Для связи в whatsapp +905441085890

Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия Сократа и его судьба
  2. Идеальное государство Платона
  3. Этический рационализм Сократа
  4. Характерные черты средневековой философии
  5. Особенности средневековой философии
  6. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
  7. Мифология и философия. Специфика философского знания
  8. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
  9. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  10. Античная атомистическая философия

Введение

Каждая наука — это своего рода фрагмент знания, а все науки, в простом дополнении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Она не является простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, принимает их в наиболее общем виде и на основе этого «интеграла» строит систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о знании, о нравственности и т.д.

Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с ее огромными достижениями требуют от нас, и особенно от молодежи, гражданской ответственности, активной любознательности, широкого кругозора, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия — это все единое, «постигнутое в мысли»; это альфа и омега интеллектуальной жизни мыслящего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек, как разумное существо, с самого начала был любознательным. Само желание постичь природу таинственного, непознанного, в зачаточном состоянии формировало потребность в философской мысли. Само слово «философия» происходит от имени древнегреческого философа Пифагора. Буквально это означает «любовь к мудрости», то есть «благоразумие». У человека есть внутренняя духовная потребность в целостном восприятии мира.

По мнению С.Н. Булгакова, человек не может смириться с ожиданием удовлетворения этой потребности, пока будущая наука даст ему необходимое и полное знание; ему нужны ответы на вопросы, выходящие за пределы позитивной науки. В то же время человек не может отказаться задавать себе эти вопросы, делая вид, что не замечает их, не замечает их в действительности. Для человека как мыслящего существа гораздо важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о природе добра и зла, о том, имеет ли наша жизнь и поступки какую-либо ценность, что вообще представляет собой наш мир, какова его основа, есть ли у него смысл и ясная цель и т.д. Философия — это всегда стремление открыть что-то новое. Изучение философии можно сравнить с вхождением в храм мудрости, поскольку философия всегда понималась как стремление к высшему знанию, что отличает ее от житейской мудрости, научного знания и религиозно-мифологического познания мира. В то же время, философия — это открытая, развивающаяся система. Путь его существования — это творческий поиск, для которого нет ничего окончательно решенного, закрепленного навечно, и который связан с человеческим стремлением дойти «до основания, до корней, до сердцевины» в поисках ответа на конечные вопросы о самом бытии, его «Я», смысле жизни и возможностях человека в мире. Тема этой работы очень актуальна и неоднозначна в своей трактовке самого вопроса философии. Система научного знания для философии имеет достаточно противоречивое ядро, поэтому вызывает интерес.

Как пишет В.С. Соловьев, «задача философии — не отдельная сторона бытия, а все бытие, весь универсум в полноте его содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства».

Отсюда возникает необходимость определить предмет философии и ее функции.

Предмет философии. Место философии в системе наук и культуры

Термин «философия» происходит от соединения двух греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость, и означает любовь к мудрости.
Философия как средство и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Первоначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире.

Возрастающая потребность в знаниях и расширение их применения на практике стимулировали рост их объема и разнообразия и привели к дифференциации знаний, что выразилось в появлении различных наук. Разложение индивидуального знания на отдельные науки, начавшееся в античности, не означало исчезновения философии. Напротив, возникла потребность в особой отрасли знания, которая могла бы выступить средством интеграции знаний и выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности. Постепенно философия сосредоточилась на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления и стремилась дать ответы на вопросы о цели и смысле существования общества и человека. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно ответить адекватно для всех времен и народов. Люди, задававшие себе мировоззренческие вопросы, искали такие ответы, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для конкретизации понимания предмета философии и ее содержания.

Следует иметь в виду, что долгое время предмет философии отождествлялся многими учеными с предметом науки в целом, а знания, содержащиеся в отдельных науках, рассматривались как составная часть философии. Такая ситуация сохранялась до 18 века. Однако разные мыслители выдвигали на первый план те аспекты предмета философии, которые интересовали их в первую очередь. Часто некоторые мыслители ограничивали объект философского исследования определенными частями, которые казались им наиболее существенными. Другими словами, мы должны иметь в виду, что объект философии, как и представления о нем, формируются с развитием научного знания, то есть информация о нем возникает в ходе трансформации самой философии. Из истории философии известно, например, что объектом философии для первых древнегреческих философов был мир природы, а позднее для Аристотеля — весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии очерчивается прежде всего проблемой человека в мире.

Функции философии в научном познании

Философия как форма общественного сознания существует уже тысячелетия. Ее существование вряд ли продолжалось бы так долго, если бы философия не была полезна человечеству, не удовлетворяла определенные потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия может сыграть в жизни конкретного человека, в существовании сообществ людей разного уровня и всего человечества. Выделим наиболее важные функции философии:

Мировоззренческая функция философии — в ней проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение человека формируется в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношение к миру, обществу и самому себе.

Методологическая функция философа — философия, которая является средством выработки принципов отношения человека к миру и хранительницей знаний об этих принципах, может выступать как методология, то есть учение о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия имеет методологическую функцию. Термин «методология» используется в научной литературе в двух значениях: во-первых, слово «методология» означает учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, методология понимается как совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности является проявлением мировоззрения в действии. Реализация философией методологической функции зависит от качества разработанных в ней общих принципов познавательной и практической деятельности человека и от глубины усвоения знаний об этих принципах людьми, которые ими пользуются.

Познавательная функция философии связана с упомянутой функцией гносеологической или теоретико-познавательной. Суть этой функции заключается в способности философии теоретически исследовать познавательную деятельность человека с целью раскрытия механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, эпистемология, разрабатывая принципы и нормы познания, предоставляет человеку средства, с помощью которых он может постичь мир, то есть получить истинное знание о нем, а значит, иметь правильное мировоззрение, отвечающее требованиям современности, на основе которого возможна эффективная практика.

Информационно-коммуникативная функция философии — характер усвоения философского знания зависит от способности философии как системы знаний доходить от одних людей к другим и информировать последних о своем содержании. В этом заключается информационно-коммуникативная функция философии.

Прогностическая функция — наряду с вышеперечисленными функциями, философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали в роли пророков и предсказывали будущее. Некоторые из этих прогнозов были утопичными, далекими от реальности, но иногда пророчества некоторых выдающихся мыслителей достигали высокой степени разумности. Конечно, трудно предсказать будущее, но ценность предупреждений философов о надвигающихся опасностях, таких как бездумное и хищническое потребление природных ресурсов, в рамках правил, управляющих современной глобальной экономикой, чрезвычайно высока. В связи с этим возникает задача совершенствования правил, регулирующих отношения между обществом и природой, чтобы обеспечить выживание человечества.

Аксиологическая (ценностная) функция философии заключается в формировании определенной системы ценностей. Эта система ценностей во многом определяет поведение и жизненную стратегию человека. Аксиологическая функция философии позволяет человеку получить представление о природе прекрасного, доброго, справедливого, истинного как наиболее важных и социально значимых ценностей.

Сходства и различия между философией и наукой

Совершенно очевидно, что ни одна сфера человеческого разума, и даже философия, не может вместить в себя всю полноту специализированных научных знаний о Вселенной. «Философия не может быть наукой всех наук, то есть она не может стоять над частными науками и не может быть одной из частных наук среди других».

Извечный спор между философией и наукой о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке — и каково их действительное отношение друг к другу, породил множество точек зрения, богатство возможных толкований и интерпретаций проблемы.

Остановимся на основных тезисах, раскрывающих суть взаимоотношений между философией и наукой:

Специальные науки обслуживают отдельные специфические потребности общества: технология, экономика, искусство врачевания, искусство преподавания, законодательство и т.д. Они изучают свой конкретный участок реальности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничены определенными частями мира. Согласно Гегелю, научная мысль погружена в конечный материал и ограничена пониманием конечного.

Философия, с другой стороны, интересуется миром в целом. Она несовместима с конкретикой, поскольку стремится к целостному пониманию Вселенной. Философия представляет себе мир как единое целое, всеобъемлющее единство всех вещей; она ищет ответ на вопрос: «Что есть бытие как оно есть?». В этом смысле определение философии как науки «о происхождении и первопричинах» вполне уместно.

Частные науки изучают явления и процессы действительности, которые существуют объективно, независимо от человека или человечества. Их не интересует шкала ценностей человеческих смыслов; они свободны от ценностей. Наука формулирует свои выводы в виде теорий, законов и формул, оставляя в стороне личное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальные последствия, к которым может привести то или иное открытие. Характер ученого, его склад ума и темперамент, характер его вероисповедания и предпочтения в жизни также не представляют особого интереса. Закон всемирного тяготения, квадратные уравнения, менделеевская система элементов, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнения, настроения и личности ученого. Однако для современников науки важны ценностно-целевые аспекты.

В глазах философа мир — это не просто статичный слой реальности, а живое динамичное целое. Это множество взаимодействий, в которых переплетаются причины и следствия, цикличность и спонтанность, порядок и разрушение, силы добра и зла, гармония и хаос. Философский разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мысли к бытию (человека к миру, сознания к материи).

Представители отдельных наук исходят из определенных идей, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не ставит вопрос о том, как возникла и как возможна его дисциплина, в чем ее специфика, методы и отличие от других. Когда эти проблемы поднимаются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания.

Философия стремится прежде всего выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и философского. Его цель — указать на такие надежные основания, которые могут служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (разница между истиной и мнением, эмпиризмом и теорией, свободой и произволом, насилием и властью). В конечном счете, вопросы границ, с которых начинается или заканчивается отдельная когнитивная область, являются излюбленной темой философских размышлений.

Наука занимает достойное место как сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является развитие и систематизация объективных знаний о реальности. Это одна из форм общественного сознания, направленная на предметное понимание мира и предполагающая приобретение новых знаний.

Функциональное взаимодействие философии и науки

Философия выполняет функцию интерпретации мировоззрения по отношению к науке, а также функцию познавательной методологии.

Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (а также математике, логике, кибернетике и информатике). Философия выполняет функцию предсказания общих принципов и тенденций развития. Философия систематизирует и осмысливает познавательные методы. Философия помогает обосновать убеждения, побуждает к пересмотру отдельных позиций и помогает преобразовать спонтанные человеческие мнения в более продуманное, обоснованное мировоззрение.

Философия может помочь человеку лучше ориентироваться как в конкретной науке, так и в восприятии окружающего мира в целом во всей его полноте и сложности. Поэтому нельзя отрицать научную природу философских озарений. Но следует признать, что она выходит за рамки научного знания и является действительно особой областью знания, стоящей как бы посередине между другими видами знания, как одна из наиболее обобщенных.

Ярким примером взаимосвязи философии и частных наук является новое направление в развитии науки синергетика.

При описании синергетики как междисциплинарной области исследований обычно указывается, что это новая, «зарождающаяся» область научных исследований. За короткое время своего существования, около 30 лет, синергетика неоднократно стояла на перекрестке междисциплинарного и межкультурного развития, увлекая своей новизной и переоткрытием традиций в науке и культуре не только физиков, биологов и математиков, но и историков, социологов, психологов, лингвистов, экологов и экономистов, теологов и искусствоведов. В этом динамически открытом, коммуникативном и трансдисциплинарном контексте синергетика появляется на страницах книги, заново открытая в более широкой и многомерной исторической перспективе. Возрождая очарование природой и миром, над которым долгое время работал дух классической науки, пытаясь понять «естественную» природу мира вещей «как они есть на самом деле», постнеклассическая синергетика (И.Р. Пригожин, И. Стенгерс) обретает новую историческую глубину.

Однако диалог между философией науки и синергетикой все еще находится на ранней стадии и должен приобрести новое качество междисциплинарности. Это особенно важно в контексте все более широкого использования идей и образов синергетики в современном социогуманитарном знании (В.В. Василькова) и, что не менее важно, в контексте «антропологического поворота» (С.С. Хоружий), происходящего в настоящее время в научном знании.

Перспективы взаимоотношений между философией и наукой

Отношения между философией и наукой являются актуальным вопросом для современных философов. Например, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение философии от наук стало возможным благодаря представлению о том, что «сердце» философии — это «теория знания, теория, отличная от наук, потому что она была их основой». Это мнение подкрепляется обращением к исторической философской традиции. Вопрос Канта о том, как мы познаем, стал основой для всего последующего рационализма, доминирующего мировоззрения европейской философии.

Оглядываясь назад, мы можем увидеть следующие связи отношений между философией и наукой:

  • Наука отпочковалась от философии;
  • Философия, пытаясь сохранить за собой функции «трибунала» исходного интеллекта, сосредоточилась на теоретико-познавательных и методологических проблемах, работая над ними во всех направлениях;
  • Считается, что современная философия возникла из эпистемологии.

Наука не несет в себе критерий социальной значимости своих результатов. Это означает, что его достижения могут быть использованы как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что не сама наука отягощена размышлениями о негативных последствиях применения достижений науки, а философия. Именно философия должна сделать предметом своего анализа рассмотрение науки в целом в ее антропологическом измерении и нести ответственность за науку перед человечеством. Видно, что достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, коренящиеся в необходимости предотвращения негативных последствий новейших научно-технических открытий, которые могут угрожать существованию Homo sapiens, были вынесены за пределы тела науки. Однако их реализация лежит не только в сфере философии. Необходима поддержка со стороны институтов государства, закона, идеологии и общественного мнения. Позитивная задача философии — выступать в роли арбитра, оценивать совокупность результатов научных исследований в их гуманистической перспективе, двигаться в соответствии с логикой развития научных исследований и достигать исходной точки. То есть до того момента, когда возникают именно такие этические и мировоззренческие проблемы.

Философы науки считают, что радикальные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным изучением ее философских оснований, и каждый, кто хочет достичь удовлетворительного понимания современной науки, должен познакомиться с философской мыслью. Хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт духовного познания человечества. Она придает смысл тем аспектам личного и общественного мировоззрения, тем отдельным типам человеческого жизненного опыта, которые не представляют особого интереса для частных наук. Но в отличие от отдельных наук, которые иерархически и автономно разбросаны по своим областям, философия имеет точки пересечения с каждой из них. Это отражено в сертифицированной области под названием «Философские проблемы науки», которая подчеркивает огромное и непреходящее значение для философии использования достижений естественных наук. По сути, она не может игнорировать фундаментальные научные открытия, но должна реагировать на них с готовностью трансформировать весь корпус философского знания. Ведь с каждым новым открытием в естественных и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, размышляя о развитии науки, он также осуществляет саморефлексию, т.е. сочетает размышления о науке с саморефлексией.

Заключение

Философия — это средство самопознания и самосознания человека, который является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего бытия, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, своем предназначении, свободе, истине, добре, творчестве, красоте и счастье.

Философия дает логическое дополнение интеллектуальному развитию личности, выражает суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии обретает права законодателя человеческой жизни.

Без философии невозможно стать высокообразованным и интеллектуально развитым человеком. Философия формирует в человеке универсальную прозорливость, уверенность в своих интеллектуальных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Философия необходима каждому человеку для самореализации в качестве разумного существа и является единственным средством и объектом духовности в материальном мире. Философия — это интеллектуальное и духовное ядро культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Проспект, 2003;
  2. Анахт Давид. Определения философии // Вопр. философии. М.: Мысль, 1975;
  3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки;
  4. Бердяев Н.А. «Я и мир объектов. Опыт философии уединения и общения». «Философия свободного разума». М., 1994;
  5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебник. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 6;
  6. Лутай В.С. Основная проблема современной философии. Синергетический подход. Киев: ПАРАПАН, 2004;
  7. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005;
  8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998 г;
  9. Платон. Государство // В 4-х томах. М.: 1994;
  10. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. 1-й — Новосибирск. 1994;
  11. Рорти Р. Философия и зеркало природы. — Новосибирск, 1997;
  12. Степин В.С. Теоретические знания Москва 1999;
  13. Степин Б.С. Философия науки. Общие проблемы. Москва: Гардарики, 2006;
  14. Хук Г. Синергетика. М., 1980.