Для связи в whatsapp +905441085890

Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии

Чтобы понять природу явления, важно знать, как оно возникло, что его заменило, чем его ранние стадии отличались от более поздних, более зрелых. Некоторые люди приходят к философским размышлениям по-разному. Но есть и способ, которым человечество когда-то пришло к философии. Чтобы показать самобытность философии, важно представить этот путь, по крайней мере, в общих чертах, со ссылкой на первые шаги, истоки философской мысли, а также на мифологическое и религиозное мировоззрение как предпосылки философии. В отличие от мифологии и религии, философия опирается не на веру для объяснения мира и человека, а на силу разума, на его способность к научному исследованию действительности, и таким образом становится основой научного мировоззрения.

Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенные поступки и действия, основанные на вере в существование нескольких (многобожие) или одного (монотеизм) Бога, т.е. такого начала, которое является «святым», сверхъестественным, вне человеческого понимания.

«…Всякая религия, — заметил Ф. Энгельс, — является ничем иным, как фантастическим отражением в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных».

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком себя и его сопротивления реальности, которая его окружает. Долгое время считалось, что религия — это продукт невежества первобытного человека, который не знал законов природы и боялся неизвестного. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связано с процессом обожествления природы, который по отношению к человеку как Всемогущему, Всевышнему, начиная с неподвластного его контролю, требует поклонения. Точнее, представления первобытных народов о духах, призраках и богах обычно выражались в мифологической форме, а основными темами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и др. Следует помнить, что создание человеком мифов было его первым шагом к созиданию и самопознанию.

Это объясняет появление политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные элементы природы, например, бог грома и молнии считался верховным божеством как древними греками (Зевсом) и римлянами (Юпитером), так и древними славянами (Перуном).

Философия и мифология - Социально-исторические истоки философии

Социально-исторические истоки философии

Термин «философия» происходит от греческого и означает любовь к мудрости. Это, однако, не говорит о самом главном, ибо одной только мудрости явно недостаточно для того, чтобы быть философом. Любовь к мудрости не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она является важной предпосылкой для того, чтобы стать философом.

Первой попыткой объяснить слово «философ» был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вторая половина VI — начало V в. до н.э.). По словам Пифагора, цель философии — поиск истины. Эту точку зрения разделял древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 г. до н.э. — ок. 460 г. до н.э.).

Однако софисты (греческие софисты: мастер, художник) придерживались совершенно иного взгляда. Главная задача философа, как они считали, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а со способностью доказать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. С этой целью были разрешены любые средства, включая различные уловки и обманы. Поэтому аргументация софистов часто строилась на ложных аргументах и предположениях, на обмене концепциями. Замысловатая мудрость софистов вполне очевидна.

Знаменитый греческий мыслитель Платон (428/427-347 до н.э.) считал, что задача философии — познать вечные и абсолютные истины, что верно только для философов, наделенных от рождения соответствующей мудрой душой. Таким образом, философы не создаются, а рождаются.

Согласно Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), задача философии — познание общего в самом мире, а ее объект — это первые причины и причины бытия. Философия — это единственная наука, которая существует ради своей собственной науки и представляет собой «знание и понимание ради знания и самого понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии также связано с социально-историческими условиями. Например, упадок древнего общества, безусловно, повлиял на возникновение понятий, согласно которым философия призвана освобождать человека от беспокойства о будущем и страданий, а также способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее ярким выразителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341-270 гг. до н.э.). Следующее выражение показывает, как философия позволяет преодолеть страх смерти: Надо сказать, что самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, смерти нет, но когда смерть приходит, нас уже не существует. Смерть, таким образом, не существует ни для живых, ни для мертвых, так как она не существует для одних и не существует для других.

В любой теории, как мы знаем, существует различие между субъектом и объектом. Объект представляет собой всю реальность, которая попадает в сферу внимания. Сам объект представляет те стороны и свойства реальности, которые раскрываются в контексте конкретных целей исследования. Для философии специфическим объектом изучения являются отношения между человеком и миром, и эти отношения изучаются в самых общих терминах, главным образом, для того, чтобы человек мог получить какие-то устойчивые жизненные ориентиры, найти смысл своего бытия.

Эта задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения — мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Каждое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным анализировать и ставить цели и судить о вероятных перспективах собственного существования в мире (в объективной реальности), и самим миром, всегда неизвестным до конца, который (кроме искусственной среды) не принадлежит человеку по своей природе. Но, в отличие от религии и мифологии, философия не просто пытается утвердить какой-то приемлемый для человека образ мира, а строит знания вселенского и бесконечного по принципу логической последовательности научного знания.

Миф и его функции

Мифы существовали среди всех народов мира. Мифология доминировала в духовной жизни первобытного общества и функционировала как универсальная форма общественного сознания. Мифы — древние сказки разных народов о фантастических существах, подвигах богов и героев — разнообразны. Но некоторые основные темы и мотивы повторяются в них. Многие мифы разных стран посвящены космической тематике. К ним относятся попытки ответить на вопрос о происхождении, структуре Вселенной; о происхождении основных природных явлений (солнечные затмения, наводнения, падение метеоритов); о мировой гармонии и др.

В мифологии происхождение мира понималось как его сотворение или постепенное развитие из бесформенного первобытного состояния, как порядок, превращение из хаоса в космос, как сотворение путем преодоления демонических сил. Существовали также мифы (называемые эсхатологическими мифами), описывающие грядущую гибель мира, в некоторых случаях с последующим его возрождением.

Мифы возникли в ту историческую эпоху, когда животных приравнивали к богам, богов — к людям, а людей — к животным. В те далекие времена человек не отделял себя от природы и не проводил четкого разграничения между различными сферами своей деятельности. Мифология того времени охватывала всю культуру первобытного человека. Только позже религия, наука и искусство отделились от нее. В процессе познания и трансформации природы человек создавал своих собственных богов и полагался на их защиту, поддержку и всеведение. Мифологические знания передавались специально подготовленным людям через ритуальные посвящения, а сами люди верили в сверхъестественную силу.

Помимо интереса к происхождению мира, большое внимание уделялось происхождению человека, его рождению, этапам жизни, смерти, а также различным испытаниям, которые стояли на пути жизни. Особое место было уделено мифам о культурных достижениях людей — пожаротушению, изобретению ремесел, сельскому хозяйству, обычаям и обрядам. Развитые народы объединили мифы и построили их в едином повествовании (в более позднем литературном представлении они встречаются в древнегреческом «Илиаде», индийском «Рамаяне», карело-финском «Калевале» и т.д.). Идеи, воплощенные в мифах, переплетались с ритуалами, служили объектами веры, обеспечивали сохранение традиций и преемственность культуры. Хорошо известны мифы Древней Греции и Рима о природе, о происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю о происхождении огня; миф об Икаре олицетворяет желание человека вознестись на небо; миф о Сизифе — это попытка познать смысл жизни.

Первые осмысленные попытки постичь оригинальность и сущность мифопейной образности, развить концепции мифа можно найти уже в древнегреческой культуре, во времена ее ранних классиков.

На протяжении многих веков развитие мифологии было тесно связано с искусством и религией. В этом тысячелетнем путешествии не раз менялись не только философские концепции мифа, но и цели и задачи мифологии.

Миф, как ранняя форма интеллектуальной культуры человечества, объединил в себе зачатки знаний, религиозные убеждения, политические взгляды, различные виды искусства и философии. Только позже эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф действовал как единая, универсальная форма сознания. Она выражала мировоззрение, восприятие мира, понимание мира той эпохи, в которой он был создан. Поэтическое богатство и мудрость разных народов воплотились в мифологическом сознании.

Взаимосвязь философии и религии

Религия (от латинского religio — благочестие, благочестие, святость, объект поклонения) — специфическая форма общественного сознания, характерной особенностью которой является фантастическое отражение в сознании людей внешних сил, господствующих над ними, в которых земные силы принимают облик сверхъестественных.

Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого нереального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который не может быть известен посредством разума. Этот мир можно понять только через веру в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в «священное» начало, недоступное человеческому пониманию. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудеса, тайны и авторитет служит его способом существования.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особого настроения, характеризующего его внутреннее состояние. Культ, система устоявшихся ритуалов и догм, служит внешней, социально значимой формой веры.

Религия — это социально организованная вера человеческих сообществ, форма поклонения «высшим силам» и, таким образом, ценностям, наиболее почитаемым в конкретном обществе. Загадочные силы природы и истории (судьба, судьба) были задуманы как «высшие силы». В понятии «высшие силы» переплетались начала добра и зла; демоническая и божественная стороны религии развивались параллельно в течение длительного времени. Отсюда и смешанное чувство страха и уважения верующих к «высшим силам». От кошмара злых духов верующие искали спасения, обращаясь к Божественным силам. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к зачатию (образу) Бога — высшего существа, достойного поклонения. Бог воспринимается как хранитель обычаев, традиций, нравственности и культурных связей, которые объединяют людей и почитают духовные ценности.

Религия — это сложная духовная сущность и социально-историческое явление, которое нельзя разделить на отдельные характеристики. Одной из исторических задач религии, которая в современном мире приобретает беспрецедентное значение, было и остается формирование сознания единства человеческого рода, важности общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном мировоззрении могут выражаться и другие настроения и идеи: Фанатизм, враждебность к другим конфессиям, о которых есть много примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой враждебности между разными группами людей одной веры.

Религия — это сложная, совокупная концепция, включающая в себя определенную мифологию, систему догм, культовых и ритуальных актов, социализированные религиозные институты, конкретные формы отношений между верующими и религиозной организацией и многое другое. Для каждой религии все эти аспекты имеют свое специфическое семантическое название, историю происхождения и продолжения существования, свое особое преломление этнической, национальной, классовой и индивидуально-личностной призмой. В то же время, эта проблема имеет и другой общий философский аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания.

Поэтому возникновение и развитие религиозных идей, независимо от их конкретного смыслового содержания, связано с некоторыми социально-психологическими характеристиками и потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле принято говорить о религиозном сознании как форме общественного сознания.

Мир и человек в мифе и современном мировоззрении

Давайте выберем некоторые из важнейших черт человеческого мировоззрения из времён охоты, собирательства и первобытного земледелия. Отношение к миру. Главное отличие отношения современного и древнего человека к окружающему миру заключается в том, что для современного человека мир представляет собой безличный миропорядок, в котором объективные законы не зависят от человека.

Для древнего человека мир не безличен. Это совокупность живых, активных существ, наделенных волей и разумом. Для первобытного человека неживой мир не существовал. Животное, растение, гроза, тень, камень, на который он наткнулся — все, что он видит в активной жизни, воля, которая может либо помочь, либо навредить ему в какой-то задаче. Мир полон таинственных сил, которые должны быть втянуты в его сторону заклинаниями, заклинаниями, жертвоприношениями, магическими действиями и так далее.

Недостаточно, например, чтобы охотник был ловким и храбрым, хорошо знал местность и привычки животного. Он также должен вести себя так, чтобы против него нельзя было применить силу. Охоте предшествует ряд подготовительных актов и ритуалов, которые должны заставить животное появиться в нужном месте. К ним относятся танец буйвола, который исполняется охотниками до появления бизона, или танец медведя, который может длиться несколько дней. Также используются различные предметы — фетиши, помогающие охотнику покорить зверя. Над самим охотником также совершается ряд обрядов. Перед охотой индейцы наблюдали восьмидневный пост, во время которого им не разрешалось делать даже глоток воды. Оружие и другие орудия труда также подвергались магическим операциям, которые должны были придать им особую силу.

Даже когда игра была убита, новые магические обряды были необходимы для завершения всего круга. Эти обряды должны были успокоить жертву и не дать убитому животному отомстить. Например, закланный олень помещают так, чтобы его задние ноги смотрели на восток. Перед ним ставится миска с едой. Каждый из индейцев подошел к оленю, погладил его правой рукой от рыла до хвоста и поблагодарил за то, что позволил ему убить его: «Покойся, старший брат».

Все эти примеры позволяют понять отношение древнего человека к окружающему его миру. Для него весь мир живой. Он относится не только к животным и растениям, но и к рекам, скалам, камням, хозяйственной посуде и т.д.

Вторая отличительная черта мировоззрения старика заключается в том, что все может трансформироваться во что угодно и что в мире нет понятия жестких границ, разделяющих различные явления и процессы. Согласно мифам, человек может превратиться в животное или камень и наоборот; он может мгновенно двигаться, летать и находиться в нескольких местах одновременно.

Отношение к смерти здесь особенно выражено. Это просто переход в другое состояние, в духовный мир предков, который тесно связан с миром живых. Человек также убежден, что его непосредственные действия определяют состояние вещей в окружающем его мире. Почти во всех древних обществах существовали обряды, направленные на воспроизводство дичи, повышение плодородия почвы, нормальное протекание всего годичного цикла и т.д. Это репродуктивные обряды. Например, австралийские аборигены считали, что можно увеличить количество животных и растений, обновляя рисунки мифических существ, сделанные в пещерах, или просто произнося их имена. Существуют также ритуалы, обеспечивающие нормальное существование всего мира, его ежегодное обновление.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Происхождение и становление нравственности
  2. Особенности познания духовного
  3. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  4. Философия политического сознания
  5. Учение Гераклита
  6. Блаженный Августин
  7. Многообразие пространственно-временных уровней бытия
  8. Экзистенциал
  9. Джордж Герберт Мид, американский философ, представитель прагматизма
  10. Эстетическое как универсальный критерий ценности