Для связи в whatsapp +905441085890

Философия культуры. Культура и цивилизация

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия Сократа
  2. Понятие истины в философии
  3. Общество, как система
  4. Философия Мишеля Фуко
  5. Философия А. Шопенгауэра
  6. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  7. Основные проблемы и направления философии культуры
  8. Русская философия XVIII века
  9. Основные принципы философии постмодернизма
  10. Философское знание, его специфика и структура

Введение

Актуальность. Культурология является развивающейся дисциплиной, поэтому ее соотношение с другими дисциплинами, соотношение ее внутренних компонентов и подходов, используемых в ней, требует тщательного осмысления. Последнее, как мы знаем, является задачей философии. И выполнение этой задачи — первая и главная задача философии культуры. Только решив эту задачу, можно в какой-то мере преодолеть нынешнее переплетение философии, теории и идеологии культуры. Вместо их эклектического пересечения можно также обнаружить их системную взаимодополняемость: каждая из них необходима, а вместе они необходимы и достаточны для целостного понимания феномена культуры.

Философия занимается изучением природы культуры, то есть тех фундаментальных черт, которые отличают ее от других аспектов человеческой жизни и составляют внутреннюю основу всех ее проявлений.

Философия культуры должна ответить на следующие основные вопросы:

  • Что такое культура в контексте человеческого существования в целом;
  • Какова его взаимосвязь и взаимодействие с другими атрибутивными (неотъемлемыми) характеристиками человеческого существования;
  • Какова его категориальная основа (внутренняя структура, общая для всех его модификаций);
  • Существуют ли объективные критерии прогрессивного развития культуры, и если да, то каковы они.

Цель: изучение проблем взаимодействия культуры и цивилизации.

Философская культура

Люди рождаются для совершенствования своей природы — для духа. Мерой исполнения предопределения является сознание жизни в Духе. Жизнь в Духе, выраженная через сердце, будет мерилом получения и обретения радости и счастья. Таким образом, через совершенствование духа человек приходит к другой цели — радости и счастью. И когда говорится: «Радость — это мудрость», то верно и обратное: мудрость — это радость. Эти связи приведены лишь для того, чтобы указать на жизненную необходимость мудрости для человека, осознавшего свой дух и жизненную необходимость в нем. Что, если он не заметил этого? Для человека, находящегося вне Духа, не может быть жизни в ее истинном понимании. Ведь жизнь — это живой огонь, который является основой духа. Надо ли говорить, что без сознания духа человек живет не как человек, а только как существо, ходячее тело, которое принято называть двуногим.

Накопление знаний, необходимых для совершенствования ума, является одним из важнейших компонентов мудрости. Творческая, созидательная сила, направляющая эти знания на общее благо, называемая любовью, будет вторым компонентом мудрости, общим с первым. Мудрость всегда исходит от Всевышнего, от тех, кого называют божественными владыками, запечатленными как боги, пророки, учителя, старцы, мудрецы…..

Задача всех тех, кто осознал, что духовное совершенствование, накопление и развитие духа может и должно происходить только через стремление к Высшему Свету и поклонение ему, — посвятить всю свою жизнь этому Свету. Вот чем будет являться действие и служение культуры как почитание Света. Служитель культуры всегда находится в первых рядах тех, кто соберет самые драгоценные зерна мудрости, разбросанные по векам и народам. И недостаточно просто найти их — их нужно собрать, сконцентрировать, сравнить и соотнести в систему. Но главное — найти применение в жизни для этих сокровищ знаний, полученных от мудрецов. Описанное священнодействие становится философией. Если философия, как проявление любви к мудрости, понимаемой как служение ей во всем искреннем благоговении перед истиной, нацелена на ее применение в области культуры, то такая область человеческого знания называется философией культуры.

Как и любую другую философию, философию культуры можно условно разделить на два основных раздела — онтологию, основным предметом изучения и рассмотрения которой будет вопрос мировоззрения или генезиса, и гносеологию, учитывающую пути и методы познания мироустройства, а также пути и методы совершенствования человеческого разума в единстве с душой и телом, и всем мирозданием.

Как правило, особенности социального развития более или менее адекватно отражаются в особенностях культурного, особенно духовного развития. Кризис европейской культуры ХХ века, о котором писали известные философы и историки культуры, начиная с О. Шпенглера, отражается в содержании искусства, морали и философии. Так, явления кризиса в западноевропейской философии нашли свое выражение в обсуждении тем отчуждения, страха, смерти и т.д.

Русский философ Данилевский (1822-1885) стал известен как автор общей типологии цивилизаций или культур. Ее суть связана с отрицанием мировой истории и признанием истории только данных локальных культур.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) пытался дать более широкую характеристику цивилизации, которую он понимал как некую завершающую стадию в развитии всей культуры. Неразрывно связав этот этап с прогрессом промышленности и технологий, упадком искусства и литературы, появлением невиданных толп в огромных городах и превращением народов в безликие «массы», он выставил европейскую цивилизацию как конкретный показатель кризиса и смерти европейской культуры. По мнению Шпенглера, все другие народы неизбежно проходят через те же стадии.

Происхождение термина «культура

Слово «культура» в его первоначальном понимании не означало какой-либо конкретный объект, состояние или содержание. Оно ассоциировалось с идеей действия или усилия, направленного на что-то. В древние времена это слово использовалось с некоторыми дополнениями: Культура ума, культура духа и т.д. Далее мы кратко обсудим историю этого термина.

Понятие культуры является центральным в исследованиях культуры. Впервые этот термин появился в латинском языке. Поэты и ученые Древнего Рима использовали его в своих трактатах и письмах для «возделывания», «работы над», улучшения чего-либо. В классической латыни слово «cultura» использовалось в смысле сельскохозяйственных работ — agri cultura. Это сохранение, забота, отделение одного от другого, сохранение избранного, создание условий для его развития и целенаправленное развитие, в том числе целенаправленное культурологическое.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о сельском хозяйстве. В ней он советовал выбирать участок земли следующим образом: «Не ленитесь и обойдите купленный участок несколько раз; если участок хороший, то чем больше вы его осмотрите, тем больше он вам понравится». Если сюжет «не нравится», нет хорошего ухода, т.е. нет культуры». Из этого следует, что слово «культура» изначально означало не только возделывание, но и почитание, даже поклонение чему-либо.

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) использовал этот термин применительно к духовности. Древние римляне использовали слово «культура» в связи с объектом в родительном падеже: культура языка, культура поведения и т.д. Для нас тоже такие фразы, как «культура ума», «культура общения», «физическая культура», звучат довольно знакомо.

Позже культура стала пониматься как человечность, как то, что отличает человека от природы, от варварского состояния. В древней Элладе и среди римлян в античности культурно отсталые народы называли варварами.

В Средние века слово «культ» использовалось чаще, чем слово «культура»: культ Бога, культ определенных ритуалов, культ и культура рыцарства. Николай Рерих оригинально расшифровал понятие «культура». Он разделил его на две части: «культ» — поклонение и «ур» — свет, то есть поклонение свету; образно говоря, культура — это утверждение светоносного начала в душах людей.

Многие ученые прослеживают происхождение слова «культура» от древнего слова «культ». Они считают, что культура связана с духовностью, включая религию. Некоторые считают фетишизм, веру в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д., первоначальной формой религии. Пережитки фетишизма можно увидеть в современных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и др.

Не только неодушевленные предметы, такие как солнце, луна, звезды, буря, гроза, но и родители (при матриархате — мать, при патриархате — мужчины) были объектом поклонения, культа. История человечества знает множество культов — в древние времена объектами религиозного поклонения были боги, храмы, герои, правители и т.д. Все эти культы и верования привели к возникновению в разных странах именно в эту эпоху (древний Восток и античность) всех мировых религий, которые сохранились до наших дней. О взаимосвязи культуры и религии, по мнению таких русских философов, как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, свидетельствует символический характер культуры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие ритуальные действия).

Значение понятия «культура» со временем расширялось и обогащалось. Так, если в Средние века культура ассоциировалась с личными качествами человека (культура рыцаря), то в эпоху Возрождения совершенство личности стало пониматься как гуманистический идеал человека. Она воплощена в таких произведениях искусства, как «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и других.

Мыслители эпохи Просвещения XVII-XVIII веков (Гердер в Германии, Монтескье, Вольтер во Франции) считали, что культура проявляется в разумности общественного порядка и политических институтов. Т. Кампанелла попытался выразить это в своем романе-утопии «Город Солнца». Мыслители эпохи Просвещения понимали культуру как измеряемую достижениями науки и искусства. А цель культуры — сделать людей счастливыми.

Взаимосвязь и взаимозависимость терминов «культура» и «цивилизация

Часто термины «культура» и «цивилизация» рассматриваются как синонимы. Это не совсем верно, хотя в их значении есть некоторое совпадение. Чаще всего под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, и только материальную культуру.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает гражданский, общественный, государственный. В XVII — XVIII веках «цивилизация» определялась как противоположность «дикости». В XVIII веке цивилизация стала пониматься не только как исторический процесс, но и как уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, пришедшая на смену дикости и варварству. Наиболее развитой цивилизацией был тот тип общества, который сформировался в европейских странах в то время.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от понятия культуры. Цивилизацией принято называть совокупность материальных и социальных преимуществ, которые дает человеку развитие общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О. Шпенглер, Г. Маркузе). С этой точки зрения, культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Четкого определения цивилизации не существует, поскольку разные исследователи придают этому термину разное значение. Некоторые ученые отождествляют термины цивилизация и культура; другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование; третьи различают термины культура и цивилизация.

В едином смысле цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизация трактуется как конкретный исторический этап развития, то различают сельскохозяйственную, индустриальную и информационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизации и т.д.). Последний взгляд развивают такие исследователи, как Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Последний разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20.

Кроме вышеперечисленных, существуют две православные цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточные, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и другие.

В связи с сопоставлением терминов «культура» и «цивилизация», последняя определяется (по О. Шпенглеру) как совокупность технико-механических элементов, как конечная стадия развития любой культуры. Этот этап характеризуется высоким уровнем научно-технических достижений и в то же время упадком искусства и литературы.

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

  • Исторический процесс улучшения жизни общества (Гольбах);
  • Образ жизни общества после его выхода из первобытного состояния (Морган);
  • Утилитарно-техническая сторона общества, которая противопоставляется культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);
  • Конечная фаза эволюции любого вида культуры, смерть культуры (Шпенглер);
  • Конкретного (локального) социокультурного мира (Тойнби);
  • Широчайшее социокультурное сообщество, достигшее высшей ступени культурного развития человека (Хантингтон).

Концепция культуры в работах О. Шпенглера

Шпенглер рассматривает историю как смену «организмов», которые он называет «культурами».

Он выделяет восемь мировых культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую (античную), арабскую, западноевропейскую и майя. Русская сибирская культура, по мнению Шпенглера, находится в зачаточном состоянии.

Шпенглер рассматривает культуру как организм, изолированный от других культур. В его понимании культура — это смысловое целое (система), выраженное символически, в котором естественно (и во многом) реализуется соответствующая душа: «Культура как совокупность чувственного и познанного выражения души в жестах и трудах, как ее тело, смертное, преходящее; культура как совокупность великих символов жизни, чувства и понимания: таков язык, который только и может сказать душе, как она страдает».

Равные и одинаковые в своей неотъемлемой части, культуры имеют свои собственные формы, которые никогда не повторяются. Символические ценности, на основе которых можно реконструировать облик культуры, выражаются через изобразительное искусство, особенно живопись, религию, науку и экономический образ жизни, и в то же время она характеризуется сплоченностью.

Если главной целью Гегеля была логика, то главной целью Шпенглера является душа культуры. Логика, как и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.

Душа любой культуры реализуется во множестве индивидуальных жизней. Она уникальна и не может быть полностью выражена рациональными средствами. Судьбы культур похожи, но души культур бесконечно различны. Вот почему так трудно проникнуть во внутренний мир людей другой культуры, понять природу их символов, чувств, верований: «В каждой великой культуре есть тайный язык мирового чувства, который полностью понятен только тому, чья душа целиком принадлежит этой культуре».

Шпенглер наиболее подробно рассмотрел три типа душ — аполлоническую (античная культура), фаустовскую (западноевропейская культура) и магическую (арабская культура).

Идея — это душа культуры. Выражение души в культуре разнообразно (особенности политики, экономики, религии, философии, науки, музыки, экономики). За множеством материальных, вещественных проявлений может мелькать идея. Эта идея находит свое выражение в прасимволе, который всегда имеет пространственный и чувственный характер и представляет собой своего рода проявление культуры в пространственном масштабе.

Символом египетской культуры является улица. Жизнь египтянина — это решительное и целенаправленное паломническое шествие в заданном направлении. Дорога — это символ движения не только в пространстве, но и во времени. Египетская культура основана на идее долголетия. Египетская душа предрасположена к истории и ощущает прошлое, будущее как неотъемлемую часть своего мира.

Символом древней культуры является ограниченное материальное тело. Для грека только тела реальны, наблюдаемы, ощутимы, существуют здесь и сейчас. Пустое, чистое пространство без тела — это ничто. Призматический символ античной культуры определяет «аполлонический» стиль искусства, преобладающий в древнегреческом искусстве. Вот почему Шпенглер называет греческую душу — душу этой культуры — аполлонической. Расстояние времени привлекало греков не больше, чем расстояние пространства. Их существование заключено как в наблюдаемом историческом времени, так и в наблюдаемом пространстве. Греки не интересуются прошлым и не заботятся о будущем.

Заключение

Возникнув в результате длительного, многовекового развития человечества, цивилизация с самых ранних этапов своей истории развивалась в определенных социально-экономических формах, связанных с существованием различных типов государств и политических режимов, а также правовых систем.

Особенно очевиден противоречивый характер развития современной цивилизации, когда в отдельных странах и в мировой экономической системе в целом высокий уровень развития науки и современных технологий, сферы бытовых услуг и сервиса зачастую сосуществуют с бросающейся в глаза отсталостью, бедностью и отсутствием каких-либо явных признаков цивилизации как таковой. Поэтому понятие «цивилизованный мир» в современном мире предполагает существование нецивилизованных стран и отношений неравенства между «цивилизованными и нецивилизованными народами».

В то же время развитие современной цивилизации осложняется и тормозится глобальными проблемами, которые в условиях научно-технической революции также все больше связаны с глубокими противоречиями между ней и природной средой.

Философский (категориальный) образ культуры отражает ее как одно из универсальных свойств, как атрибут человеческого бытия. Без культуры нет человека и общества. Другой вопрос — развита она или нет, хороша или плоха, и каковы объективные критерии ее оценки. К сожалению, существует культура мафии, фундаменталистский экстремизм, фашизм, каннибализм и другие неприятные явления. Точно так же, как у них есть своя эстетика и система нравов. Мы можем и должны доказать, что все это не является «подлинным» и в этом — идеологическом — смысле «враждебно культуре» и «враждебно ценностям». Но мы не должны путать оценку с точки зрения идеалов с описанием и объяснением, вытекающим из определенных философских представлений о природе и структуре культуры как универсальной атрибутивной характеристики человеческого существования. Я не представляю, как можно, не определив, что такое культура, какое место она занимает в системе других атрибутов общества и человека, какова ее внутренняя категориальная (общая) структура, успешно и системно изучать ее конкретные разновидности и устанавливать идеалы культуры. Я считаю, что независимо от идеалов и конкретных интересов того или иного исследователя, культурология в целом должна исходить из определенной философской базы, честного осмысления и обоснования идеалов культуры.

Культура — это система материальных и духовных ценностей, форм и результатов освоения и преобразования действительности, созданных в процессе творческой деятельности людей. Помимо этого широкого определения культуры, ее сущность может быть выражена и в другом, более узком социологическом определении. Культура — это то, что определяет характер отношений между людьми и исторически заданными обстоятельствами (условиями) их жизни.

В соответствии с таким пониманием культуры, наиболее важным в ее развитии, критерием ее прогресса, совершенствования в конечном счете выражается в формировании человека как личности, в появлении у него новых, более совершенных социальных качеств, то есть в том, что он обладает ярко выраженной социальной природой, широко проявляет свои человеческие сущностные силы и на протяжении истории все больше приближается к идеалу целостного, всесторонне развитого члена общества. Культура в этом смысле — это культивирование и развитие сильных сторон и способностей человека. Это, по сути, тождественно процессу его растущего социального освобождения, которое увеличивает степень его реальной свободы.

Список литературы

  1. Ерасов Б.С. Классификация ценностей // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2006 г. — С.115-116.
  2. Ерасов Б.С. Массовое общество и культура // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2006. — 522с.
  3. Кравченко А.И. «Культурология» — М.: ЛК Велби, 2008. 288с.
  4. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура / В.Ж. Келле. — М.: Знание, 2005. — 224 с.
  5. Краткий философский словарь / под редакцией А.П. Алексеева. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2006 г. — 492 с.
  6. Культурология. История мировой культуры : учебник для вузов / под ред. проф. А.Н. Марковой. — КУЛЬТУРОЛОГИЯ. М.: ЮНИТИ, 2012 г. — 224 с.
  7. Культурология: учебник / составитель и редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2013. — 304 с.