Для связи в whatsapp +905441085890

Философия позитивизма — Первый позитивизм

Позитивизм — это сложное движение, которое доминировало в европейской культуре — философии, политике, педагогике, историографии и литературе — с 1840 года почти до начала Первой мировой войны. Европа встала на путь индустриальной трансформации, и социальные последствия этой революции были поразительными. Применение научных открытий изменило весь мир производства: города росли, транспортные сети и капитал расширялись, медицина победила заразные болезни, и прежний баланс между городом и деревней нарушился. Образ жизни изменился до неузнаваемости. Казалось, что инструменты для решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже образовании) уже освоены, а социальный прогресс очевиден и неостановим.

Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О. Конт. «В основе его философской программы лежит тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия — это «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто не существует». Философия в том виде, в котором она существовала раньше, была, по мнению Конта, бесполезной и ненужной. Ведь только частная наука может быть источником истинного знания, поскольку все явления подчиняются естественным законам. Наука не нуждается в философии над собой, а должна полагаться на себя. «Наука — это философия самой себя». Поэтому, с точки зрения О. Конта, целью новой, позитивной философии является разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия — это синтез, «совокупность общенаучных положений» всего позитивного естественнонаучного и социального материала.

«ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — (1) па-радигматическая гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено в результате чисто научного (не философского) познания; программно-научный пафос П. заключается в отрицании философии («метафизики») как познавательной деятельности, обладающей синтезирующим и прогностическим потенциалом в контексте развития конкретно-научного знания» Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Минск: изд. В.М. Скакун, 1998, с. 527

Соответственно, поскольку позитивные науки — в отличие от прежнего спекулятивного знания — должны основываться на фактах наблюдения и эксперимента, «полезная» философия, очевидно, должна заняться изучением реального знания и реального процесса познания, поскольку они имеют место в хороших науках.

1-й Позитивизм, так называемый «первый позитивизм» (основные мыслители О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.), основными идеями которого являются «позитивное знание» и очищение философии от метафизических иллюзий. Т.е. «первый позитивизм» попытался обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к быстро растущему научному знанию.

2. Эмпириокритицизм, так называемый «второй позитивизм» или махизм (Мах, Авенариус). Это течение создает новую философию, основанную на «естественном мировоззрении» и устраняет такие «мнимые» проблемы, как отношения между бытием и мышлением, субъектом и объектом. Внешнее и внутреннее (среда и «я») представлены здесь как неразделимые и находящиеся в «принципиальном согласии». Они состоят из однородных элементов мира (ощущений), которые в одном контексте выглядят как физические, а в другом — как психические. Аналогичным образом, содержание опыта описывается как нейтральное — ни материальное, ни идеальное, и в конечном итоге представляет собой поток ощущений.

3. Неопозитивизм, или «третий позитивизм», представленный аналитической философией (мыслители Поппер, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Гудман, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого возникает логический позитивизм (Шлик, Кар-напе, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Хан, В. Крофт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др.

4. Постпозитивизм, в рамках которого намечается явная тенденция к ослаблению первоначального методологического радикализма и установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике развития науки (мыслители К. Поппер, Т. Кун и др.).

Философия позитивизма -  Первый позитивизм

Первый позитивизм

Хотя в каждой стране позитивизм приобретает свои особенности, можно выделить ряд основных черт, которые позволяют говорить о позитивизме как о движении мысли.

  • в отличие от идеализма, позитивизм утверждает науку в качестве основной: мы знаем только то, что сообщают науки; единственный метод познания — естественный метод.
  • Естественный метод работает не только при изучении природы, но и при изучении общества.
  • именно поэтому социология, понимаемая как наука о «естественных фактах», т.е. о человеческих отношениях, является достаточно представительным продуктом философской программы позитивизма.
  • позитивизм возвысил науку как единственный способ решения всех проблем, которые мучили человечество на протяжении веков.
  • Всеобщий оптимизм характеризовал эпоху позитивизма с его верой в неизменность прогресса (иногда понимаемого как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), в грядущее процветание и в человеческую солидарность.
  • позитивизм (за возможным исключением Дж. С. Милля) характеризуется некритичной, часто поспешной и поверхностной верой в непрерывный, беспрепятственный рост науки.

«Позитивизм» науки часто ассоциируется с борьбой против идеалистических и спиритуалистических интерпретаций реальности.

То есть, позитивизм отказывается признавать априорное знание как единственное средство получения достоверного знания. Позитивисты утверждают, что научные методы являются единственным средством научного познания. Позитивисты рассматривают науку как средство получения знаний и изменения мира. Позитивисты верят в силу научной рациональности. Позитивисты считают, что наука способна выявить закономерности в процессах природы и общества, также для позитивизма характерна вера в прогресс.

Огюст Комте (1798—1857) родился в Монпелье в скромной католической семье. Он был учеником и секретарем (а позже ярым противником) Сен-Симона и выпускником знаменитой Политехнической школы (бывшей кузницы мятежников, позже преобразованной в Школу инженеров и техников). Интерес к математике не помешал ему читать работы английских эмпириков Дидро, Д’Алембера, Тюрго и Кондорсе. Комте часто называют основателем французского позитивизма и отцом социологии.

Основные идеи позитивизма содержатся в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), в работе «Дух позитивной философии» (1844) и в работе «Система позитивной политики» (1852 — 1854).

По мнению Комта, наука должна ограничиться описанием реальности, ее объектов и явлений, и отказаться от попыток постичь ее сущность.

В своем «Курсе позитивной философии» Комте пишет: «… Я считаю, что открыл великий фундаментальный закон, согласно которому с постоянной необходимостью историческая достоверность может быть установлена как нашими рациональными доказательствами, так и тщательным анализом прошлого. Этот закон заключается в том, что каждое из наших фундаментальных понятий обязательно проходит через три теоретически различные стадии: теологическую или фиктивную стадию; метафизическую или абстрактную стадию; научную или позитивную стадию….. Отсюда три вида философии, или концентрированных систем, обобщающих явления, которые являются взаимоисключающими. Первая — это отправная точка, необходимая для человеческого понимания… третья — это фиксированный и определенный этап, а второй призван служить переходной точкой».

О. Конт — родоначальник позитивизма

На теологической стадии явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил. «Только на позитивной стадии человеческий разум, поняв невозможность приобретения абсолютного знания, уже не допытывается о происхождении и судьбе вселенной, о внутренних причинах явлений, а ищет и открывает, путем сочетания размышления и наблюдения, их законы действия, т.е. неизменные отношения преемственности и сходства».

Так, по мнению Комта, теологическая стадия характеризуется преобладанием силы, например, феодализм, метафизическая — революциями и реформами, например, реформа христианства, а позитивная — появлением индустриального общества с его безграничной свободой сознания.

Комт вводит термин «социология» как науку об обществе. Как физика устанавливает законы природных явлений, так и социология устанавливает законы социальных явлений посредством наблюдения и рассуждений. Комт разделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, присущие обществу в каждую эпоху, а социальная динамика изучает законы общественного развития, наиболее важными из которых являются закон трех стадий и закон прогресса.

Однако, если подвести итог, вся социология Конта состоит из следующих четырех пунктов: «1. социальная статика изучает условия порядка, динамика — законы прогресса; 2. человеческий прогресс протекает по стадиям, необходимым природе, человеческая история — это разворачивание человеческой природы; 3. хотя развитие человека идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. 4. социальная физика является необходимым условием для рациональной политики. Проблема в том, что политика находится в руках юристов и литераторов, которые ничего не знают о том, как устроено общество. Д. Реале, Д. Антикери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтического периода до наших дней. — ТОО «ТК Петрополис», Санкт-Петербург, 1997, с.195.

Хотя идеи Конта подвергались критике, эта критика не смогла предотвратить распространение позитивизма. Успешными оказались такие идеи, как: идея важности науки для прогресса человечества, критика непроверяемых идей, идея социологии как самостоятельной науки, акцент на традиции, признание историчности фактов, идея единства научного метода, мотивы положительного и длительного влияния истории научной мысли.

Следует также отметить, что трехступенчатый закон есть не что иное, как метафизика истории, что явно противоречит позитивному методу. Наконец, классификация наук полна двусмысленностей: Простота и сложность объекта всегда определяется выбранными критериями и не может рассматриваться как абсолютное свойство объектов.

Д. С. Милль, и его позитивизм

Дом Джеймса Милля, отца Джона Стюарта Милля (1806—1873), часто посещали английские радикалы, включая Рикардо и Бентама. «С вниманием и интересом я слушал их разговоры, — вспоминал Джон в своей автобиографии, — и это постоянное присутствие позволило мне подружиться с обоими…». Серьезное образование, либеральная атмосфера, дружба с французским экономистом Ж.Б. Сэем, чтение трудов Сен-Симона, Конта и Бентама — все это сформировало в будущем философе желание стать «реформатором мира».

Будучи ученым, Милль тщательно изучал логику. Для Милля логика — это наука о доказательстве, то есть о правильном выведении одного утверждения из другого. «Каждый ответ и каждый сформулированный вопрос состоит из утверждения, или пропозиции. Все, что может быть предметом согласия или несогласия, должно принимать форму предложения, выраженного в словах: вся истина и вся ошибка гнездятся в предложениях». Но аргументы — это цепочки предложений, и если предпосылки истинны, то истинны и следствия. Милль ищет ценность силлогизма в своих трудах и приходит к выводу, что «всякий вывод делается от одной частности к другой частности» и что единственным обоснованием «того, что будет» является «то, что было».

Милль рассматривал индукцию как обобщение опыта. «Индукция, — писал Милль в третьей книге «Логики», — это умственная операция вывода из знания одного или многих случаев знания всех случаев, сходных в определенных отношениях». Для того чтобы отличить существенные обстоятельства от несущественных, чтобы выбрать из следующих друг за другом обстоятельств те, которые связаны неизменным законом, Милль предлагает четыре индуктивных метода. Это метод согласия, метод разности, метод сопутствующего изменения и метод остатков. Милль считает, что обобщение основывается на предыдущих обобщениях. То есть все, что не происходит в мире, является прошлым опытом и уже произошло.

Милль отстаивал индивидуальные права, то есть защищал свободу личности. Милль в соавторстве со своей женой написал книгу «О свободе» (1859). В этой книге поражает обилие аргументов в защиту индивидуальной автономии. Милль подчеркивает важность для человека и общества в целом «максимального разнообразия характера и полной свободы развития человеческой природы в бесчисленных контрастных направлениях». Свобода защищает не только от тирании власти, но и от тирании мнений и преобладающих настроений, от общих социальных тенденций, идей и привычек… В нем лежит предел законного вторжения коллективного мнения в индивидуальную независимость».

Милль рьяно защищает право человека жить так, как ему нравится. «Каждый из нас самодостаточен в отношении своего здоровья, как физического, так и психического и духовного». Очевидно, что свобода одного находит свой предел в свободе другого. Человек, согласно Миллю, должен быть в состоянии избежать ущемления интересов других людей или определенной группы интересов, которые должны быть признаны законными в силу закона или эстоппеля. Свобода означает: а) свободу мысли, религии и самовыражения; б) свободу вкуса, свободу жить так, как человек считает нужным; в) свободу собраний. Таков идеал Милля — возможная свобода каждого ради благополучия всех. «Государство, которое стремится обесценить ценность индивидов, чтобы сделать их послушными инструментами своих проектов (даже ради самых лучших целей), очень скоро придет к выводу, что великие цели не могут быть достигнуты маленькими людьми, а совершенный механизм, которому все приносится в жертву, больше ни на что не годится именно из-за отсутствия жизненного духа, который подавляется, чтобы ускорить движение самого механизма».

Эволюционистский позитивизм Г. Спенсера

Большую часть своей жизни Спенсер провел в качестве кабинетного ученого. С 1862 по 1896 год он опубликовал 10 томов системы «синтетической философии», в которую вошли «Основные начала» ((1862), книга о первых принципах бытия), «Основы биологии» (1864 — 1867), «Социология как предмет» (1873), «Основы психологии» (1879 — 1893), «Основы социологии» (в 3 томах, 1876 — 1896), «Основы этики». В 1850 году была опубликована его «Социальная статистика».

Спенсер пытался доказать совместимость науки и религии. Он считал, что наука помогает религии очиститься от мистицизма. Как каждое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения своего раздела, так и философские обобщения консолидируют более широкие обобщения науки». Философия — это наука о первых принципах; она доводит процесс унификации знаний до предела. Философия — конечный продукт этого процесса, который ведет от соединения грубых наблюдений к разработке все более широких утверждений, от фактов к универсальным суждениям. «Наука — это знание частично объединенное; философия — знание полностью объединенное», — заключил Спенсер.

Он рассматривал философию как знание на уровне максимального обобщения, поскольку философские обобщения объединяют и систематизируют достижения всех наук. Согласно Спенсеру, философия должна начинаться с самых общих принципов, к которым пришла наука. Это, по его мнению, принципы неразрушимости материи, непрерывности движения, сопротивления силе. Эти принципы должны применяться всеми науками. Однако их можно объединить в более общий принцип — принцип «непрерывного перераспределения материи и движения». Закон всеобщего изменения — это закон эволюции.

Два года спустя, в «Происхождении видов», Дарвин применил термин «эволюция» к живым видам. Но Спенсер говорит об эволюции Вселенной. «Его первая особенность — переход от менее связанной формы к более связанной. Вторая особенность — переход от однородного связанного состояния к неоднородному несвязанному состоянию. «Третья особенность эволюции — переход от неопределенного к определенному». Спенсер заявил, что эволюция — это интеграция материи, сопровождающая диссипацию движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной автономии к определенной и связанной однородности».

Спенсер выделял три фазы «большей эволюции»: неорганическую, органическую и суперорганическую (или сверхорганическую), которые плавно перетекают одна в другую. Однако каждая фаза приобретает новое качество сложности на определенном уровне зрелости и не сводится к другой. Социальная эволюция является частью сверхорганической эволюции, которая включает в себя взаимодействие многих индивидов, скоординированные коллективные действия, с последствиями, которые превышают силу любого одиночного действия. Предметом социологии является «изучение эволюции (развития) в ее наиболее сложной форме».

Спенсер, как и Милль, защищал индивидуальные права и свободы. В своих трудах он утверждает, что общество существует для человека, а не наоборот, что развитие общества зависит от реализации личности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
  2. Понятие социальной революции
  3. Специфика средневековой схоластики
  4. Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
  5. Гносеология
  6. Общество как форма социального воспроизводства
  7. Неоплатонизм и христианство
  8. Бертран Рассел, английский философ, логик
  9. Объективная истина и наука
  10. Управление и развитие