Для связи в whatsapp +905441085890

Философия и наука. Роль философии в развитии науки — Наука — сфера человеческой деятельности

Философия и наука — это два взаимосвязанных вида деятельности, целью которых является изучение мира и людей, которые в нем живут. Философия пытается понять все: видимое и невидимое, ощущаемое и неощущаемое, реальное и нереальное. Философия не знает границ — она пытается понять все, даже очевидное. Наука, с другой стороны, изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.д. Но это исследование проводится в сравнении с изучением того же самого философией, хотя и односторонним, но более тщательным. Например, для философов разных эпох молния — это гнев Зевса, искра от прикосновения облаков и т.д. По мнению ученых, когда во время грозы возникает электрическое поле и между этим полем и землей из-за разности потенциалов происходит обмен высоковольтным зарядом, это всего лишь электрический заряд. Это также объясняет наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь собираются и образуют молекулы озона.

Философия и наука исследуют картину мира, которая дополняет друг друга. Давайте рассмотрим различия и сходства между философией и наукой, их взаимоотношения и их историю.

Философия и наука. Роль философии в развитии науки - Наука

Наука — сфера человеческой деятельности

Существует множество определений этого уникального явления как наука, но из-за его сложности и многогранности вряд ли возможно единое, универсальное определение. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений, и каждое из ее определений настолько переплетено с другими аспектами социальной деятельности, что любая попытка дать определение науки — а их было немало — может более или менее точно выразить лишь один из ее аспектов. И все же, во всех случаях совершенно ясно, что существует два подхода к пониманию науки, когда она трактуется в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле — это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Здесь термины «наука» и «ученый» не уточняются и понимаются как общие, собирательные термины. Именно в таком контексте термин «наука» часто используется по отношению к философии, а философов называют учеными, что в целом верно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения конкретных научных дисциплин, таких как физика, химия, биология, история, математика и т.д., термину «наука» придается более узкое и, следовательно, более строгое значение. Здесь наука точно определена, а ученый выступает как узкий специалист, носитель конкретных знаний. Он уже не просто ученый, а всегда и обязательно физик, или химик, или историк, или представитель какой-то другой науки, которая обязательно является стройной, строго упорядоченной системой знаний о каком-то конкретном объекте (явлении) природы, общества, мышления.

Каждая из этих наук имеет специфические, присущие только ей законы и методы, свой язык, категориальный аппарат и т.д., общие для всех наук, которые позволяют правильно описать и объяснить происходящие процессы, адекватно понять настоящее и с определенной степенью точности предсказать, что обязательно наступит или может наступить при определенных обстоятельствах в данной области знаний. Как содержание науки, так и ее результаты являются общими для всех культур и народов и никак не зависят от позиции, точки зрения или мировоззрения отдельного ученого. Они преподаются как накопленные, проверенные и отработанные на практике знания, которыми необходимо овладеть, чтобы продвинуться в определенной области.

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и включает в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы исследовательской работы, понятийно-категориальный аппарат, систему научной информации, а также совокупность имеющихся знаний, которые выступают либо как предпосылка, либо как средство или результат научного производства. Таким образом, наука является одной из форм общественного сознания. Однако она отнюдь не ограничивается точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая в себя исторически подвижную взаимосвязь частей: Естественные и социальные науки, философия и естествознание, метод и теория, теоретические и прикладные исследования. Наука является необходимым следствием общественного труда, поскольку она возникает после отделения умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфическое занятие особой — первоначально очень небольшой — группы людей.

В отличие от тех видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность приносит приращение новых знаний, то есть ее результат в принципе нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает в качестве силы, которая постоянно революционизирует другие виды деятельности. Наука отличается от художественного способа обращения с реальностью, носителем которого является искусство, стремлением к логическому, максимально обобщенному знанию. Искусство часто называют «мышлением в картинках», а науку — «мышлением в понятиях». Наука, руководствующаяся критериями разума, была и остается по своей сути противоположностью религии, которая основана на вере в сверхъестественные явления.

Развитие науки на каждом историческом этапе

Хотя некоторые элементы научного знания начали зарождаться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, ведущих к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающих возможность для систематического изучения науки. Более чем двухтысячелетняя история науки ясно показывает ряд общих закономерностей и тенденций в ее развитии. Еще в 1844 году Фридрих Энгельс сказал: «…Наука продвигается вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предыдущего поколения…». Объем научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть до XVII века, что выражалось в ускорении количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занимающихся наукой. В результате число ученых и исследователей, живущих сегодня, составляет более 90% от общего числа ученых за всю историю науки.

Развитие науки носит кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она обобщает свои прошлые достижения, и каждый результат науки является неотъемлемой частью ее общего фонда; он не стирается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого рода «социальной памяти» человечества, в которой «теоретически кристаллизуется» прошлый опыт познания действительности и освоения ее законов.

Процесс развития науки выражается не только в увеличении объема накопленных позитивных знаний, он затрагивает и всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное знание использует определенный набор когнитивных форм — базовые категории и понятия, методы, принципы и объяснительные схемы, то есть все то, что определяется понятием стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной метод получения знаний; наука нового времени основана на эксперименте и на преобладании аналитического подхода, который направляет мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов первоэлементов изучаемой реальности. Для современной науки характерно стремление к целостному и многоуровневому постижению объектов изучения. Любая конкретная структура научной мысли, после ее принятия, открывает путь к всестороннему развитию знания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, который невозможно объяснить на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что время от времени приводит к научным революциям, то есть к радикальному изменению основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, Чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей.

Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, можно разделить на три основные группы — естественные, общественные и технические науки, которые различаются по своим предметам и методам. Между этими подсистемами нет резкой границы, поскольку ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

Помимо традиционных исследований, проводимых в рамках одной отрасли науки, проблемно-ориентированный характер современной науки привел к широкому использованию междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых несколькими различными научными дисциплинами, иногда принадлежащими к разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером поставленной проблемы. Примером этого является изучение проблем сохранения природы, которое находится на пересечении инженерных наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Этот тип проблем, возникающий в связи с решением крупных экономических и социальных задач, характерен для современной науки.

Философия

Греческое слово философия состоит из слов любовь и мудрость. Буквально означает мудрость.

Об истории слова философия. Впервые мы находим его у Геродота (V век до н.э.), где Крез говорит приезжему мудрецу Соломону: «Я слышал, что ты, философ, побывал во многих землях, чтобы получить знания». Здесь «философствовать» означает «любить знания, стремиться к мудрости». У Фукидида (конец V) Перикл в панегирике павшим в бою афинянам, восхваляя афинскую культуру, говорит: «Мы философствуем, не будучи испорченными», то есть «мы предаемся интеллектуальной культуре, развиваем образование». У Платона (IV век) мы встречаем слово «философия» в смысле, идентичном современному понятию науки, например, в выражении «геометрия и другие философии». В то же время у Платона мы встречаем упоминание о том, что Сократ любил использовать слово «философия» для обозначения мудрости, жажды знания, готового знания или софистической мудрости. У Аристотеля термин «первая философия» появляется как базовая или фундаментальная наука, то есть философия в современном понимании (или метафизика). В том смысле, в котором это слово используется сейчас, оно вошло в обиход только в конце античной истории (в римско-эллинистическую эпоху).

Философия (греч. phileo — любовь и sophia — мудрость) — наука о всеобщих законах, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление; познавательный процесс философии является формой общественного сознания, которое в конечном счете определяется экономическими условиями жизни общества. Основным вопросом философии как специальной науки является проблема отношения мысли к бытию, сознания к материи. Каждая философская система является конкретно разработанным решением этой проблемы, даже если «основной вопрос» в ней прямо не сформулирован. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; как особая наука она была выделена только Платоном. Философия зародилась в рабовладельческом обществе как наука, объединившая все знания человека об объективном мире и о самом себе, что было естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах истории человечества. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс «ответвления» отдельных наук от философии и одновременно выделение их в самостоятельную науку. Философия как наука возникла из потребности выработать общую картину мира, исследовать его общие принципы и законы, из потребности иметь рационально обоснованный метод мышления о реальности, в логике и эпистемологии. Из этой потребности в философии на первый план выдвигается вопрос об отношении мышления к бытию, поскольку то или иное решение лежит в основе метода и логики познания. Поляризация философии на два противоположных направления, материализм и идеализм; дуализм занимает промежуточное положение. Борьба между материализмом и идеализмом проходит через всю историю философии и является одной из ее главных движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. В ходе своего развития уточнение специфических проблем философской науки привело к выделению различных аспектов внутри самой философии в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко отличных друг от друга отделов. К ним относятся онтология, эпистемология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии. В то же время из-за недостаточности конкретного знания философия пыталась заменить недостающие связи и закономерности мира вымышленными и таким образом стала особой «наукой наук», стоящей над всеми другими науками. Однако с ростом и дифференциацией знаний исчезли все основания для существования философии как «науки наук».

Философия — это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, наука об общих законах природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем; изучает познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение людей к миру. Как мировоззрение, философия неотделима от социальных и классовых интересов, от политической и идеологической борьбы. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основаны на вере и отражают реальность в фантастической форме. Образно говоря, философия — это «штучная работа», чего нельзя сказать о науке. Великий немецкий философ И. Кант, характеризуя эти особенности философии, говорил, что философии можно научить, но не философствовать, потому что она не имеет фундамента в виде эмпирической основы и подобна герметичному замку, который живет только до следующего философа. По словам другого классика немецкой философии, А. Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия — это искусство, а не наука».

История философии

Первые философские учения появились 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние греческие философские учения были стихийно-материалистическими и наивно-диалектическими. Исторически первой формой диалектики была античная диалектика, величайшим выразителем которой был Гераклит. Атомистическая версия материализма была выдвинута Демокритом; его идеи были развиты Эпикуром и Лукрецием. Идеализм был разработан сначала элеатами и пифагорейцами, затем Сократом, и сформировался как антитеза материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, который разработал идеалистическую диалектику понятий. Античная философия достигла своего апогея с Аристотелем, учение которого, несмотря на свой идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской философии был восточный парапатетизм, а Ибн Сина и Ибн Рушд были величайшими философами этого учения.

Развитие материального производства, обострение классовой борьбы приводят к необходимости революционного перехода от феодализма к капитализму. Развитие техники и естествознания потребовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозному мировоззрению нанесли мыслители эпохи Возрождения — Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и другие.

Мыслители эпохи Возрождения

Идеи мыслителей эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в философии нового времени. Прогресс экспериментального знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, имеющим дело с реальным миром. Принципы материализма и элементы диалектики были возрождены и развиты, но материализм этого периода был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, который считал высшей целью науки господство человека над природой. С другой стороны, Гоббс был создателем всеобъемлющей системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разработали метод эмпирического изучения природы, то Декарт попытался разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическую доктрину отстаивал Лейбниц, который высказал ряд диалектических идей.

Важнейшим этапом в развитии западноевропейской философии была немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель), которая развивала идеалистическую диалектику. Кульминацией немецкого классического идеализма стала диалектика Гегеля, ядром которой было учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был разработан Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В XVIII и XIX веках в России интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль. Его корни уходят в историческую традицию материализма, основателем которой был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно входят в мировоззрение передовых деятелей русской общественной жизни. Выдающиеся русские материалисты — Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов — стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая философия середины XIX века подвергла резкой критике идеалистическую философию, особенно немецкий идеализм. Русский материализм XIX века развивал идею диалектического развития, но он не смог преодолеть идеализм в понимании общественной жизни. Философия революционных демократов стала важным шагом в мировом развитии материализма и диалектики.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Предназначение и смысл философии
  2. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  3. Бессознательное в современной философии
  4. Влияние общества и личности на развитие сознания
  5. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
  6. Проблема смысла истории
  7. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  8. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  9. Сенсуализм и гносеология
  10. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум