Для связи в whatsapp +905441085890

Философия любви А.Шопегауэра и В.С.Соловьева (сравнительный анализ философских взглядов мыслителей)

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)
  2. «Русская идея» в эсхатологической перспективе
  3. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)
  4. Проблема целостного осмысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра
  5. Проблема абсурдного человека (по работам А.Камю)
  6. Трагизм существования человека в современном мире (по работам Ж.П. Сартра «Тошнота», «За закрытой дверью»)
  7. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем
  8. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия
  9. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания
  10. Время и вечность: парадоксы континуума

Введение

Всеединство — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума с точки зрения взаимопроникновения и разделения составляющих его элементов, их тождества друг с другом и с целым при сохранении их качества и особенности.
Единство было представлено в различных философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии. Наиболее яркое выражение эта проблема нашла в русской философии, где, начиная с Соловьева, развивается отдельное направление — философия всемогущества. Она возникла в 1874 году, когда Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)».
Этой тенденцией обусловлены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н.О.Лосского, а по ряду оснований и взгляды С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, Лосева и др.
Идея всеединства выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникновение составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
В онтологическом плане единство представляет собой неразрывное единство Творца и твари; в гносеологическом плане единство функционирует как «интегральное познание», которое представляет собой неразрывное сочетание эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) познания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько через веру и интуицию.

Выдающийся русский философ Соловьев Владимир Сергеевич

В.С. Соловьев (1853-1900) — философ, поэт, публицист, критик, один из самых оригинальных и глубоких мыслителей конца 19 века. Философское и поэтическое творчество Соловьева стало интеллектуальной основой позднейшей русской религиозной метафизики и художественным опытом русского символизма.
Соловьев родился в Москве в семье известного историка С.М. Соловьева, написавшего историю России в 29 томах. По материнской линии он является дальним родственником украинского философа Г. С. Сковороды. С самого рождения Соловьева окружали высоконравственные и высокоинтеллектуальные люди. Его дед, Михаил Соловьев, был протоиереем. О нем сохранились легенды как о человеке с возвышенным нравом и в то же время очень склонном к юмору, который любил остроумно шутить и вести себя очень непринужденно. Его внуки собирались с ним по воскресеньям, и все были убеждены, что добрый дедушка говорил с Богом, и что Бог также говорил с ним. И если своим интеллектуальным началом Соловьев был обязан отцу, то его дед, несомненно, повлиял на его религиозное развитие.
После блестящего окончания средней школы он поступил на физико-математический факультет Московского университета, где проучился два года. Он перевелся на третий курс историко-филологического факультета и в качестве волонтера посещал лекции в Духовной академии. «Будучи с детства вовлеченным в религиозные темы, я прошел через различные стадии теоретического и практического отрицания с 14 до 18 лет», — писал он.
После окончания университета в 1873 году он был оставлен по специальному запросу на философском факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1874 году в Петербургском университете он защитил магистерскую диссертацию, а в 1880 году — докторскую. — Докторские диссертации. Диссертация Соловьева «Кризис западной философии. Против позитивистов» была посвящена в основном критике позитивизма, популярного в то время на Западе и в России. Критикуя «самодовольное» отрицание важности философского и религиозного опыта, Соловьев признал позитивизм естественным и в этом смысле оправданным следствием развития западной философии. Европейский рационализм, который, по убеждению русского философа, достиг своей высшей, но последней стадии в немецкой классической философии, сам вызвал необходимость поиска новых путей в философии. Соловьев же считал тупиковым материалистический и позитивистский пути, а также путь философского иррационализма (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Выход из кризиса Соловьев видел в разработке «новой» религиозной метафизики — «универсального синтеза науки, философии и религии».
С 1877 по 1881 год Соловьев проводил большую часть времени в Санкт-Петербурге, где читал лекции в университете и на Высших женских курсах и готовил к печати свои программные философско-богословские работы «Философские основания цельного знания» (1877), «Критика абстрактных элементов» (1877-1880) (последняя стала его докторской диссертацией) и «Чтения о Богочеловечестве» (1878-1881).
Академическая карьера Соловьева прервалась в 1881 году после того, как он обратился к царю с публичным призывом оставить в живых членов Наркоминдела, организовавших убийство Александра II.
В 1880-х годах, мечтая о воссоединении христианского мира, Соловьев выступал за воссоединение церквей. В последние годы жизни философ разрабатывал систему религиозной этики («Оправдание добра»), занимался проблемами эпистемологии («Теоретическая философия») и истории философии («Жизненная драма Платона» и др.), переводил произведения Платона, подводил итоги собственных историософских исканий («Три разговора»).
В своем интеллектуальном развитии Соловьев испытал влияние мистических традиций Востока и Запада, платонизма, немецкой классической философии, воспринял идеи различных мыслителей: Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов, П.Д.Юркевича, Ф.М.Достоевского и многих других. Но, как писал А.Ф. Лосев, Соловьев всегда отличался «независимостью и тонкой критикой», «приводя изучаемых им философов к своему собственному мировоззрению».
Всеединство всего — эта формула в религиозной онтологии Соловьева означает, прежде всего, связь между Богом и миром, божественным и человеческим.

Философия всеединства В.С.Соловьева

Развитие философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 1880-х годов — посвящен изучению теософии, основные работы — «Чтения о личности Бога» (1877-1881), «Религиозные основы жизни» (1882-1884). Во второй период (до 1890 года) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое бы осуществляло христианские идеи в общественной жизни («История и будущность теократии» (1885-1887), «Россия и всемирная церковь» (1889). Третий период — изучение проблем теургии, связанное с мистическим искусством, руководствуясь божественной истиной, создает новую жизнь. Основные работы этого периода — «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание добра» (1895). Стоит отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.
Философская система Соловьева — одна из первых в России, рассматривающая всю действительность как единое целое на основе принципа всеединства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхъестественного идеала.
«Все существует во всем» — это наиболее общая формулировка принципа всемогущества. Исходя из этого, В. Соловьев разрабатывает целостную концепцию. Прежде всего, он ясно дает понять, что эту формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем только как тенденция, как закон. Единство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное единство — это идеал, к которому мир только стремится. Абсолютное единство — это Бог, а мир — это единство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (единство) как идею. Но без элемента божественного единства она не может существовать, ибо в этом случае она распалась бы на изолированные и взаимно враждебные части.
В своей философии Соловьев руководствуется «органическим» мышлением, которое можно назвать методом идеалистической диалектики. По Соловьеву, знание становится объективным через синтез науки, философии и религии, а Бог придает миру характер целостной системы, так что познание действительности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о Богочеловеке, Божестве и человеке, воплощенном во Христе.
Он считает, что наиболее полной философией является мистическая философия. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог создает материальный мир, природу. Единство природы осуществляется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством Божества. Поскольку мировая душа была свободна, она отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать тварному миру и потеряла власть над ним, после чего мир-организм распался на множество враждующих элементов. Преодоление разногласий в бытии становится возможным благодаря длительному космоэволюционному процессу. Над космическим процессом, который ранее происходил в мире, теперь поднимается исторический процесс, источником развития которого является мир-душа, которую Соловьев называет «Софией».

Социальные и идейно-теоретические истоки философии В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ-религиовед, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева.

Учился на физико-математическом факультете, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873 году; в 1874 году защитил в Санкт-Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Против позитивистов», а в 1880 году он защитил диссертацию «Критика абстрактных начал». После выступления против смертной казни в марте 1881 года (в связи с убийством Александра II народовольцами) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавание.

В 80-е годы он выступал в основном как публицист, ратуя за объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного угнетения; писал (с 1883 года) для либерального «Вестника Европы». В 90-е годы занимался философской и литературной деятельностью; переводил Платона, редактировал философский раздел в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Как мыслитель и утопист, Соловьев находился на перекрестке различных интеллектуальных движений. Понимая свое философское творчество как утверждение «отеческой веры» на «новой ступени рационального сознания», он столкнулся с непосильной задачей соединить научный и рационалистический «дух эпохи» с религиозной традицией.

В своей философии, отвергая материализм революционно-демократической мысли. Соловьев предпринял самую значительную в истории русского идеализма попытку соединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф.В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако постоянная реконструкция этой заведомо противоречивой метафизической системы показывает, что на самом деле она служила лишь умозрительным «обоснованием» жизненно-нравственных устремлений и мифо-поэтических мечтаний Соловьева. Убежденный, что «моральный элемент…. Соловьев связывал философское творчество с положительным решением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле». Он понимал истину как осуществление христианского идеала; Соловьев же признавал лишь относительную социально-историческую истину как принадлежащую социалистической доктрине.11 Кувакин В.А. Философия В.Соловьева. — М., 1988. — С. 109..

В конце 1970-х и 1980-х годов, в условиях дефицита времени и в поисках новых путей преобразования России, В.С. Соловьев в противовес как радикально-демократическому, так и позднему славянофильскому и официально-консервативному движениям занял социальные позиции, близкие к позициям либерального народничества. Однако его умеренные реформаторские взгляды уживались с мистицизмом и максимализмом в его проповеди «теургических деяний», направленных на «спасение» материального мира от разрушительного влияния времени и пространства и превращение его в «нетленный» космос красоты. Он также приблизился к историософской теории христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного искупления человечества («Чтения о Богочеловеке», 1877-81). В дальнейшем развитие социальной темы перерастает в теократическую утопию, политическим следствием которой является, по В. С. Соловьеву, союз между папой и русским царем как юридическая гарантия «богочеловеческого дела» (например, «История и будущность теократии», 1887). Крах этой утопии зафиксирован в философской исповеди В.С. Соловьева «Жизненная драма Платона» (1898) и в «Трех разговорах» (1900). Конец жизни Соловьева отмечен потоком катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских построений в сторону христианской эсхатологии.

Причины непопулярности трудов Шопенгауэра

В конце работы хотелось бы ответить на вопрос: «Почему же иррациональная философия Артура Шопенгауэра не стала популярной среди современников, почему слава пришла к нему только перед смертью, в конце жизни?

Прочитав много литературы, можно сделать вывод, что причин несколько. Во-первых, идеи Гегеля доминировали в обществе того времени, и многие придерживались именно его взглядов. Необходимо было доказать людям, что философия Гегеля — ничто по сравнению с философией Шопенгауэра. Во-вторых, причины кроются в самой философии Шопенгауэра.

Основным недостатком всего критического мировоззрения Шопенгауэра было почти полное отсутствие исторических знаний и оценки фактов. В том, как Шопенгауэр рассматривает и обсуждает явления религии и философии, мы не увидели исторического фактора, который дополняет критический и образует с ним историко-критическую точку зрения, историко-критический или эволюционно-исторический подход, отличающий научный характер девятнадцатого века от восемнадцатого [5, с.533].

Рассмотрим конкретный пример. С тех пор. в кантовском учении эволюционно-исторический взгляд на мир не только установлен и признан необходимым, но и применен в ряде замечательных произведений натурфилософии и философии истории и провозглашен основой философии будущего, я не могу согласиться с тем, что Шопенгауэр был «единственным и законным наследником квантового трона»: он отрицал то, что Кант утверждал всю свою жизнь и считал одной из главных проблем философии, над которой он работал полвека как в докритический, так и в критический периоды; эта проблема заключалась в изучении вещей с эволюционно-исторической точки зрения. «Истинная философия, — писал он уже в «Физической географии», — состоит в том, чтобы проследить различие и множественность вещи через все времена» [5, с.533-534].

Шопенгауэр не только не принимал в этом участия, но и вообще почти не воспринимал эту работу. И особенность его философского образа мышления этому не способствовала. Это объясняет, почему ему так не хватало понимания своей эпохи, почему он объяснял долгое забвение своей философии не присущими ей качествами, не своим праздным и изолированным положением (с 1820 по 1850 год), а лишь заговором профессоров философии против нее и другими мнимыми и ложными мотивами. То, что было исторически понятно и легко объяснимо, было и остается для него непонятным [5, с.534]. Можно только догадываться, осознал ли свои ошибки или нет этот великий философ, чьи великие произведения не были оценены только потому, что сам автор, Артур Шопенгауэр, неправильно понимал простые вещи.

Шопенгауэр, таким образом, является философом утомления миром, но это не беспросветная печаль. Это скорее своего рода героический пессимизм, близкий к стоицизму. Шопенгауэр также основывает свои пессимистические взгляды на определенном понимании времени и пространства. Время враждебно человеку. Пространство разделяет самых близких людей, заставляя их интересы сталкиваться. Причинность порождает свои собственные проблемы. Это, как маятник, бросает людей из одного состояния в другое, в противоположное. Причинность — самая пагубная основа человеческого страдания [3, с.435].

Наконец, следует добавить, что Шопенгауэр не призывает к самоубийству, и в этом он отличается от Эдуарда Гартмана, в философии которого, близкой к учению Шопенгауэра, вопрос о целесообразности считаться с жизнью решен вполне положительно. Шопенгауэр, напротив, дает отрицательный ответ и обосновывает его следующим образом. Самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того, что делает ее неприятной и мешает ему наслаждаться ее удовольствиями, поэтому он кладет конец всем этим отравляющим жизнь событиям. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы избавиться от воли к самой жизни, для чего необходимо подняться над ее горестями и радостями, над ее монохроматичностью и пестротой [2, с.547].

Заключение

Проанализировав философию В.С. Соловьева в данной работе, следует отметить, что историческая тема занимает чрезвычайно важное место в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX века В.С. Соловьева.

Начало качественно нового этапа мировой истории русский философ связывал с центральным для христианского сознания историческим событием — пришествием Христа.

Соловьев заключает, что философия стремится соединить богатство содержания духовных созерцаний Востока «с логическим совершенством западной формы». Среди его задач — осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективный смысл знания, его логическая необходимость и связность возможны только тогда, когда абсолютное начало — Бог — как единство придает миру характер целостной органической системы. Та же внутренняя связь, которая существует между Богом и миром, имеет место и во всех других позитивных проявлениях бытия. Целостное постижение действительности как единого целого неизбежно приводит не только к религиозному, но и к христианскому мировоззрению, основанному на учении о Богочеловечестве, то есть о Божестве и человеке, воплощенных во Христе. История такого воплощения «достигает кульминации, конечно, в личном единении живого Бога со всем существом человека — с разумной душой и материальным телом».

Соловьев считал, что мир содержит божественный элемент всеведения в потенции как идея. Но в нем присутствует и не-божественное — природный, материальный элемент, благодаря которому частное не является всеобщим. Частное же стремится к единству и постепенно достигает этой цели, объединяясь с Богом. Этот процесс установления единства и есть процесс развития мира. Мир множественности и частностей отрицает единство. Но божественный принцип как идея потенциально существует в слепом, бессознательном стремлении каждого человеческого существа. Вначале этот элемент ограничивает разделение и рассеяние в виде внешнего закона, который восстанавливает единство, необходимое для полноты жизни. Затем, на сравнительно более высокой ступени развития, рост сознания преобразует внешнее единство в человеке во внутреннее единство, основой которого являются этические принципы.

Список литературы

  1. Бучило, Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия: учебник / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков, М.: ПЕР СЭ, 2002 г. — 516 с.
  2. Кувакин, В.А. Философия В.Соловьева / В.А. Кувакин — М.: Просвещение, 1988 г. — 385 с.
  3. Козырев, А.П. Смысл любви в философии В.П. Соловьева и гносеологические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии. — 1995. — № 7.
  4. Островский, Е.В. Основы философского знания / Е.В. Островский — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004 г. — 345 с.
  5. Уткина, Н.Ф. Тема всеобщности в философии В.Ф. Соловьева / Н.Ф. Уткина // Вопросы философии. 1989. № 6.
  6. Философия: учебник для вузов. / Под ред. проф. Лавриненко. — Москва: культура и спорт, ЮНИТИ-ДАНА. 2004. — 497 с.