Для связи в whatsapp +905441085890

Философия как самосознание культуры — Мировоззрение, каковы основные составляющие мировоззрения

Мировоззрение — это совокупность обобщенных представлений о мире и месте человека в нем, система основных жизненных средств человека. Мировоззрение — это ментальный каркас индивидуума, группы людей, общества в целом.

Первый исторический тип мировоззрения — миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, и окружающий мир гуманизируется. Мифология не знает ни объекта, ни темы, она синкретична. Миф объединяет мысль с опытом, с действием. Мифологическое сознание — это осознание существенной связи между человеком и природой.

Исторические типы мировоззрения:

  • Философское мировоззрение. Предмет философии. Основные проблемы философии. Функции философии.
  • Философия в системе культуры. Философия и наука.
  • Философия как путь личного восхождения к мудрости.

За последние два с половиной тысячелетия содержание и форма выражения философии сильно изменились, но она осталась особым образом мышления, которое лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, превратилась в образ жизни и особый взгляд на вещи.

Религия как своего рода мировоззрение формируется на основе мифов. Особенность религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и светского (естественного). Творческое начало возвышается над естественным и определяет его высшие ценности. Религиозное сознание было первым осознанием универсальной целостности бытия.

Философия как самосознание культуры - Мировоззрение, каковы основные составляющие мировоззрения

Мировоззрение, каковы основные составляющие мировоззрения

С момента появления философии ведутся дискуссии о ее природе и назначении. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне — от способности проникать в основы бытия, до личностного самовыражения. Различные суждения о философии имеют кое-что общее. Философия ищет универсальные, универсально обоснованные ответы на семантическую загадку мира. Эта загадка, однако, пугает, потому что ее откровение может раскрыть ничтожность ее первооткрывателя. Это объясняет амбивалентное отношение к философии в истории культуры.

Этимология термина «философия» (от греческого phileo — любовь, софия — мудрость) означает «любовь мудрости», «любовь Софии», т.е. высшей, целостной истины. Философия функционирует как объективная археология, с помощью которой человек выкапывает осмысленные окаменелости мира, вся полнота которых называется термином «мудрость». Философия — это своеобразный символический язык судьбы, в котором она общается с человеком в книге его жизни. Буквы этого языка являются отдельными философскими системами. Философия — это первый шаг к преодолению конечности и ограниченности человека, соединяя его с бесконечным духом.

Философия — это все, что «ухвачено мыслью»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов планеты. Как духовное выражение тайны смысла, тайны мира, оно само по себе является частью этой тайны. Интересно, что вопрос о смысле существования ставится не философией, а самим миром; философия предоставляет формы для его выявления и исследования. Значение вездесущего распространяется по всему космосу, являясь идеальным элементом всех его форм и явлений.

Таким образом, имея дело с объективными формами мира, человек должен иметь ответ на вопрос о значимых формах существования. Почему и для чего существует этот мир? «Маленькое слово «почему» бегает по Вселенной с первого дня сотворения….. и вся природа кричала своему Создателю каждую минуту: «Почему?» — и не получал ответа в течение семи тысяч лет» (Ф.М. Достоевский). Философия выражает этот вечный вопрос мироздания особым образом на языке человеческих понятий.

Философия, наряду с мифом и религией

В отличие от мифа и религии, философия — это теоретически сформированное мировоззрение, для которого характерны последовательность и рациональность. Благодаря этим качествам и характеристикам философское мировоззрение раскрывает рациональный смысл и общие законы существования и развития бытия и человека.

Предмет философии изучает общие принципы бытия и знания, отношение человека к миру, общие законы развития природы, общества и мысли. Философия включает изучение общих принципов бытия (онтология или метафизика), природы и развития человеческого общества (социальная философия и философия истории), изучение человека и его бытия в мире (философская антропология), эпистемология (гносеология или эпистемология), методологические принципы и формы правильного мышления (логика), этика, эстетика, теория культуры, история самой философии.

Существует множество подходов к определению функций философии. Основные функции философии — онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая.

Философия является составной частью («живой душой») культуры; она выполняет интеграционную и творческую функцию в культуре.

Философия играет большую роль в развитии личности. Р. Декарт: «Я думаю, поэтому я». М.К. Мамардашвили: «Философия — это составной элемент объективного бытия в мире личностных структур».

Что такое миф и мифология, что такое религия

Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает предмет «мифология» и для чего он предназначен. Само слово «мифология» имеет греческое происхождение. Он состоит из двух слов — «миф» и «логотип». «Логос» буквально означает «слово», «понятие», а в других сложных греческих словах, которые вы знаете (биология, геология и т.д.), означает знания, науку. Так что мифология — это знание о мифах или наука о мифах.

Слово «миф» в переводе с древнегреческого означает «история», «традиция», но также и «слово».

Первое значение слова «мифология» — это набор, собрание мифов того или иного народа. Мифология, тем временем, имеет другое значение. Мифология — это наука о мифах. Наука о мифах отличается от пересказ мифов. Дело в том, что наука — это особый вид знаний. Наука не только сообщает факты, но и объясняет их, раскрывает их причины или другие явления, которые обычно скрыты от прямого наблюдения. Мифология, соответственно, не является пересказом мифов или их художественным представлением. Мифология — это очень серьезное знание о том, что такое миф. Какое место это занимает в человеческой культуре, когда и почему возникают мифы, каковы источники их популярности, почему они живут в памяти людей по сей день? Мифология объясняет многое другое, например, что означают мифологические образы, каков смысл символов, почему мы находим сходные черты в мифах разных народов. Такое научное изучение мифов навевает завесу над древним прошлым человечества, позволяет проследить взаимодействие культур, народов, языков. Мифы возникли чрезвычайно давно, в те древние времена, когда человечество еще не вступило в эпоху цивилизации. В то время не было городов и государств, не было письменности и литературы, жизнь той эпохи кажется нам бесконечно примитивной. По сути, эти древние (даже архаичные) культуры давно ушли в прошлое. Однако почти до наших дней существуют «острова» таких культур, которые сохранились в различных частях света (Амазония, Океания и др.). Их изучение проливает свет на время возникновения мифов и их роль в жизни людей самых ранних периодов истории.

Древние мифы — колыбель человеческой духовности, начало культуры.

Миф — это своеобразный образ мира, с помощью которого наши далекие предки ориентировались в нем, выживали, объединялись, передавали жизненный опыт последующим поколениям. Наряду с этим, мифы жили в искусстве и составляли его основу действия, воображения и идеологии на протяжении многих веков. Поэтому знание мифологии является необходимым условием для понимания изобразительного искусства, расшифровки их образов и чтения их символов.

Религия — это выражение признания Абсолюта, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и попытка привести нашу жизнь в гармонию с волей Абсолюта.

У каждой религии есть две стороны:

  • Теоретическая, выражающая понимание Абсолютной;
  • Практический, который устанавливает реальную связь Абсолюта с человеческой жизнью. Религия не может рассматриваться как выражение деятельности любой стороны человеческой души.

Происхождении религии

Религия касается всего человека со всеми его духовными потребностями и наклонностями. По вопросу о происхождении религии существует множество различных мнений. Прежде всего, необходимо различать психологические мотивы происхождения религии и социальные корни религиозного сознания.

Принципы, лежащие в основе объяснения происхождения религии, делятся на две группы:

  • Сверхъестественность (говорят о врождённости религиозного сознания и указывают на откровение как его источник);
  • Рационалисты (предполагают сознательное намерение и размышления человека в происхождении религии (эвгемеризм), чисто прагматические устремления определенных личностей (Т. Гоббс, Х. Болин Брок) ради сохранения власти, персонификации известных сил природы (Эпикур, Д. Хьюм), овеществлял известные свойства души (Л. Фейербах, Й. Ренан), поклонение предкам (Х. Спенсер)). Что касается проблемы соотношения веры и знания, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
  • Научно-позитивист — объявляет религию низшим видом знаний и сводит ее к суевериям, которые якобы обречены исчезнуть с развитием науки;
  • Исторический (эволюционный) подход рассматривает религию как развивающуюся форму знания, которая всегда сохраняет свой смысл, даже если она является частью другого, более высокого уровня знания;

Объекты философии

Предмет философии универсален в системе «мир — человек». Эта система разлагается в своем первичном подразделении на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, разделена на уровни, а отношения между этими сторонами разделены на четыре аспекта: онтологический, когнитивный, аксиологический и духовно-практический. Предмет философии включает в себя универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук заключается в степени общности законов). Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что в нем представлено отношение человека к миру, мира к человеку. Однако (следует подчеркнуть), даже такой срез предмета философии принимается во всеобщей определенности.

Если, например, нас интересует познавательная связь человека с миром, то не все, что здесь включено, является предметом философии. Изучение конкретных методов любого эксперимента — это также изучение отношения мысли к бытию, но это не часть (момент, уровень, часть) объекта философии. Это эмпирический и теоретический уровни знаний, соотношение между разумным и рациональным, между истиной и ошибкой и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности знания) присущи каждой отрасли знания. «И здесь мы имеем дело с чем-то общим для всех отраслей знания, с чем-то, обладающим той же степенью общности, что и сами фундаментальные законы диалектики». Те же общие (или универсальные) черты содержатся и в других формах отношения человека к миру: Опыт, поведение, практика. К основным понятиям философии относятся «истина», «красота», «добро», «действие», а не только «мир» и «человек».

Объектом философии в материальном существе является не всякое универсальное, а то, что связано с отношением человека к нему. Философски универсал имеет важное свойство: он выражает факт разделения мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иными словами, объект философии включает в себя только материально-универсальный, который содержится во всеобщем образе мира, созданного человеком под призмой его представлений об истине, красоте, добре и справедливости. Это все то, что, будучи универсальным в материальной реальности, может служить человеку элементом формирования мировоззрения. Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к нему. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире.

Философия — это вид интеллектуальной деятельности, требующий постоянного общения с великими умами прошлого и настоящего, обладающий национальной определённостью, обогащённый мировым философским опытом, и поэтому, как и любая наука, является международной, имеет универсальную значимость. Особенность философии в том, что она использует свой особый метод отражения: метод поворота назад, маятниковое движение, которое подразумевает возвращение в исходное помещение и обогащение новым содержанием. Философия отличается тем, что на протяжении всей истории человечества она постоянно пересматривала фундаментальные проблемы, что свидетельствует о ее рефлексивности. Философия как бы дистанцируется от повседневной жизни и входит в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872-1970), философия — это нечто, что лежит между богословием и наукой; это «ничейная земля» между наукой и богословием, но открытое для критики с обеих сторон. Неразрешимые вопросы, касающиеся теологии и науки, оказываются предметом философии.

Впервые основные универсальные законы по существу были поняты правильно и четко, хотя и в неадекватной форме. Формирование философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся, с одной стороны, от «прото-знания», а с другой — от частных наук (как эмпирических, так и теоретических), завершилось примерно в середине XIX века.

Данную трактовку смены субъекта философии можно назвать концепцией самоопределения субъекта философии. Между этим понятием и понятием «зарождение субъекта философии» есть существенное различие, которое заключается не только в разногласиях о том, что считать субъектом и философией. Понятие «зарождающийся» рисует картину генезиса философии (зарождения ее субъекта), в которой исторический путь философии оказывается принципиально отличным от пути любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки по существу не отличался от пути, по которому частные науки шли к своей автономии. Философия, по своему происхождению, как отметил П.В. Копнин, не имеет превалирования над другими науками, если рассматривать не понятие, а реальное содержание.

Понятие «зарождающейся расы»

Понятие «зарождающейся расы» приводит к выводу о том, что философия является «исключительной» как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае речь идет о высказываниях приверженцев этого понятия, как если бы философия была «исключена» из науки в целом в ходе исторического развития и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме части — «эпистемология», «учение о человеке», «философия жизни», «диалектический материализм» и др.

Это, конечно, не результат объективного анализа истории знания, а субъективистский прагматизм. Философия лишена возможности открыть собственный объект исследования. Философия якобы получает ее из рук частных знаний в результате процесса «очищения субъекта», как результат своей (а не философской) работы. Но эта точка зрения также противоречит реальному процессу формирования науки. Понятие «зарождающийся» подразумевает идею о том, что философия, которая в прошлом порождала частные науки, и сегодня все еще является «наукой наук», потому что искусственно остановить «зарождение» невозможно; философия якобы все еще содержит, благодаря естественному, регулярному процессу зарождения, значительное число наук будущего.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Позитивизм
  2. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
  3. Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
  4. Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
  5. Н.Федоров и его философия
  6. Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
  7. Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии
  8. Философские основания современного либерализма
  9. Славянофилы
  10. Диалектика Гегеля