Для связи в whatsapp +905441085890

Философия гуманизма в политике — Эпоха Возрождения

С эпохи Возрождения прошло полтысячелетия, сменились десятки поколений, но этот временной период не перестает быть актуальным, Ренессанс по-прежнему вдохновляет ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов и политиков, которые изучают наследие этой эпохи.

Новая история хронологически приурочена к этому великому периоду. Немцы называют его Реформацией, французы — Ренессансом, итальянцы — Ринассименто; в нашей литературе его обычно называют Возрождением. Сам термин «Ренессанс» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари — живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Она возникла на основе широко распространенного в то время исторического мнения о том, что Средние века были периодом безнадежного варварства и невежества после падения блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени считали, что искусство, некогда процветавшее в античности, впервые возродилось в их время. Однако искусство Ренессанса во многом обязано художественной традиции Средневековья. Старое и новое, переплетаясь в неразрывной связи, образовали качественно новый сплав.

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. По крайней мере, начиная с эпохи Возрождения, ни одно философское, политическое или художественное движение или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не смогло продемонстрировать свою решающую роль в сознании европейской цивилизации, не провозгласив себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения, закрепленные в интеллектуальной культуре в виде традиций, выдержали испытание временем и доказали свою важность и непреходящую ценность. Их идеи и учения разрабатывались людьми, принадлежавшими к различным социальным кругам (городским, церковным и феодальным) и профессиям (профессора университетов, секретари курии, королевские канцлеры и канцлеры городских республик и синагог). Они разрушили средневековый корпоративный принцип организации общественной жизни и создали новое интеллектуальное образование — гуманистическую интеллигенцию, объединенную общностью целей. Гуманисты провозгласили идею самоутверждения, разработали концепции и доктрины, подчеркивающие роль нравственного совершенствования, творческую и преобразующую силу знаний и культуры.

Гуманизм как особая система взглядов возник на протяжении веков. Она, конечно, отражает исторически сложившиеся подходы к проблеме, определенную концепцию некоторых универсальных ценностей. Гуманизм основан на философском понимании человека. Без живого человека, наделенного телесностью, разумом и чувствами, гуманизм теряет свою основу.

Философия гуманизма в политике - Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

При определении термина Ренессанс (или возрождение) необходимо отметить См. Царьков И.И. Гуманистические основы правосознания эпохи Возрождения и выяснение проблем применения смертной казни. Что это период в истории западной культуры при переходе от средневековья к современности. Примерные хронологические рамки эпохи Возрождения — XIV — XVI вв. Во всех странах Ренессанс ассоциировался с освобождением человеческого духа от незыблемых догм, расширением свободы индивидуальной деятельности. Это было время мануфактур, географических открытий, торговли, личного предпринимательства, освобождения человека от сословных ограничений.

Философия Возрождения — это направление в европейской философии XV-XVI веков. Для него характерно неприятие официальной католической религиозности и интерес к человеческой личности. В рамках течения гуманистов этот интерес нашел выражение в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины, который лег в основу методологии современных естественных наук. Философскую мысль этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическую. .

В эпоху Возрождения индивид становится все более независимым и все чаще представляет не ту или иную ассоциацию, а самого себя. Это приводит к новому самовосприятию человека и его новой социальной позиции: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами человека. Человек эпохи Возрождения склонен приписывать себе все свои достоинства. Универсальность — это идеал человека эпохи Возрождения. На этом этапе человек становится творцом самого себя. В результате он больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. В той мере, в какой человек осознает себя творцом собственной жизни и судьбы, он также оказывается неограниченным хозяином природы.

Следует отметить, что в этот период ослабевает влияние церкви на жизнь общества, возрождается интерес к античности с ее вниманием к человеку, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания способствовало распространению грамотности среди населения, росту образования, развитию наук, искусств, а также художественной литературы. Средние классы не были удовлетворены религиозным мировоззрением, господствовавшим в Средние века, и создали новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия античных писателей. Так началось «возрождение» античной (древнегреческой и древнеримской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние литературные памятники, хранящиеся в библиотеках .

Были писатели и художники, которые осмеливались выступать против церкви. Они были убеждены, что человек — самая большая ценность на земле, и что все его интересы должны быть направлены на земную жизнь, чтобы прожить ее полноценно, счастливо и осмысленно. Такие люди, посвятившие свое искусство человеку, стали известны как гуманисты.

В эпоху Возрождения огромное значение приобретает искусство, в результате чего возникает культ человека-творца. Творческая деятельность становится своего рода священным персонажем.

Культ прекрасного, характерный для эпохи Возрождения, связан с антропоцентризмом. В эпоху Возрождения ценность личности возросла как никогда ранее. В эпоху Возрождения оригинальность и уникальность личности имеют первостепенное значение.

В эпоху Возрождения философия вновь обратилась к естественной истории. Интерес к натурфилософии усилился в конце XV — начале XVI веков, когда средневековый взгляд на природу как на несаморегулирующуюся сферу был пересмотрен.

Гуманизм в философии эпохи Возрождения


Гуманизм можно определить как отраженный антропоцентризм, который исходит из суверенности человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, презрение к земной природе сменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью.

Гуманизм начинается с размышлений человека о самом себе, о своей роли в мире, о своей природе и предопределении, о смысле и цели своего существования.

Эти размышления всегда имеют конкретные исторические и социальные предпосылки; гуманизм по своей сути всегда является выражением определенных социальных и классовых интересов формирующейся буржуазии.

В более узком смысле гуманизм определяется как идейное движение, суть которого заключается в изучении и распространении древних языков, литературы, искусства и культуры.

В более узком смысле гуманизм определяется как идейное движение, сформировавшееся в эпоху Возрождения, суть которого заключается в изучении и распространении древних языков, литературы, искусства и культуры. Однако эта интерпретация относится только к интеллектуальной сфере, практический, динамический аспект отсутствует. Следует отметить, что гуманизм был социальным движением и в этом смысле представлял собой большой исторический прогресс.

Существует большое количество критической литературы о месте гуманизма в эпоху Возрождения. Однако ученые не только расходятся во мнениях относительно характеристики этого периода, но и запутываются в клубке различных проблем.

Вопрос осложняется тем, что в это время происходили изменения не только в философской мысли, но и во всех сферах человеческой жизни: социальной, политической, нравственной, литературной, художественной, научной и религиозной. Вот два самых известных, по мнению Дж. Реале , интерпретации термина «гуманизм», которые, по их мнению, охватывают весь спектр его философского значения.

В своем решении P.O. Кристеллер попытался серьезно ограничить, даже полностью исключить философское и теоретическое значение гуманизма. Он утверждал, что этот термин должен иметь техническое значение, ограниченное сферой риторических и литературных дисциплин.

Кристеллер считал, что гуманистов Возрождения переоценивают, им приписывают заслуги в обновлении мысли, чего на самом деле не было, потому что если они и занимались философией и наукой, то лишь косвенно.

Гуманисты не были настоящими реформаторами философской мысли, потому что они вообще не были философами. В качестве доказательства этого Кристеллер приводит тот факт, что на протяжении пятнадцатого века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знаний новой. Напротив, они осознавали, что их область занимает четко определенное и ограниченное место в общей системе знаний. Таким образом, по мнению Кристеллера, гуманизм может представлять лишь половину феномена Ренессанса.

Развитие гуманизма

Новое философское течение взяло за основу античную культуру, искусство и литературу и сосредоточилось на духовной сущности человека. В Средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приподнял завесу. Университеты были основаны в Италии и постепенно по всей Европе. Теософские занятия дополнялись изучением светских предметов, таких как математика, анатомия, музыка и гуманитарные науки.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Уильям Шекспир и Фрэнсис Бэкон; Франция — Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле; Испания — Мигеля де Сервантеса; Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, мыслители и художники эпохи Просвещения навсегда изменили взгляд на мир и сознание человечества, показали разумного, добросердечного и мыслящего человека. Все последующие поколения в долгу перед ними за этот дар нового взгляда на мир.

Гуманизм, как и любое культурное явление, менялся с течением времени. Его истоки лежали в кризисе феодальной системы и феодальной идеологии, в стремлении выработать новые социальные и этические идеалы — в критическом взгляде на состояние католической церкви, в признании ее монополии на интеллектуальную деятельность и, что особенно важно, в утверждении примата разума над верой.

Затем наступил период зрелости, за которым последовала кульминация, когда историческая роль новой гуманистической мысли стала полностью эффективной; и, наконец, период упадка, когда новые явления, подготовленные и порожденные, вытеснили, а затем поглотили ее.

В развитии гуманистических идей и гуманистического движения можно выделить несколько основных этапов:

  • 30-90-е годы четырнадцатого века, период раннего гуманизма;
  • Начало XVI века, подъем и расцвет гуманизма как социального и культурного движения;
  • 20-30 годы 16 века, конец 16 века, кризис гуманизма, развитие натурфилософии.

Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения и их произведения


Гуманисты были не узкими специалистами, а специалистами по культуре в целом. «Они — носители нового благородства (nobilitas), отождествляемого с личной храбростью и знанием». Полетухин Ю.А. Классики юридической мысли и Просвещения о проблеме смертной казни. Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латинского и греческого языков, особенно владение классической латынью, было необходимым условием репутации гуманиста, в то время как владение устной латынью было весьма желательным. Также требовались отличный почерк и хорошая память. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами: Грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т.д. Гуманисты отвергли средневековые формы искусства и возродили новые — поэзию, послания, художественную литературу, философские трактаты.

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения был высочайший социальный престиж гуманитарных знаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью для политика. В первые десятилетия XV века наслаждение гуманистической эрудицией становится привычной чертой общественной жизни.

Одним из основателей гуманистической философии был великий европейский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он родился в бедной семье во Флоренции. Когда родился его сын, он был изгнан из родного города и жил в небольшом городке Ареццо. Еще в детстве он и его родители сменили много разных мест жительства. И это стало своего рода символом его судьбы — за свою жизнь он много путешествовал, жил в разных городах Италии, Франции, Германии. Везде он находил почет и уважение многочисленных поклонников и почитателей его поэтического таланта.

Петрарка, однако, не только поэт, но и своеобразный и интереснейший мыслитель и философ. Он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма, стал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов древности. Не зря в начале XV века писали: «Франческо Петрарка был первым, на кого снизошло изящество, и он распознал и вывел на свет элегантность древнего, утраченного и забытого стиля».

Будучи искренне верующим христианином, Петрарка не принимал широко распространенное схоластическое понимание природы Бога и особенно установившееся господство рационализированного христианства. Поэтому он призвал не тратить силы на бесплодные логические спекуляции, а заново открыть для себя истинную привлекательность всего комплекса человеческих дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода приобретения этой мудрости. Поэтому необходимо вернуться к познанию собственной души. Петрарка писал: «Книжный барьер и восхищение земными вещами не беспокоят меня, ибо я научился у языческих философов, что ничто не достойно восхищения, кроме души, против которой все кажется ничтожным».

Петрарка знаменует собой начало первой гуманистической критики Аристотеля. Хотя Петрарка с большим уважением относится к самому Аристотелю, он совсем не рад тому, что схоластические философы используют аристотелевскую мысль и логику для доказательства истин веры. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию.

Сам Петрарка предпочитал философию Платона и основанные на ней труды Отцов Церкви. Он утверждал, что если Платон и не достиг истины, то он был ближе к ней, чем другие. Признавая «философское первенство» Платона, он риторически спрашивает: «И кто может отрицать это первенство, кроме, возможно, шумной толпы глупых схоластов?».

И в более широком смысле Петрарка призывает к самому активному обращению к философскому наследию античности, к возрождению античных идеалов, к возрождению того, что позже было названо «античным разумом». Ведь его, как и многих античных мыслителей, волновали прежде всего внутренние, моральные и этические проблемы человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Происхождение человека и уникальность его бытия
  2. Формы содержания мысли. Законы и правила логики
  3. Симеон богослов, византийский философ-мистик
  4. Механицизм как философский принцип
  5. Структура «науки логики» Гегеля
  6. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания
  7. Философия древней Греции о человеке
  8. Истина и заблуждение
  9. Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
  10. Логика, методология и методы научного познания