Для связи в whatsapp +905441085890

Философия и искусство — Понятие искусства в философии

Проблема искусства — одна из самых сложных проблем в истории человечества. В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопорождающемуся явлению. Затем, с развитием культуры (фактически уже в рамках античности), это противопоставление становится явно неадекватным. В рамках искусства выделяют ремесло, науку и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его генезис. Но уже в Средние века сфера искусства расширяется. Икона и молитва, хотя и являются художественными по своему внешнему выражению, по своей сути зависят от духовного. Эпоха Возрождения стремится вернуться к светскому характеру искусства. Новое время стремится подчинить художественную природу рациональной. Великие немецкие идеалисты больше не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится богаче, чем соответствие представления представлению. Наконец, двадцатый век приходит к пониманию того, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в оправдании чем-то другим, чем-то онтологически более высоким. Но вряд ли когда-либо прежде вопрос об искусстве был настолько запутанным и неоднозначным.

Как и наука, искусство — это работа специалистов — художников, поэтов, музыкантов, то есть специалистов по эстетическому освоению мира. В основе такого психического освоения действительности лежит особый феномен социальной реальности, который был установлен философией в категории «эстетика».

Философия и искусство - Понятие искусства в философии

Понятие искусства в философии

Искусство, как форма общественного сознания, является специфическим способом практического и ментального присвоения мира. В этом контексте искусство включает в себя группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, литературу (иногда особо выделяемую — выражение «литература и искусство») и т.д., которые объединяются потому, что являются специфическими художественными формами отображения действительности. В более широком смысле слово «искусство» относится к любой форме практической деятельности, когда она выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле.

Формы художественного творчества, ремесла и все виды мастерства первоначально обозначались одним словом, В романских языках слова со значениями «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник» восходят к общему латинскому корню «ag»; в русском языке это явление отразилось в различных значениях слова «искусство», сохранившихся до наших дней. С развитием культуры постепенно осознавалось существенное отличие художественного творчества от древних сфер практической деятельности и, вместе с тем, связь всех И. с поэзией (литературой); более того, в 19 веке последняя даже рассматривалась многими теоретиками как «высший» вид.

Искусство в широком смысле слова, обозначающее высокую степень мастерства в любой области деятельности, как нехудожественной, так и художественной, т.е. совершенное исполнение данного произведения, тем самым сразу приобретает эстетический смысл, поскольку художественная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой и эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника — поэта, живописца, музыканта, — чьи творения прекрасны постольку, поскольку они отражают высокое мастерство их создателя и вызывают в нас чувство эстетического восхищения. Однако главная характеристика художественного творчества.

Искусство — важнейший вид духовного производства

Эстетика не является прерогативой искусства. Она составляет одну из общих черт самого социального бытия и как бы «разлита» по всей социальной реальности. Все может быть эстетичным, то есть вызывать человеческие чувства: Природные ландшафты, любые объекты материальной и духовной культуры, сами люди и все виды их деятельности — работа, спорт, игра и так далее. Другими словами, эстетика — это, так сказать, грань практической деятельности человека, которая вызывает определенные чувства и мысли.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как отдельный аспект практической деятельности человека. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения человеком мира. Искусство появилось как специализированный вид деятельности только в античности. И даже в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности не было отделено от утилитарного или познавательного. Искусство в собственном смысле этого слова не было искусством в доклассический период истории. Наскальные рисунки, статуи и ритуальные танцы имели скорее религиозное и магическое значение, чем эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции общих действий и так далее. Они не имели прямого влияния на успех первобытного человека в его борьбе с внешним миром, но их косвенное влияние несомненно.

Искусство Философия Духовная эстетика

C Идеальный мир искусства — это своего рода полигон для испытания самых разных человеческих стремлений, желаний, страстей и т.д. Эксперименты над живыми человеческими существами морально неоправданны, но эксперименты над художественными образами и символами — произвольны. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив, не задевая человека. Все варианты человеческого поведения могут быть разыграны, конфликты могут быть обострены до предела, все человеческие мотивы могут быть доведены до логического конца. «Что будет, если…» — Это отправная точка для всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный мир фантастики иногда может быть другом и проводником, но он также может служить предупреждением человечеству обо всех опасностях общества. Таким образом, искусство — это инструмент самопознания общества, даже «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Считается, что в таких ситуациях человек лучше всего учится. Может ли это относиться и к обществу?

Идеальный художественный мир развивает систему эстетических ценностей и стандартов красоты, которые побуждают человека стремиться к совершенству и оптимуму в каждой сфере деятельности.

Искусство как способ восприятия мира

Искусство, в отличие от других видов интеллектуальной продукции, апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Воспроизводя существенные и иногда скрытые аспекты реальности, он пытается сделать это в чувственно-визуальной форме. Это придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Таковы основные черты искусства как способа восприятия мира.

Обычно они включают:

  • Художественные образы; символы как основное средство воспроизведения эстетической реальности;
  • Оратный способ обобщения: общее в искусстве не абстрактно, а очень конкретно (каждый литературный герой — это ярко выраженная индивидуальность, но и общий тип, характер);
  • Признание воображения, вымысла и в то же время требование «правды жизни» от продуктов этого воображения;
  • Доминирующая роль формы произведения искусства по отношению к его содержанию и т.д.

Как один из способов освоения сюжета искусства, искусство не может не следовать общему ходу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Причина этого кроется не только в особенностях материального и духовного производства, но и в своеобразном «принципе сохранения» человеческой энергии: когда деятельность человека в материальной сфере как-то ограничена, сдерживается, застревает, она невольно перемещается, переливается в сферу духа и рождает новые науки, утопии, идеологии и так далее. Искусство тоже проявляет большую активность в предкризисные и критические исторические эпохи, когда проявляются его фундаментальные противоречия и, соответственно, значительно возрастает поисковая активность разума; разум предвидит трагедию своего неизбежного распада и пытается найти приемлемый выход.

Одной из наиболее ярких иллюстраций этого тезиса является история искусства конца XIX — начала XX веков, в которой зафиксировано рождение такого уникального эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали сильнейшее влияние стиля «модернизм», ведь несколько десятилетий буквально вдребезги разбили вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет видел его суть в «дегуманизации искусства». И правильно, с ним трудно не согласиться.

Ход аргументации философа примерно следующий. До конца девятнадцатого века большинство людей получали свое эстетическое удовольствие от иллюзии живости и подлинности реальности, создаваемой произведениями искусства. В пьесах и романах привлекают перипетии человеческих судеб, в картинах — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как прекрасные места для собственных прогулок, а украшения или другие художественные изделия — только как вещи, которые неплохо использовать самому (по крайней мере, и в воображении). Реализм в искусстве, однако, лишь отчасти является искусством в собственном смысле слова, поскольку не требует особой художественной чувствительности. Например, в чем разница между повседневной историей, рассказанной нам случайным попутчиком в вагоне поезда, и тысячами подобных историй, показанных на сцене или экране? Получать удовольствие или сочувствовать героям таких историй — это не эстетическое удовольствие. Это всего лишь механическая реакция.

«Новое искусство склонно относиться к своим произведениям как к произведениям искусства и ни к чему другому. Она в корне отвергает «живую реальность» и «живые формы», препарируя их с хладнокровием патологоанатома, обнажая незнакомые обычному восприятию вещи. Создавать то, что не копирует природу, а имеет определенное содержание, свидетельствует о высшем даре, который один заслуживает названия художественного.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  2. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  3. Эллинистическая философия
  4. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  5. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  6. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  7. Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы
  8. Видимость или кажимость
  9. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
  10. Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма