Для связи в whatsapp +905441085890

Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»

Жизнь Шиллера была тяжелой, как и у многих немецких интеллектуалов того времени. Он родился в 1759 году в небольшом городке Марбах в герцогстве Вюрцсберг. Его мать была дочерью деревенского пекаря, отец — военным санитаром.

Как сын офицера герцогской армии, он был определен в Штутгартскую военную академию. Мальчик очень впечатлителен, рано попадает под влияние священника, который был его первым наставником, не соответствует идеалу солдата, который выработал еще основатель Академии — герцог Вюртембергский Карл Ойген. Шиллер не мог подчиниться бездумной рутинной работе, которая была системой военной подготовки в немецкой армии того времени, когда они пытались делать камни, как говорит поэт.

Шиллер учился в медицинской школе при академии, окончил ее в 1780 году и был определен на должность полкового хирурга на очень скудное жалованье. Его положение ничуть не улучшилось: в полку царило то же самое учение. Еще в военном училище Шиллер с энтузиазмом относился к поэзии. Некоторые из его лирических стихотворений уже были опубликованы. В школе поэт тайком читал Руссо, Лессинга, Шекспира, Плутарха. Тайно по ночам он писал драму «Разбойники», которую потом днем, также тайно, читали его одноклассники. Один из них, Ф. Хайделофф, изобразил такой эпизод на рисунке тушью. Драма была завершена в 1781 году, когда Шиллер уже не учился в школе. Пьеса была принята к постановке в театре Мангейма. Дважды поэт ездил в Мангейм без разрешения, чтобы присутствовать на спектаклях. Когда он однажды попросил Карла Евгения уйти, тот грубо отказался и предложил больше заниматься делами министерства. Шиллер ушел без разрешения, за что был заключен на гауптвахту. Пьеса, поставленная в театре, вызвала бурю восторга во всей Германии. Но Карл Юджин, возмущенный тем, что его солдат пишет «преступное» сочинение, сказал: «Не смей больше ничего писать, кроме как о медицине». Если не послушаетесь — в крепость.

Шиллеру не оставалось ничего другого, как покинуть пределы герцогства Вюртемберг, что он и сделал из Штутгарта посреди ночи 17 сентября 1782 года, собрав свои рукописи. Сначала поэт скитался по Германии, не находя пристанища, потом остановился в Бауэрбахе у матери своих одноклассников, фрау Вольцоген. Вскоре, в 1783 году, он закончил вторую драму «Заговор Фиеско», а в 1784 году — «Коварство и любовь» (первоначально под названием «Луиза Миллер»).

Его скитания продолжаются. Он живет в Мангейме, затем едет в Лейпциг, а оттуда переезжает в Дрезден. В эти годы он усиленно занимается историей, пишет «Историю депрессии Объединенных Нидерландов», «Историю Тридцатилетней войны». Исторические труды Шиллера привлекли внимание научного мира. В 1788 году он был назначен профессором Йенского университета.

Последние годы своей жизни Шиллер, как и Гете, провел в Веймаре. Финансовое положение поэта несколько улучшилось (он начал получать небольшие пенсии от уважаемых почитателей его таланта). В 1790 году он женился на Шарлотте фон Ленгенфельд.

В Веймаре Шиллер изучал Канта и написал ряд статей по эстетике: «О трагическом искусстве», «О возвышенном», «О наивной и сентиментальной поэзии», «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795). Здесь он сближается с Гете. Вместе они основали журнал Ory («Ногеп»), в котором поставили перед собой цель эстетического воспитания читателей, чтобы «объединить раздробленный политический мир под знаменем истины и красоты» (из объявления о выходе журнала).

Соревнуясь с Гете, Шиллер пишет свои баллады: «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Чаша», «Порука» и др. В 1791-1799 годах он написал трилогию «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна»). Обстановка в Веймаре благоприятствовала развитию драматического мастерства Шиллера. В Веймаре театр был доступен Гете и Шиллеру, и оба писали для сцены. В 1800-1802 годах он написал романтические трагедии «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева», а в 1803 году — «Мессинскую невесту», в которой, по примеру античной трагедии, введен хор. В 1804 году Шиллер закончил свою последнюю драму — «Вильгельм Телль». Произведение русской истории «Лжедимитрий», над которым он работал после «Повести», осталось незавершенным. Поэт умер 9 мая 1805 года.

Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера - "Вне закона"

«Вне закона»

Первая драма Шиллера «Разбойники» («Die Geächteten») была написана под впечатлением от деспотичной тирании принца Карла Евгения. Эпиграф драмы прямо говорит о ее социальном предназначении: «Тугапоз» («Против тиранов»). Социальное значение пьесы Шиллера было огромным. Во Франции она исполнялась в театрах Парижа во время революции.

Протест героя драмы против всех несправедливостей социального мира носит анархический характер.

Юный Шарль Мор читает пылкие страницы Руссо, восхищается героями Плутарха. Он испытывает отвращение к своему времени, где нет ничего героического, где скучная мировая проза заливает все, как болотная тина. «Люди становятся мудрыми, как крысы, царапающиеся о палку Геркулеса». Французский аббат доказывает, что Александр был трусом; профессор, который при каждом слове нюхает нашатырь, читает лекцию о власти. Повелители, падающие в обморок от любого пустяка, критикуют тактику Ганнибала. Будь проклят этот слабый век кастратов, который может только пересказывать деяния далеких эпох, искажать их в трагедии и калечить героев древности комментариями».

Словом, мы имеем дело с типичным героем «Бури и натиска», который отвергает буржуазную упорядоченность, рациональное равновесие, протестует против тирании во имя свободы личности, но понимает свободу как полную раскованность, независимость от любых социальных норм.

Французские мыслители эпохи Просвещения отстаивали принцип законности и рассматривали закон как главный гарант свободы и независимости личности. Герой Шиллера отвергает все законы вообще. «Должен ли я связать себя корсетом и зашнуровать свою волю в закон. Закон заставил ползать улитку, которая должна летать орлом. Закон еще не создал человека, а свобода создает колоссов и экстремалов». Он самонадеянно верит в способность единиц произвести грандиозные изменения в обществе; «Дайте мне несколько таких же смелых голов, как я, и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта покажутся женскими монастырями», — заявляет молодой человек.

Поначалу протест Мавра против моральных норм своего времени заключался в том, что он вел свободную жизнь бесшабашного гуляки, подчеркивая тем самым свое презрение к морали «благонамеренных» людей. Однажды, опомнившись, он, как блудный сын, пишет отцу покаянное письмо, но его брат Франц, персонаж, обрисованный в самых мрачных тонах, мешает отцу примириться с сыном. Он отправляется в богемские леса, набирает группу сорвиголов и становится вне закона. Он благороден и чист в своих побуждениях и мечтах о восстановлении общества. Он мстит тиранам. «Этот бриллиант я забрал у олдермена, который продал почетные звания и должности тому, кто больше заплатит, и выставил за дверь патриота, оплакивающего свою родину. Этот агат я ношу в память о мерзком священнике, которого я задушил собственными руками за то, что в своей проповеди он осуждал упадок инквизиции» (Акт II, сцена 3).

Карл Моор резко осуждает продажность, эгоизм правящих классов. «Они ломают голову, как природа могла создать Искариота, а между тем не худший из них продал бы Триединого Бога за десять сребреников…».

Как мы видим, это не просто преступник, а бунтарь, политический бунтарь.

Но его подчиненные и товарищи не хотят считаться с гуманными и благородными идеалами. Они грабят, убивают детей и женщин, и Карл в ужасе отшатывается от них: «Убивать детей — это отвратительно! Убивать женщин — это подло! Убивать больных — это предосудительно!». И, убедившись в своем бессилии, он отказывается от восстания. «О, я глупец, который мечтал исправить мир своими преступлениями и поддержать законы беззаконием. Я назвал это местью и справедливостью. Прости меня, Создатель, дитя, посмевшее опередить Тебя. Только вы имеете право на возмездие. Вам не нужна рука человека».

«Заговор Фиеско в Генуе»

Вторая пьеса Шиллера — «Заговор Фиеско в Генуе». Поэт назвал его «республиканской трагедией». Место действия — Генуя, время — XVI век. Главный герой — граф Фиеско, «юноша цветущей красоты». Среди действующих лиц — старый дож Генуи Андреа Дориа и группа республиканских заговорщиков. К последним относится благородный республиканец Веррина.

В своей драме Шиллер поднимает очень важную политическую проблему: Как возникает деспотизм? Многие мыслители, включая представителей французского Просвещения, видели корень зла в характере правителя и делили монархов на добрых и злых. Немецкий поэт решительно отверг подобные суждения. Старый дож Генуи Андреа Дориа был добр и благороден и сделал много хорошего генуэзцам. Но он по-прежнему тиран, он позволяет своему наследнику — будущему правителю Генуи Джанеттино Дориа, своему племяннику, безнаказанно буйствовать.

Джанеттино груб, невежественен и злобен. Его бесчинствам нет конца; он не рассчитывает ни на что, чтобы удовлетворить свои похоти и страсти. Он также с холодной ненавистью относится к своему дяде, который слишком хорошо обеспечен и мешает ему занять первое место в штате. «Я прикажу воздвигнуть виселицу над костями моего дяди, где свобода Генуи будет ступать только перед смертью», — нагло говорит он (Акт I, сцена 5). Сестра Джанеттино Джулия, графиня Империали, столь же злобна и пыталась отравить жену Фиеско. Ужасные злодеяния совершаются при «добром» правителе Генуи, старике Дориа. Джанеттино становится жестоким, когда влюбляется в дочь Неррины Берту. И ему это сходит с рук. Он посылает наемного убийцу к Фиеско. Преступный план раскрыт, но безжалостный злодей все еще не наказан.

Неудивительно, что благородные республиканцы ненавидят старого «доброго» Дориа, при попустительстве которого возможны такие злодеяния. Мудрый и невозмутимый Веррина знает, что только в республике, только при свободном волеизъявлении народа можно избежать деспотизма; даже самый великолепный, самый талантливый, самый достойный гражданин республики, если ему будет доверена единоличная власть, станет тираном. Это не тот образ мышления, который характерен для Фиеско. «Власть не всегда порождает тиранов», — заявляет он (Акт V, акт 16). Вся пьеса Шиллера, написанная со страстью и пылом, посвящена опровержению этой идеи.

Картина Фиеско нарисована очень ярко. Перед нами нет злодея. Он мудр, храбр, решителен и способен на благородные поступки. Народ любит его и видит в нем надежду Республики. Леонора, которая идет с ним на свадьбу и обожает жениха всей душой, говорит со скрытой гордостью за себя: «Фиеско освободит Геную от тирана!». (Акт I, сцена 1). Республиканцы верят в него. Сам Фиеско когда-то ненавидел деспотизм и приходил в ярость от слова «трон». Но незаметно для окружающих в молодом человеке разгорелся внутренний конфликт. Его политические взгляды изменились: Он уже тогда был сторонником монархии. В этом отношении показателен его разговор с толпой. Фиеско рассказывает аллегорическую историю. Собака захватила царство зверей. Он стал тираном. Возмущенные звери убили его и установили демократию. Но потом пришел враг, и демократическое государство (а в нем было много трусов) сдалось без сопротивления. И эта форма правления оказалась неудачной. Звери избрали представительное правительство. Каков был результат? Ничего, кроме плохого. «Кого волк не убьет, того лиса обманет». Тот, кто убежит от лисы, будет лягнут ослом. Тигр задушил невинного. Голубь жалеет воров и убийц. И когда один человек уступил свое место другому, крот-охранник заявил, что все в порядке, сомнений быть не может. Животные были возмущены. «Давайте изберем монарха», — кричали они в один голос. — Монарх с зубами, с одной головой и одним животом!». И все присягнули только одному правителю, заметьте, генуэзскому, одному! Но (величественно поднявшись и встав в круг) это был лев!».

И он один, втайне от всех, даже от своих бывших друзей-республиканцев, готовит переворот. Никто не узнает бывшего Фиеско. Он устраивает балы и маскарады, пышные вечеринки. На глазах у всех он ухаживает за графиней Империали, забыв о своей жене, юной Леоноре.

«Коварство и любовь»

Идея создания пьесы о современной немецкой действительности впервые пришла к Шиллеру на гауптвахте, куда он был заключен герцогом Вюртембергским за самоволку в Мангейм для постановки «Разбойников». После побега из Штутгарта Шиллер, скитаясь по Германии, работал над пьесой. «Дерзкая сатира и насмешка над выводком шутов и плутов из дворян» — так назвал его один поэт (письмо Дальбергу, 3 апреля 1783 года). Маленькое герцогство Вюртемберг, деспотичный, беспутный Карл Евгений, его фаворитка графиня Гогенгейм, министр Монмартр, изображенные в пьесе под другими именами, при всем своем сходстве с портретами, стали грандиозными, обобщенными образами, типами феодальной Германии. Мрачный мир захолустных провинций, интриги и преступления, роскошь и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа — такова обстановка, в которой разворачивается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ — Фердинанда и Луизы.

В пьесе сопоставляются две социальные группы: с одной стороны, Герцог (невидимый для зрителей, но всегда незримо присутствующий на сцене, связывающий трагическую цепь событий со своим именем); его министр фон Вальтер, холодный, расчетливый карьерист, убивший своего предшественника и способный на любое преступление во имя карьеры; любовница герцога, леди Милфорд, гордая светская львица; подлый и коварный Ворм, секретарь президента; напыщенный денди, глупый и трусливый придворный маршал фон Кальб. На другой стороне честная семья музыканта Миллера, его простодушная жена, его милая, умная, чувствительная дочь Луиза. К этой группе относится и старый слуга леди Милфорд, который с презрением отвергает кошелек, предложенный ему хозяйкой.

Перед нами два мира, разделенные глубокой пропастью. Одни живут в роскоши, угнетают других, порочны, жадны, эгоистичны; другие бедны, гонимы, угнетены, но честны и благородны. К ним, к этим обездоленным людям, пришел Фердинанд, сын герцогского министра, двадцатилетний майор, дворянин пятисотлетнего происхождения.

Он пришел к ним не просто потому, что его увлекла красота Луизы; он понимал испорченность моральных устоев своего класса. Университет с его новыми идеями Просвещения вдохнул в него веру в силу народа, общение с которым просвещает и, как бы, возвышает человека (Шиллер особо подчеркивает это). Фердинанд нашел в семье Миллеров ту нравственную гармонию, ту душевную ясность, которых не было в их окружении. Перед Фердинандом стоят две женщины. Они обе любят его. Первая — блестящая мирская красота, вторая — скромная, прекрасная в своей простоте и непосредственности городская женщина. И Фердинанд может любить только эту девушку из народа, только с ней он может найти моральное удовлетворение и душевный покой.

Пьеса Шиллера была впервые представлена в театре Мангейма 9 мая 1784 года. Его успех был необычайным. Зрители увидели перед собой современную Германию. Те чудовищные несправедливости, свидетелями которых человек был, но не смел высказаться, теперь были представлены в ярких и убедительных сценах. Революционные, бунтарские мысли поэт пускает со сцены в волнующих речах своих героев. «Мои представления о величии и счастье сильно отличаются от твоих», — говорит Фердинанд своему отцу в пьесе. Речь актера была обращена к стульям, на которых сидели представители аристократии Германии того времени: «Вы достигаете благополучия почти всегда ценой чужой смерти. Зависть, страх, ненависть — вот то темное зеркало, в котором стыдится величия правителя… Слезы, проклятия, отчаяние — вот та чудовищная трапеза, которой упивается эта прославленная гадалка.

Энгельс назвал пьесу Шиллера «…первой немецкой политически партизанской драмой».

Работы Шиллера по эстетике

Шиллер надолго покидает драму. Внимание поэта привлекла теория искусства. Но и здесь его не волнуют узкие вопросы профессионального письма и те же большие политические проблемы, которые он поднимает в своих пьесах. В своих работах по эстетике Шиллер остается все тем же искателем народного счастья. Эстетические проблемы становятся его политическими проблемами.

Искусство предназначено не для созерцания и наслаждения, а для переустройства жизни, для формирования человеческого счастья на земле. Это должно вдохновить его на действия. Однако поэт не призывает сейчас к бунту и восстанию. Он обращается ко всему человечеству, ко всем людям, к какой бы социальной группе они ни принадлежали, с призывом, с надеждой, с верой в их нравственное преображение под влиянием эстетического идеала красоты в искусстве.

В 1795 году он печатает «Письмо об эстетическом воспитании человека». Он призывает к постепенному эстетическому воспитанию человечества: «Веками философы и художники работали над тем, чтобы донести истину и красоту до низших слоев человечества; первые умирают, но истина и красота, с присущей им неуничтожимой жизненной силой, ощущают себя победителями. Шиллер считал, что под влиянием красоты люди станут гуманными и справедливыми, и тогда исчезнет порок и наступит царство разума, свободы, равенства и счастья.

«Эстетическое творческое пробуждение незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, безмятежное царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всех отношений и освобождает его от всего, что называется принуждением как в физическом, так и в моральном смысле.

Если в динамическом состоянии закону человек противостоит как детерминированная сила и ограничивает его активность, если в этическом состоянии обязанностям человека противостоит величие закона, связывающего его волю, то в кругу прекрасного общения, в эстетическом состоянии, человек может предстать только как форма, может быть противопоставлен только как объект свободной игры. Давать свободу за свободу — основной закон этого государства.

Каким должен быть художник, чтобы установить царство свободы и реализовать эстетическое состояние? Шиллер предлагает целую систему для подготовки такого художника. Он должен быть сыном своего века, но не рабом и не баловнем его. «Пусть благосклонное Божество немедленно отнимет младенца от груди матери, чтобы вскормить его молоком лучших времен, и пусть он созреет до зрелого возраста под далеким греческим небом. А став мужем, он должен вернуться в свой век под видом чужеземца, не очаровывать его своей внешностью, а безжалостно очищать, как сын Агамемнона. Содержание он, конечно, заимствует у современности, но форму — у более благородных времен…». И Шиллер дает художнику еще один совет: «Живи со своим веком, но не будь его созданием: служи своим современникам, но тем, что им нужно, а не тем, что они хвалят».

Второй крупной теоретической работой Шиллера является его статья «О наивной и сентиментальной поэзии». Поэт выделяет два этапа в развитии искусства: искусство древности, античности и Возрождения, которое он называет «наивным», и новое искусство своего времени, которое он называет «сентиментальным». В наивной поэзии идеал и реальность находятся в единстве, в гармонии. Наивный поэт воспринимает мир непосредственно («Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе он не гений»). В сентиментальной поэзии нет гармонии между реальностью и идеалом. Напротив, здесь есть трагическое противоречие. Теперь идея — это «мысль, которую нужно воплотить, а не факт ее жизни». Поэтому сентиментальная поэзия проявляет склонность к сатире, критике или элегии, грусти.

Эстетические взгляды Шиллера находились под сильным влиянием Руссо и Канта. Первый научил его считать искусство священной тайной нравственных идеалов и презирать искусство разврата и порока. «Содрогаешься при одной только мысли о тех зверствах, которые украшают французскую сцену для развлечения народа», — писал Жан-Жак Руссо.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства
  2. Теория ноосферы, ее основные положения
  3. Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
  4. Философская герменевтика. Герменевтический круг
  5. Философия религии М. Хайдеггера
  6. Теория постиндустриального общества Д. Белла
  7. Основное положение гносеологии Канта
  8. Анализ философской лирики
  9. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
  10. Специфика постклассического типа философии.