Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как форма духовного освоения мира — Задачи философского познания и его социально-исторического изменения

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo — любовь и софия — мудрость, таким образом, буквально означает «любовь к мудрости». Поэтому философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истина), а не столько само знание (истина) как таковое.

Сегодня философия понимается как особый духовный способ, которым человек справляется с реальностью. Он задает и пытается ответить на вечные вопросы, ответы на которые указывают нам на следующее «почему?», то есть на вопрос: почему вообще что-то существует? В конечном счете, философия всегда задает вопросы о мире в целом. Почему вообще существует мир? Что на самом деле существует? Возможны ли знания о мире? Что за знание — правда? Какое место занимает человек в этом мире? Почему человек живет? И так далее. Другими словами, философия — это мировоззрение.

Идеология — это совокупность взглядов, оценок, принципов, норм и ориентиров, которые определяют общее видение, понимание мира и отношение человека к нему, а также служат ориентиром или регулятором поведения человека.

Структура мировоззрения может быть представлена следующим образом:

  • Когнитивная составляющая включает в себя обобщенные знания — повседневные, профессиональные, научные и т.д;
  • Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, инструкции к действию и т.д;
  • Эмоционально-волевой компонент — это индивидуальная эмоциональная окраска тех знаний, норм, ценностей, которые человек декларирует как свои собственные, а также развитие определенного психологического отношения к тому, чтобы быть готовым действовать в соответствии с ними;
  • Практическая составляющая — это реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах и его реализация.
Философия как форма духовного освоения мира - Задачи философского познания и его социально-исторического изменения

Задачи философского познания и его социально-исторического изменения

Теперь перейдем непосредственно к вопросу о философских проблемах. Несмотря на то, что у философов разных эпох и народов развиваются проблемы, а их выражение имеет свои отличительные черты, у них есть в некоторой степени общие черты — ограниченность, универсальность и «вечность» вопросов в системе «мир — человек». И. Кант назвал философию наукой «о конечных целях человеческого разума». В этом он видел ее достоинство и ценность.

Он резюмировал сферу философии под следующими вопросами:

  • Что я могу знать?
  • Что мне делать?
  • На что я надеюсь?
  • Что такое человек?

Все разнообразие философских проблем можно свести к пяти большим группам — разделам философии:

  • Онтология (греческое ontos — бытие и логотипы — учение, слово) — учение о существовании;
  • Гносеология (греческий гнозис — знание) — теория познания, отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, определяющая условия достоверности знания и пути достижения истины;
  • Философская антропология (греческий антропос — человек) — философское исследование человека;
  • Аксиология (греческая аксиа — ценность) — философское учение о природе ценностей;
  • Праксиология (греческий praktikos — активная) — это отрасль философии, которая изучает специфический человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразующей деятельности.

Ядром всей философской проблемы является так называемый главный вопрос философии (фундаментальная проблема), который устанавливает онтологические и гносеологические отношения материи и сознания. Согласно определению Ф. Энгельса, «высшим вопросом всей философии является вопрос об отношении ума к природе, к тому, что первично — ум или природа». Вторая (гносеологическая) сторона этого вопроса касается узнаваемости мира. Варианты решения этого центрального философского вопроса определяют поляризацию философских доктрин, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии — материализму или идеализму.

Материализм (от латинского материализм — материя) — это философское направление, признающее примат, несотворение и неразрушимость материи, которая дается нам восприятием и существует независимо от сознания и нашего восприятия (объективного). Значит, материя — это главная основа реальности. Среди наиболее ярких представителей этого направления — Гераклит, Демокрит, Эпикур, Т. Хоббс, П. А. Хольбах, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и другие.

Структура философии

Идеализм (от греческой идеи — вид, образ, концепция) — направление философии, предполагающее примат духовного, мыслительного, ментального и подчиненного значения материального, природного, физического. В истории философской мысли эта тенденция развивалась в двух основных вариантах: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель, представители русской философии религии и др.) рассматривает «мировой дух», существующий независимо от человека и его сознания, как первооснову мира. Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Хьюм, И. Кант и др.) предполагает примат субъективного (сознания человека и его ощущений) над внешней реальностью и отрицает его независимость от воли и сознания субъекта. Характерной чертой этого направления является агностицизм (по-гречески a — отрицание и гнозис — знание) — полное или частичное отрицание возможности познания мира.

Важно отметить, что материализм и идеализм, имея дело с главным субъектом философии, обычно исходят из принципа монизма (греческий monos — одно) — то есть берут за основу все, что существует в начале (либо материя, либо дух), но в истории философии были и дуалистические (лат. Но в истории философии существовали дуалистические (латинский дуэт-два) концепции (например, Р. Декарт называл две различные универсальные основы бытия — ум и тело), а также плюралистические (латинский плюрализм — множественное) интерпретации мира (четыре «корня» — Эмпедокл, монады — Х. Лейбниц).

Существует несколько исторически сложившихся типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское. Непосредственными предпосылками философской мысли являются возникшие в древности мифология, религия и элементы научного знания.

Типы мировоззрения

Самый ранний тип мировоззрения — мифология (греческий — учение о легендах) — синкретическое (синкретизм — не разделяется) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме. Основой религиозного мировоззрения является вера в существование сверхъестественного (Бога или богов). Религия (латинская religio — благочестие, святость, а латинская religare — связывать, связывать) — это форма мировоззрения и понимания мира, особенностью которой является культовая система, то есть система ритуалов, направленная на установление прямых связей с абсолютным началом. В отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и священное, а наоборот «разделяет» их на противоположные полюса. Таким образом, абсолютное начало помещается «в трансцендентное (в отличие от имманентного, что-то за пределами сознания и познания) царство».

Художественное мировоззрение характеризуется творческим взаимодействием с реальностью через художественные образы, в создании которых эмоции, интуиция, символы, индивидуальный опыт и т.д. играют существенную роль.

Мифологические, религиозные и художественные мировоззрения носят духовный и практический характер. С развитием общества появилась возможность теоретического освоения действительности. Появление этого типа мировоззрения, как уже упоминалось выше, относится к середине I тысячелетия до н.э. Это научно-философское мировоззрение, характеризующееся рациональным мировоззрением (т.е. с помощью разума; латинский рационализм — разумный).

В древности философия и наука еще не прошли окончательный процесс дифференциации и были почти неразличимы. Наука возникла как самостоятельное явление и сформировалась как социальный институт только в современную эпоху, когда она приобрела методы исследования, стала экспериментальной и приобрела прикладное значение в полном смысле этого слова.

Функции философского знания

Философия действует в двух ипостазах:

  • Как информацию о мире в целом и о человеческом отношении к нему,
  • Как комплекс принципов и универсальных методов познания. Поэтому существуют две группы его функций: мировоззрение и методология.

Гуманистический: философия укрепляет духовную сферу человека, помогает определить смысл его жизни, формулирует ориентиры для его поведения и т.д. Русский философ XIX века В.С. Соловьев говорил, что философия: «…освобождает человеческую личность от внешнего насилия и придает ей внутреннее содержание». Это делает человека полностью человеком»;

Социальный и аксиологический: философия развивает и формирует идею социального идеала, интерпретирует социальную реальность, критикует и сравнивает ее с идеалом. Функция критики окружающей действительности вызвана неудовлетворенностью человека в ней, желанием ее изменить. Философия развивает ценностные понятия: добро, справедливость, красота и др;

Культурно-просветительская: философия участвует в социализации личности, формирует ее психические характеристики, устраняет проблемы общения и понимания.

Вышеперечисленные функции раскрывают практическую направленность философии, которая выражается главным образом в двух пунктах: этико-воспитательном и социально-воспитательном.

Методологические функции:

  • Эвристика: философия создает условия для научных открытий, способствует росту научного знания и способна его прогнозировать;
  • Интеграция: философия объединяет элементы человеческого опыта в единое целое; гармонизируются частные образы и концепции мира;
  • Координация: философия систематизирует, рационализирует другие науки, координирует методы и языки наук;
  • Логико-эпистемологический: состоит в разработке самого философского метода, в логико-эпистемологической основе познавательной деятельности.

Проблема средств философских исследований остается открытой, поскольку отсутствует широкое систематическое освещение этого вопроса. В частности, это зависит от наличия различных идеологических позиций философов.

Однако основные средства познания в философии включают в себя следующее:

  • Диалектика (греческий диалегомай — размышление, беседа) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мысли, а также универсальный метод познания, основанный на этом учении (в этом смысле метафизика считается антиподом диалектики). Диалектика имеет множество исторических форм. Первый — Сократ и Платон, которые понимали его как искусство диалога. Результатом диалога является определение границ проблемной области (границ неизвестного) через множество вопросов;
  • Формальные логические методы, законы и правила (например, индукция и дедукция) играют существенную роль в философских исследованиях;
  • Психологические эксперименты — философ конструирует идеальную модель, а затем мысленно экспериментирует с этими идеальными объектами;
  • Герменевтическая интерпретация — метод обнаружения внутреннего смысла текстов для достижения понимания;
  • Важную роль в творческом процессе философов играют иррациональные (lat. irrationalis — неразумные) средства: интуиция, мистические элементы, медитация и др;
  • Важную роль в философском творчестве играет сомнение, по словам Гегеля, «отстраненность от той или иной предполагаемой истины»;
  • Необходимо также отметить большое значение практики как критерия истины.

В то же время философия не содержит запрета на использование методов других наук при решении конкретных проблем философского знания.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Движение как атрибут бытия
  2. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  3. Культурно-философская антропология
  4. Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
  5. Общество и человечество, нация и семья
  6. Виды современной идеологии
  7. Становление логического позитивизма
  8. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
  9. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  10. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля