Чжунго, «Срединное государство») и окружающей его варварской периферией, которая, по их мнению, естественно тяготела к центру, то есть к Чжунго, китайскому правителю Поднебесной империи, Сыну Неба.

Культ Неба стал главным культом в Китае, а его полное осуществление было прерогативой самого правителя, Сына Неба. Поклонение не сопровождалось мистическим благоговением или кровавыми человеческими жертвоприношениями. Почтительное отношение к высшему началу проявлялось, как правило, в четко осознанном сыновнем долге правителя, который понимал необходимость подчинения высшей божественной власти и воздания необходимых почестей небесному Отцу, хранителю мирового порядка.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение библии для средневековой западной философии
  2. Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии
  3. Значение гносеологии
  4. Философия Гёте и Шиллера
  5. Роль личности и народных масс в развитии общества — Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
  6. Человек в немецкой классической философии
  7. Социальная форма движения материи и её специфика
  8. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  9. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  10. Отличительные черты философии эпохи нового времени