Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как наука и как мировоззрение — Философия как мировоззрение

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и законах его бытия и познания. Однако целостное понимание мира предполагает, что человек — это не только продукт природной и социальной эволюции, но и субъективное существо, способное активно и сознательно влиять на окружающий мир.

Термин «философия» происходит от греческого phileo, любовь, и sofia, мудрость; буквально он означает «любовь к мудрости». Однако более точно его можно перевести как «стремление к истине». Философское мышление позволяет понять глубинные основы бытия, проникнуть в сущность предметов и явлений, сориентироваться в потоке сложного и противоречивого сосуществования. Философия функционирует как интеллектуально-рациональное и теоретическое совладание с реальностью. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия с самого начала носит практический и гуманистический характер. Его цель — научить человека мыслить самостоятельно и творчески, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и свою роль в мире, определять направление своей деятельности не только в отношении очередной цели, но и своего участия в мироздании. — Минск: Интерпресс-служба, 2003. — 544 с..

Если говорить о научной направленности философии, то философия науки дает наиболее общие принципы, сформулированные на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде универсальных регуляторов, всеобщих норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие законы бытия и познания, философия функционирует как предельный, наиболее общий метод научного исследования. Однако этот метод не может заменить специальные методы частных наук; он не является универсальным ключом, открывающим все тайны мироздания; он не определяет априори ни конкретные результаты частных наук, ни их специальные методы.

Например, принципы диалектики образуют определенную соподчиненную систему и в целом представляют собой методологическую программу высшего порядка. Они лишь намечают общий план исследования, его стратегию (поэтому их и называют стратегическими), которая направляет познание на освоение действительности в ее общезначимых свойствах. Их эвристическая сила зависит как от их содержания, так и от их умелого и правильного применения.

Философско-методологическая программа не должна быть жесткой схемой, «шаблоном», стереотипом, по которому «факты режутся и шлифуются», а лишь общим руководством для исследования. Философские принципы также не являются механическим «набором норм», «списком правил» или простым внешним «наложением» сетки универсальных категориальных определений и принципов на конкретно-научный материал. Набор философских принципов — это гибкая, подвижная, динамичная и открытая система; она не может «надежно обеспечить» заранее измеренные, полностью гарантированные и заведомо «обреченные на успех» черты исследовательского мышления.

Философское мышление раскрывает не только интеллектуальные (рациональные), но и морально-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии, которые всегда принадлежат определенным историческим типам культур и в то же время относятся к человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критического «отбора», т.е. накопления мировоззренческого опыта и его передачи (трансмиссии) последующим поколениям.

Философия как наука и как мировоззрение - Философия как мировоззрение

Философия как мировоззрение

Мировоззрение — это общее понимание окружающего мира и своего места в нем, отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Как сложное психическое явление он включает в себя: Убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, моральные нормы, эстетические взгляды и т.д. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют ментальный образ и установки не только отдельного человека, но и социальных групп, классов, наций и общества в целом.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, социальными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политической, религиозной и т.д. — формируются. Но именно философия, интегрально объединяющая и обобщающая все мировоззренческие установки, сформированные в сознании человека из различных источников, придает этому мировоззрению целостную и законченную форму. Существует два уровня мировоззрения: 1) чувственное как восприятие мира, спонтанное восприятие окружающей действительности и 2) рациональное как понимание мира, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне — это самое глубокое понимание мира. Она основана на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов. Но осознать это можно только на основе их сенсорного восприятия (своего или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира следует рассматривать в единстве и взаимодействии сенсорного и рационального уровней.

Философское мировоззрение исторически формировалось в связи с развитием самого философского знания. Идеологическая установка на дофилософском уровне первобытного человека была представлена в виде мифов, легенд, сказок и т.д. В более поздний период первобытного общества возникает религия, которая с ее позиций формировала идеологические установки, связанные с представлениями о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. Мифы и религия не исчезли в истории вместе с первобытным обществом, когда не было науки, а были только практические навыки и иллюзорные представления о них. Мифолого-религиозное мировоззрение продолжало сопровождать общественное развитие на всех последующих этапах, но не как единственная форма мировоззрения, а как пережиток прошлых верований, сосуществовавших с философской формой.

Одним из видов мифов в области социальных процессов были утопии как представления об идеальном обществе, идеальном государстве, идеальной социально-политической системе и т.д. Сегодня утопии — это рассуждения о возможности возвращения к социализму, построения демократического общества на основе рыночной экономики путем всеобщей приватизации и т.д. В этих утопиях остро не хватает научного мировоззрения. Социальная реформа, не опирающаяся ни на науку, ни на современную философию, лишена стратегической определенности, которая сегодня должна быть связана с мировоззренческими позициями, ориентированными на формирование общества социальной справедливости, основанного на труде и демократических формах организации всех сфер общественной жизни.

Мировоззрение и его структура

Мировоззрение понимается как система идей, оценок, норм, моральных правил и убеждений, которые порождают определенный способ восприятия повседневной реальности. Мировоззрение состоит из элементов, принадлежащих всем формам общественного сознания; важную роль играют философские, научные, политические, но также моральные и эстетические взгляды. Научные знания, входящие в систему мировоззрения, служат для ориентации индивида или группы в окружающей их социальной и природной действительности; кроме того, наука рационализирует отношения человека с действительностью и освобождает его от предрассудков и заблуждений. Моральные принципы и нормы служат регулятивным показателем человеческих отношений и поведения и, наряду с эстетическими взглядами, определяют отношение к окружающей среде, формы деятельности, их цели и результаты. Во всех классовых обществах религия также играет важную роль в формировании мировоззрения.

Философские взгляды и убеждения составляют основу всей мировоззренческой системы: именно философия выполняет функцию обоснования мировоззренческих установок; она придает теоретический смысл собранным данным науки и практики и пытается выразить их в виде объективной и исторически обусловленной картины действительности.

В мировоззрении выделяются два уровня:

  • Повседневность;
  • теоретический.

Первая формируется спонтанно, в процессе повседневной жизни, вторая возникает, когда человек подходит к миру с позиции разума и логики. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система наиболее общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем, раскрывающая различные формы его отношения к миру.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

  • когнитивный компонент. Он основан на обобщенных знаниях — бытовых, профессиональных, научных и т.д. Она представляет собой конкретно-научную и универсальную картину мира, в которой систематизированы и обобщены результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления конкретного сообщества, народа или эпохи.
  • ценностно-нормативный компонент. Она включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, инструкции к действию и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения заключается не только в том, что человек опирается на определенное социальное знание, но и в том, что он руководствуется определенными социальными регуляторами. Система ценностей человека включает в себя представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — самая важная ценность человека, безопасность человека — тоже большая ценность и т.д. Ценностное отношение человека к миру и самому себе формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине которой находятся некие абсолютные ценности, воплощенные в определенных общественных идеалах. Социальные нормы, то есть моральные, религиозные, правовые и другие нормы, регулирующие повседневную жизнь отдельного человека и всего общества, возникают в результате устойчивой и повторяющейся оценки отношений человека с другими людьми. Сильнее, чем ценности, они содержат императивный, обязательный момент, предписание вести себя определенным образом. Нормы — это средства, с помощью которых то, что представляет ценность для человека, приближается к его практическому поведению.

Исторические формы мировоззрения

Универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом человека. Человек всегда думает о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему есть жизнь и смерть; как относиться к другим людям и природе и так далее.

Каждая эпоха, каждая социальная группа и, соответственно, каждый человек имеет более или менее ясное и точное или смутное представление о решениях вопросов, волнующих человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельного человека. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, человек на основе имеющегося у него мировоззрения вырабатывает и картину мира, которая дает обобщенное знание о структуре, общем порядке, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Мировоззрение — явление развивающееся, поэтому в своем развитии оно проходит через определенные формы. Хронологически эти формы следуют одна за другой. Однако в действительности они взаимодействуют и дополняют друг друга.

В истории человечества существует три основных типа мировоззрений:

  • Мифология;
  • религия;
  • Философия.

Как сложное психическое явление, мировоззрение включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, моральные нормы, эстетические взгляды и т.д. Мировоззрение — это отправная точка и активный духовный фактор овладения человеком миром и его преобразования. Философия как мировоззрение интегрирует и обобщает все мировоззренческие установки, сформированные в сознании человека из различных источников, делая их целостными и завершенными.

Философское мировоззрение исторически формировалось в связи с развитием самого общества. Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира. Религиозное мировоззрение, как и мифология, является фантастическим отображением реальности и отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль во Вселенной и в жизни людей.

Философия как мировоззрение — качественно новый тип. Она отличается от мифологии и религии своей ориентацией на рациональное объяснение мира. Самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало свой мировоззренческий характер от мифологии и религии, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-изобразительным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлением к теоретическому обоснованию детерминаций и принципов.

В основе этой типологии лежит знание, которое является ядром мировоззрения. Поскольку наука является основным способом получения, хранения и переработки знаний, типология мировоззрения основывается на специфике отношения мировоззрения к науке:

  • Мифология — донаучное мировоззрение;
  • Религия — ненаучное мировоззрение;
  • Философия — научное мировоззрение.

Эта типология очень условна.

Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Даже в исторические времена люди создавали представления об окружающем их мире и о силах, управляющих миром и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древних культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных регионов не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: Здесь нет ни проблемы бытия и существования мира, ни честности в вопросе о способности человека познать мир.

Миф — это одна из форм, в которой человек выражает свое реальное отношение к миру на начальном этапе и опосредованное понимание социальных отношений определенной целостности. Это первый (хотя и фантастический) ответ на вопросы о происхождении мира, о смысле естественного порядка. Она также определяет цель и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое представление мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, характеризуется антропоморфизмом, персонифицирует силы природы. Но она также содержит сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных в результате многовекового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в каком он существовал в первобытной общине, то есть в своей первоначальной живой форме, — это не история, которую рассказывают, а реальность, которую проживают. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, для санкционирования определенного рода верований и поведения. В период господства мифологического мышления не было необходимости приобретать специальные знания.

Миф, таким образом, это не оригинальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление явлений природы и коллективной жизни. Будучи самой ранней формой человеческой культуры, миф сочетает в себе зачатки знаний, религиозных верований, моральной, эстетической и эмоциональной оценки ситуации. Если мы можем говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет значение не традиционного приобретения знаний, а восприятия мира и чувственного сопереживания.

Для первобытного человека было так же невозможно удержать свои знания, как и убедить себя в своем невежестве. Для него знание не существовало как нечто объективное, независимое от его внутреннего мира.

В примитивном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, активное с действующим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая частица.

Мифологическая форма характеризуется..:

  • Синкретизм — отсутствие четкого разграничения между материальными и духовными явлениями;
  • Антропоморфизм — отождествление природных сил с человеческими, одухотворение тех же…
  • Политеизм (многобожие) — каждое природное явление имеет свою причину — это Бог. Боги имеют человеческие черты, пороки, но они бессмертны.

Происхождение мира в мифологии понималось как создание или постепенное развитие из бесформенного первобытного состояния, порядок, превращение из хаоса в космос, создание путем преодоления демонических сил.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иоганн Готлиб Фихте
  2. Диалектика и метафизика
  3. Философия как теоретическое осмысление социального времени
  4. Символизм в русской культуре серебряного века
  5. Личность в философии
  6. Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
  7. Буддизм в Китае и китаизация буддизма
  8. Философское учение о бытии
  9. Метафизика и гносеология
  10. Индия глазами европейского схоласта