Для связи в whatsapp +905441085890

Философия нового времени: Френсис Бэкон — Виды учебной программы

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) считается отцом философии Новой Эры. Он происходил из знатной семьи, которая занимала видное место в английской политической жизни (его отец был Лорд-Покровитель Печатей). Он закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, характеризующийся схоластическим подходом, который сводился к чтению и анализу в основном авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

Это обучение не принесло ничего нового, особенно в знаниях о природе. Уже тогда он пришел к убеждению, что новые знания о природе должны быть получены, прежде всего, путем изучения самой природы.

Он был дипломатом английской миссии в Париже. После смерти отца он вернулся в Лондон, стал адвокатом и членом Палаты Общин. Он сделал блестящую карьеру при дворе короля Джеймса I.

С 1619 года Ф. Бэкон был лордом-канцлером Англии. После того, как Джеймс I был вынужден вновь созвать парламент из-за неуплаты налогов жителями, депутаты взяли «реванш», в частности, Бэкона обвинили во взяточничестве и отстранили от политической деятельности в 1621 году. Политическая карьера лорда Бэкона закончилась, он оставил старые дела и посвятил себя научной работе до самой смерти.

Одна группа работ Бэкона состоит из работ по формированию науки и научных знаний.

В основном они касаются его проекта «Великая реконструкция науки» (из-за нехватки времени или по другим причинам этот проект не был завершен).

Этот проект был завершен в 1620 году, но только его вторая часть, о новом индуктивном методе, написанная и опубликованная под названием «Новый Орган» также в 1620 году, была полностью реализована. В 1623 году он опубликовал свой труд «О достоинстве и приумножении наук».

Философия нового времени: Френсис Бэкон - Виды учебной программы

Виды учебной программы

Среди мыслителей конца 16 века/начала 18 века наиболее примечателен Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.).

Традиционно Фрэнсис Бэкон упоминается как основатель английского материализма, который последовательно отстаивал идеи таких «элементарных» диалектических материалистов Древней Греции, как Леуципп, Демокрит, Фалес и другие. Другие видят его заслуги, прежде всего, в том, чтобы заложить основы нового направления философской мысли, позднее названного «философией науки». Другие утверждают, что Фрэнсис Бэкон обязан своей славой разработке фундаментальных вопросов методологии научного познания, а его учение о «идолах», т.е. об ошибках мышления, возникающих при взаимодействии познающего субъекта и познаваемого объекта, стало основой современной эпистемологии. Сам Фрэнсис Бэкон считал свой вклад в сокровищницу человеческой мысли очень скромным (он писал, например, что в отличие от Телесио и Патрици, он не предлагал последовательной теории для объяснения законов развития природы, общества и человека), но его потомки высоко ценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философии. В частности, Карл Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали в «Святом семействе», что в Беконе». Материализм, в своей наивной форме, укрывает зародыши всестороннего развития». Они писали, что в произведениях английского философа «материя, со своим поэтически чувствительным блеском, улыбается всему человеку». Но как бы ни относились современники к Фрэнсису Бэкону, как бы ни оценивали его потомки, надо признать, что его творчество сформировало эпоху в истории европейской философской мысли, и многие наши представления о природе и особенностях научного познания, о границах человеческого разума, о соотношении эмпиризма и теории в научных поисках имеют свои корни в его творчестве. Мы также обязаны ему целой серией оригинальных идей, вошедших в арсенал современной культурной мысли.

После окончания Кембриджского университета Фрэнсис Бэкон поступил на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако после смерти отца он был вынужден вернуться домой. Здесь он начал проявлять политическую активность и вскоре был избран членом Палаты общин английского парламента. Очень скоро внимание привлек талантливый молодой юрист, обладающий редким даром красноречия и не скрывающий своих монархических убеждений. Даже король Яков I Стюарт обратил на него внимание и увидел в нем человека, на которого можно было положиться в постоянном противостоянии между парламентом и Двором, которое часто проявлялось не только в неявной, но и в явной форме. Представление королю стало началом блестящей и стремительной карьеры Франциска Бэкона, который в возрасте 57 лет стал лордом-канцлером Английского королевства, бароном Веруламским, виконтом Святого Албана и владельцем многих земель и замков.

Однако, как и было бы угодно судьбе, его приход к власти вскоре был прерван. Борьба между королем и парламентом резко обострилась в начале 1920-х годов, и в поисках компромиссного решения король решил пожертвовать некоторыми из высших чиновников, которые вызвали наибольший гнев городских плебеев и мелкой буржуазии из-за их последовательной и жесткой политики, чтобы укрепить позиции королевской власти. Среди них был Фрэнсис Бэкон, которого парламент обвинил во взяточничестве и растрате. Тюремное заключение в Тауэре закончилось счастливее для Фрэнсиса Бэкона, чем для Томаса Моря. Он не потерял голову на эшафот, но его политическая карьера закончилась. Он больше никогда не занимался политикой и посвятил остаток своих дней научной и литературной деятельности.

Доктрина знания

Фрэнсис Бэкон, который был сенсационистом, эмпириком и материалистом, уделял особое внимание методологии как важнейшей гарантии приобретения и обогащения достоверных знаний. Он считал, что метод научного исследования, предложенный Аристотелем в его «Органоне», устарел для своего времени. Свою работу над методологией исследования Бэкон назвал «Новым Органом», в которой он рекомендует внедрить индуктивный метод в логику научного исследования вместо дедуктивного метода, предложенного Аристотелем. (Исследователи в истории логики считают Фрэнсиса Бэкона создателем индукции).

Для Бэкона объектом знания является природа, задачей знания является изучение объектов и явлений природы, целью знания является господство человека над силами природы. Он предложил исключить теологию из сферы научного знания. Философ был сторонником дуальной теории истины, согласно которой наука и религия имеют разные сферы существования и знания. Бог и человеческая душа, сказал Ф. Бекон, являются предметом религиозной веры, а не научного познания. Религия не должна никоим образом вмешиваться в сферу научного познания, а наука не должна заниматься проблемами религиозной веры. «Отдавайте вере то, что принадлежит вере, а науке то, что принадлежит исключительно науке», — часто говорил философ, ссылаясь на евангельское высказывание Иисуса Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу то, что принадлежит Богу».

В поисках истины, писал Бэкон, участвуют и разум, и чувства человека. Но источником наших знаний являются наши чувства. Знания зависят от опыта. Задача разума, прежде всего, — предостеречь человека от обмана и поспешных выводов. Прежде чем мы проникнем в познание природы, которое, как мы помним, является единственным достойным объектом научного изучения, мы должны, — писал Фрэнсис Бэкон, — застраховать себя от ошибки при приближении к своему знанию. Философ видел эту ошибку в накопившихся пороках прошлого и, прежде всего, в характере системы традиционной и схоластической (средневековой) мысли.

Методология познания философии Бэкона

«Идолы и заблуждения, пустившие глубокие корни в человеческом разуме, не только препятствуют поиску истины, но (даже если бы доступ к ней был открыт) продолжали бы вредить обновлению наук, если бы люди, предостерегая от них, не боролись бы с ними как можно больше. Освобождение от идолов необходимо для их избавления. Но что это? «Есть четыре вида идолов, которые преследуют человеческий разум». Призовем их для дидактических целей: идолов вида, идолов пещеры, идолов места, идолов театра.

Доктрина метода и его влияние на философию 17 века

Первое требование метода: начиная с твердой веры в единство, целостность природного мироздания, в существование универсального («божественного») закона, управляющего всеми телами и всеми процессами, философы XVII века все же видят свою главную задачу в «расчленении», «делении», «обособлении» природы, «обособлении» отдельных тел и процессов, а также в «обособлении» описания и анализа внешнего вида физической, материальной природы, с одной стороны, и ее закона, с другой. «Нужно, — пишет Бэкон, — сделать разложение и отделение природы не огнем, конечно, а разумом, который, как бы, является божественным огнем».

Второе требование метода, определяющее специфику самого рассечения, гласит: рассечение — это не самоцель, а средство выделения самого простого, самого простого Спек характеризует это требование в его двойном смысле. Во-первых, единственная, законченная вещь должна быть разделена на «простые от природы» и получена из них (например, «простые от природы» золота — это его пожелтение, его пластичность). Во-вторых, объект должен быть простым, «бетонные тела, такие как обнаружены в природе в их обычном ходе». «Эти запросы, — продолжает Бэкон, — относятся к сплавленным — или собранным в одну конструкцию — природам, и здесь частные и особые факультеты природы рассматриваются, как если бы они были частными и особенными, а не фундаментальными и общими законами, которые формируют формы».

Третье требование метода заключается в следующем. Поиск простых начал, простой природы, объясняет Бэкон, отнюдь не подразумевает, что они являются конкретными материальными явлениями или просто частные тела, их конкретные частицы. Задача и цель науки гораздо сложнее: «открыть форму природы, или истинное различие, или производную природу, или источник происхождения (ибо эти слова у нас есть, которые ближе всего подходят к этой цели)».

Речь идет, по сути, об открытии «закона и его подразделений» (именно это содержание Бэкон вкладывает в термин «форма»), а также такого закона, который мог бы служить «основой как знания, так и деятельности».

Четвертое требование метода дает ответ на этот вопрос. «Прежде всего, — пишет Бэкон, — мы должны подготовить достаточную и хорошую историю природы и опыта, который является основой вещи». Другими словами, мы должны тщательно суммировать, перечислять то, что природа говорит уму, «подаренному самому себе, управляемому самим собой». Но даже перечисляя, снабжая разум примерами, мы должны соблюдать некоторые методологические правила и принципы, которые постепенно превращают эмпирические исследования в выведение форм, в истинное толкование природы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
  2. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  3. Китайская философия
  4. Движение как свойство материи
  5. Содержание эстетических категорий
  6. Скептицизм
  7. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  8. Историческая судьба марксизма на западе
  9. Одна из важнейших категорий китайской философии
  10. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии