Для связи в whatsapp +905441085890

Философия русского космизма

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  2. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  3. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли
  4. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  5. Практически-нравственная ориентация русской философии
  6. Основные черты философии экзистенциализма
  7. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  8. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  9. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  10. Философское и естественнонаучное представление о материи

Введение

Среди многих философских теорий и учений особое место занимает русский космизм — философское течение, возникшее на стыке XIX и XX веков. Тема русского космизма представляется нам актуальной по нескольким причинам:

В сложное переходное время, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда идет мучительный поиск новых идеологических концепций, способных стать опорой для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу «новое — это хорошо забытое старое». Таким хорошо забытым старым, на наш взгляд, является философия русской космологии, предмет, которому, к сожалению, в советский период истории в учебной программе по философии уделялось мало внимания или вообще не уделялось. Теория единения с поколениями предков, теория единения человека с природой и далее со Вселенной, возможность продолжения человеческого рода даже тогда, когда Земля действительно исчерпает ресурсы, необходимые для обеспечения человеческой жизни — это концепция, полная здорового оптимизма, который как раз и нужен нам для жизнеспособности в наше неспокойное время. Теория Н.Ф. Федорова о «воскрешении отцов» может привести в практическом применении к более пристальному изучению опыта предыдущих поколений, где мы, несомненно, найдем ответы на многие интересующие нас вопросы.

К сожалению, пробуждение интереса к русскому философскому наследию мы наблюдаем только в последние пятнадцать-двадцать лет. Такие имена, как Н.А. Бердяев, Флоренский, С.Н. Булгаков, Флоренский и многие другие были неизвестны широкой публике. Аномальный интерес к всевозможным западным доктринам в перестроечный и постперестроечный периоды, слепое, догматическое копирование западных доктрин, особенно в экономике, образовании, в ряде важных сфер общественной жизни, привели к тому, что мы утратили многие достижения предыдущих поколений. Работы русских философов, особенно философов, разделявших взгляды и идеи космизма, могут стать мощным барьером против бездумной и зачастую агрессивной вестернизации нашего общества.

21 век по праву можно назвать воротами в новое тысячелетие. Начинается эпоха открытий и достижений, возможно, гораздо более амбициозная, чем XX век. Первые годы этого столетия уже показали, что 21 век будет веком перемен. Рушатся старые стереотипы, стираются границы и разрушаются социальные барьеры. Человеческий дух, который во второй половине 20-го века перешагнул земные границы, сейчас стремится еще дальше. Информация о планете Земля и ее обитателях уже отправлена за пределы Солнечной системы, планеты Солнечной системы исследуются, планируется пилотируемая экспедиция на Марс. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и результатов деятельности человечества в космическом масштабе, необходимость наметить пути дальнейшего развития и распространения человеческой цивилизации. Это делает философию космологии все более востребованной. Аэрокосмическая техника в нашей стране с самого начала развивалась под влиянием космизма — К.Э. Циолковский был приверженцем космических идей, и проект первой ракеты был впервые задуман им как способ расширения границ человеческой цивилизации. Более того, XXI век ставит на повестку дня такие важные понятия, как единство мира, знание, научно-технический прогресс, расширяя границы человеческой цивилизации. Перед человечеством стоит не только проблема экспансии, но и проблема сохранения цивилизации. Исследование космоса, имеющее прочную научную и философскую основу, способно обеспечить безграничный прогресс во времени. Такой философией, несомненно, является космизм. Оценка деятельности человека с точки зрения взаимодействия общества и природы также становится все более актуальной. Создание общей теории взаимодействия общества и природы — одна из важнейших задач современной философии. Русский космизм занимается всем этим. Исходя из вышесказанного, тема русского космизма представляется интересной и перспективной для нашего исследования.

Русский космизм — предыстория и общая характеристика

Космизм (греч. κόσμος — организованный мир) — философское мировоззрение, основанное на идее космоса (под космосом понимается не только окружающее Землю пространство, но и сама Земля, весь живой и неживой мир, человечество) и человека как «гражданина мира», а также микрокосмоса, подобного макрокосмосу. Как отмечает исследователь этого философского течения Г.В. Железняк: «Термин «космизм» включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это восприятие, рефлексия, способность выстраивать логические цепочки, предвидение». Космизм, по их словам, можно рассматривать как «проявление » рациональности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческой мысли и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями.»

В философии понятие космизма относится к учению древних греков о мире как структурно организованном и упорядоченном целом. Идея космоса как единого, замкнутого целого легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Идеи космоса нашли применение в философской и научной школе Пифагора (ок. 580-500 гг. до н.э.). Платон, ученик Сократа, широко пропагандировал идею «духовных сущностей» в своей идеалистической философии. Согласно Платону, Вселенная — это единая, вечная, живая и совершенная сфера, наделенная душой и движением. (Опус «Республика»). Вкладом средневековой науки в идею космизма, на наш взгляд, можно считать учение Коперника, который создал гелиоцентрическую систему мира, в противовес господствовавшей до этого геоцентрической системе. Свой, и немалый вклад в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепция Канта-Лапласа (18 век) об образовании Солнечной системы путем конденсации пылевидных масс; теория расширяющейся Вселенной А. Фридмана. Теория Фридмана, теория Э. Хаббла (20 век), теория относительности Эйнштейна и другие.

Русский космизм или космическая философия появляется в России в конце XIX — начале XX века. По мнению А.И. Новикова, русский космизм — это «…идея глубинной, неразрывной связи человека с космосом, Земли со Вселенной». Интересно также, что русское слово вселенная не имеет точных эквивалентов ни в одном из иностранных языков. Словарь Ожегова дает ему двоякое толкование:

  1. вся вселенная, весь мир;
  2. вся земля, все страны. Далее А.И. Новиков утверждает: «Русский космизм — это сложный комплекс идей — научно-философских, художественных». Русский космизм имеет богатую предысторию, уходящую в дохристианские времена, его корни уходят в языческую мифологию (космогонические, солярные мифы). Таким образом, Даждьбог, «в восточнославянской мифологии бог, связанный с солнцем», занимает почетное место в языческом пантеоне восточных славян.

Принятие христианства дало новый толчок развитию «космического» мировоззрения наших предков. На Руси появились и распространились переводные комментарии Палея и «Шестоднев» Иоанна Экзарха из Болгарии, рассматривающие развитие Вселенной с библейской точки зрения, а также апокрифы космологического содержания — «Беседа трех святителей», «Путь женщины через трудности», «Книга Еноха Праведного» и так называемые «Изборники», содержащие много астрономической и астрологической информации (например, «Изборник Святослава» 1073 года). Первый календарный труд, написанный монахом Кириком Новгородским из новгородского монастыря святого Антония и названный «Поучение о числах», был завершен в 1136 году. Здесь впервые на русском языке были озвучены научные идеи о цикличности и круговороте времени, и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца и точных математических расчетов был дан древнерусский свод летоисчисления.

Первый русский космологический трактат «О небесных силах» был написан в XII веке. века и до сих пор, по неизвестным причинам, игнорируется историками русской науки и философии. Автор трактата приписывает его известному писателю и церковному деятелю, автору проповедей, торжественных слов и молитв Кириллу Туровскому.

Н.Ф. Федоров — основатель русского космизма

Начало русского космизма как «особого духовно-теоретического явления», «целостного социокультурного феномена», по словам О. Шубаро, справедливо связано с работами Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903), которого современники называли «московским Сократом», родился 7 июня 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). Незаконнорожденный сын князя Павла Ивановича Гагарина, он получил фамилию своего крестного отца. В 1849 году, после окончания гимназии в Тамбове, он поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, а затем был вынужден оставить лицей из-за смерти своего дяди Константина Ивановича Гагарина, который оплачивал его обучение. С 1854 по 1867 год он работал учителем истории и географии в уездных городах Центральной России (Липецк, Богородск, Углич, Боровск, Подольск и др.)

Летом 1867 года Федоров оставил школу в Боровском уезде, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 году он устроился помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку, где проработал с 1869 по 1873 год. Там он познакомился с П.И. Бартеневым, заведующим библиотекой, историком, археографом, редактором журнала «Русский архив», издателем которого Петр Иванович стал после закрытия библиотеки. Позже он поддерживал отношения с редактором «Русского архива». Именно в этом журнале в 1890-х годах и начнут появляться статьи и заметки Н.Федорова, [с.8, т.3 с.573]. С 1874 года Н.Ф. Федоров в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Н.Ф. Федоров был полиглотом, знал не только древние языки — латынь и греческий, не только европейский, но и китайский язык, знанием которого тогда, как и сейчас, мало кто мог похвастаться.

Этот язык стал для него надежным проводником в другой мир, совершенно отличный от Европы, со своими верованиями, теориями, книгами и обычаями, более древними, чем европейские.

Работая в библиотеке Румянцевского музея, он познакомился с Л.Толстым, Ф.Достоевским, В.Соловьевым, и его идеи стали широко известны в философских и литературных кругах.

Николай Федорович умер 15 декабря (по старому стилю) 1903 года в Мариинской больнице для бедных

Работы Н. Ф. Федорова, написанные прекрасным русским языком, проникнутые духом патриотизма и гуманизма, объединенные в сборник под названием «Философия общего дела», представляют собою вселенную — мир из множества элементов. В своих работах Н.Ф. Федоров предстает как религиовед, литературный критик, философ-музеевед и историк. С.Н. Булгаков писал о нем: «Самый оригинальный ум и самый оригинальный человек говорят с вами с этих страниц, перепутанных темами, но пронизанных единством мысли». О философской системе Н. Федорова написано много. Во второй части данной работы мы поставили перед собой цель выяснить, почему учение Н.Ф. Федорова можно назвать русским космизмом и из каких основных компонентов оно состоит. Ответом на эти вопросы, на наш взгляд, является работа Н.Ф. Федорова «Родители и воскресители», а также «Вопрос о братстве или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и о средствах восстановления родства».

Статью «Родители и воскресители» можно считать манифестом русского космизма, здесь положения и взгляды космизма выражены наиболее ярко, представлены во всей своей полноте. Для ответа на поставленные выше вопросы будет полезно воспроизвести замечательный отрывок из этого произведения: «Желанный всеми веками день (воскресения мертвых — прим. автора) наступит лишь тогда, когда нынешние блудные сыновья, одаренные разумом, поймут, что сила, по заблуждению своему, не по повелению, а лишь по воле Божьей убившая их отцов, нуждается лишь в разумном управлении, чтобы снова ожить.» По его мнению, необходимо «обратиться к небесной силе, которая исходит от солнца и других миров.

Развитие идей русского космизма в науке

Константин Эдуардович Циолковский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, — 19 сентября 1935, Калуга) — российский и советский ученый-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основатель современной космонавтики. Он вывел уравнение реактивного движения и пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.

Из идеи Н. Федорова о заселении других планет К. Циолковским развилась идея освоения космоса. Циолковский предложил заселить космос с помощью орбитальных станций, выдвинул идею космического лифта, поезда на воздушной подушке. Он считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такой силы и совершенства, что позволит преодолеть силы гравитации и распространить жизнь по всей Вселенной. Космические взгляды Циолковского наиболее полно представлены в его работах «Космическая философия» и «Монизм Вселенной». Также продолжает тему воскрешения Н. Федоров в своей работе «Космическая философия». Он как бы полемизирует со своим возможным противником: «Они снова говорят: я умру; моя субстанция рассеется по всему земному шару; как я могу ожить?». И Он отвечает на вопрос: «Прежде чем ты родился, твоя субстанция тоже была рассеяна, но это не помешало тебе родиться. После каждой смерти совершается одно и то же — рассеивание. Но, как мы видим, это не препятствует возрождению. Конечно, каждое возрождение имеет форму, отличную от предыдущих. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, конечно, без памяти о прошлом».

Эту же мысль он развил в статье «Монизм Вселенной»: «Мозг и душа смертны. В конце концов, они уничтожаются. Но атомы или их части бессмертны, и поэтому гнилая материя возрождается и снова дает жизнь, по закону прогресса, еще более совершенную» [p.15]. Кроме воскрешения предков, К.Циолковский использовал идею Н.Федорова о регуляции космических сил для развития идей космической навигации и покорения космоса. Излишне говорить о роли К. Циолковского в отечественной космонавтике.

Александр Леонидович Цишевский (26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (ныне Польша) — 20 декабря 1964, Москва) — советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник и философ. Он был лауреатом Сталинской премии. Среднее образование он получил в Калуге в частной Шахмагоновской средней школе. В Калуге Чижевский близко познакомился с К.Э. Циолковским и воспринял многие его философские взгляды. Сходство между А.Чижевским и Н.Федоровым мы находим в признании обоими важности солнечной энергии для существования и развития всего сущего, в возможности и необходимости использования частиц света на благо людей. Космизм Н. Федорова развивается в теории Чижевского о влиянии космоса и космических сил на развитие не только всех форм жизни, о взаимосвязи космоса и Земли. В своей книге «Земля в объятиях Солнца» он пишет: «Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творение, как отражение космического процесса, происходящего за сотни миллионов километров от нас. И в этом смысле жизнь должна рассматриваться как космическое явление, как работа космических сил». А. Чижевский расширяет влияние солнечной и космической активности на социальные процессы. Например, в той же книге он связывает солнечные пятна с военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Идеи Чижевского сегодня оказывают влияние на мировую науку, а за науками, возникшими на основе гелиобиологии — астробиологией и ксенобиологией — будущее.

Владимир Иванович Вернадский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — выдающийся русский и советский ученый XX века, ученый, мыслитель и общественный деятель, основатель многих научных школ. Он был одним из представителей русского космизма.

Русский космизм и педагогическая мысль

Говоря о влиянии идей космизма на педагогику, я хотел бы упомянуть два имени: N. Fedorov and D. Андреев. Их педагогические концепции наиболее ярко характеризуют педагогику космизма, поэтому они заслуживают более пристального внимания.

Н. Н. Федоров долгое время работал учителем. Конечно, в своих работах он не обошел вниманием и сферу образования. Можно сказать, что здесь он предлагает триаду: Библиотека, школа, музей. В одной из своих работ он пишет: «Если бы музей и библиотека были объединены с образовательными учреждениями, [распространение] образования естественным образом было бы связано с распространением самого знания, были бы созданы школы, в которых происходило бы не только обучение, но и преподавание и приучение к обучению, которые, работая на будущее, были бы в то же время хранилищами прошлого». Образование также должно служить единству человечества, чтобы учащиеся сохраняли уважение к своим предкам и любовь к истории своей родины и страны. Основными элементами педагогического мировоззрения Федорова являются: Гуманизм, патриотизм и объединение людей через первые два компонента. Исследователь А.В. Хуторской пишет: «Н.Ф… Федоров, который был не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, имеющих определенное значение для системы образования (а) принятие отношения ребенка к открываемому им миру в качестве образца для педагогической деятельности; (б) постепенное расширение содержания образования, начиная с «малой родины», представленной отцами, дедами, местом жительства, до «большой родины», а затем до всей Вселенной; (в) звездное небо — первый учебник для детей-путешественников по Вселенной; (г) замена учебников общей программой, извлечение материала учениками и учителями непосредственно из географических особенностей и истории родной страны, создание школьного музея.

Что касается педагогических идей Д. Андреева, то он изложил их в своей работе «Роза мира». По мнению Андреева, цель педагогики можно выразить одним предложением: «Воспитать человека утонченной наружности». Так он назвал эту главу в своей книге.

Далее Д. Андреев дает следующую характеристику человека утонченного образа:

Что может характеризовать духовный облик такого человека?

Постоянно растущая жажда знаний, подпитываемая все возрастающей эрудицией; способность к самостоятельному мышлению и интеллектуальной независимости; свободное и счастливое чувство восхищения явлениями глубокого и великого.

Что характеризует его эстетический вид?

Развитие непременной потребности в художественных впечатлениях; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусства прошлого и его памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя и в небольших масштабах; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Что характерно для его морального аспекта?

Активная доброта по отношению к другим; способность к сочувствию и радости; чувство всеобщего единства; чувство космического единства; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями возвышенного.

Наконец, что можно охарактеризовать по внешнему, физическому облику такого человека?

Я думаю, что его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, лицо открытым, умным, полным доброты и сияющим как бы изнутри.

А.В. Хуторской дал современную педагогическую интерпретацию идей космологии. Обобщая идеи Д. Андреева и Н. Федорова, он выдвигает следующие тезисы:

Образование — это не столько «порядок» в обществе, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равен миру, поэтому его миссия — быть встроенным в свой собственный мир.

Это достигается благодаря собственной продуктивной деятельности образованного человека.

Важность творчества заложена в самой природе человеческого существования. Поскольку творчеством занимается каждый человек, оно имеет универсальный, космический характер.

Заключение

Тема русского космизма слишком обширна и сложна, чтобы рассматривать ее в рамках данного эссе. На эту тему написаны статьи и диссертации, монографии, проведены Федоровские чтения и семинары по проблемам, поставленным космизмом. Нет такой темы, которой бы не касались работы представителей русского космизма: это история, образование, естествознание и космонавтика, музейное и библиотечное дело. Учение Н.Федорова, которое само по себе несло некоторые элементы фантастики и утопии, однако, и много зерен рациональности. На наш взгляд, он обладает следующими достоинствами:

Человек неотделим от космоса (отсюда и название «космизм»). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца, для решения своих жизненных проблем.

Идея «воскрешения отцов». На первый взгляд, это идеальная утопия, наряду с идеей преодоления смерти. Однако если творчески развить эту мысль и рассмотреть ее также на образовательном уровне, то можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитываться в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков и применять его в нашем сложном и меняющемся мире, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов, начиная с Родины. Разве это не то, чего нам не хватает на данном этапе развития? Что касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлевать человеческую жизнь и еще не сказала последнего слова.

Идея единства человечества. Эта идея осуществляется в настоящее время в виде образования различных союзов, международных организаций, направленных на решение различных проблем.

Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, самые яркие — мирная атомная энергетика, мирные космические полеты, да и просто явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы называется «конверсия».

Все эти идеи были развиты в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества.

Но самым ценным, на наш взгляд, является то, что русский космизм, направляющий последователей и всех людей на решение планетарных и общечеловеческих проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа. Завершая работу о космизме, хотелось бы сказать слова, сказанные исследователем А.И. Субетто об этом своеобразном течении русской философской мысли. Субетто: «Как мощный пласт духовного поиска мира, который вдруг сверкает драгоценными камнями (алмазами и изумрудами), чтобы проникнуть в суть космического бытия, оплодотворяется русская культура, корни ее не только в культуре Киевской и Московской Руси», в «Повести временных лет», в «Ярославской правде», в «Слове о полку Игореве», в мощнейшей летописной культуре, в живописи Феофана Грека и Андрея Рублева, но и в дохристианской эпохе жизни наших предков, с их видением Малого Сварожья, с их глубоким пониманием сотворения космоса, единства космоса и жизни, с их фрактально-голографическим видением (выражаясь современным языком) космического мироустройства.»

Библиография

1. Г.В. Железняк Галина Васильевна Философия космизма: от древности до наших дней, 2006, интернет ресурс http://planetarium-kharkov.org/

2. Электронная энциклопедия Википедия, http://ru. wikipedia.org/

3. А.И. Новиков » История русской философии X — XXвеков, Санкт — Петербург, 1998

4. C.И. Ожегов «Словарь Русского Языка», «Русский язык», Москва 1990

5. Мифы народов мира — Энциклопедия под редакцией С.А. Токарева, Советская Энциклопедия, 1992

6. О.В. Шубаро «Космизм русский», Новейший философский словарь под редакцией А.А. Грицанова, 1998, интернет — ресурс, http://terme.ru/dictionary

7. Интернет — ресурс http://bibliotekar.ru/filosofia/

8. Н.Ф. Федоров Собрание сочинений в 5 томах, Москва 1993

9. И.И. Евлампиев «История русской философии», Высшая Школа, Москва, 2002

10. С.Н. Булгаков «Загадочный мыслитель», Н.Ф. Федоров ProetContra? Санкт Петербург с.392.

11. Н.Ф. Федоров Родители и воскресители, интернет журнал Болесмир, http://www.bolesmir.ru

12. Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах.

13. Том 1-ый, Издательская группа «Прогресс», Москва, 1995г.

14. Н.Ф. Федоров «Супраморализм и Гегелианизм», интернет -ресурс http://www.magister. msk.ru/

15. К.Э. Циолковский «Космическая философия», интернет — проект «взлет мысли» — http://www.mai.ru/)

16. К.Э. Циолковский «Монизм вселенной», интернет -ресурс http://alt-future. narod.ru)

17. А.Л. Чижевский «Земля в объятиях солнца», интернет -ресурс http://www.chizhevski.ru/zemla

18. В.И. Вернадский «Несколько слов о ноосфере» интернет-ресурс http://www.trypillya. kiev.ua/)

19. Хуторской А.В. «Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования» // Труды научного семинара «Философия — образование — общество» / Под ред. В.А. Лекторского. — М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал). — Т. II. — С.142-152.

20. Д.Л. Андреев «Роза Мира» Метафилософия истории, интернет источник http://mirosvet. narod.ru

21. А, И. Субетто «Вернадскианская революция, русский космизм и ноосферизм, http://www.trinitas.ru/)