Для связи в whatsapp +905441085890

Философия позитивизма О. Конта

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Классическая наука и классическая рациональность
  2. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  3. История науки как смена типов рациональности
  4. История науки как смена научных картин мира
  5. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  6. «Венский кружок»: история становления и основные принципы
  7. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  8. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке
  9. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Т. Куна «Структура Научной революции»)
  10. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»)

Введение

В 1930-х и 1940-х гг. Появилась и получила широкое признание философия французского мыслителя Огюста Комте (1798— 1857). Это называется философией позитивизма. Начавшись во Франции, позитивизм распространился в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Мыслители в России также проявляют к ней интерес. Во Франции она представлена в основном Огюстом Контом (1798—1857), в Англии — Джоном Стюартом Миллем (1806—1873) и Гербертом Спенсером (1820—1903), в Германии — Якобом Молешоттом (1822—1893) и Эрнстом Геккелем (1834—1919), в Италии — Роберто Ардиго (1828—1920). В разных странах позитивизм по-разному вплетен в различные культурные традиции. «Во Франции она вписывается в картезианский рационализм и рационализм эпохи Просвещения. В Англии она развивается на почве эмпиризма и утилитарной традиции. В Германии она принимает форму сухого сциентизма и материалистического монизма. В Италии он приобрел черты ренессансного натурализма, что отразилось в акценте на педагогику и антропологию». Д. Реале, Д. Антикери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтического периода до наших дней. — Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, с. 191.

Позитивизм — это сложное движение, которое доминировало в европейской культуре — философии, политике, педагогике, историографии и литературе — с 1840 года почти до начала Первой мировой войны. Европа встала на путь индустриальной трансформации, и социальные последствия этой революции были поразительными. Применение научных открытий изменило весь мир производства: города росли, транспортные сети и капитал расширялись, медицина победила заразные болезни, и прежний баланс между городом и деревней нарушился. Образ жизни изменился до неузнаваемости. Казалось, что инструменты для решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже образовании) уже освоены, и социальный прогресс очевиден и неостановим.

О. Конт — родоначальник позитивизма

Огюст Комте (1798—1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а впоследствии ярым противником) Сен-Симона и выпускником знаменитого Политехникума (бывшей кузницы мятежников, позднее преобразованной в Школу инженеров и техников). Интерес к математике не помешал ему читать работы английских эмпириков Дидро, Д’Алембера, Тюрго и Кондорсе. Комте часто называют основателем французского позитивизма и отцом социологии.

Основные идеи позитивизма содержатся в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в работе «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению Комта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее объектов и явлений, и отказаться от попыток постичь ее сущность.

В своем «Курсе позитивной философии» Комте пишет: «… Я считаю, что открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с постоянной необходимостью историческая достоверность может быть установлена как нашими рациональными доказательствами, так и тщательным анализом прошлого. Этот закон заключается в том, что каждое из наших фундаментальных понятий обязательно проходит через три теоретически различные стадии: теологическую или фиктивную стадию; метафизическую или абстрактную стадию; научную или позитивную стадию….. Отсюда три вида философии, или концентрированных систем, обобщающих явления, которые являются взаимоисключающими. Первая — это отправная точка, необходимая для человеческого понимания… третья — это фиксированный и определенный этап, а вторая призвана служить переходной точкой».

На теологической стадии явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия более или менее многочисленных сверхъестественных агентов. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. «Только на позитивной стадии человеческий разум, поняв невозможность приобретения абсолютного знания, уже не допытывается о происхождении и судьбе вселенной, о внутренних причинах явлений, а ищет и открывает, путем сочетания размышления и наблюдения, их законы действия, т.е. неизменные отношения преемственности и сходства».

Так, по мнению Комта, теологическая стадия характеризуется преобладанием силы, например, феодализм, метафизическая — революциями и реформами, например, реформа христианства, а позитивная — появлением индустриального общества с его безграничной свободой сознания.

Комт вводит термин «социология» как науку об обществе. Как физика устанавливает законы природных явлений, так и социология устанавливает законы социальных явлений посредством наблюдения и рассуждений. Комт разделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, присущие обществу в каждую эпоху, а социальная динамика изучает законы общественного развития, наиболее важными из которых являются закон трех стадий и закон прогресса.

Вся социология Конта, однако, в кратком изложении состоит из следующих четырех пунктов: «1. социальная статика изучает условия порядка, динамика — законы прогресса; 2. человеческий прогресс протекает по стадиям, необходимым природе, человеческая история — это развертывание человеческой природы; 3. хотя человеческое развитие идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивает традицию. 4. социальная физика является необходимым условием для рациональной политики. Проблема в том, что политика находится в руках юристов и литераторов, которые ничего не знают о том, как устроено общество. Д. Реале, Д. Антикери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтического периода до наших дней. — ТОО «ТК Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, с.195.

Д. С. Милль, и его позитивизм

Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806—1873), часто посещали английские радикалы, включая Рикардо и Бентама. «С вниманием и интересом я слушал их разговоры, — вспоминал Джон в своей автобиографии, — и это постоянное присутствие позволило мне подружиться с обоими…». Серьезное образование, либеральная атмосфера, дружба с французским экономистом Ж.Б. Сэем, чтение трудов Сен-Симона, Конта и Бентама — все это сформировало в будущем философе желание стать «реформатором мира».

Будучи ученым, Милль тщательно изучал логику. Для Милля логика — это наука о доказательстве, то есть о правильном выведении одного утверждения из другого. «Каждый ответ и каждый сформулированный вопрос состоит из утверждения, или пропозиции. Все, что может быть предметом согласия или несогласия, должно принимать форму предложения, выраженного в словах: вся истина и вся ошибка гнездятся в предложениях». Но аргументы — это цепочки предложений, и если предпосылки истинны, то истинны и следствия. Милль ищет ценность силлогизма в своих трудах и приходит к выводу, что «всякий вывод делается от одной частности к другой частности» и что единственным обоснованием «того, что будет» является «то, что было».

Милль рассматривал индукцию как обобщение опыта. «Индукция, — писал Милль в третьей книге «Логики», — это умственная операция вывода из знания одного или многих случаев знания всех случаев, сходных в определенных отношениях. Для того чтобы отличить существенные обстоятельства от несущественных, чтобы выбрать из следующих друг за другом обстоятельств те, которые связаны неизменным законом, Милль предлагает четыре индуктивных метода. Это метод согласия, метод разности, метод сопутствующего изменения и метод остатков. Милль считает, что обобщение основывается на предыдущих обобщениях. То есть все, что не происходит в мире, является прошлым опытом и уже произошло.

Милль отстаивал индивидуальные права, то есть защищал свободу личности. Милль в соавторстве со своей женой написал книгу «О свободе» (1859). В этой книге поражает обилие аргументов в защиту индивидуальной автономии. Милль подчеркивает важность для человека и общества в целом «максимального разнообразия характера и полной свободы развития человеческой природы в бесчисленных контрастных направлениях». Свобода защищает не только от тирании власти, но и от тирании мнений и преобладающих настроений, от общих социальных тенденций, идей и привычек… В нем лежит предел законного вторжения коллективного мнения в индивидуальную независимость».

Милль рьяно защищает право человека жить так, как ему нравится. «Каждый из нас самодостаточен в отношении своего здоровья, как физического, так и психического и духовного». Очевидно, что свобода одного находит свой предел в свободе другого. Человек, согласно Миллю, должен быть в состоянии избежать ущемления интересов других людей или определенной группы интересов, которые должны быть признаны законными в силу закона или эстоппеля. Свобода означает: а) свободу мысли, религии и самовыражения; б) свободу вкуса, свободу жить так, как человек считает нужным; в) свободу собраний. Таков идеал Милля — возможная свобода каждого ради благополучия всех. «Государство, которое стремится обесценить ценность людей, чтобы сделать из них послушные инструменты своих проектов (даже для самых лучших целей), очень скоро придет к выводу, что великие цели не могут быть достигнуты маленькими людьми, а совершенный механизм, которому все приносится в жертву, больше ни на что не годится, именно из-за отсутствия жизненного духа, который подавляется, чтобы ускорить движения самого механизма».

Работа Милля «Подчинение женщины» (1869) особенно проницательна в своем социальном анализе. На протяжении веков женщины считались «по своей природе» неполноценными. Однако, отмечает Милль, «женская природа» — это искусственный факт, факт истории. И эта проблема должна быть решена политическими средствами: созданием равных социальных условий для мужчин и женщин. Не без влияния Милля женское движение получило широкое распространение в Англии девятнадцатого века. В 1919 году английские женщины получили право голоса.

Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера

Большую часть своей жизни Спенсер провел в качестве кабинетного ученого. С 1862 по 1896 год он опубликовал 10 томов системы «синтетической философии», в которую вошли «Основные начала» ((1862), книга о первых принципах бытия), «Основы биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет» (1873), «Основы психологии» (1879 — 1893), «Основы социологии» (в 3 томах, 1876 — 1896), «Основы этики». В 1850 году была опубликована его «Социальная статистика».

Спенсер пытался доказать совместимость науки и религии. Он считал, что наука помогает религии очиститься от мистицизма. Как каждое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения своего раздела, так и философские обобщения консолидируют более широкие обобщения науки». Философия — это наука о первых принципах; она доводит процесс унификации знаний до предела. Философия — конечный продукт этого процесса, который ведет от соединения грубых наблюдений к разработке все более широких утверждений, от фактов к универсальным суждениям. «Наука — это знание частично объединенное; философия — знание полностью объединенное», — заключил Спенсер.

Он рассматривал философию как знание на уровне максимального обобщения, поскольку философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начинаться с самых общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неразрушимости материи, непрерывности движения, сопротивления силе. Эти принципы должны использоваться всеми науками. Однако их можно объединить в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон всеобщего изменения — это закон эволюции.

Два года спустя, в «Происхождении видов», Дарвин применил термин «эволюция» к живым видам. Но Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Его первая особенность — переход от менее связанной формы к более связанной. Вторая особенность — переход от однородного связанного состояния к неоднородному несвязанному состоянию. «Третья особенность эволюции — переход от неопределенного к определенному». Спенсер заявил, что эволюция — это интеграция материи, сопровождающая диссипацию движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономии к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и суперорганическую (или сверхорганическую), которые плавно перетекают одна в другую. Однако каждая фаза приобретает новое качество сложности на определенном уровне зрелости и не сводится к другой. Социальная эволюция является частью сверхорганической эволюции, которая включает в себя взаимодействие многих индивидов, скоординированные коллективные действия, с последствиями, которые превышают силу любого одиночного действия. Предметом социологии является «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Спенсер, как и Милль, защищал индивидуальные права и свободы. В своих трудах он утверждает, что общество существует для человека, а не наоборот, что развитие общества зависит от самореализации личности.

Спенсер, несмотря на свой либерализм, не согласен с теми, кто считает, что может изменить мир, ускорив ход истории путем сознательных реформ или образования. «Как путь от младенчества до зрелости нельзя сократить, избегая утомительного процесса прорастания и медленного роста побегов, так и от низших форм общества нельзя ожидать, что они сразу сформируют высшие, без ряда небольших последовательных модификаций». Это явно позиция консерватора, который поддерживает индустриальный путь развития.

Второй позитивизм — эмпириокритицизм

В конце девятнадцатого века позитивизм Конта-Милла-Спенсера постепенно сошел со сцены. Именно в это время появляется вторая форма позитивизма, усугубляющая субъективный идеализм и агностицизм своих предшественников. Его главными представителями были Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896), основатель так называемого эмпиризма-критицизма.

Мах родился в Моравии в 1838 году, преподавал физику в Граце и Праге и философию в Вене. Он умер недалеко от Монако в 1916 году. Среди его работ такие, как «Механика. Исторический и критический очерк его развития» (1883). (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1900), «Принципы учения о тепле» (1896), «Научно-популярные лекции» (1896), «Познание и заблуждение» (1905).

Для Маха пища и природа, о которых говорит наука, вообще не является вещью в себе и не является истинным объективным ориентиром. Мах понимал познание как процесс прогрессивной адаптации к окружающей среде. Познание, по его мнению, является глобальным фактом, формой адаптации живого организма к окружающей среде; адаптация глаза и уха; «феномен контраста» цветов и форм; распознавание данного объекта в различных условиях освещения; распознавание музыкального ритма. Понятно, что все это относится к человеку, но прежде всего это результат эволюции видов. То есть, что бы это ни было, материя или вещь, Мах считал, что это сочетание элементов, цветов, звуков и т.д., не что иное, как так называемые знаки.

Согласно Маху, основой научного знания является не факт, а ощущение. Маха, подчеркивает биологическую функцию науки. Научные исследования лишь продолжают и совершенствуют процесс жизни, в котором низшие животные приспосабливаются к окружающей среде с помощью органов и поведения. В борьбе между приобретенной привычкой и адаптационным усилием возникают проблемы, которые исчезают после завершения адаптации и вновь появляются через некоторое время». Что это за проблемы? — спрашивает Мах в работе «Познание и заблуждение». Ответ: «Несоответствие между мыслью и фактом, или несоответствие между мыслями — вот источник проблемы.

Как и все позитивисты, Мах делает необоснованное утверждение, что он очищает естественные науки от «метафизики» и ее «воображаемых проблем». Он утверждает, что опирается на опыт и что его эмпирический взгляд исключает все метафизические вопросы.

Мах считает, что когда возникают проблемы, мы пытаемся решить их с помощью гипотез. Здесь гипотеза служит средством для новых наблюдений и новых исследований, которые могут подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения. Суть гипотезы — это расширение нашего опыта.

Наше воображение обладает огромным разнообразием идей, которые при доказательстве выявляют их соответствие фактам, их истинность или ложность. «Подгонка» мыслей к фактам — это наблюдение, а взаимная «подгонка» мыслей друг к другу — это теория. С другой стороны, наблюдение и теория не существуют отдельно, поскольку почти всегда наблюдение уже загрязнено теорией, и если оно достаточно достоверно, то в свою очередь влияет на теорию, подтверждает, опровергает или исправляет ее.

Заключение

Одним из наиболее влиятельных течений буржуазной философской мысли является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм сформировался уже в 30-е годы XIX века, и на протяжении более чем столетней истории он развивался в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Термин «позитивизм» означает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций, поскольку, по мнению позитивистов, метафизические объяснения теоретически неосуществимы и практически бесполезны, и обратиться к изучению позитивного знания. В центре внимания позитивистов всегда были отношения между философией и наукой. Основной тезис позитивизма состоит в том, что все истинные, позитивные («положительные») знания о действительности могут быть получены только как результаты отдельных специальных наук или их «синтетического» сочетания, и что философия как специальная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы действительности, не имеет права на существование. Позитивизм как философское течение исходит из того, что большинство знаний о мире, человеке и обществе получено в специальных науках, и что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постичь «первые начала бытия и знания», к которым философия стремилась с момента своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и «позитивная» наука противопоставляются традиционной философии как «метафизике».

Список литературы

  1. Балашов Л.Е. Философия: учебник. 2-е издание, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. с. 672.
  2. D. Reale, D. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтического периода до наших дней. — ТОО «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, — 880 стр.
  3. Новейший философский словарь /Сост. А.А. Грицанов. — Мн: Издательство В.М. Скакуна, 1998, -896 с.
  4. Орлов С.В. О-66 История философии. — Питер, 2009, — 192 с. (Серия «Краткий курс»).
  5. Философия: конспект лекций / Коробкова Ю.Е. — М.:МИЭМП, 2005, — 118.
  6. Философия: энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главные редакторы: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. 1983.