Для связи в whatsapp +905441085890

Философия религии — Понятие религии

Религия — всего лишь слово, но как многогранна она. Человек в любой точке мира, услышав это слово, будет представлять себе что-то другое. И на это есть своя причина. Потому что религия у всех разная. Каждый из нас в разные периоды своей жизни задумывается над вопросами: «Кто я?», «Почему все так, а не иначе?», «Для чего я живу?», «Что будет после моей смерти?». Ответы на эти вечные вопросы они часто находили и находят в религии. Для верующего религия дает критерии того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», она определяет мировоззрение, формирует целостное мировоззрение. Этот взгляд включает в себя понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на себя, свое место в мире, отношение к происходящему. В разных религиях это отношение выражается по-разному, и это различие часто приводит к самым разнообразным последствиям: к травле представителями одних религий других, к внутренним распрям между людьми, живущими на одной территории, но исповедующими разные религии. И самым ужасным из всех возможных последствий является смерть человека.

Философия — это особый мост, который может соединить берег одной религии с берегом другой. Философия — это точка зрения, которая находится вне религии и поэтому позволяет нам взглянуть на нее со стороны. Если перевести слово «философия» буквально, то получится «любовь к мудрости». Это мудрость, в которой мы все часто нуждаемся, чтобы проникнуть в суть самых простых основ религии, увидеть ее красоту, ее глубинный смысл и цель. А также избежать ужасных последствий, которые возникают в результате неправильного толкования.

Философия религии - Понятие религии

Понятие религии

Сам термин «религия» происходит от латинского religio, что означает благочестие. Религия — это вид отношения к миру и часть духовной жизни. Религия — это общественный институт, имеющий огромное значение для структуры общества. Она выступает как форма общественного сознания. Это мощная сила, которая выражает определенные идеи и регулирует социальные отношения. Религия существует в виде системы норм и правил поведения человека в обществе.

Существует множество определений религии, причем авторы одних из них настаивают на абсолютности любой религии и, соответственно, дают только свою трактовку (например, определение религии христианскими авторами), а другие дают широкое определение религии (например, буддисты), под которое можно подвести многие общественные явления, в том числе и саму жизнь.

Это слово относится к вере людей в существование бога или богов или какой-то другой сверхъестественной силы, которая находится над нами. Некоторые виды религий учат смирению, доброте, милосердию и другим положительным качествам, воспитывая в верующих порядочность, отзывчивость и любовь ко всему, что их окружает. Некоторые религии, с другой стороны, поощряют насилие, убийства и другие вещи, которые приводят в ужас разумного человека. Есть также люди, для которых религии и всех ее проявлений не существует вообще, или они просто не признают такого явления и веры, и в каком-то смысле это и есть их религия — таких людей называют атеистами. На протяжении всей истории люди пытались понять и осмыслить религию, что привело к появлению различных концепций и классификаций религии.

Структура религии

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

  • Религиозное сознание (идеология и психология);
  • Религиозный культ;
  • Религиозные организации.

Религиозная идеология — это систематизированный взгляд на существование сверхъестественной силы, которая создает мир и управляет им без разбора. Она включает в себя идеи, доктрины, убеждения, учения и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера. Вера является духовным стержнем человека, представляет собой познавательную способность и психологический феномен. Как базовое доверие к Богу, миру, жизни в целом, вера не зависит от рациональных и логических обоснований. Религиозное мировоззрение описывается с помощью особого сакрального языка. Религиозные идеи и ценности выражаются аллегорически, через мифы и символы. Религии, возникшие в период письменных цивилизаций, характеризуются разработкой и кодификацией священных писаний, которые играют фундаментальную роль в религиозных традициях.

Психология религии включает в себя эмоциональное отношение верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг другу, государству, обществу и природе. Среди них преобладают чувства полной зависимости от воли Бога, обязанности, вины и страха перед Богом. Так, в православном катехизисе говорится: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, то есть всегда стараться умерщвлять в себе самолюбие, злую волю, страсти плоти и чувственные греховные желания, а также, всецело подчинив себя воле Божией, смиренно переносить различные тяготы, неприятности, недостатки, бедность, недуги, оскорбления, подавлять в себе зависть, мстительность, вражду.

Религиозный культ — это набор инструкций, в которых указано, что, как и когда нужно делать, чтобы угодить Богу. Культ реализует связь людей со сверхъестественными силами, попытку повлиять на них.

К древним религиозным культам относятся: Прославление богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, подношение, милостыня и т.д.; поклонение, таинства, молитвы и т.д.; освящение церковных зданий, атрибутики и т.д.; распространение доктрин, книг, фигур, мучеников за веру и т.д.; принуждение к некоторым формам самопожертвования, иногда даже к самоистязанию.

Религиозная организация — подразумевает разделение верующих на паству и ее лидеров, то есть паству и пасторов или мирян и духовенство. К духовенству относятся следующие религиозные лидеры: патриарх, папа, аятолла и т.д.; синод, коллегия кардиналов, имамат и т.д.; духовенство.

Религиозные организации также функционируют как различные объединения пасторов и паствы: Монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и т.д.

Диалектика религии

Согласно аксиоме диалектики: вещь является таковой постольку, поскольку она является результатом переплетения противоположностей. Знание исходного противоречия позволяет выявить причину возникновения явления, рассмотреть этапы развития явления, предположить, когда и при каких условиях эта вещь становится другой.

В феномене религии противоположные стороны можно рассматривать как материальную и духовную. Исходя из взаимосвязи этих сторон и из определения религии, можно сказать, что исходным противоречием является противопоставление объяснимого и необъяснимого в любом определении.

Зная исходное противоречие, можно раскрыть причину возникновения религии. Это явление возникло в результате того, что человек не имел знаний об устройстве окружающего мира и не мог объяснить все, что происходит вокруг него. Поэтому человек приписывал события и явления, находящиеся вне его контроля, вмешательству божественных сил.

В своем развитии религия прошла через стадии, когда она имела полную и неограниченную власть, как над физической стороной жизни, так и над духовной, к нынешнему состоянию, когда знание свойств внешнего мира в человеке привело к тому, что многие люди уже не нуждаются в существовании феномена (им больше не нужна религия для объяснения какого-либо явления).

Диалектика как наука имеет средства (принципы, законы и категории), необходимые и достаточные для описания внешнего мира, а поскольку диалектика является частью философии, то представленные ею средства носят всеобщий характер.

Рассмотрим принципы диалектики в анализе религии:

  • Принцип развития. Религия, как и любое явление, постоянно эволюционирует, то есть существует объективный процесс перехода явления от простого к сложному, и религия также является моментом эволюции.
  • Принцип универсальной связи. Этот принцип диалектики гласит, что все связано со всем, но не во всех отношениях. Религия связана с каждым из нас нашим отношением к ней (каждый верит или является атеистом). Кроме того, религия является частью мирового культурного наследия, и благодаря этому мы можем сказать, что она связана со всем.

Законы диалектики в анализе феномена религии:

  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Этот закон подразумевает, что в существовании любой вещи наступает момент, когда изменяются количественные (или качественные) свойства, которыми характеризуется это существование. Религия, как и любое другое явление, подвержена качественным и количественным изменениям с течением времени (в любой религии, поскольку религия является отражением внешнего мира, меняются старые законы и догмы или появляются новые, и такие изменения могут привести к появлению нового учения). Причем за изменением количественных характеристик следует изменение качественных, и наоборот, за изменением качественных характеристик следует изменение количественных.
  • Закон единства и борьбы противоположностей. В религии такими противоположностями являются материальное (наше физическое существование) и духовное (душа, возможность и необходимость ее развития). Эти две противоположности находятся в постоянной борьбе, то есть борьбе между материальными желаниями и оценкой того же самого с духовной позиции. В то же время они едины, поскольку вместе образуют целостный мир человека (совокупность духовного и материального миров).
  • Закон отрицания отрицания. Каждая вещь в процессе своего существования качественно изменяется, и каждое новое состояние является отрицанием предыдущего. Получается, что это новое состояние, переходящее в другое, будет отрицанием отрицания. Этот закон в анализе религии помогает увидеть постоянное развитие этого явления, и каждое новое состояние этого явления является отрицанием предыдущего состояния и качественно новым по сравнению с ним, потому что даже количественное изменение приведет к качественному.

Категории диалектики могут быть использованы для описания двух процессов: Развитие и всеобщая согласованность.

Современные проблемы религии

Двадцать первый век — это век стремительного развития инновационных технологий. Мы живем в такое время, когда мечты прошлых поколений уже давно стали реальностью. Наши знания о мире во много раз превосходят знания наших предков, и, возможно, именно этот фактор сделал нас циничными и подозрительными. Материальное стало преобладать над духовным, всевозможные устройства заменили людей, человек перестал быть другом другому человеку. Ему больше не нужно верить ни во что в рамках своего мировоззрения. Человек поверил, что над ним нет ничего. Он больше не боится ни Бога, ни дьявола, и моральные ориентиры просто начинают исчезать, рамки дозволенного расширяются. Таково мнение большинства представителей современного поколения.

Но тьма без света не бывает, и этот закон работает даже в таком явлении, как религия. Атеисты сталкиваются с верующими, и если раньше многие люди находили свою религию по рождению, в зависимости от религии родителей или от традиций своего народа, то сейчас все стало намного сложнее. Человек значительно расширил свои горизонты, и это дало ему возможность смотреть на мир под разными углами. Сегодня никто не осудит другого человека, если он родился в католической семье и принял буддизм.

Однако у каждой монеты есть обратная сторона. Точно так же свобода выбора, появившаяся в последнее время в религии, сбивает людей с толку, и они часто оказываются на распутье, не в силах выбрать свой собственный путь.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики
  2. Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
  3. Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма
  4. Философия религии Ф. Ницше
  5. Политическая власть с точки зрения философии
  6. Гностицизм
  7. Предтечи экзистенциализма
  8. Уильям Оккам и его философия
  9. Гуманизм возрождения, его особенности
  10. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени