Для связи в whatsapp +905441085890

Философия духа Гегеля — Немецкая классическая философия

Невозможно полностью воспроизвести труды философов из далекой исторической эпохи. Некоторые из работ просто исчезли, другие просто потеряли свою актуальность. Но каждый философ всегда оставляет что-то, что будет полезно не только для его поколения, но и для всех последующих. Но найти эти зерна знания нелегко.

Недобросовестное отношение к философскому наследию Гегеля привело к тому, что вся последующая философская мысль просто вырывала куски из его учения, выборочно и по частям принимая и опровергая положения гегелевской философии.

Философия духа Гегеля - Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия

Достижения естественных и общественных наук сыграли важную роль в формировании немецкой философии. Открытия в математике, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, астрономические, геологические теории, а также теория развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвинуло на первый план идею развития как теории и метода познания действительности.

Высшим достижением немецкой классической философии стала диалектика Гегеля (1770-1831). Описывая историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Новейшая немецкая философия нашла свое завершение в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку показать внутреннюю связь этого движения и развития….. Здесь нам безразлично, что Гегель не решил эту проблему. Его историческая заслуга в том, что он ее установил». По мнению Энгельса, значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было представлено диалектическое мировоззрение и диалектический метод исследования.

Гегель развил диалектику как философскую науку, обобщив всю историю познания и исследовав закономерности развития объективной реальности. Гегель попытался установить и всесторонне обосновать основные принципы диалектического мышления.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель отверг ряд ошибочных определений, содержащихся в учениях этих мыслителей.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое знание имеет объективное содержание. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, т.е. сущность обнаруживается в явлении, делая явление сущностным. Познавая явления, мы тем самым познаем сущность.

«Человек становится хозяином природы только тогда, когда он стал хозяином самого себя».

Гегель отверг кантовскую доктрину непознаваемости «вещи в себе»; по его словам, в природе вещей нет непреодолимых препятствий для познания. «Скрытая сущность вселенной не имеет в себе силы противостоять дерзновению познающего; она должна открыться перед ним, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и позволить ему насладиться ими».

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики в целом. Гегель был идеалистом, и для него природа проистекает из сверхъестественного духа.

Он считал, что ни материю, ни человеческое сознание нельзя считать первичными, поскольку сознание не может быть логически выведено из материи, как и материя не может быть выведена из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат развития первоначал.

Отправная точка философии Гегеля

Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первоисточник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли (абсолютной идеи). С этой точки зрения разум является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира, из чего следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму.

Таким образом, Гегель рассматривал мысль и разум как абсолютную сущность природы, независимую от человека. Гегель пытается доказать, что мысль находится в мире, как его внутреннее содержание, которое проявляется в разнообразных явлениях действительности.

Чтобы утвердить принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как постоянно развивающийся процесс познания, который восходит от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и содержанием всего мирового процесса. В этом смысл гегелевского определения, что абсолютное должно пониматься не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат, т.е. как высшая ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль — это высшая форма познания внешнего мира. Мы не можем ощущать и воспринимать то, что не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорное восприятие связано с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука открывает, исследует явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать.

Возможности теоретического познания безграничны, но мышление основано на чувственном опыте и невозможно без него. Гегель не понимал, как мысль черпает свое содержание из чувственных восприятий внешнего мира.

Мысль и наука познают свое содержание и познание через самосознание духа. В итоге Гегель приходит к выводу, что человеческая мысль является лишь одним из проявлений абсолютной мысли, существующей вне человека, — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Мысль отражает объективную реальность и поэтому является рациональным взглядом на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, объективную действительность. Это тождество мирового разума с миром явлений, этот процесс мышления, который содержит в себе все многообразие действительности и называется «абсолютной идеей», с одной стороны, наполнен реальным природным содержанием, а с другой — оказывается представлением Бога.

Основной формой мысли является понятие. Гегель обожествляет его. Согласно его учению, она является «началом всей жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая содержит в себе всю полноту содержания и в то же время служит его источником». Гегель выступает против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной реальности и переворачивает с ног на голову соотношение мышления и бытия: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие является воплощением мышления, понятий и идей.

Таким образом, отправной точкой философской системы Гегеля является идеалистическое отождествление мышления и бытия, которое сводит все процессы к процессу мышления. Действительная история сводится к истории знаний, а рост и углубление знаний о мире рассматривается как развитие самой реальности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человеком, и выдает его за божественное самопознание, а также за познание человеком Бога и, следовательно, самого себя.

Гегелевская логика

Основными частями философской системы Гегеля являются логика, философия природы и философия разума, за которыми следуют философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история философии.

Логика составляет самую важную часть системы. До Гегеля логика рассматривалась как наука о субъективных (человеческих) формах мышления. Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие законы развития знания.

Гегель объясняет логику как учение о сущности всех вещей. Поэтому, кроме обычных для логики вопросов и понятий, в «Науке логики» Гегеля рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы, касающиеся законов самой действительности, превращения количественных изменений в качественные, соотношения философских категорий и т.д.

Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Но гегелевское понимание форм мысли, содержит глубокое допущение, что различные формы мысли аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной реальности.

Понятия, по Гегелю, находятся в постоянном движении, сливаются, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность. Развитие понятий идет от понятия, бедного по содержанию, к понятию, более богатому по содержанию. Гегель показывает, что количественные изменения ведут к качественным изменениям, совершаются скачком, разрывом непрерывности.

Учение Гегеля о диалектике мышления, о связи и движении понятий указывает на закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые, вопреки учению Гегеля, существуют независимо от мышления. Конечно, Гегель не мог «изобрести» диалектику понятий: ее подлинным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что она должна включать в себя как то, что отличает явления друг от друга, так и то, что в них тождественно. Когда мы говорим об идентичности, мы подразумеваем различия; когда мы говорим о различиях, мы предполагаем идентичность.

Понятие абстрактной идентичности предполагает существование вещей, которые всегда одинаковы. Концепция конкретного тождества, указывает на то, что каждое явление изменяется, то есть не остается самим собой, а переходит в другое, содержит это другое как противоположность, отрицание в себе.

Характеризуя понятие, Гегель отмечает, что оно не просто общее. Общее, взятое само по себе, то есть с тем, что отличает одно явление от другого. Раскрывая множественность понятия, Гегель приходит к выводу, что истина является истиной лишь постольку, поскольку она содержит в себе единство различных, даже противоположных сторон реального. В этом смысле Гегель говорит: не существует абстрактной истины, истина всегда конкретна. Понятие как, единство всеобщего, получает свое выражение в различного рода суждениях, которые представляются Гегелем как реализация творческой силы, присущей «понятию» как внутренней основе процессов, наблюдаемых в природе и обществе в ходе истории.

Понятие для Гегеля — это процесс теоретического мышления. Деятельность мышления и вся сознательная практическая деятельность человека по переустройству мира трактуется Гегелем как творчество, как самораскрытие «абсолютной идеи». Так, Гегель, признавая развитие, представляет его как процесс познания, совершающийся в «абсолютной идее».

В своей эпистемологии Гегель также поднимает вопрос о соотношении теоретического знания и практической деятельности, пытается раскрыть единство и взаимодействие теории и практики.

Философия природы

Если логика, согласно Гегелю, — это «наука об идее в себе», то натурфилософию он характеризует как «науку об идее в ее инаковости».

Гегель не объясняет, как происходит переход от логической идеи к природе; он просто говорит, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «свободно решает сама себя отпустить в качестве природы». Значит ли это, что было время, когда природы еще не существовало, а «абсолютная идея» существовала сама по себе в чистом виде? На этот вопрос у Гегеля нет убедительного ответа.

«Абсолютная идея», согласно Гегелю, существует вне времени; природа также не имеет начала во времени. Как же мы можем утверждать, что «абсолютная идея» предшествует природе? В конце концов, сам Гегель должен признать, что «дух есть дух только при посредничестве природы».

И все же Гегель согласен с христианской догмой о сотворении Богом мира из ничего. Он лишь модифицирует ее по-своему, чтобы она соответствовала основным положениям его идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит: «Мир был создан, сейчас создан и создан вечно; эта вечность предстает перед нами в форме сохранения мира.

Основными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика и органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение и всеобщее тяготение. Идеалистически интерпретируя эти основные понятия механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени и пространства. Однако, делая это, он вынужден признать, что не существует нереализованных времени и пространства, из чего следует, что время и пространство являются формами существования материи.

Гегель также признает, что материя и движение неразделимы. Но в то же время материя остается лишь внешней формой видимости, доступной чувственному восприятию. И Гегель представляет движение материи не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что было раньше.

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, тепло и т.д. и пытается обнаружить связь между этими процессами и показать, что все они образуют последовательный ряд открытий духовного существа, которое их производит. В этой части «Натурфилософии» Гегеля много необоснованных утверждений, которые ясно показывают неспособность идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель отверг концепцию химического процесса как взаимодействия атомов, которая уже утвердилась в его время; он также отрицал тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подошел к пониманию электричества как особой формы движения материи.

Третья часть натурфилософии, органицизм, занимается геологией, ботаникой и зоологией. Здесь Гегель пытается показать, что переход от неживого к живому является завершением процесса природы: «Дух, таким образом, исходит из природы». То есть природа — это низшая ступень открытия и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее адекватное воплощение «абсолютная идея» получает только в человеке, в развитии общества. Гегель, однако, не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, являются порождением «абсолютной идеи».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Различные подходы к исследованию идеального мира
  2. Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита
  3. Философские проблемы танатологии.
  4. Потребности и интересы
  5. Философия в современном мире
  6. Психоаналитическая антропология
  7. Индийские школы и наставники
  8. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  9. Собственность и самоутверждение личности
  10. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского