Для связи в whatsapp +905441085890

Философия эллинистической эпохи — Основные черты эллинизма

Главным центром эллинистической философии были Афины, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Вначале философские школы, возникшие в четвертом веке до нашей эры, продолжали существовать. …Платона и Аристотеля. Однако постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники) все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура была самым важным и главным средством достижения человеком счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Чтобы достичь невозмутимости самосознания, необходимо знание природы.

В эпистемологии Эпикур был сенсуалистом, который считал, что главным критерием истины являются ощущения, данные нам непосредственно. Вторичными критериями считаются предвосхищения, переживания и «образное литье мысли». По его мнению, органы чувств не являются ложными, ложным является только разум.

Учение Эпикура о природе включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и заходе небесных тел, их движении, фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую искали эпикурейцы, и освободить людей от широко распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовлетворение физических потребностей необходимо для духовного мира человека, для равновесия его душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Смысл удовольствия — это удовольствие от ума (литература, искусство и т.д.), а не от физических благ.

Эпикурейский идеал мудреца имеет твердые и обдуманные убеждения. Он не подвластен судьбе, но достигает блаженства и спокойствия ума (атараксия) благодаря знанию. В то же время Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Живи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомными», то есть изначально живущими в уединении. Установленные ими обычаи и законы призваны служить взаимной выгоде.

Элементы скептицизма как сомнения в достоверности всех знаний присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).

Работа Секста Эмпирика является кульминацией античного скептицизма. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, которое всегда означает эквивалентность утверждения и отрицания, изостению. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем, независимо от того, каким образом.

Философия эллинистической эпохи - Основные черты эллинизма

Основные черты эллинизма

Что такое эллинизм и каковы его особенности? Эллинизм представлял собой насильственное объединение (т.е. достигнутое в результате ожесточенных войн) ранее раздельно развивавшихся древнегреческого и древнеближневосточного миров в единую систему государств, имевших много общих черт в социально-экономической структуре, политическом устройстве и культуре. В результате соединения древнегреческого и древневосточного миров в рамках одной системы возникло своеобразное общество и культура, отличавшиеся как от собственно греческой (если исходить из особенностей Греции V-IV. век до н.э.), а также от собственно древневосточной социальной структуры и культуры, и представляла собой сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, в результате чего возникла качественно новая социально-экономическая структура, политическая надстройка и культура.

Как синтез греческих и восточных элементов, эллинизм вырос из двух корней, один из исторического развития древнегреческого общества и особенно из кризиса греческого полиса, а другой из древневосточных обществ, из упадка их консервативной, оседлой социальной структуры. Греческий полис, сделавший возможным экономический подъем Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелой республиканской структуры, включая различные формы демократии, создание замечательной культуры, в конце концов исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянного напряжения между классами между олигархией и демократическими кругами граждан разгорелась ожесточенная социальная борьба, приведшая к тирании и взаимному уничтожению. Распавшись на несколько сотен мелких, территориально незначительных содружеств, Эллада стала театром постоянных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то снова распадались. Исторически казалось, что для дальнейшей судьбы греческого мира необходимо прекратить внутренние беспорядки, объединить враждующие независимые малые государства в рамках крупной государственной структуры с твердой центральной властью, которая обеспечит внутренний порядок, внешнюю безопасность, а значит, и возможность дальнейшего развития.

Другой основой эллинизма стал кризис древних ближневосточных социально-политических структур. Примерно в середине IV века до н.э. древний ближневосточный мир, объединенный (за исключением Индии и Китая) в рамках Персидской империи, также переживал острый социально-политический кризис. Застойная, консервативная экономика не позволяла осваивать огромные участки неосвоенной земли. Персидские цари не строили новых городов, мало заботились о торговле, а в подвалах их дворцов хранились огромные запасы твердой валюты, не пущенной в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях персидской державы — Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии — распались, а частные хозяйства стали более динамичными производственными единицами, но этот процесс был медленным и болезненным. В политическом плане к середине четвертого века до нашей эры персидская монархия представляла собой рыхлую структуру, связи между центральной властью и местными правителями ослабли, а сепаратизм отдельных частей стал в порядке вещей.

Если Греция в середине IV века до н.э. страдала от чрезмерной активности внутриполитической жизни, перенаселения, ограниченности ресурсов, то персидская монархия, напротив, страдала от застоя, слабого использования своих огромных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на повестке дня стояла определенная унификация, своего рода синтез этих различных, но взаимодополняющих социально-экономических и политических систем. Этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского.

Географические рамки эллинистического мира и развитие материальной культуры

В него входили малые и крупные государственные образования от Сицилии и южной Италии на западе до северо-западных Индийских островов на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Другими словами, эллинистический мир охватывал территорию классической Греции (включая Великую Грецию и побережье Черного моря) и так называемый классический Восток, то есть Египет, западную и центральную Азию (исключая Индию и Китай). В рамках этой обширной географической территории можно выделить четыре региона, которые имеют ряд общих черт как географического, так и исторического порядка, определенную общность социального и культурного развития: I) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии), 2) Ближний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии), 3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам), 4) Большая Греция и Причерноморье (рис. 1). Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных принципов во всех сферах жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион можно рассматривать как область классического эллинизма [1, с. 293].

В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно на Балканах и в Македонии, в Великой Греции и на побережье Черного моря, то есть на территории собственно Древней Греции, не произошло синтеза древнегреческих и древневосточных принципов. Историческое развитие в этих регионах происходило на одной основе, а именно на основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем не менее, эти регионы также стали частью эллинизма по нескольким причинам. Прежде всего, они были частью общей системы эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого. Эллины и македонцы, иммигрировавшие из Эллады, Македонии и других регионов греческого мира, стали играть важную роль в жизни новых обществ и государств как воины (они составляли костяк армий эллинистических правителей), как администраторы (государственный аппарат в центре и частично на местах комплектовался ими), как граждане многочисленных греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира.

В эпоху эллинизма разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой, характерный для классической эпохи, в значительной степени исчез. Это характерно для работы знаменитого Архимеда (ок. 287-212 гг. до н.э.). Он создал понятие бесконечного числа, ввел величину для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основателем теоретической механики и т.д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие навигации и военных технологий способствовало росту науки — математики, механики, астрономии и географии. Евклид (ок. 365-300 до н.э.) создал элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320-250 до н.э.) точно определил долготу земного меридиана, тем самым установив истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н.э.) доказал вращение Земли вокруг своей оси. Аристарх Самосский (ок. 320-250 гг. до н.э.) доказал вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190-125 гг. до н.э.) определил точную продолжительность солнечного года и вычислил расстояние Земли от Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прототип паровой турбины.

Успешно развивались и естественные науки, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (IV-III вв. до н.э.) и Эрасистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса и сделали большой шаг в изучении мозга и сердца. В области ботаники стоит упомянуть работы ученика Аристотеля Теофраста (372-288 гг. до н.э.).

Философия эпохи эллинизма

Вера в местных богов сильно ослабла. Под влиянием восточных религий возникли новые культы. Гражданские идеалы уступили место индивидуализму. На смену национальной чувствительности пришло равнодушие, безразличное отношение к вопросам национального происхождения человека. Социальный статус, а не происхождение, стал определять значимость личности. В эллинистический период возникло несколько философских школ: перипатетики, эпикурейцы, стоики, скептики и киники.

Философы, казалось, отказались от космоса, на который была направлена мысль предыдущей эпохи. Теперь их больше интересовал человек не в его гражданском состоянии, а как некая самодостаточная сущность. Общественные, гражданские идеалы отошли на второй план, а целью человеческого существования было объявлено индивидуальное счастье.

Заслуживает внимания фигура Диогена Синопского (400-323), представителя философской школы киников. Эта школа возникла несколько раньше, но достигла своего расцвета в эпоху эллинизма и просуществовала целое тысячелетие, вплоть до VI века нашей эры, когда по приказу византийского императорского двора в Афинах были закрыты философские школы.

Диоген ничего не писал, он просто жил и иллюстрировал свои идеи личным примером, а именно: что цивилизация, все изобретения человеческого разума вредны и отдаляют человека от счастья; что богатство, общественное положение, слава, власть — все это дым и суета. Философ ходил в лохмотьях и жил в бочке. Когда, согласно легенде, Александр Македонский, удивленный и восхищенный мужеством мудреца, призвал его выразить свое самое горячее желание, чтобы он, владыка полумира, удовлетворил его, Диоген умолял его отойти и не загораживать солнце.

Философия Эпикура (341-270) также была обращена к человеку. В 307 году он основал школу в роще в Афинах и назвал ее «Сад». На воротах красуется надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — радость». И здесь философия, похоже, озабочена проблемой человеческого счастья, и Эпикур видит ее решение в отказе человека от всех занятий, связанных с тщеславием. «Живите незаметно! — призывал он своих слушателей. — Отстранитесь от страстей и волнений, живите в безмятежной отрешенности от общественных дел (атараксия)!» Эпикур считал, что государство необходимо, если вообще необходимо, как хранитель счастья индивида. Из литературного наследия Эпикура до нас дошло несколько его писем к друзьям и фрагменты произведений. О его философии в целом, однако, можно судить по поэме римского автора Лукреция «О природе вещей». [4, С. 176].

В эпоху эллинизма также процветала философия стоицизма, которая внешне противостояла эпикурейству. Стоики (от храма Стоа) также занимались проблемой человеческого счастья, но решали ее несколько иначе. Поскольку человек не всегда может избежать различных бедствий, рассуждали они, необходимо привыкнуть к ним. В этом кроется спасение. Вы должны организовать свой духовный мир так, чтобы никакие страдания не могли огорчить и унизить вас. Поставьте себя выше их. Вы можете быть рабом, но внутри вы всегда свободны. Наконец, у вас есть право умереть, чтобы оставить существование свободным. Христианство многое позаимствовало у стоицизма. Личность также была в центре внимания скептических (сомневающихся) философов, или, как их иначе называли, эффектистов (воздерживающихся от суждений).

Литература эпохи эллинизма

Эллинистическая идеология уже проявилась в новой комедии (историки называют ее новоаттической), которая так отличалась от комедии Аристофана. Его создатель Менандр (342-292) отказался от политических вопросов, которые в театре Аристофана были главной и единственной темой комедийного действия, и полностью отдался изображению жизни простых греков своего времени с их повседневными проблемами и конфликтами. Изменилась и форма комедии. Комедия Аристофана полна фантастических персонажей, аллегорий, условностей и фарсовых сцен. Комедии Менандра посвящены повседневной жизни, довольно реалистичны, изысканны по языку и, возможно, немного сентиментальны. Но это очень понравилось зрителям того времени. Их читали вслух на вечеринках и семейных торжествах.

Пьесы Менандра полны интриг, забавных приключений, ошибок и путаницы, в них есть и скупой старик, и влюбленные молодые пары, и сомнительные рабы.

Греки с удовольствием смотрели на себя, простых, обычных, естественных, видимо, уставших от богов и мифических героев, которые до этого заполняли их театральные сцены.

«Менандр и Жизнь, кто из вас кого воспроизвел?». — патетически восклицал александрийский филолог Аристофан Византийский еще в первом веке нашей эры.

Но время распорядилось иначе: из 100 пьес, написанных Менандром, сохранились фрагменты только пяти.

Эпоха эллинизма донесла до нас имена и произведения многих греческих поэтов, некоторые из которых хорошо сохранились, но они не принадлежат к культурному фонду нашего времени. Они, конечно, известны специалистам в области филологии, но имя Феокрита, жившего в III веке до н.э. (родился в 315 году до н.э.), известно только широкому читателю. (родился в 315 году н.э.). Тридцать идиллий дошли до нас от него в сборнике, составленном примерно через два столетия после его смерти (не все из них считаются подлинными).

С него начинаются особые жанры в мировой литературе, так называемые пасторали в стихах и прозе. Мы находим их в римской литературе, а спустя века — в произведениях западноевропейских авторов, вплоть до романа восемнадцатого века «Павел и Вирджиния» французского писателя Бернардена де Сен-Пьера. Уже одно это, столь долгая жизнь идей и мотивов, порожденных древним автором, заслуживает нашего внимания к нему. Художественное воздействие, которое все авторы пасторалей оказывали и хотели оказать на читателя, можно, пожалуй, выразить одним словом — «примирение». Даль в своем «Толковом словаре» объясняет значение этого слова следующим образом: «трогать нравственно, возбуждать нежные чувства, любовь, жалость».

Все это также исчерпывающе объясняет смысл всех пасторалей. Невозможно быть тронутым трагедией: она вызывает в нас бурю эмоций, шокирует нас; невозможно быть тронутым комедией: она заставляет нас смеяться, иногда она вызывает гомерический смех; невозможно быть тронутым памфлетами: они вызывают в нас чувства гнева или радости. Невозможно быть тронутым страстными лирическими строками; они содержат сильные чувства; словом, там, где речь идет о великих идеях, великих чувствах, великих проблемах, нет места эмоциям, тихим и сладким слезам, слезам сквозь улыбки, причитаниям, смешанным с восхищением. Если мы хотим тихих удовольствий, чувств, ласкающих нас нежностью, восхищения приятной красотой поступков, эмоций, жестов, движений, природных пейзажей и утонченных животных, мы ищем объекты нежности, и их нам представляет пасторальная литература, а начало ей положил Феокрит, по крайней мере, так решила давняя историческая традиция.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея «целевой причинности» в современной социальной философии
  2. Идеализм
  3. Киево-могилянская сообщество философов: Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Антоний Радивиловский
  4. Проблема соотношения культуры и цивилизации
  5. Философия постмодернизма
  6. Человек как предмет философской рефлексии
  7. Идея общественного процесса в истории социальной мысли
  8. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  9. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  10. Искусство и эстетическое освоение действительности