Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как форма ценностного сознания — Философия искусства, цивилизация и культура

Человек самим своим существованием более резко отделен от мира, чем его «младшие братья», животные и тем более неодушевленные предметы. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. В состоянии бодрствования человек почти всегда находится в состоянии напряжения, которое он пытается разрешить, отвечая на знаменитый вопрос Сократа «Что хорошо?».

Человека интересует не просто истина, которая представляла бы предмет, как он сам по себе, но и значение предмета для человека, для удовлетворения его потребностей. В этом отношении человек оценивает факты своей жизни по их значимости, признает свое ценностное отношение к миру. Особенность человека заключается именно в его отношении к миру. Для человека все, что имеет определенное значение, личное или общественное, имеет ценность. Мы имеем дело с ценностями, когда говорим о том, что является родным, что является священным, что предпочтительно, что является дорогим, что является совершенным, когда мы хвалим и привилегируем, когда мы восхищаемся и возмущаемся, когда мы признаем и отрицаем.

Слово «ценность» было хорошо известно древним грекам. Но только в ХХ веке философам удалось разработать теорию ценности. Зачем? Рассмотрев этот вопрос, мы лучше поймем природу самой ценности. Дело в том, что человек не сразу распознал свое собственное оторванное от мира положение. Как известно, это произошло только в наше время, и именно тогда появились первые представления о ценности с претензией на полноту.

В древности не было четкого понимания уникальности человека в мире. Это привело к тому, что, например, платоническая идея также понималась как идеал. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определим, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в древнем мире философия была иной, истина и ценность не были строго разделены.

В философии Средневековья считалось, что человек существует от имени Бога, а не от имени Бога для человека. Можно сказать, что речь шла о Божьих ценностях. Но нас интересуют ценности человека.

В современную эпоху философы ставят разум (вернее, мышление) в качестве главной характеристики человека. Мысли имеют отношение к правде. Подавляющий интерес к правде затуманил проблему ценности. Решающий шаг сделал Кант; он «развелся» с правдой, красотой и добром. Истиной занимается интеллект, а ценностью, мыслью последователей Канта, занимается интеллект, точнее, рациональная воля. К XIX веку были созданы все условия для развития ценностной доктрины.

Философские течения ХХ века выдвинули на первый план проблему ценностей. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, наверное, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому мы больше не будем их описывать. Важно то, что во всех современных философских течениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

По мнению известного немецкого философа Ханса Ленка, ценность — это интерпретационная конструкция. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, что характер самой интерпретации определяется философией, которой пользуется субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик использует герменевтическую интерпретацию и др.

Поясним на примерах. Нет ценности только там, где к чему-то относятся равнодушно, не интересуются разграничением между правдой и обманом, красивым и уродливым, хорошим и плохим. Например, предположим, что человек увлечен коллекционированием марок, к которым его друг совершенно равнодушен; один видит ценность марок, другой — нет (оба по-своему правы). Один соскальзывает со стула, смеясь, слушая комедианта, другой возмущается, третий засыпает (для последнего выступление комедианта ничего не стоит). Американцы, по словам М.Жванецкого, безразличны к его юморескам о трех- и пятирублевых крабах. Ценности этих американцев отличаются от ценностей большинства русских.

Философия как форма ценностного сознания - Философия искусства,  цивилизация и культура

Философия искусства, цивилизация и культура

Цивилизация и культура — это слова латинского происхождения. Цивилизованный — принадлежность к цивилизации. Культурно — образованный, сформированный, развитый, почитаемый. В самом происхождении слов «культура» и «цивилизация» прослеживается определенное различие. Цивилизация — это человечество во всем его богатстве. Культура — это достижение цивилизации; самое совершенное в ней — триумф человека.

Звучание оркестра — это еще не культура, хотя это уже цивилизация. Мы встречаем культуру, когда слушаем Чайковского и Бетховена, читаем Пушкина, смотрим на иконы Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, используем первоклассную технику. Культура — это мастерство, высочайшая квалификация, в которой автор — мастер проявляет себя. Его творение здесь для других. Культуре нужна коммуникация, внешняя коммуникация, она умирает. ценить философию красоты.

Коммуникация — это осознание всеобщего значения культуры. В данном случае, есть несколько неожиданных вещей. Культура как наиболее совершенное достижение цивилизации не является одинаково доступным для всех. Культура имеет общее значение только для круга людей, которые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень культуры, тем ниже доля членов общества, которые ее понимают. Каждая цивилизация гордится своей культурой, но ей трудно достичь верхних уровней культуры, которые недоступны широким массам людей. Последние имеют доступ к массовой культуре, культуре нижнего и среднего этажей, обнищавшей по сравнению с высокой культурой, ценностным ориентирам.

Культура — это всегда творчество, активность, ценностное отношение к себе и другим по законам красоты, правды и добра. Эта великая троица ценностей заслуживает подробного рассмотрения. Ближайший объект нашего интереса — красота как ценность. Воплощение красоты — это искусство.

Концепция и природа ценностей

Философская доктрина ценностей и их природы называется аксиологией (от греческих axios — ценность и логотипы — учение). Но до формирования своей современной формы эта теория прошла исторический путь развития, соответствующий формированию самой философии, в которой она возникла. Древняя, а затем и средневековая философия отождествляла ценности с самим существованием, а свойства ценностей содержались в их концепции. Таким образом, ценности не были отделены от бытия, а рассматривались как проживающие в самом существе. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как добро и справедливость, были основными критериями истинного бытия. Более того, в древней философии была попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель различал самодостаточные ценности или «внутренние ценности», к которым он относил человека, счастье и справедливость, и ценности относительного характера, понимание которых зависит от мудрости человека. Различные исторические периоды и разные философские системы по-своему формируют понимание ценностей. В средние века они ассоциируются с божественной сущностью и приобретают религиозный характер. Ренессанс выдвигает на первый план гуманистические ценности. В современную эпоху развитие науки и новые общественные отношения во многом определяют основной подход к рассмотрению объектов и явлений как ценностей. Кант первым использовал понятие ценности в его особом и узком смысле. Его аксиология основана на разделении бытия и правильного, реальности и идеала. Ценности есть: Требования, предъявляемые к завещанию; Цели, преследуемые индивидом; Значение определенных факторов для индивида. Гегель обратил особое внимание на разделение ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые действуют как товары и характеризуются со стороны их «количественной детерминации». По сути, речь идет об абстрактной, обменной стоимости товаров. По основным сферам общественной жизни в целом различают 3 группы ценностей: материальную, общественно-политическую и духовную. Материальная ценность — это ценные природные объекты и предметы, то есть средства труда и вещи прямого потребления. К природным ценностям относятся природные блага, содержащиеся в природных ресурсах. А ценность объекта — это объекты материального мира, созданные в результате труда человека, а также объекты культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности — это ценность социально-политических явлений, событий, политических актов и действий. Социально-политические ценности обычно включают в себя общественное благо, содержащееся в политических и общественных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, которые способствуют процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т.д. Духовные ценности — это нормативная и оценочная сторона феномена общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Ценности науки, морали, искусства, философии, права и т.д. считаются духовными ценностями. Вторая основа классификации ценностей — по темам. Здесь мы различаем индивидуальные, групповые и общечеловеческие ценности. Индивидуальная или личная ценность — это ценностное значение предмета, явления, идеи для конкретного человека. Каждая ценность по своей природе индивидуальна, потому что только человек способен оценить объект, явление, идею. Личные ценности возникают из потребностей и интересов человека. Ценностями группы являются ценности предметов, явлений, идей для сообщества людей.

Теории ценностей в философии

Поскольку аксиология была отделена как отдельное поле философского исследования, возникли различные типы теории ценностей. Вот некоторые из них. Натуралистическая психология рассматривает ценности как объективные факторы, истоки которых лежат в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет рассматривать в качестве ценностей любые объекты и действия, с помощью которых человек удовлетворяет любые потребности. Персоналистическая онтология. Наиболее выдающийся представитель этого направления, Маркс Шелер, также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность любых объектов, явлений не может быть отождествлена с их эмпирическим характером. Мир ценностей, по мнению Шелера, имеет определенную иерархию. Внизу этой иерархии находятся ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; высшие ценности — ценности «прекрасного» и «познавательного»; высшая ценность — ценность «священного» и идея Бога. Реальность всего этого мира ценностей основана на ценности божественной личности. А тип личности человека определяется иерархией ценностей, свойственных этому человеку, что является онтологической основой этой личности. Аксиологический трансцендентализм воспринимает ценности не как объективные реалии, а как идеальные существа, не зависящие от человеческих нужд и желаний. Эти ценности включают в себя истину, добро, справедливость и красоту, которые имеют самостоятельное значение и существуют как идеальные нормы. Таким образом, в этом понятии ценность — это не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентное, т.е. потустороннее, запретное, сознание. Культурно-исторический релятивизм. Основателем этого направления аксиологии был Вильгельм Дильтеи, который положил в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дилтей понимал множественность равнозначных систем ценностей, дифференцированных и анализируемых с помощью исторического метода. По сути, этот подход означал критику попыток создать абсолютную, исключительно правильную концепцию ценностей, абстрагированных от реального культурно-исторического контекста. Социологическая концепция ценностей. Автором этого понятия является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, ценность — это норма, имеющая определенное значение для социального субъекта. Впоследствии этот подход получил дальнейшее развитие у американского социолога Уильяма Томаса и польского социолога Флориана Знанецкого, которые начали определять ценности не только с точки зрения их социального значения, но и с точки зрения социальных установок. По их мнению, ценность — это любой объект, имеющий определяемое содержание и значение для членов социальной группы.

Отношение — это субъективная ориентация членов группы на ценности. Если мы имеем наиболее общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, которое указывает на культурный, социальный или личный смысл (значимость) явлений и фактов реальности. Все многообразие мира может функционировать как «объектные ценности», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, правды и лжи, красивого и уродливого, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся объекты материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и природные явления в их кругу, которые имеют положительное значение для людей и могут удовлетворить их разнообразные потребности.

Как связаны социальные ценности и социализация личности

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, объекты и явления которой предназначены для удовлетворения его потребностей. В некотором смысле, можно сказать, что ценность выражает образ существования человека. Более того, разные значения имеют для них разные значения, и с этим связана иерархия значений. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же объекты и явления могут представлять разные ценности для разных людей, так же как и в разное время для одного и того же человека. Существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Ценности человека образуют систему ценностных ориентаций, которая относится к набору наиболее важных для него особенностей внутренней структуры. Эти ценностные ориентации и формируют определенную основу сознания и поведения человека и непосредственно влияют на его развитие. В то же время, в соответствии с определенной индивидуальной иерархией значений, существует относительность ценностных ориентаций. Регуляторами развития личности выступают специфическая система ценностных ориентаций и их иерархия. Они служат критерием норм и правил поведения личности, как ассимиляция, при которой происходит ее социализация.

Социализация — это процесс усвоения индивидом моделей поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе. Человеческая социализация начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек учится социальному опыту, накопленному человечеством в различных сферах жизни, что позволяет ему выполнять определенные жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, состояние, проявление и результат социального становления личности. Как процесс это означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека с окружающей средой, адаптацию к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как государство это показатель естественного социального развития личности. Как проявление, это социальная реакция индивида с учетом его возраста и социального развития в системе специфических социальных отношений. Он используется для оценки уровня социального развития. Таким образом, это фундаментальная особенность человека и его характеристики как социальной единицы общества в соответствии с его временем. Ребенок может отставать или опережать своих сверстников в своем развитии. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. В литературе существуют различные типы и принципы классификации и иерархии ценностей. Итак, есть значения-значения, или более высокие (абсолютные) значения, и значения-средства (инструментальные значения). Они говорят о позитивных и негативных ценностях, учитывая их социальную значимость и последствия их реализации. Можно различать материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны и едины, формируя целостность мира каждого человека. Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их относительной природы, существует высшая и абсолютная ценность — сам человек, его жизнь. Эту же ценность представляют социальные сообщества и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. В основе этого лежит социальная природа человека и вытекающая из этого диалектика общества и личности. Кроме того, к высшим ценностям относятся такие «конечные» и наиболее общие для человека ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, правда, свобода и т.д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию человека.

Его реализация по существу идентична реализации самого глубокого слоя структуры личности, ее самореализации. Без него не только не может сформироваться личность, но и сама жизнь будет невыносимой для большинства людей. Относительно роли высших ценностей в социализации и самореализации человека выдающийся американский ученый А. Маслоу писал, что все самореализующиеся люди занимаются каким-то делом. Они привержены этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это профессия судьбы, и люди так любят ее, что для них исчезает разлука «работа-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, третий — красоте или истине. Все они так или иначе посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал ценностями «Быть» (сокращенно В), поиску конечных ценностей, которые являются аутентичными и не могут быть сведены ни к чему более высокому. Существует около четырнадцати таких значений B: Истина, Красота, Доброта Старого, Совершенство, Простота, Понимание и некоторые другие». Эти ценности бытия функционируют как насущные потребности (мета-потребности), и они настолько важны для человека, что их подавление даже вызывает определенный вид патологии души, которая возникает, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Генетические ценности, по мнению Маслоу, являются смыслом жизни для большинства людей. Но не только высшие ценности влияют на социализацию человека. Средние значения, которые выступают в качестве промежуточных величин, также играют важную роль в этом процессе. Они подчинены высоким ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к установлению справедливости, он никогда не будет использовать несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, ни одна ценность-значение не достижима без средней ценности, но в то же время, ни одна благородная цель не оправдывает дурные средства. Еще один актуальный и важный для нас сегодня вопрос — это влияние рыночных ценностей на социализацию человека. Наше общество находится в ответственной исторической фазе — формировании рыночных отношений. Это связано с изменениями не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, основанных на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, может привести только к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности. Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, получение прибыли. Они по-разному влияют на ценностные ориентации человека. С одной стороны, они, несомненно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития навыков и творчества человека. Но мы не должны забывать или игнорировать вторую сторону влияния рыночных ценностей на формирование личности. Она заключается в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, как описывают известные западные ученые К. Хорни. Э. Фромм, Дж. Хоманс и т.д. приводят к таким последствиям, как двойные стандарты, всеобщее отчуждение, психологические расстройства, неврозы и т.д. Личные ценности как бы проходят сквозь призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей.

Не только материальная, но и духовная жизнь общества и отдельных людей строится по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях доминирования рыночных отношений человек часто теряет свои высшие ценности, которые составляют смысл его жизни. Это приводит к образованию экзистенциального вакуума.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пифагор самосский, древнегреческий философ
  2. Абд-ру-Шин, немецкий писатель и философ
  3. Философский взгляд на экономические и политические революции
  4. Этика как философия морали
  5. Сфера управления общественными процессами
  6. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  7. Понятие в философии
  8. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  9. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  10. Человек, общество и государство у Платона