Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как потребность человеческого духа — Возникновение греческой философии

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли благодаря многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Его появление стало возможным благодаря существованию городской демократии и интеллектуальной свободы, отделению ментального от физического труда. В древнегреческой философии были четко проработаны два основных типа философской мысли и мировоззрения (идеализм и материализм), реализована специализация философии, выявлены основные области философского знания. Это был расцвет древней философской мысли, стремительный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

Греческая философия начала формироваться в VI-V веке до нашей эры. Можно выделить несколько важных периодов в его развитии. Первое — это возникновение, или рождение, древнегреческой философии. Акцент в то время делался на природе, поэтому этот период иногда называют нутюрфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, в которой человек еще не стал самостоятельным объектом изучения. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V-IV вв. до н.э.). В это время философия начала превращаться из природы в человека и общество. Это была классическая философия, в рамках которой формировались оригинальные модели древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э. — IV в. н.э.) ознаменовался упадком и даже упадком древнегреческой философии, вызванным завоеванием Греции Римом. На первый план вышли эпистемологические и этнические, а со временем и религиозные проблемы в виде раннего христианства.

Философия как потребность человеческого духа - Возникновение греческой философии

Возникновение греческой философии

Философия, как определенная целостность (как термин, так и концепция), признана учеными продуктом греческого гения. На самом деле, если другие составляющие греческой культуры можно найти аналоги у других восточных народов, достигших высокого уровня цивилизации до греков (верования и религиозные культы, ремесла различного рода, технические возможности различного применения, политические институты, военные организации и т.д.), то, как и в случае с философией, мы не находим ничего похожего или даже просто похожего.

Если это так, то превосходство греков над другими народами в этом конкретном пункте не количественное, а качественное, в том смысле, что нечто совершенно новое составляет философию.

Если об этом не знать, то невозможно понять, как западная цивилизация под влиянием греков получила совершенно иное направление, нежели восточное. В частности, непонятно, почему восточные народы, под влиянием западной науки и применяя ее результаты, были вынуждены ассимилировать некоторые категории западной логики. На самом деле, наука — это не то, что возможно в каждой культуре. Есть идеи, которые делают появление и развитие определенных концепций структурно невозможным, и, конечно, идеи, которые являются табу для целостной науки во всей ее сложности, конечно, для науки, которую мы знаем сегодня.

Таким образом, философия, функционируя с точки зрения рациональных категорий, сделала возможным рождение науки и, в определенном смысле, даже дала ей начало. Для греков это означает признание их поистине выдающегося вклада в цивилизацию.

Невозможность доказать происхождение философии с Востока

Попытки показать происхождение философии с Востока не прекращались, особенно со стороны востоковедов, на основе преимущественно генетических аналогий, установленных между концепциями первых греческих философов и некоторыми идеями самого восточного знания. Однако ни один из них не превалировал и не выдержал критики с конца прошлого века.

В классический период ни один греческий философ или историк не указывал на восточное происхождение философии. (Восточные ученые были первыми, кто выдвинул эту диссертацию по причинам национального престижа. В птолемеевскую эпоху, например, египетские священники, узнав о греческой философии, утверждали, что она восходит к египетской мудрости. В Александрии в конце языческой эпохи и в начале христианской эпохи евреи, уже впитавшие в себя греческую культуру, пытались объяснить греческую философию из учения Моисея. Однако, если греческие философы в христианскую эпоху поддерживали тезис о происхождении философии от восточных мудрецов, которые были божественно просвещены, это ничего не доказывает, ибо эти философы уже потеряли веру в философию, были классически исполнены и противопоставили свои тексты трудам христиан, которые также считались божественно вдохновленными).

Исторически доказано, что восточные народы, с которыми соприкасались греки, обладали высокой мудростью, сформированной религиозными идеями, богословскими и космогоническими мифами, но которая еще не была философской наукой, основанной на разуме («логотипы», как говорили греки). Они обладали формой знаний, похожей на те, что были у греков до того, как создали философию.

Мы не знаем ни об использовании греками восточных текстов, ни о существовании переводов. Раньше, чем во времена Александра, вряд ли учение индусов или других азиатских народов могло проникнуть в Грецию, так же как вряд ли были греки, которые могли бы понять рассуждения египетского священника или перевести египетские книги в то время, когда была создана философия.

Даже гипотетические доказательства того, что некоторые идеи греческих философов имеют точные прецеденты в восточной мудрости, не меняют сути нашей проблемы. Фактически, с момента зарождения философии в Греции возник новый способ интеллектуального самовыражения, который, впитывая результаты других форм, преображал их структурно и придавал им строго логическую форму.

Нет сомнений, что греки получили некоторые научные знания с Востока. От египтян — математическо-геометрическая информация, от вавилонян — астрономическая. Но здесь уместно сделать пояснения, которые важны для понимания греческого менталитета и западного менталитета, возникшего из него.

Математика египтян состояла главным образом в овладении операциями арифметического счета, которые были связаны с практическими целями, такими как измерение количества товаров или деление определенного количества вещей на определенное число лиц. Точно так же геометрия имела практический характер. Она помогла в закладке месторождений после периодических затоплений Нила, в планировании и строительстве пирамид.

Египтяне, развивая свои математические знания, развивали деятельность разума. Однако в ходе пересмотра египетских учений греки привнесли в них нечто совершенно новое. Они, особенно Пифагор и пифагорейцы, преобразовали эти знания в общую и систематическую теорию чисел и геометрических фигур и тем самым создали своего рода рационально-органическую конструкцию, выходящую за рамки тех практических целей, с которыми египтяне были довольны.

То же самое можно сказать и об астрономии. Вавилоняне преследовали чисто практические цели при составлении гороскопов и предсказаний; греки, напротив, преследовали в первую очередь познавательную цель. Теоретический ум, движимый любовью к чистому знанию, был тем самым духом, который создавал и питал философию. Но прежде чем выяснить, что характеризует философский дух греков, необходимо сделать некоторые предварительные замечания.

Формы греческой жизни, которые подготовили рождение философии

Ученые сходятся во мнении, что для понимания философии народа или цивилизации необходимо соотнести ее с искусством, религией и социально-политическими условиями жизни. Высокое искусство пытается достичь тех же целей, что и философия в мистических и фантастических формах, т.е. через интуицию и воображение. Точно так же религия достигает путями веры целей, к которым стремится философия с помощью понятий и разума (искусство, религия и философия будут впоследствии сделаны Гегелем тремя категориями абсолютного духа). Но не менее важными (и значимыми, особенно сегодня) являются условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире именно благодаря им появились первые формы институционализированной свободы и демократии, что в свою очередь способствовало и подпитывало рождение философии.

До появления философии самым важным в образовании и интеллектуальном становлении греков были поэты, роль которых была намного важнее, чем у других народов. Греческий дух был передан в стихах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (сравнимых по своему влиянию с Еврейской Библией), в стихах Хесиода и гномовских поэтов VII и VI вв. до н.э.

Ученые отмечают, что гомеровских стихотворений, сколь бы богаты ни были фантазии и фантастические события и ситуации, хватает лишь изредка, в описаниях чудовищных и деформированных (что, напротив, часто встречается в художественных образах первобытных народов). Это означает, что образы гомеровского типа структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции и измерения — тех самых компонентов, которые философия затем поднимет до уровня онтологических принципов.

Кроме того, следует отметить, что Гомер обладает искусством мотивации, которое является подлинным в своей стабильности. Поэт не ограничивается описанием множества фактов; он находит как причины, так и мотивы (хотя и на мифо-фантастическом уровне). Действие Гомера «не течет во времени как инертная последовательность; в каждой точке необходимо найти принцип достаточной причины; каждое событие строго мотивировано» (W. Jaeger). Такой взгляд на вещи поэтически готовил менталитет, в созвучии с которым философия искала бы причину, принцип, конечное «почему» всего.

Еще одной чертой гомеровского эпоса является стремление представить реальность во всей ее полноте, пусть и в форме мифа: Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и печаль, универсальность ценностей, составляющих человеческую жизнь (щит Ахиллеса, например, символически представлял «все»). В. Ягер пишет: «Реальность проявляется во всей ее полноте: философская мысль раскрывает ее в рациональной форме, а эпическая — в форме мифической». Какова роль человека во вселенной? — этот классический вопрос греческой философии, уже присутствует в Гомере».

Концепция и цель древней философии

Традиция приписывает введение термина «философия» Пифагору: это если не исторически очевидно, то, по крайней мере, правдоподобно. Очевидно, что на этот термин оказывает влияние религиозный дух: Только для Бога была определенная «софия», мудрость, то есть обладание полной и окончательной истиной, мысль возможна, в то время как для человека оставалась только погоня за ней, постоянная, никогда не заканчивающаяся погоня, любовь к мудрости, как это подразумевается самим термином.

Но чего добились греки, которые любили и искали мудрости?

С момента своего рождения философия предстает как триединство взаимосвязанных моментов:

  • Содержание,
  • Метод,
  • Цель.

Содержание, философия стремится объяснить всю совокупность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без исключения. Выделяя определенные науки, мы хотим подчеркнуть, что это объяснение частей, секторов реальности. Но уже вопрос первого философа: С чего все начинается? — предполагает как свою предметную реальность в целом. И мы увидим, что это инициал, то есть первое «почему» из всех вещей раскрывается как единое целое.

Что касается методики, то философия стремится рационально объяснить универсальность как предмет. Только рациональный аргумент, логическая мотивация, логотипы, имеет для него смысл. Недостаточно установить данные факта, опыта: философия должна выходить за рамки факта и опыта, чтобы найти причины с помощью разума. Это и есть научный характер философии, в котором в то же время становится очевидным различие между философией, религией и искусством. Последние также имеют дело с реальностью в целом, но в то время как искусство описывает ее с помощью мифа и воображения, религия с помощью веры, философия ищет объяснения всему на уровне логотипов.

Конечной целью философии является чистое созерцание истины, чистое стремление к ее достижению. Греческая философия в целом — это бескорыстная любовь к истине. «Люди, — писал Аристотель, — в философии ищут знания ради самого знания, а не для практического использования». И действительно, философия возникает только после того, как человек решил фундаментальные проблемы своего существования и тем самым освободился от материальных нужд. «Это проявляется, — говорит Аристотель, — что мы не занимаемся философией ради пользы вне ее; наоборот, это проявляется в том, что так же, как человека можно назвать свободным только тогда, когда он сам по себе является целью, так и только тогда, когда науку, которая сама по себе имеет цель, можно назвать свободной». Цель сама по себе в том смысле, что она заинтересована в искомой, предполагаемой, самодостаточной истине, т.е. как таковой. Это следует понимать следующим образом: «Все другие науки более необходимы, но нет лучшей». (Аристотель). Все греческие мысли подтвердили это.

Уточним, что созерцание, специфическое для греческой философии, не является чистым вакуумом. Она выходит за рамки утилитарных целей, но имеет моральное и политическое содержание. Очевидно, что созерцание целого неизбежно меняет все повседневные перспективы, понимание смысла жизни, выстраивает новую иерархию ценностей. Истина созерцания несет в себе огромную нравственную энергию, и, как мы увидим, именно благодаря этой энергии Платон строит свое идеальное состояние.

Абсолютная оригинальность этого греческого творения очевидна. А восточные народы обладали формой мудрости, которая охватывала все и была свободна от прагматических целей, но смешивалась с фантастическими идеями, которые втягивали их в сферу искусства, поэзии или религии. Пережить все в целом, только с помощью разума (логотипов) и рационального метода, было великим открытием греческой философии. Это структурно определило развитие западной культуры.

Философия как потребность человеческого разума

Но откуда, спрашивается, возникает необходимость философствовать? Древние греки ответили, что она укоренилась в человеческой природе: «Все люди, — писал Аристотель, — стремятся по природе к знаниям….. В природе человека развивать мудрость и знания. Без них невозможно жить. И люди стремятся к знаниям, переполненные удивлением и радостью. «Начало философии лежит в чудесах, — писали Платон и Аристотель, — от решения простых задач постепенно переходя к все более сложным, от явлений, связанных с Луной, к явлениям Солнца и звезд, а затем к фундаментальной причине всей Вселенной».

Это удивление, ставящее человека перед целым, ставящее под сомнение его основание и собственное место в нем, является корнем философии. И до тех пор, пока это удивление перед лицом бытия не погаснет, необходимость освещать это удивление мыслью не погаснет.

Какова цель всего, что существует? Откуда он взялся? В чем причина? Почему есть небытие и небытие? Почему есть человек? Почему я существую?

Как видно из сказанного, это проблемы, которые может создать только человек, и поэтому тот, кто их отвергает, унижается до тех пор, пока он их отвергает. Понятно также, что эти проблемы сохраняют свой точный смысл даже после триумфальной победы каждой из современных наук, ибо ни одна из этих проблем не получила своего «научного» решения. У нас есть ответы на вопросы о деталях, но не о смысле целого.

Таким образом, мы можем повторить с Аристотелем, что вопрос целого сохраняет свое значение и сегодня, как и тогда, до тех пор, пока человек способен удивляться перед лицом существа вещей и перед лицом своего собственного существа.

Первоначально тотальность вещественного рассматривалась как «физиз» (природа) и как космос, поэтому философская проблема возникла как космологическая. Первые философы-натуралисты задали следующий вопрос: как появился космос? Каковы этапы его развития? Какие силы изначально были в нем задействованы?

Но у софистов другая картина. Космология падает на обочину, внимание сосредоточено на человеке и его специфических способностях. Из этого возникает моральная проблема.

Вместе с грандиозными системными конструкциями VI в. до н.э. философская проблематика обогатилась вопросами, которые будут парадигматичными в ходе истории.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общество как система
  2. Философия просвещения
  3. Динамика науки, как процесс порождения нового знания
  4. Николай Кузанский – на рубеже двух эпох
  5. Актуальность философии для осмысления современных проблем науки
  6. Позитивизм и научное познание
  7. Гносеология
  8. Умберто Эко, итальянский учёный, философ
  9. Специфика метода философии
  10. Философские проблемы пространства и времени — Понятие пространства и времени