Для связи в whatsapp +905441085890

Философия Гёте и Шиллера — Истоки и проблематика немецкой классической философии

Немецкая классическая философия изначально исходила из идеи преобразования мира, которое рассматривала исключительно в духовной плоскости. Утверждая, что никакие материальные и экономические перевороты не будут иметь успеха, пока не произойдёт переворот в сознании. Это направление потому и вызывает интерес, что направлено на разумное познание окружающей действительности.

Философия Гёте и Шиллера - Истоки и проблематика немецкой классической философии

Истоки и проблематика немецкой классической философии

Немецкая классическая философия в советской и российской философской литературе — этап немецкой философии, сложившийся в XVIII-XIX веках и представленный учениями Иоганна Канта (1724-1804), Иоганна Фихте (1762-1814), Фридриха Шеллинга (1775-1854), Гегеля (1770-1831), Леонарда Фейербаха (1804-1872).

В европейской литературе, однако, принято различать немецкий классицизм или немецкий идеализм, которые объединяют:

  • Критический идеализм Канта;
  • Субъективный идеализм Фихте;
  • Объективный идеализм Шеллинга;
  • Абсолютный идеализм Гегеля .

В марксистской традиции, помимо вышеперечисленных философских концепций, учитывалось также материалистическое учение Л. Фейербаха.

В европейской традиции считается, что значительный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд, Шлейермахер .

Немецкая классическая философия была основана в 1780-х и 1790-х годах трудами Иоганна Канта. Это течение было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Несмотря на то, что каждый из перечисленных мыслителей отличается самобытностью, о немецкой классической философии можно говорить как о едином, целостном образовании, поскольку для нее характерно следование ряду общих принципов:

  • Философов, которых можно причислить к немецкой классической философии, объединяло сходное понимание роли философии в человеческой истории и культуре. Они считали, что философия призвана критически осмыслить историю человечества.
  • Философские системы немецких мыслителей разработали целостную, диалектическую концепцию развития, которая позволила изучить все сферы человеческой жизни.
  • Для немецкой классической философии был характерен научно-теоретический подход к исторической науке, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались вывести законы исторического развития, которые понимались как принципы исторической «разумности».

Все эти принципы были разработаны на идеалистической основе. Л. Фейербах был первым, кто выступил против таких основ немецкой философии.

Возникновение и дальнейшее развитие этой философской школы связано с тем, что в конце 18 — первой половине 19 века возник ряд философских систем.

Эти системы характеризуются:

  • Обращение к диалектической традиции;
  • Осуществляя переход от субъективного идеализма к объективному идеализму и отвергая последний с позиции антропологического материализма
  • Критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания
  • Создание трансцендентальной логики и диалектической логики на основе соответствующих категориальных каркасов
  • Применение к истории как объекту философского анализа
  • Проблемы права и «гражданского общества».

Понятие «немецкая классическая философия» было введено Ф. Энгельсом

Предпосылки немецкой классической философии

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших проявлений интеллектуального подъема, начавшегося в немецких землях с середины XVIII века и имевшего своим другим проявлением немецкую классическую литературу, светилами которой считаются Г.Э.Лессинг, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Г.Гейне. Тогда союз поэтов и философов был сильнее, чем когда-либо. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, которое получило название Просвещение.

Возникновение немецкой классической философии происходило в период глубоких изменений в экономической, социально-политической и интеллектуально-идеологической жизни всей Европы, которые прямо или косвенно затронули и немецкие государства. За философской революцией эпохи Просвещения последовала всемирно известная Французская революция (1789-1794). За этим последовала серия буржуазно-демократических революций, прокатившихся по Европе в 1848-1849 годах. Этот период был отмечен изменениями в науке (особенно в естествознании), а также напряженной борьбой между свободомыслием и религией.

В эту бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития в различных сферах общественного бытия и общественного сознания проявилась как никогда ярко, и поиски немецких философов понимания происходящего увенчались успешным продвижением к развитию диалектического способа мышления. Само развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно говорить по крайней мере в двух направлениях.

Первый. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах своими доктринами открыли радикальные новшества в развитии философской мысли: каждый из них отрицал диалектически, то есть сохраняя определенную преемственность, предыдущий. Сами мыслители считали себя радикальными новаторами философии. Кант, создавший первый этап немецкой классической философии, преодолев господствовавшую до этого в Германии лейбнице-вольфианскую «метафизику», считал, что тем самым он совершает «коперниканский поворот» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «Wissenschaftslehre» для философии равно значению Великой французской революции для социальной и политической истории человечества. Согласно Гегелю, человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину» в созданной им системе «абсолютного идеализма». Согласно Фейербаху, провозглашенная им «антропология», революционизировавшая гегелизм, в то же время означала глобальный конец философии в ее прежнем понимании.

И, во-вторых, революционный характер немецкой классической философии заключался в том, что ее учения развивали диалектическое мировоззрение и создавали условия для материалистической трансформации.

Что касается эпистемологических корней немецкой классической философии, то они восходят к философии французского материализма. Опираясь на метафизический метод мышления, французские мыслители ставили такие вопросы, как взаимоотношение природы и общества, материи и сознания, источники и движущие силы общественного развития. Они ставили их, но не решали, потому что эти проблемы не могли быть решены с позиции механистического материализма. Их решение лежит за пределами метафизики. Поэтому ответы на поставленные вопросы нужно было искать принципиально иными способами. А немецкие мыслители ищут ответ на пути идеализма.

Проблемная область немецкой классической философии с точки зрения современности

Так, немецкая классическая философия представлена системами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Однако эти имена — лишь вершина великого философского айсберга. Поэтому уместно набросать то, что остается «под водой», то, что еще предстоит постичь и реконструировать. А именно:

Во-первых, очерченные системы, при всех их различиях, тесно связаны узами преемственности. После Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на взгляды своего предшественника, черпая вдохновение в творческих импульсах своего наследия.

Во-вторых, в течение примерно 20 лет (1780-1800) существовала творческая «лаборатория» мысли, названная Кантом «до-фихтешевской критикой», которая еще не оценена в ее своеобразии. В этот уникальный период были созданы и существовали оригинальные системы К.Л.Рейнгольда, Х.Э.Шульце-Энесидема, С.Маймона, Я.С.Бека, Ф.Г.Якоби, в которых развивались идеи классической философии религии.

В-третьих, «немецкая классическая философия» не ограничивается интеллектуальным идеализмом, а обязательно включает в себя ряд философско-материалистических течений.

В-четвертых, следует отметить, что романтизм в Германии возник не только под влиянием чисто интеллектуальных факторов, но и под воздействием социальных и политических обстоятельств. «Революция во Франции, особенно ее результат, — пишет Н.А. Суркова, — теоретизирование об исторической действительности убили чувство и воображение, которые больше всего прославляли немецкие романтики». Но и сами романтики мечтали о собственных великих философских системах, особенно братья А. и Ф. Шлегели, Ф. Гартенберг-Новалис, Л. Тике, Ф. Шлейермахер.

Анализ этого обстоятельства имеет огромное значение для понимания термина «немецкая классическая философия». Ведь классическая философия обязательно включает в себя романтическую философию, а в отдельных случаях (например, системы позднего Фихте и позднего Шеллинга) сливается с ней, так что четкой границы между ними не существует.

Немецкая классическая философия нацелена на рациональное познание. По поводу понятия «классическая философия» и «классическая наука» в литературе существуют различные точки зрения. На наш взгляд, наиболее полными являются подходы (В.А. Лекторский, Н.А. Суркова), где акцент делается на принципе доказательности. В этом отношении классическая философия всегда пыталась отталкиваться от такого важного свойства науки, как доказуемость.

Эта особенность граничит с другой особенностью классического разума — нахождением самоочевидных аксиом, т.е. утверждений, которые доказывали бы все остальные утверждения. В отличие от этого, в неклассических школах мысли гипотезы занимаются только объяснением истинных базовых предложений.

Более того, этот анализ касается дальнейшего развития идей, заложенных классическими философами в Германии еще в XVIII и XIX веках и не утративших своей актуальности до сегодняшнего дня.

Основные постулаты и научно-историческое значение немецкой классической философии

Важным вкладом немецких ученых в теорию философии являются их разработки в области диалектики познания: соотношения таких категорий, как разум и чувство, сознание и воля. Особое место здесь принадлежит И. Канту. Знакомство с философией Дж. Юма, с его скептицизмом до агностицизма, заставляет Дж. Канта критически относиться как к эмпиризму, так и к рационализму. Его не устраивал эмпиризм, поскольку он опирался на ощущения, но игнорировал теоретические суждения, универсальные истины. Что касается рационализма, то он игнорирует сенсорный опыт как предпосылку для теории. Все это заставило И. Канта обратиться к методологии познания мира и создать философию критической направленности.

Кант называет свою доктрину трансцендентальным идеализмом. Он считает, что «всякое познание вещей только рассудком и разумом есть одна видимость, а истина лежит только в опыте.Его учение касается применения априорного познания (существующего до опыта и применимого к опыту).

Вторая когнитивная способность представлена разумом. Разум — это способность мыслить то, что дано ему чувствами. Чувство имеет содержание без идей, а мышление имеет пустые идеи без содержания. Поэтому только их союз дает полное знание. На уровне разума содержание чувственного восприятия упорядочивается категориальной рамкой, представленной количеством (единство, множественность, целостность); качеством (реальность, отрицание, ограничение); отношением (субстанция, причина, взаимодействие); модальностью (возможность, действительность, необходимость). Эта система категорий стала для Канта основой трансцендентальной логики, которая направлена на упорядочение информации чувственного восприятия.

Кант различает три идеи разума:

  • Психологический, или представление о душе как о безусловном единстве всех психических процессов;
  • Космологический, или представление о мире как о единстве;
  • Теологический, или идея Бога как необусловленной причины вещей.

Отсюда — фундамент трех философских, рациональных дисциплин: психологии, космологии и теологии.

Поставив вопрос о безусловности души, мира и Бога, разум наталкивается на противоречия на уровне конкретизации этих вопросов, которые Кант называет антиномиями. Их суть заключается в том, что доказательство тезиса и антитезиса в каждом случае эквивалентно. Для Канта это послужило основанием для вывода о том, что разум не может понять необусловленное. Мир сущностей, мир нуменов оказывается непознаваемой «вещью в себе».

Практический разум должен освободить человека от иллюзий, от ложной веры в способность теоретического разума решить все проблемы в системе «природа, человек, общество». Практический разум имеет моральные законы. Действия человека определяются его волей. Но есть воля тела и воля разума. В первом случае поступки человека зависят от его жизненных потребностей, а во втором — определяются его духовным миром. Существует дуализм необходимости и свободы. Из этого дуализма вытекает императив как «объективное принуждение к действию».

Человек основывает свои действия на трех аксиомах:

  • Поступайте так, чтобы правило вашего поведения стало правилом для всех;
  • Действовать исходя из предположения, что каждый другой человек имеет высшую ценность и не должен рассматриваться как средство;
  • Все действия обычного человека должны быть направлены на общее благо, ибо все в мире имеет относительную ценность, кроме «звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Антропологический гуманизм и материализм Л. Фейербаха
  2. Современная религиозная философия
  3. Значение библии для средневековой западной философии
  4. Огюст Конт, французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии
  5. Значение гносеологии
  6. Роль личности и народных масс в развитии общества — Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса
  7. Философия Древнего Китая
  8. Человек в немецкой классической философии
  9. Социальная форма движения материи и её специфика
  10. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель