Для связи в whatsapp +905441085890

Философия и ее место в культуре — Общие сведения о философии

Философия учит решать проблемы и работать со сложными и пока еще неопределенными понятиями, развивает способность логически мыслить и анализировать, критически мыслить и переосмысливать. Философия призвана способствовать развитию нестандартного и логического мышления, потребности в доказательствах и навыков критического мышления, а также навыков аргументации и дебатов. Изучение философии не навязывает непререкаемых истин и точек зрения, но создает возможности для свободного суждения в области общенаучных проблем, свободного выбора мировоззренческих позиций, стимулирует личное отношение студентов к изучаемому материалу. Вся история возникновения и развития человека — это сложный процесс самопознания человека, его бытия и природы мира его бытия. Изучение философии можно сравнить с вхождением в храм мудрости, ведь философия всегда понималась как стремление к высшему знанию, что отличает ее от житейской мудрости, научного знания, религиозного и мифологического понимания мира. Однако философия — это открытая и развивающаяся система, вовлеченная в творческий поиск, в котором нет ничего окончательного и неизменного. Этот поиск связан с желанием человека «докопаться до сути» в поисках ответа на главные вопросы о бытии, самости, смысле жизни и возможностях человека в мире.

Чем сильнее изменения в мире, тем больше человек ощущает потребность в мирском самоопределении, и каждый должен пройти этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовную силу. Философия как средство самопознания человека и критического осмысления действительности помогает нам осознать единство бытия и в то же время его уникальность в каждый момент и для каждого человека. Единство истории философии как процесса развития разума с историей развития общества и культуры существует в самых разных формах. Это, прежде всего, в значительной степени результат включения философии в осмысление человеческих судеб в связи с великими эпохами и региональными образованиями цивилизации, а также с человеческой цивилизацией в целом. Цель данного эссе — рассмотреть происхождение понятий философии и бытия, а также структуру и основные функции философии.

Философия и ее место в культуре - Общие сведения о философии

Общие сведения о философии

Философия — это особая форма человеческой деятельности сознания и мышления, направленная на рациональное понимание мира и человеческого существования в нем. Философия также понимается как исторически развивающаяся совокупность результатов этой деятельности и системы теоретических определений, в рамках которых она осуществляется.

Происхождение термина «философия» связано с древней культурной традицией, в которой она определялась как знание и понимание изначальных причин и начал всего сущего. Древнегреческое слово tsilYab широко использовалось с восьмого века до нашей эры в сочетании с любым существительным и обозначало влечение, любовь, стремление к чему-либо. Слово UpzYab в V веке до н.э. использовалось для обозначения знаний, способностей, преданности, способности мыслить, а также обычно обозначало высокую степень интеллекта, мудрости и любознательности. Согласно традиции (переданной Гераклитом Понтийским и Диогеном Лаэрцием), термин «философия» был введен Пифагором в 580-500 гг. до н.э. Ионийские мыслители Фалес Милетский, Анаксимандр Милетский и Анаксимен Милетский, с учений которых начинается история европейской философии, называли свои учения не философией, а историей. К концу V века до н.э. в античной культуре чаще употребляется глагол «философствовать», а в IV веке до н.э. среди учеников Сократа — существительное «философия». Позже этот термин стал использоваться для обозначения особого вида рационального знания, которое систематически формулирует и обсуждает основные проблемы человеческого существования.

Философия — одна из древнейших областей человеческого знания, интеллектуальной культуры. В своем развитии философия проходит долгий путь становления. В процессе эволюции человек начинает выделять себя из окружающего его природного мира, а значит, понимать как свою уникальность, так и уникальность окружающего его мира. Меняется и понимание предмета философии. Например, смысл философии Пифагор и другие древнегреческие философы Гераклит видели в поиске истины, а Платон — в познании вечных и абсолютных истин, истоков и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживается в философии XIX-XX веков, представленной множеством школ и направлений, предметом исследования которых являются различные аспекты бытия, познания человека и его существования. В частности, представитель неокантианства В. Виндельбанд понимает философию как критическое самопознание разума; представители одного из направлений современной западной философии — позитивизма — сводят задачи философии к логическому анализу языка науки. При всем многообразии подходов к определению предмета философии, можно выделить одну общую черту, которая присуща философскому знанию в целом. Философия возникла из противоречия между мифологическим представлением о мире и зачатками научного знания, которое требовало обращения к естественным и причинно-следственным связям. Таким образом, уже на этапе своего возникновения (генезиса) и позднее в ходе своей истории философия была существенно связана с научным знанием. Генетический аспект философии науки дополняется ее структурой, в которую входят как общие и универсальные понятия и категории («бытие», «материя», «сознание» и т.д.), основные понятия естествознания («атом», «материя»), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания («закон сохранения и превращения энергии»). Все это позволяет нам говорить о научном характере философии. Для определенной части философии также применимы такие критерии научного знания, как объективность, рациональность, систематичность и проверяемость (в основном логическими средствами). Практическая проверка различных философских положений связана в большей степени с их прогностической функцией в рамках социальной философии, а также в сфере этико-антропологических и эстетических отношений.

Предмет, структура и функции современной философии

Философия может существовать на повседневном и абстрактно-логическом уровнях познания и мышления. Обыденное философствование — это первая форма обобщенного размышления о практической жизни людей, окружающем мире, самом человеке. Постижение символов веры, способов бытия в себе, социальных чувств и традиций, повседневной жизни в форме разговорного языка, повседневного языка формирует индивидуально-практическое и социально-психологическое философствование. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются и обосновываются философские доктрины, концепции и теории.

Научная философия является результатом преимущественно рационального мышления. Термин «научность» в данном случае имеет два важных значения. Во-первых, научной философией считается любое теоретическое, то есть систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов, суждений. Во-вторых, те философские доктрины и теории, а также деятельность их представителей и институтов, которые приобрели статус науки как социального явления. К основным признакам любой науки относятся: получение объективно истинного теоретического знания, объект исследования, рациональность, наличие кадров и институтов науки, методология исследования, система критериев проверки истинности знания. Предметом философии являются наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Объектом философии является все сущее. Философия отличается от других наук предметом и объектом исследования, своей универсальностью, достаточно высокой всеобщностью получаемых знаний.

Философия — это вид научного мышления о Вселенной, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни.

Сегодня тема философии как совокупной науки исторически проясняется различными философскими школами и течениями. Таким образом, предметом философии религии является существование Бога, содержание его творений, символы веры и культы. Предметом натурфилософских школ является природа, космос, его устройство, закономерности, способы и формы существования. Предметом экзистенциализма и других философских школ антропологического направления является человек, его существование, свобода и смысл жизни. Современная философия как наука имеет и другие необходимые атрибуты: философские кадры, научные институты и отношения. Она поддерживает связи с другими науками и обогащает их содержание конкретными научными знаниями. Философия чрезвычайно разнообразна.

Начиная с основных сфер и способов бытия, изучаемых философией, ее структура состоит из следующих элементов: История философии, учение о бытии (онтология), учение о человеческом познании бытия и самого себя (гносеология) и учение об основных модусах бытия: Природа (натурфилософия), общество (социальная и историческая философия), человек (философская антропология). Эти элементы структуры научной философии включают в себя все бытие и его основные проявления.

Философия и наука

При рассмотрении отношений между философией и наукой возникают, по крайней мере, три важных вопроса:

  • Является ли философия наукой;
  • Как взаимодействуют философия и частные (конкретные) науки;
  • Каково отношение между философией и ненаучным знанием.

Актуальность вопроса о соотношении науки и философии выражается в том, что в научной литературе существовали и существуют мнения о том, что философия не только не является наукой, но и в принципе чужда науке. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего как «науку логики». Знания, полученные в рамках философии, не только служат средством получения научного знания, но и сами являются частью содержания науки. Не случайно, что многие выдающиеся ученые в определенных науках являются также видными представителями философии. Философия имеет свой специфический язык и категориальный аппарат. Она проводит научное исследование и поэтому имеет научный характер. Философия выражает свои идеи не только в терминах понятий, но и организует концептуальное знание в систему философских теорий. Все это позволяет нам увидеть статус научного знания для философии.

Вторая тема — взаимодействие между философией и частными (конкретными) науками. Конкретные науки имеют свой объект изучения, свои законы и методы, свою степень обобщения знаний. Философия делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — раскрыть более общие законы и тенденции. В этом случае основным методом философии является теоретическое рассуждение, которое, естественно, опирается на достижения отдельных наук, если сама философия претендует на научность. Величайшие открытия в отдельных науках также способствовали интенсивному развитию философии. Достаточно указать на то огромное влияние, которое успехи естественных наук в современный период или в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков оказали на развитие философского знания. Философия не только находится под влиянием частичных наук, но и влияет на их развитие, как положительно, так и отрицательно. Его влияние оказывают философское мировоззрение, методология, ценностные ориентации, которые так или иначе влияют на исходные позиции ученого, его отношение к миру и к знанию, отношение к необходимости развития той или иной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т.д.).

Наконец, третья тема — это отношения между философией и ненаучным знанием. Это ненаучное знание — повседневное знание, основа познавательной деятельности, но оно также включает в себя мистику, магию и т.д. Когда мы говорим о соотношении философии и «заблуждающегося разума», мы должны рассматривать последний как момент развития научного знания и философии. И с исторической точки зрения этот момент необходим в силу природы познавательного процесса. Это характерно для любой науки. Даже философия не является гарантией от обмана. Некоторые авторы считают, что статус научного мировоззрения в современном обществе не выше любого функционального мифа, и фактически выступают за неограниченный мировоззренческий плюрализм. Однако такая позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения по отношению к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, распространяющейся в современном мире, мы можем вскоре стать свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением. Рационалистическая, научно-ориентированная философия несовместима с теми псевдонаучными, вздорными представлениями, которые постоянно атакуют умы современного человека. Это требует более активного продвижения научного понимания мира со стороны представителей научной философии.

Учение о бытии

Слово «быть» происходит от глагола «быть». Бытие — это то, что существует. Этот вопрос о бытии может показаться абстрактным, но он имеет отношение к самой человеческой жизни. Быть или не быть — это значит быть человеком как духовным существом, выполняющим цель жизни. Естественно, на ум приходят вопросы о нашем собственном существовании. На всех этапах развития философской мысли от древности до наших дней философы пытались осмыслить фундаментальные, предельно общие проблемы бытия. Еще древние философы отмечали, что при всем многообразии явлений, предметов и процессов действительности, у них есть нечто общее, то есть они существуют, присутствуют. Так возникла категория бытия, а соответствующий раздел философии, в котором анализируются наиболее общие причины, называется онтологией.

Термин «бытие» был введен в философию античным философом Парменидом (V—IV век до н.э.) для обозначения постоянной, божественной, идеальной вещи. Он сформулировал положение о том, что бытие не возникает и не исчезает, а существует вечно, что оно уникально, неизменно, бесконечно во времени. Понимание Парменидом бытия соответствовало идеалистической трактовке этого понятия величайшим философом античности Платоном, который считал, что истинное, высшее бытие — это существование духовных субстанций, то есть идей, созданных божественным Демиургом, которые являются идеальными прообразами вещей материального мира. Идеи вечны, неизменны, неизменны. Материальные вещи, которые являются тенями или отражениями, образами идей, преходящи, конечны и должны быть связаны с более низким видом бытия. Таким образом, согласно Платону, истинное бытие — это мир идеальных сущностей, порожденных божественным Абсолютом. Основываясь на утверждении Платона и других идеалистов о том, что духовное, божественное бытие является высшим видом бытия, Аристотель разрабатывает собственную метафизику, в которой анализирует первопричины и конечные основания бытия. В иерархической модели мироздания низшей формой существования является мертвая, пассивная материя, на более высоком уровне находятся растения, животные и человек как высшее материальное существо, далее идут духи и Бог, который свободен от материи, руководит онтологическими построениями мыслителя и является гарантом существования мира. Концепция Платона о существовании нематериальных идей, а также учение Аристотеля о первой материи и последней (божественной) форме были приняты и развиты представителями средневековой религиозно-идеалистической философии.

Ф. Аквинский, А. Селиг и другие мыслители обосновали тезис о том, что истинное бытие — это существование Бога, то есть такой духовной субстанции, которая является источником прекрасного, добра, мудрости, а также творческого процесса, направленного на создание окружающей природной и социальной действительности. Бог есть разум, и поэтому, по мнению средневековых философов, мысль о бытии тождественна самому бытию.

Этот тезис о тождестве бытия и мышления лежит в основе онтологических построений величайшего представителя немецкой классической философии Гегеля. Он создал единое рационально-философское мировоззрение, основанное на идеалистическом мировоззрении. По мнению Гегеля, в основе Dasein лежит «абсолютная идея» или «мировой разум», который является саморазвивающейся духовной субстанцией. Эта субстанция порождает сначала чистую мысль, затем природу, которую он рассматривает как форму отчуждения абсолютного духа, и, наконец, общество, различные формы духовной культуры: религию, мораль, искусство и т.д.

Последователи материалистического направления в философии, особенно античные материалисты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.) рассматривали бытие как сущность природы, космоса, Вселенной в целом, находя основные материальные субстанции (воду, воздух, огонь, атомы), которые порождают окружающую действительность. Следует подчеркнуть атомистическую трактовку бытия Демокритом. Материалисты нового времени и эпохи Просвещения (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) рассматривали бытие как материальное существование природы и человека. Материалистическая интерпретация бытия была разработана в марксистской философии. Существует и другая традиция в философском понимании бытия, согласно которой бытие — это прежде всего человеческое существование. Эта интерпретация исходит от Сократа и софистов. В наше время Ричард Декарт связал бытие с мыслящим индивидом: «Я мыслю, следовательно, я есть». В 20 веке философы-экзистенциалисты (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю и др.) рассматривают бытие индивида, уделяя особое внимание его эмоциональному миру, его чувствам, особенно негативным (страх, отчаяние, тоска). Субъект философии, в понимании этих философов, — это человек, который хочет преодолеть личное отчуждение, стремится к свободе и ищет смысл жизни. Бытие — философская категория для обозначения существования объективной и субъективной реальности, включающая такие формы, как бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие человека; бытие духовного (идеального), предполагающее существование объективированных духовных явлений; бытие социального (общества). По отношению ко времени существования человека преобладает кратковременность событий. Например, можно ли измерить время созерцания и самоанализа, размышлений о жизни, о судьбе? Внутренняя работа мысли и души невыразима средствами физической длительности или биологической продолжительности и постоянства. Человек «полон времени», независимо от его продолжительности: мгновение человеческой жизни может содержать вечность.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Антропология в философии «серебряного века»
  2. Критерии гносеологии
  3. Общие признаки средневековой философии
  4. Создание научных основ теплотехники
  5. Лев Исаакович Шестов, русский философ
  6. Гносеология марксизма
  7. Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни
  8. Философия древнего востока о человеке
  9. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  10. Западники