Для связи в whatsapp +905441085890

Философия неоконсерватизма — Современные представления о неоконсерватизме

Консерватизм как таковой представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей по отношению к обществу, государству и политической системе, месту человека в них. Как идеологическое течение, консерватизм отражает идеи, идеологические ориентиры, направления, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положение которых находится под угрозой объективных тенденций социально-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев населения, которые испытывают возрастающие трудности и давление не только со стороны демократических сил, но и со стороны наиболее динамично развивающихся фракций богатых слоев населения. Но нередки случаи, когда консерватизм — это своего рода защитная реакция тех средних и малых предпринимателей, которые боятся будущего. Консерваторы умело эксплуатируют глубинные традиционалистические и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Очень важно также, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, которая, как правило, претендует на экстраклассический характер. Во второй половине 20 века социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и верховенства закона, сделать акцент на противостоянии любым авантюрам, способным подорвать стабильность политической системы и снизить власть представителей крупного бизнеса. Таким образом, неоконсерватизм возник в 1940-х до 1960-х годов. Неоконсерватизм (Gr. neos — new and Latin conservare — to preserve) — это школа в неоклассическом течении, выступающая за сохранение старых принципов экономической структуры: частной собственности и свободного предпринимательства, саморегулирования экономики рынком, невмешательства государства в экономику. Течение неоконсерватизма формировалось философами, политологами и историками и подпитывалось лозунгами и программами политиков. Неоконсерваторы сами являются инициаторами перемен. В этом отношении неоконсерваторы проявили значительную степень гибкости и прагматизма, способность адаптироваться к создаваемым условиям. Они явно захватили настроение общества, которое требует принятия мер против стагнации в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, растраты государственных средств, негативных явлений в социальной жизни. Особенность неоконсерватизма в 1970-1980-х годах заключается в том, что они прошли путь от противников научно-технического прогресса до его убежденных сторонников, тесно увязывая с ним изменения в различных сферах жизни общества. Для неоконсерваторов характерна приверженность социокультурным и религиозным традициям. Поскольку только физический, чувственный мир рассматривался как единственный истинный мир, религия начала угасать, а рационализм и материализм — расти. Исходя из таких установок, современные неоконсерваторы уделяют особое внимание исчезновению у людей чувства собственного «я» и упадку таких традиционных ценностей, как закон, порядок, дисциплина, патриотизм и самоконтроль. Они настаивают на аргументах и обоснованиях в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с упором на семью, общину, церковь и другие посреднические институты.

Философия неоконсерватизма - Современные представления о неоконсерватизме

Современные представления о неоконсерватизме

Неоконсерватор — это либерал, которого схватила за горло реальность».

Неоконсерватизм — это политическое движение и идеология, стремящееся распространить традиционные ценности западной цивилизации по всему миру, но не поддерживающее типичных требований консерваторов по сокращению государственных и социальных расходов.

Характерной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному навязыванию либерализма и демократии странам с авторитарными режимами. Это нынешнее положение оправдывает связанные с ним нарушения принципа невмешательства в суверенные дела других государств. В частности, американские неоконсерваторы активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран для достижения своих целей.

Сторонники неоконсерватизма прочно закрепили термин «неокон» в современной литературе и журналистике.

Основные положения современной неоконсервативной программы были сформулированы Уильямом Кристолем и Робертом Каганом в 1996 году. Их суть была выражена в следующем

Соединенные Штаты призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире, основываясь на своем международном влиянии и авторитете, установленном их внешней и оборонной политикой последних лет.

Авторы статьи предлагают следующие «три императива»:

  • Значительное увеличение военного бюджета.
  • Пропаганда патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения, «объединение народа и армии», набор в их ряды как можно большего числа добровольцев.
  • «Моральная ясность» действий — не дожидаясь угроз, активно распространяя американские политические принципы — демократию, рыночную экономику и уважение свободы — по всему миру.

И. Горовиц ассоциирует элитаризм с неоконсерватизмом, который стремится утвердить элитаризм как основной закон общества.

Неоконсерваторы признали слабости учения Дж. Кейнса. В частности, они отвергли его позицию о том, что правительство должно обеспечить полную занятость и рост производства, печатая больше денег. Это, по их мнению, усугубит инфляцию и тем самым ухудшит экономическое положение общества. Противники кейнсианства также выступали против увеличения доходов государства, устанавливая чрезмерные налоги на заработную плату и прибыль предпринимателей, поскольку тем самым подрывались материальные интересы работников и предпринимателей в результатах их экономической деятельности.

Неоконсерваторы противопоставляли кейнсианство своим теоретическим и практическим разработкам. Они указали пути и средства обеспечения нормальной денежной массы в стране; определили рациональные налоговые ставки, способствующие расширению предложения товаров на рынке (подробный анализ неоконсервативных взглядов.

Таким образом, неоконсерваторы предприняли энергичную попытку вернуть экономическую теорию и практику к признанию принципа невмешательства государства в экономику.

Неоконсерватизм Льва Штрауса

Одним из «интеллектуальных отцов» неоконсерватизма считается философ Лео Штраус/Лев Штраус, бежавший из нацистской Германии в Соединенные Штаты. Штраус обнаружил, что либеральное американское общество напоминало Германию во времена Веймарской Республики. — Нравственно слабый и неспособный защищаться. Штраус призвал к изменению такого отношения, потому что, по его мнению, демократические режимы, которые не в состоянии применить силу, обречены — как это было в Германии, где Гитлер пришел к власти полностью демократическим путем. Штраус крайне негативно относился к тоталитарным и авторитарным режимам, считая их способными на любые преступления. Его неприязнь к таким состояниям унаследована современными неоконсерваторами. Исследователи, изучающие наследие Штрауса, теперь считают, что его взгляды были марксистскими в политике и социологии и либертарианскими в экономике (он выступал за минимальный государственный контроль над экономикой). Сам Штраус считал, что он возрождает практику «классического политического реализма».

Основные постулаты философии Штрауса о неоконсерватизме, как утверждает ешгульский политолог Е. В. Рейнко:

  • Жизнь как основа бытия, а не смерти.
  • Супер-задача человека как личности — противостоять бездействию воли к жизни.
  • Отрицание одиночества человека в его борьбе с растущим хаосом.
  • Необходимость создания единой системы рациональных ценностей, а ее бережное сохранение — «консерватизм». Таким образом, «консерватизм» или, если хотите, «неоконсерватизм» — это уловка жизни в ее вечной борьбе со смертью.

Стоит отметить, что Е.В. Рейнко видит главного предшественника неоконсерваторов в Уинстоне Черчилле.

Неоконсерватизм Ирвинга Кристола

В 1973 году Майкл Харрингтон предложил термин «неоконсерватизм» для описания идей либеральных интеллектуалов и политических философов, которые отказались от верности доминирующей в то время политической школе мысли внутри Демократической партии в пользу новой формы консерватизма. Этот термин имел уничижительный оттенок, по мнению Харрингтона, но любопытно, что Кристоль использовала его в качестве успешного описания идей и политики, предложенных во влиятельном американском журнале «The Public Interest».

В отличие от либералов, неоконсерваторы отвергли идею больших социальных программ, предложенную Линдоном Джонсоном. В отличие от обычных консерваторов, они в ограниченной степени поддерживали идеи государства всеобщего благосостояния, предложенные Ф. Рузвельтом.

В феврале 1979 года Кристоль появилась на обложке журнала «Эсквайр». Заголовок гласил: «Основатель самой влиятельной политической силы в Америке — неоконсерватизм». Этот год также примечателен публикацией «Неоконсерваторы: мужчины, которые меняют американскую политику». Как и Харрингтон, писатель Питер Штайнфельс был критиком неоконсерватизма, но был впечатлен его растущим политическим и интеллектуальным влиянием. Ответ Кристоля появился под заголовком «Исповеди истинного, самосознательного — Возможно, единственного — «неоконсервативного» сторонника».

Неоконсерватизм, по словам Кристоля, — это не идеология, а система взглядов, образ мышления о политике, а не набор принципов и аксиом. Один из острых критиков Кристоля определил неоконсерваторов как «либералов, которых ограбили на улицах».

Такая реальность, утверждает Кристоль, представляет собой совокупность сущностей. Истины экономики предложения[8] как основы экономического роста были «sine qua non» для сохранения современной демократии. Он настаивает на том, что любая экономическая философия должна быть расширена и включать в себя «политическую философию, моральную философию и даже религиозную мысль», которые еще более актуальны для современной демократии.

В одной из своих ранних книг «Две аплодисменты капитализму» он заявил, что капитализм (вернее, буржуазный капитализм) заслуживает двух аплодисментов. Во-первых, за то, что «это работает, в подходящем простом, вполне материальном смысле этого слова». Во-вторых, за то, что он «приближается к тому, чтобы ценить личную свободу». Эти, не такие уж и маленькие достижения, утверждает он, могут развиваться только в рамках капитализма. Но это также ложится большим «духовным бременем» на человека и социальный порядок. Поскольку он не удовлетворяет индивидуальные человеческие потребности в реальности, он создает духовное недомогание, которое угрожает легитимности социального порядка. Это, как ничто другое, заставляет нас воздержаться от третьего достижения неоконсерватизма.

Неоконсерватизм и государство

Неоконсервативное государство должно основываться на нравственных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые условия жизни человека на основе законности и правопорядка, предоставлять возможность для формирования политических объединений, развивать институты гражданского общества, поддерживать сбалансированные отношения общества с природой и т.д.

Помимо признания того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели отношений гражданин-государство является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, которые преодолевают отсутствие управляемости общества (из-за чрезмерного участия общественности в политике), защищают государство от социальной «перегрузки», модернизируют механизмы защиты элиты, совершенствуют средства разрешения конфликтов и т. д. В то же время в американских вариантах неоконсерватизма, как правило, акцент делался на определении путей развития государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских тенденциях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, совершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности личности.

Программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предложенные неоконсерватизмом, которые предполагали решение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования занятости и т.д., не смогли решить многих проблем социального развития государств, вовлеченных в постиндустриальный период развития, таких как инфляция, обнищание и т.д. Однако, по сравнению с их способностью давать людям относительно целостную картину мира, которая соответствует их основным потребностям и требованиям, все эти особенности заняли заднее сиденье. Главное, что неоконсерватизм, согласовавший рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям четкую формулу отношений между социально ответственной личностью и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мышления, которые сегодня оказываются способными защитить человека на новом технологическом повороте производственной системы, определить приоритеты индивидуальных и общественных программ жизнедеятельности, наметить форму политики, способную вывести общество из кризиса. Более того, неоконсерватизм синтезировал на такой идеологической основе многие гуманистические идеи не только либерализма, но и социализма, а также ряд других доктрин. И хотя неоконсервативная идеология представлена лишь некоторыми крупными политическими партиями в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идеологической направленности все больше расширяется во всем мире.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Культурологический подход Шпенглера
  2. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  3. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  4. Право как элемент духовной структуры общества
  5. Причинность и целесообразность
  6. Классы как историческая реальность
  7. Теория истины
  8. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  9. Теория революционного преобразования общества
  10. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции