Для связи в whatsapp +905441085890

Философия Сократа и его судьба

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  2. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  3. Конфуций — личность и учение
  4. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  5. Жизнь и личность Платона
  6. Идеальное государство Платона
  7. Этический рационализм Сократа
  8. Характерные черты средневековой философии
  9. Особенности средневековой философии
  10. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук

Введение

Сократ, великий мудрец древности, «воплощение философии», как назвал его К.Маркс, стоит у истоков рационалистической и просветительской традиций европейской мысли. Он занял видное место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Его влияние на прогресс человеческих знаний ощущается и по сей день. Он навсегда вошел в интеллектуальную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, моральные и политические коллизии его жизни, популярный стиль его философии, его военная храбрость и гражданское мужество, его трагический конец — все это окружило его имя манящим ореолом легендарной привлекательности. Слава, которой Сократ был наделен при жизни, без труда пронеслась через века и, не померкнув, дошла до наших дней сквозь толщу двух с половиной тысячелетий.

Сократ всегда был заинтересован и полон энтузиазма. Из века в век аудитория его собеседников менялась, но не уменьшалась. И сегодня он, несомненно, более переполнен, чем когда-либо. Один из великих философов девятнадцатого века Джон Стюарт Милль сказал, что человечеству полезно время от времени вспоминать, что на земле жил человек по имени Сократ.

Сократ выделялся абсолютно во всем: Внешний вид и образ жизни, деятельность и преподавание. В отличие от платных учителей мудрости (софистов), которые щеголяли пышными одеждами, он всегда был скромно одет и часто ходил босиком.

Все в Сократе было примечательно — его внешность, его моральный облик. Его положение, цели, метод изучения, жизнь и смерть. Сам Сократ ничего не писал, считая, что только живое слово в устном диалоге может передать его послание. Его ученики записали определенный набор учений, приписываемых Сократу, но они часто были непоследовательными, даже противоречивыми. Аристофан, иронизируя над Сократом, знал его только как юношу. Платон в большинстве своих диалогов идеализирует своего учителя и часто вкладывает в его уста свои собственные идеи. Отсюда вытекает чрезвычайно сложная задача — установить собственное учение Сократа и отделить от него то, что было придумано Платоном. Ксенофонт в своих работах дает нам уменьшенное изображение Сократа, иногда соскальзывая в банальность: из его описаний совершенно невозможно понять, как афиняне могли отправить на смерть человека, чье изображение дает нам Ксенофонт. Аристотель также упоминает Сократа, и его суждения кажутся более объективными. Однако Аристотель не был его современником. У него была возможность документировать источники и ссылки, но у него не было прямого контакта, что было особенно важно и незаменимо в случае с Сократом. Школа так называемых младших Сократиков, с другой стороны, не оставила много информации.

Истоки — первые шаги (молодеж)

Сократ родился в знаменитой Фаргеллии — в месяц Фаргеллион (май — июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, в четвертый год 77-й Олимпиады (469 год до н.э.), и был уроженцем дема (территориального округа) Алопека, который является частью Афин и находится в получасе езды от города.

Отец Сократа был либо искусным каменщиком, специализировавшимся на обработке мрамора для скульптур, либо искусным скульптором. В любом случае, говоря об отношении своего отца к художественному творчеству, Сократ в шутку сказал, что его семья происходит от Дедала, предка всех скульпторов. Мать Сократа Фенарета была акушеркой.

Сократ был вторым ребенком в семье. До брака с Софронием Фенарета уже была замужем и родила сына Патрокла, старшего брата Сократа. Одна из биографических легенд гласит, что по обычаю того времени, в связи с рождением Сократа, Софронид спросил оракула о том, как следует обращаться и воспитывать его сына. Смысл божественного совета был примерно таким: «Пусть сын делает, что хочет; отец не должен заставлять его делать что-либо или препятствовать ему в этом». Отец должен только молиться Зевсу и музам о хорошем исходе и предоставить сыну свободное развитие его желаний и стремлений. Его сын не нуждается в дальнейшем руководстве, потому что он уже имеет в себе проводника на всю свою жизнь, который лучше тысячи учителей и воспитателей. В данном случае перед Сократом был демон, его гений, его внутренний оракул и предостережение от дурного поведения.

Как и другие афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было направлено на физическую и умственную подготовку члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое «музыкальное и гимнастическое образование». Термин «музыка» подразумевал не только общее музыкальное образование (обучение игре на флейте и кифаре, пению и танцам), но и литературное и словесное образование, то есть изучение языка (письмо и чтение), заучивание и комментирование текстов эпических, лирических и трагических поэтов (Гомера, Гесиода, Пиндара и др.). В программу начальной школы также входила арифметика (арифметика и начала геометрии). Особое место в греческой школе, которую дети начинали посещать с семи лет, занимала гимнастика. Гимнастика (бег, метание диска и стрел, борьба и т.д.) серьезно преподавалась с 12-13 лет под императивом государства: гражданин полиса обязан был идти на защиту своей страны с оружием в руках. В то же время внимание к физическому воспитанию было обусловлено и заботой государства о воспитании граждан полиса для развития их тела и души. Сократ хорошо разбирался в науках (особенно в математике, астрономии и метеорологии). Наука о природе философствовала, особенно остро в молодости, но плесень создала после его смерти множество небылиц об этом. Среди них — легенда о «невежестве» Сократа, легенда о том, что без систематического обучения, самоучкой, он приобрел лишь самые элементарные знания.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, он и его сверстники собирались получить гражданство и официальное признание в качестве граждан афинского государства.

Ранний Сократ совпадает со славным расцветом афинской демократии и искусства, с созданием Парфенона, с Периклом, Фидием, Аспазией (женой Перикла), и поэтому Сократ как бы теряется в этом славном времени.

В это время Перикл начал свою блестящую политическую карьеру. Согласно предложенному им и принятому народным собранием закону (451\450 гг. до н.э.), гражданами Афин признавались только те, чьи родители оба были афинскими гражданами. Привилегии гражданства в Афинах имели огромное значение (политические, юридические, материальные, морально-религиозные и т.д.) и по тем или иным причинам отличали гражданина от всех остальных людей, проживающих в афинском полисе.

Успешно пройдя эту процедуру, молодой Сократ, как и его сверстники, принес обязательную афинскую клятву гражданства, которой он оставался верен всю жизнь, вплоть до своего трагического конца.

О первых занятиях Сократа после того, как он вышел из возраста эфеба и достиг двадцатого года жизни, существует несколько версий. Вполне вероятно, что он занялся ремеслом своего отца и некоторое время также обрабатывал камни. Эта работа — нечто среднее между ремеслом и искусством — требовала значительных физических усилий, а также большого мастерства и сноровки.

Молодому Сократу приписывают авторство скульптуры трехглавой Хариты, которая некоторое время выставлялась возле афинского Акрополя. Интерес Сократа к профессии скульптора и его авторству трех «Харит», как и многие другие подробности о нем, покоятся на зыбкой почве легенд, версий и догадок. Но именно образ Харитов, богинь дружбы и молодости, очень близок к характеру якобы молодого, общительного и жизнерадостного автора. Примечательны в этой связи обычные сократовские клятвы в устах Хариты, которые достоверно засвидетельствованы некоторыми источниками. Мотив авторства Сократа также отдаленно встречается в рассказе Диогена Лаэртского о том, что в Академии Платона, при его преемнике Спевсиппе, была выставлена скульптура Харита.

Другая версия жизни молодого Сократа была изложена перипатетиком Аристоксеном, который критически относился к нему. Согласно его рассказу, в молодые годы Сократ вел довольно беспорядочную жизнь. В то время он был простым каменщиком. Но каким-то образом он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного юношу от тяжелой работы, после чего Сократ на несколько лет стал учеником и любимцем Архелая. Другие источники сообщают, что Сократ был освобожден от работы каменщика Критоном, своим сверстником и товарищем. Оба пришли из одного домена.

Философия, как ее понимал Сократ

Сократ сделал предметом философии, ее главной задачей и целью, познание «сущности человека», первоисточника его действий и поступков, его образа жизни и мышления. Он считал, что такое знание возможно только через самопознание, следуя дельфийскому призыву: «Это изречение послужило толчком к философствованию и определило направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ видел смысл своей жизни и свое призвание. Сократ понимал эту сентенцию как призыв к знанию в целом, чтобы прояснить значение, роль и границы человеческого знания по отношению к божественной мудрости. Вопрос, таким образом, касался не конкретного, а принципа познания человеком своего места в мире.

Проникновение Сократа в природу человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания ознаменовал поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).

Знакомство молодого Сократа с основными течениями философии того времени, безусловно, сыграло плодотворную роль в формировании и развитии его собственных идей.

Неудовлетворенный исследованиями последних философов-фисиков, Сократ сосредоточил свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы существенными для философии. В глазах Сократа науки о человеке имели большое преимущество перед науками о природе: они давали человеку то, в чем он больше всего нуждался — знание себя и своих дел, определение программы и цели деятельности — ясное понимание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (сознание) этого, по мнению Сократа, делает человека благородным.

Сократовская философия занимается не бытием, а познанием бытия. И это знание является результатом познания в терминах божественной по своему характеру причины, а не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие — по Сократу — есть лишь результат познавательного усилия субъекта, не просто субъективный феномен человеческой мысли, а некая перцептивная объективность разума.

Одно из основных положений Сократа заключается в следующем: одно дело — использовать инструмент, а совсем другое — иметь «субъект», использующий этот инструмент. Человек использует свое тело как инструмент, то есть он различает субъективность, которая есть человек, и инструментальность, которая есть тело. Из этого следует, что на вопрос «Что такое человек?» нельзя ответить, сказав, что «это тело», но что «это то, для чего тело», то есть душа — это «пси(«. Согласно сократовской концепции, истинное знание — знание посредством понятий — доступно лишь немногим, мудрым, философам. Но даже они не имеют доступа ко всей мудрости, а лишь к небольшой ее части. Сократовское положение о мудрости человеческого знания за пределами его знания и незнания — «Я знаю, что я ничего не знаю» — точно устанавливает отношение человеческого знания к божественному разуму. Философ стоит между Богом и человеком, мудростью и невежеством. Философия как любовь к мудрости предстает в сократовской интерпретации как любовь к божественной мудрости. Это объясняет, почему Сократ никогда не упускает возможности представить свое философствование как полезное служение богам. Знание божественно, и только знание возвышает человека и роднит его с богами. Большинство людей, считал Сократ, игнорируют знания и руководствуются случайными желаниями и изменчивыми чувствами. Истинное знание, считал Сократ, исходит от Бога и ведет к Богу. Это условия и пределы возможной и допустимой автономии человеческого знания. Сократ четко указал на то, что он считал единственно верным направлением человеческих усилий — знание и действие, основанное на знании.

Концепция Сократа о знании и познании явно отличается от распространенной в то время традиционной мифологической веры, отвергавшей любые напрасные рассуждения о богах, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам, субъективизацией истины и отказом от объективных критериев человеческого познания и социально-политического поведения.

Общественная деятельность (зрелость)

Первые три с половиной — четыре десятилетия жизни Сократа — самые туманные и теневые годы его биографии, поскольку он еще не успел стать известной фигурой в Афинах и попасть в поле интересов своих современников. Вторая половина жизни Сократа прошла в атмосфере внутригреческой войны, в нескольких сражениях, в которых он сам принимал участие в качестве афинского гоплита.

Сократ был среди двух тысяч гоплитов, которых Афины отправили с флотом против Потидеи. Одним из последователей Сократа был молодой Алкивиад, ученик Перикла, его законного опекуна. Из рассказа Алкивиада, приведенного Платоном в диалоге «Пир», следует, что Сократ оставался в Потидее по крайней мере всю зиму и лето, участвуя как в главной битве, так и в последующей осаде города, который был взят лишь много позже, в начале 429 года до н.э.

Во время трудной потидейской экспедиции Сократ показал себя стойким, мужественным и доблестным бойцом. Честолюбивый Альвивиад признает, что Сократ превзошел всех выносливостью и упорством. В зимнюю стужу, когда другие афиняне мерзли в теплой одежде и обуви, Сократ в своем обычном одеянии — пальто и босых ногах — легко и естественно ступал по снегу и льду. Его сослуживцы косо смотрели на внешний вид и поведение чужеземного гоплита, думая, что он насмехается над ними. В битве при Потидее Сократ и Алкивиад оказались на том крыле афинской армии, на котором успех сопутствовал врагу. Сократ, отступая, унес с поля боя раненого Алкивиада и его оружие. После битвы, которую выиграли афиняне, Алкивиад выступил за награждение Сократа военным орденом. Однако военачальники, принимая во внимание высокую репутацию Алкивиада, решили наградить его. Действительно, его спаситель также настаивал на этом.

Храбро действовал Сократ и в битве при Делии (424 г. до н.э.). Битва сложилась не в пользу афинян, и их армия обратилась в бегство. Алкивиад, который также сражался при Делии, сообщает, что обнаружил Сократа, отступающего с Лахетисом, знаменитым афинским полководцем, известным своей храбростью. Сократ, по словам Алкивиада, вел себя гораздо спокойнее, чем его прославленный товарищ. Все его поведение во время вынужденного отступления, которое, кстати, закончилось успешно, свидетельствовало о спокойной готовности Сократа постоять за себя и дать отпор наступающему врагу.

Последним сражением, в котором Сократ вновь столкнулся со смертью, была жестокая битва при Амфиполе (422 г. до н.э.) на фракийском побережье. Афинская армия под командованием Клеона была внезапно атакована и разбита силами спартанских доровуланцев во главе с талантливым полководцем Брасидом. И Клеон, и Брасидус были убиты в сражении. Эта битва завершила первый период Пелопоннесской войны. В 421 году до н.э. Афины и Спарта заключили мир на 50 лет, названный Никонийским миром, но он был нарушен после 8 лет возобновления военных действий.

Сократ не участвовал в сражениях Пелопоннесской войны (413 — 404 гг. до н.э.), закончившейся поражением Афин, из-за своего уже преклонного, не проверенного возраста. Испытание Сократа-гиплита на храбрость и стойкость, лицом к лицу со смертью — одно из многих испытаний, выпавших на долю Сократа — человека и выдержанных с поразительной верностью себе и своему пониманию долга перед полисом. Эта цельность Сократа просвечивает во всех его действиях и мыслях: в многообразии явлений и открытий и везде Сократ остается одним и тем же — самим собой. Поэтому, узнав что-то о Сократе, мы уже обладаем ключом ко всему сократовскому, но только в свете всего, что мы знаем о нем, мы можем прояснить и оценить это. Здесь и тривиальная простота Сократа, и его головокружительная сложность. Сократ демонстрировал явные примеры нравственного мужества как в отстаивании попранных законов полиса, так и в защите сограждан, ставших жертвами беззакония.

Демон Сократа, неумолимый голос его совести, его внутреннего бога, запретил ему заниматься политической деятельностью. Однако это не означало, что он был равнодушен к политике и делам полиса; он был равнодушен к своим обязанностям гражданина и к судьбе государства в целом.

Семья и дети

Когда Сократа спросили, стоит ли ему жениться, он, как говорят, ответил: «Что бы ты ни сделал, ты все равно пожалеешь об этом. Сам он, чтобы иметь семью, не торопился и женился, когда ему было уже за сорок. Это произошло в 1920-х годах, вероятно, после окончания Архидамской войны. Исследователи постоянно отмечают, что если Сократ был женат на Ксантиппе до 423 года до нашей эры, то Аристофан не упустил возможности использовать образ сварливой Ксантиппы в своей комедии «Облака», которая была поставлена на сцене в 423 году до нашей эры. Известно также, что во время суда над Сократом (399 год до н.э.) его старший сын, Лампрокл, был двадцатилетним юношей, а младшие сыновья, Софрониск и Менексий, были еще маленькими детьми.

Менее определенными являются подробности, касающиеся жены Сократа. Планто и Ксенофонт упоминают в качестве его жены только Ксантиппу, в то время как согласно Аристотелю у Сократа было две жены: первой была Ксантиппа, мать старшего сына Лампрокла, а второй — Миртос, мать Софрониска и Менексена. Существует также версия, согласно которой первой женой была Мирто, а не Ксантиппа, которую озвучил Диоген Лаэртский.

Мирто была дочерью известного афинского государственного деятеля Аристида, прозванного «Справедливым». Ее отец был подвергнут остракизму и умер в крайней нищете. Однако Сократ, якобы из уважения к памяти Аристида, женился на его дочери, которая не имела приданого и находилась в трудном положении.

Циник Антисфен в шутку спросил Сократа, почему, учитывая, что способности женщин и мужчин равны, он не дал образование Ксантиппе и продолжает жить с «женщиной более угрюмой, чем кто-либо в мире» На это Сократ ответил в том же тоне: «Люди, которые хотят стать хорошими всадниками…. …берут для себя не самых горячих коней, а самых горячих….. Вот и я, желая общаться с мужчинами, принял их за себя, полагая, что если я смогу это вынести, то мне будет легко иметь дело со всеми людьми. Ее имя до сих пор на слуху. Но давайте будем справедливы к этой женщине. Нельзя сказать, что у Ксантиппы, обычной, в общем-то, жены, не было причин обижаться на мужа, который целые дни проводил со своими друзьями и знакомыми. Если она была женой, далекой от философских увлечений и проповеднической деятельности своего мужа, то он также был мужем, возложившим на жену все заботы по дому и воспитанию детей. Другими словами, близким к Сократу интеллектуалом, другом, понимавшим и разделявшим его взгляды и убеждения, Ксантиппа, конечно же, не была. Но он не был примерным семьянином и не всегда выполнял даже роль «квартиранта» Кроме того, Ксантиппа не обладала большим тактом и, в отличие от мужа, не всегда могла контролировать свое настроение. Говорят, что она ругала мужа, называла его «болтуном» и «лентяем» и часто устраивала скандалы, на что Сократ отвечал с поистине философской невозмутимостью.

Сократ, поглощенный своим высшим призванием искателя истины, не оставлял времени и сил на другие заботы. «…У меня не было досуга, — признается он в суде, — чтобы заниматься каким-либо делом, достойным внимания, ни общественным, ни домашним; поэтому я дошел до крайней бедности, чтобы служить Богу». (Платон. Апология Сократа.) Всегда босой, в старом плаще — в этой своей неизменной одежде он вступил с улиц и площадей Афин в давнюю историю. Это одеяние было настолько привычным для Сократа, что когда его восторженный слушатель, Аристодем, однажды увидел его в сандалиях, он был весьма удивлен. Он был одет как Сократ на пир к поэту Агафону по случаю его победы в афинском театре.

Сократ, однако, не делал из необходимости добродетель. Он также не был аскетом. Воздержание, которое он считал важнейшей добродетелью, было связано с воздержанием, воспеваемым греческими мудрецами задолго до него.

Богатые друзья и поклонники Сократа неоднократно предлагали ему свои средства и услуги, от которых он решительно отказывался. По свидетельству античных авторов, Сократ не принимал ни предложений некоторых правителей, ни приглашений посетить их страну. Для Сократа такой шаг был совершенно исключен.

Заключение

Трагический конец Сократа придал всей его жизни, его словам и делам, его учению и личности уникальную целостность и завершенность, нетленную привлекательность. Конец, как говорится, всему венец. Насильственная смерть Сократа окружила все сократовское особой аурой подлинности и высокой истины. Это оказалась одна из тех сократовских загадок, интерес к которым сохранился в античности, средневековье, современности и продолжается до сих пор. Смерть Сократа пробудила афинян и стала отправной точкой интеллектуального шествия сквозь века. Слова Сократа о возмездии, которое постигнет его обвинителей, также обсуждались. Вскоре после казни Сократа, сообщает Диоген Лаэртский, афиняне раскаялись в содеянном и, посчитав себя злонамеренно введенными в заблуждение, приговорили Милета к смерти, а других обвинителей — к изгнанию. Лисипп сделал бронзовую статую Сократа, которая выставлена в музее Помпеона в Афинах. Пророчество, которое Платон вложил в уста Сократа, гласило, что афиняне, не зная, что делать с философом и его преследованием их образа жизни, в будущем столкнутся со многими из тех, кого он учил.

На самом деле его сограждане избежали этой участи, и не все его ученики оказались способны продолжать дело своего учителя, подвергая жизнь своих ближних тщательному анализу и опровергая ложные мнения. Однако было немало смелых попыток разрушить схемы традиционной морали, за которые цеплялись обвинители Сократа. Верно и то, что ни один философ, ни до Сократа, ни после, не имел столько непосредственных учеников и такого разнообразия школ мысли под своим влиянием.

Диоген Лаэртский в своей книге «Жития философов» называет среди друзей Сократа: Ксенофонта, Эсхила, Антисфена, Аристотеля, Евклида, Федона и, конечно же, Платона как наиболее выдающихся. Если исключить Ксенофонта и Эсхила, которые не были настоящими философами (первый был скорее историком, второй — литератором), то остальные пять были основателями философских школ.

Школа Платона сыграла особенно заметную роль во всемирно-исторической судьбе интеллектуального наследия Сократа. Основанная им в 387 году до н.э. в лиственном пригороде Афин, знаменитая академия просуществовала более 900 лет, пока не была закрыта императором Юстинианом в 529 году до н.э. Из платоновской Академии влияние Сократа распространяется на лицей Аристотеля, на перипатетиков. А мировой платонизм и аристотелианство стали ведущими течениями философской мысли в дальнейшем интеллектуальном развитии.

Список литературы

  1. Нерсесянц В.С. Сократ, М. «Наука», 1984 г. (Серия «Научная биография»).
  2. Кэссиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль», 1988 г. (Серия «Мыслители прошлого»).
  3. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа, Минск, Издательство «Галаксиас», 1997, 208 стр. (Серия «История философии в биографиях»).
  4. Реале Дж., Антикери Д., Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — ТЦ Петрополис, 1997 г. — 336 с.
  5. Радугин, А.А. Философия, М. Издательство «Центр», 1997.
  6. Мен, А.В. Мировая духовная культура//Сократ. Платон. Платон, Платон, Аристотель. М., 1995.