Для связи в whatsapp +905441085890

Философия французского просвещения — Философия Французского Просвещения: общее описание и основные проблемы

Эпоха Просвещения — одна из самых ярких в развитии человеческой философии и культуры. Его начало связано с 1718 годом, когда Эдип Вольтера впервые был поставлен в Париже. Свободомыслие, критическая трагедия отразила кризис христианской самоуверенности в интеллектуальной жизни Франции в первой четверти XVIII века. Век. Права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма были противопоставлены преобладающим основам католического сознания.

В это время возникли оригинальные философские доктрины, которые отличались новизной предлагаемых решений, рациональной ясностью рассуждений, стремлением приобрести научный статус.

Философия французского просвещения - Философия Французского Просвещения: общее описание и основные проблемы

Философия Французского Просвещения: общее описание и основные проблемы

Экспериментальное изучение природы и математическое осмысление ее результатов, возникшие в предыдущую эпоху, стали мощной интеллектуальной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Одним из факторов, определивших направление философских учений этого периода, был процесс активизации общественной жизни в европейских странах, вызванный нарастающей борьбой против классовой феодальной государственности и церкви. Прогрессивная философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выработала свое отношение к религии. Философия, выражая основные черты этой эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философии.

Французское Просвещение, как и англичане, выросло из успехов новой науки и само по себе было мощным поборником и борцом за науку. Просветительские мыслители Франции идеологически подготовили революцию 1789 — 1793 годов. Их большим начинанием стало создание «Энциклопедии» (1751-1780 гг.), в которой все известное в истории человечества, все достижения ремесел, искусства и науки оценивались с позиций Просвещения. Это было гигантское произведение, в создании которого принимали участие все французские мыслители эпохи Просвещения, прежде всего Дидро Дени и Жан Д’Аламбер.

Представителями первого поколения мыслителей эпохи Просвещения, стоявших у истоков французского Просвещения, были Вольтер и Шарль Монтескье.

Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам правящих классов духовенства и аристократии было выражено в «Персидских письмах» Монтескье, опубликованных анонимно в 1721 году. Антимонархическая и антиклерикальная направленность «Персидских писем» имела большой успех и способствовала росту Просветительского движения.

Просветительская мысль во Франции достигла своего пика в 1940-е годы, когда развитие естественных наук, фантастики, драмы и философии стало великим движением интеллектуальной жизни. Именно в этот период формируется мировоззрение второго поколения мыслителей Просвещения — Ж. Ж. Руссо, Ж. Ламетрика, Д. Дидро, К. Гельветия, П. Хольбаха, Э. Кондиллака, Ж. Кондорсе.

Мы видим некоторые характерные черты философии Французского Просвещения:

  • Ярко выраженная антиклерикальная ориентация, которая у некоторых философов Просвещения доходит до антитеологии, богобоязненности и атеизма;
  • Неразрывная связь философских воззрений мыслителей Просвещения с достижениями естественных наук в XVIII веке;
  • Гуманистическая направленность философии, в которой доминируют антропосоциальные вопросы;
  • Социально-критическая направленность философских взглядов Просветителей на изменение реальности в интересах прогресса и «совершенствования гражданского общества».

Радикализм французской философии Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и иных идей мыслителей Просвещения. Они поставили перед собой задачу освободить человеческий разум от догм католического православия, от фанатичных религиозных суеверий.

Эта задача была поставлена в связи с тем, что католическая церковь в дореволюционной Франции была одной из самых мощных организаций с огромными земельными запасами и капиталом. Церковь была религиозно нетерпима и безжалостно обращалась с «еретиками» и «инакомыслящими». Только освободив «просвещенный разум» от религиозных предрассудков, можно перестроить общество на рациональных принципах. Такова была основная идея Философских писем Вольтера 1734 г. Они стали началом резкой критики феодально-клерикальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни.

C. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, П. Хольбах, Д. Дидро и другие французские мыслители эпохи Просвещения в своих работах осуждали культ и тиранию церкви над человеческим разумом.

Французские мыслители эпохи Просвещения

Под «естественной религией» французские мыслители эпохи Просвещения подразумевали такую, которая не противоречит человеческой природе и содержит нравственные принципы, общие для всех людей. Природа является храмом единого божества и управляется универсальной моралью: «Делай то, что хочешь делать по отношению к себе».

Утверждая независимость нравственных категорий добра и зла от Бога, французские мыслители эпохи Просвещения в конечном итоге приходят к религиозно-нравственному космополитизму.

Мыслители эпохи Просвещения уделяли большое внимание обоснованию материалистического понимания природы. Эта концепция стала одной из центральных в природной системе Поля Голбаха.

Хольбах называет материю сущностью и основой всех процессов в природе. Он отстаивает идею существенности материи, ее неразрывной связи с движением. Хольбах видит причины движения в самой материи, в ее сущности, потому что движение — это способ существования материи. Материя движется благодаря собственной энергии, силам, присущим ей, и все многообразие движения материи вытекает из многообразия ее свойств и качеств. Движение универсально, оно присуще всем телам вселенной.

Хольбах формулирует фундаментальные положения о качественном разнообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной на основе достижений физики и химии, которые противоречат тогдашнему преобладающему механическому мировоззрению.

Хольбах, который понимал причинную связь как процесс взаимодействия, подчеркнул объективный характер причинной связи и рассматривал вселенную как регулярную, взаимосвязанную цепь причин и следствий, над которой царит строгая необходимость. По словам Хольбаха, в природе нет ничего случайного.

Это отрицание случайности было данью уважения к механистическому мировоззрению, которое Хольбах не смог преодолеть. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был также распространен среди других французских мыслителей эпохи Просвещения — Ж. Ламетрика, К. Гельветий, Дидро — присутствовали.

Этот подход назывался механическим материализмом. И это вполне объяснимо, потому что в XVIII. Век процветал в естественных науках, во всем, а строгое научное мышление достигло классической механики. Его влияние оказало заметное влияние на философию французского Просвещения.

Представления о человеке и обществе в трудах мыслителей Просвещения

Центральное место в философии французского Просвещения занимает проблема человека.

При всех их различиях, главной социально-философской концепцией французских мыслителей эпохи Просвещения было понятие «человеческой природы». Они считали человека чисто физическим, естественным, материальным существом. Поэтому главным пунктом философской антропологии французских мыслителей эпохи Просвещения было отрицание дуалистической природы человека и утверждение его материального единства.

Отвергая богословскую доктрину души, французские материалисты считали, что восприятие, мысль, «все силы души» полностью зависят от «телесной субстанции», разрушение которой приводит к прекращению всей психической деятельности в человеке.

Душа, говорит Ламберт, — это термин, пустой от содержания, которым рациональный ум обозначает мыслящую часть нашего организма. Он подчеркивает зависимость всех факультетов души от своеобразной организации мозга и всего тела. Ламетриер отвергает религиозный дуализм в понимании человека и рассматривает человека как специально организованную, сложную машину, наделенную способностями мышления, чувств и ощущений. Он не отрицает роль образования в организации человеческой машины. В «Антисенеке, или Обсуждении счастья» Ламетрис утверждал, что человек по своей природе вероломный, лживый и злой, и поэтому всегда есть больше плохих, чем добродетельных людей, которые живут для блага общества.

В отличие от Ламетри, Дидро разделяет теорию врожденной морали английского философа Просвещения А. Шафтсбери. Дидро считал самым важным проявлением нравственного чувства стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Однако, по мнению Дидро, естественная склонность к добру не исключает нравственного воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека. Материалистическая философия Французского Просвещения

На примере Ламетро и Дидро видно, что изучение естественных наук в целом оказало значительное влияние на стиль философской мысли французских мыслителей эпохи Просвещения.

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) считал, что «человек по своей природе доброе и хорошее существо, и что одни только его институты делают его злым и плохим». В своей диссертации «Дискуссия о науке и искусстве» (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставил свой возраст — век классовых привилегий и лицемерия — простоте, невинности и добродетели первобытного человека.

В своей работе «Об общественном договоре или принципах политического права» (1762 год) Руссо отстаивал концепцию гражданской свободы. Рассматривая равенство как естественное состояние человеческого общества, Руссо видит главную причину неравенства в возникновении частной собственности. Чтобы уменьшить неравенство, философ предложил ввести прогрессивный налог, ограничить передачу собственности и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые владеют только самыми необходимыми средствами труда.

Теория общественного договора Руссо была существенно изменена П. Гольбахом (1723-1789 — французский материалист-философ и атеист), в творчестве которого завершила свое становление антропосоциальная философия Французского Просвещения.

Хольбах видел сущность общества, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Необходимость удовлетворения потребностей, писал Хольбах, заставляет людей объединиться, заключить договор с обществом. Условия самого общественного договора учитывают интересы гражданина и общества в целом. Обязанностью общества является обеспечение счастливой жизни для своих членов, но в то же время сами граждане должны служить общественным интересам, давая обществу все свои факультеты.

Хольбах интерпретирует источник пороков и катастроф общества с точки зрения Просвещения. Это непонимание людьми своих реальных интересов, невежество, заблуждение и незнание путей, которые могут привести к благополучию.

С позиции умеренного деизма Вольтер спорил о слабости и незначительности человека. В своих «Трактатах о метафизике» и «Философских письмах» он защищает «материальность души и сознания» человека и интерпретирует понятие человеческой судьбы на основе научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он лишает его способности предопределять человеческую судьбу. Человек подчиняется законам природы, и это его судьба и отсутствие свободы. Вольтер видит человека как социальное существо, «социальное животное», у которого есть потребность в обществе. Социальные качества, по мнению Вольтера, являются главной характеристикой человека.

Своеобразное понимание природы человека, основанное на материалистическом сенсуализме, провел К. Гельветий. Он верил, что все в человеке сводится к ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Но, как и Ламбертий, он не отрицал «всемогущество образования».

Важным аспектом социальной философской концепции Просвещения был пацифизм Просвещения. Осуждение агрессивности, экспансионизма, агрессивных войн стало главным лейтмотивом произведений Вольтера, Шарля Монтескье, П. Гольбаха. Рассматривая войну как состояние страха и насилия, «противоположность счастью общества», французские мыслители эпохи Просвещения выступали против прославления тех амбициозных монархов, которые предпочитали навлекать разрушения и смерть на другие страны.

Французские мыслители эпохи Просвещения расходились во мнениях об источниках социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.

Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельветий и Гольбах верили, напротив, что не частная собственность, а естественное неравенство сил и возможностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравному распределению общественного богатства.

Предлагая преобразовать общество на основе разума и справедливости, французские мыслители эпохи Просвещения в целом выступали за мирную реформу общества, которая исходила бы сверху, от «просвещенных правителей».

Социальное и философское значение Французского Просвещения

Социальное и философское значение французского Просвещения определяется несколькими моментами.

Одним из них является развитие идеи гражданского общества, а также развитие идеи суверенной личности и установление естественных прав человека.

На основе философской антропологии выросли социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Именно во Франции теория общественного договора достигла своей классической полноты. В работе Руссо, озаглавленной «Об общественном договоре», сформулированы его основные принципы.

Предпосылкой общественного договора является «состояние природы», в котором каждый индивидуум автономен, независим и абсолютно свободен; каждый свободен защищать свои естественные права на жизнь, собственность и свободу.

Поняв преимущества совместного проживания, люди заключают договор о взаимных правах и обязанностях и поручают конкретному арбитру — государству — исполнение общей воли; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина.

Поскольку правительство действует на общее благо, оно должно подчиняться.

На основе этого были разработаны принципы гражданского общества, такие как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Руссо критиковали за то, что он изобрел одинокого «Робинзона», живущего в вымышленном «состоянии природы»; история этого не знала; люди, даже примитивные, всегда жили в коллективах. Однако критики Руссо также интерпретировали «человеческую природу» автономной личности и ее естественные права. Важно понимать, что под общественным договором Руссо подразумевал социальный идеал, то, что должно стать рациональным обществом. В этом случае автономная личность предстает не как индивидуальный дикарь, а как суверенная личность, свободный и зрелый гражданин, готовый к сознательному участию в политической жизни, а естественные права — как гражданские права. Под видом теории общественного договора возникли новые социальные идеалы.

Во-вторых, Французское Просвещение было идеологической подготовкой к Великой французской революции против «старого порядка»: абсолютизма короля, классового строя и бессилия крестьян. Основные ценности освободительной борьбы — свобода, равенство, братство — были конкретизированы в философских, юридических произведениях, в произведениях литературы и искусства. В характеристике Энгельса мыслители Просвещения были «великими людьми, которые просветлили умы во Франции для грядущей революции…». Подавляющее большинство мыслителей Просвещения были идеологами буржуазии, которая, как наиболее экономически сильный и политически зрелый класс в «третьем сословии» (поскольку статус более 90% французского населения официально определялся по отношению к привилегированным классам аристократии и духовенства, формировавшего правящий класс), вела борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что мыслители Просвещения, защищая буржуазную форму частной собственности, более или менее представляли интересы всего «третьего сословия» и ни в коем случае не были узколобыми буржуазными идеологами. Реагируя на насущные объективные потребности социального развития, Просветительский идеал «царства разума» также отражал вековые устремления трудящихся к полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Важно отметить, что некоторые мыслители эпохи Просвещения были прямыми идеологами беднейшего сельского и городского населения.

В-третьих, это утверждение преобразования мира на основе разума, т.е. практического рационализма. Рационализм, как правило, связан с идеологическими устремлениями продвинутых, прогрессивных сил общества на восходящей стадии его развития.

Она характеризуется возвышением человека как активного, свободного и равноправного существа, историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что Эпоха Просвещения — это период распада феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких изменений в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменение общественных отношений и общественного сознания было необходимым условием для освобождения сознания, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, формирования нового мировоззрения. Все философские школы, системы и течения того времени, как правило, имели в своем центре активно действующий субъект, который мог знать и изменять мир в соответствии со своей волей. В рационализме разум как существенное свойство субъекта используется как предпосылка и как наиболее демонстративное выражение всех остальных свойств: Свобода, независимость, деятельность и т.д. Человек как рациональное существо, с точки зрения рационализма, призван стать правителем мира, реконструировать общественные отношения на рациональных основаниях.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Историческое осознание категории бытия
  2. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
  3. Интуитивизм
  4. Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
  5. Анаксагор
  6. Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
  7. Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
  8. Античная философия
  9. Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
  10. Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность