Для связи в whatsapp +905441085890

Философия современной России — Проблема зарождения русской философии

Проблема национальной идеи России, «русской идеи» сегодня вновь будоражит умы многих граждан нашей страны. Эти споры будут оставаться актуальными до тех пор, пока Россия не найдет путь, который поддержан большинством граждан и не сможет их объединить. Мировое сообщество также не остается равнодушным к важности и возможностям реализации национальной, объединяющей идеи России, так как она до сих пор воспринимается как глобальное явление.

Русская идея — это путь страны, путь ее существования в настоящем и будущем, цель ее развития. «Русская идея» — это великая национальная мечта, идеал. На нее влияют родовые, глубоко психологические основы и особенности национального характера — менталитет, особенности исторического развития, религиозная вера народа и др.

Русская национальная идея возникла в период становления российской государственности. Формирование национальной идеи, которая была понятна, доступна и разделялась большинством людей, указывало на сильное национальное самосознание русского народа, принятие и понимание принципов государственного устройства, общественной и духовной жизни, а также путей и целей исторического развития нации. Вопрос о русской идее развит достаточно далеко мыслителями «золотого века» русской философии, которая жила в критические для судьбы России исторические моменты.

Также достаточно интересным объектом исследования является развитие национальной идеи в ХХ веке, поскольку в российской истории нет такого периода по частоте смены государственных идей. К ним относятся первая революция 1905 года, вторая февральская революция 1917 года, которая привела к разрушению многовекового монархического строя, Октябрьская революция и события 1991 года, которые некоторые исследователи считают четвертой бескровной революцией ХХ века.

Философия современной России - Проблема зарождения русской философии

Проблема зарождения русской философии

Русскую философию религии по праву можно назвать феноменом в истории развития мировой мысли — «она принципиально, в своей основной тенденции по существу оригинальна». И это не преувеличение — об этом свидетельствует постоянный и растущий интерес к русским мыслителям извне. Есть несколько причин этого явления. Прежде всего, Россия в 18-19 веках была местом встречи двух разных интеллектуальных, культурных и идеологических традиций. В этом смысле Россия еще далека от внутренних разрушений, которые уже произошли в Европе. Поэтому русская мысль всегда была религиозной и никогда не отделяла себя от своей религиозной стихии, и в этом и заключается основная причина особенности русской философии. С другой стороны, философия начала пробуждаться в России, когда рядом, на Западе, шла интенсивная и активная работа философской мысли. Поэтому Россия была не пионером, а учеником, но очень своеобразным. Различные идеи, проникшие в Россию со времен ереси иудаистов, были привлекательны, но в то же время во многом не органичны для русского сознания. Поэтому развитие русской философии можно сравнить с ростом молодого, талантливого, творчески свободного — в смысле несдерживаемого — и сильного ученика, который не просто глотает все, чему его учат, но что-то принимает, что-то отвергает, а в нем очень сложный процесс воспитания, зависящий, с одной стороны, от внешних воздействий, а с другой — от внутренней глубины личной жизни индивида. В то время как Европа считала себя потомком древней философии и уже имела терминологический и концептуальный аппарат, восходящий к древности (поскольку латынь была «общей для Оккупации как в церковном, так и в культурном плане, и в то же время напрямую связывала ее с древностью»), у России ничего из этого не было. Поэтому русская философия оказалась в некотором роде свободнее западной: в этом отношении ее можно сравнить с неофитом, который не удовлетворен «жизнью послушания», но хочет все понять и поэтому может быть свободен от тех упрямых стереотипов, в которых люди воспитывались в интеллектуальной традиции. Русская философия формируется на фоне и в тесной связи с западноевропейской философией, и в то же время питается совершенно другими соками, имеет корни, восходящие к иной духовной традиции, нежели западное христианство. Н. Бердяев пишет, что русская религиозная мысль «сделала нечто подобное тому, что делали в свое время греческие учителя Церкви». Как они использовали высшую философию своего времени, Платон и неоплатонизм, для защиты и раскрытия христианской истины, данной в Откровении, так и русские религиозные мыслители делали то же самое, используя высшую философию своего времени, Шеллинг и германский идеализм.

Особенность русской философской мысли была обусловлена сочетанием следующих факторов:

  • Глубокая привязанность к религиозной почве;
  • Наличие богатой философской жизни на Западе того времени;
  • Сочетание ученичества и собственного творчества.

«Эта философия — типично русский феномен. А в других странах есть отдельные религиозные мыслители, но эти мыслители нигде не сформировали целую школу свободной философской мысли, представленную в основном светскими людьми, которая бы доминировала над всеми остальными философскими течениями, как это происходило в России. Важность этой философии заключается в том, что «в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада».

Философская мысль в России

Самостоятельная философская мысль в России появилась только во второй половине 18 века. Следующий век стал уже периодом интенсивного развития, когда стали понятны основные направления дальнейшего развития русской философии.

Главной задачей философии является разработка теории мира в целом, основанной на многообразии опыта. Философия иногда понимается как своего рода абстрактное знание, чрезвычайно далекое от реальностей повседневной жизни. Ничто не может быть дальше от правды, чем такое суждение. Напротив, это его основная сфера интересов; все остальное, вплоть до самых абстрактных понятий и категорий, вплоть до самых сложных конструкций мышления, в конечном счете, является лишь средством постижения реалий жизни в их контексте, в их полноте, глубине, противоречивости. Важно, однако, помнить, что с точки зрения философии понимание реальности не означает просто смириться с ней и согласиться с ней во всем.

Философия подразумевает критическое отношение к реальности, к тому, что устарело и устарело, и в то же время поиск в самой реальности, в ее противоречиях, а не в размышлениях о ней, о возможностях, средствах и направлениях ее трансформации и развития. Трансформация реальности и практики — это единственная сфера, в которой философские проблемы могут быть решены и в которой раскрывается реальность и сила человеческой мысли. Несмотря на всю романтичность и ауру тайн, которые сопровождают каждую человеческую потребность в познании окружающего мира, вопросы и ответы часто ищут романтики.

Их можно назвать романтиками-практиками, то есть людьми, которые с детства мечтали о добре, справедливости и любви, понимали жестокую реальность материи и бессмертие борющегося духа. Последние три составляющие вместе взятые дают многим, кто вступил на путь истины-ищущим, значительный заряд энергии, который может проникнуть не только в них самих, но и в тех, кто последовал за ними, ведомый огнем познания, который зажигает путь ищущих.

Эти люди уже родились философами. Можно сказать, что они родились, хотя бы для того, чтобы узнать, «что это такое — родиться». По всей вероятности, такое положение дел продолжалось некоторое время. Как показывает исторический опыт, этот процесс не всегда был легким. Самые яркие философы появились в так называемые «трудные времена». Трудные годы лишений и печали стимулировали сознание людей, которые из отчаяния интенсивно искали выход из сложившейся ситуации. Преследование диссидентов, не согласных с идеологией правящего режима, породило в сознании протест — протест, созревший в подавленном свободном сознании, которое даже представить себе не могло, что в современном обществе действуют порядки средневековой инквизиции.

П. Я. Чаадаев об исторической судьбе России

Петр Чаадаев (1794 — 1856) — мыслитель и публицист. Главная тема философии Чаадаева — историческая судьба России. Это было первое слово пробужденной национальной самоуверенности России, на которую в 1-й четверти XIX века оказали решающее влияние победа России над Наполеоном и разгром декабрьских декабристов 1825 года на Сенатской площади. На мировоззрение Чадаева в равной степени повлияли эти два события, что объясняет причудливое сочетание в нем элементов оптимизма и пессимизма.

С самого начала своей истории Русь, потому что приняла от Византии христианство, которое «презиралось всеми народами», находилась в своего рода промежуточном состоянии, ни с европейской, ни с азиатской цивилизацией, ни с «цивилизацией» вообще. Его состояние можно сравнить с центром магнита, который не является ни минусом, ни плюсом. Один из вариантов такой интерпретации впоследствии был предложен самим Чаадаевым, он был частично реализован славянофилами, чье Первое Философское Письмо сыграло роль мощного катализатора окончательного формирования их идеологии. До конца жизни Чаадаев оставался верен своей первоначальной оценке сегодняшнего состояния России.

В своем последнем L’Universe он даже укрепил эту оценку, видимо, полагая, что, не вмешиваясь в политические дела Западной Европы, Россия в очередной раз упустила свой шанс стать неотъемлемой частью мировой цивилизации. Для этого России необходимо лишь ускорить повторение дома, но вполне сознательно, всех этапов, через которые прошла Западная Европа в ходе своего исторического развития. Только тогда Россия сможет занять свое законное место в мире, более того, Россия призвана решать все проблемы западноевропейской цивилизации. Простая, почти невидимая линия отделяет такие взгляды покойного Чадаева от взглядов славянофилов. И все же, по большому счету, Чадаев и славянофилы были на противоположных позициях, он верил в развитие, призвал вперед. Славянофилы мечтали о прошлом.

Недаром Чадаев назвал их учение «ретроспективной утопией». Нынешнее состояние России оценивается лишь отрицательно: «как постоянное и повсеместное отсутствие понятий долга, справедливости, законности и порядка».

Славофилизм и Вестернизм сущность и основные идеи

Сторонники европейского пути развития выступали за политические и социальные реформы сверху, против революций. Они верили, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но в отличие от либералов считали, что революционное свержение неизбежно. К середине 1950-х годов революция стала необходимым условием отмены крепостного права.

Спор славянофилов с западцами XIX века разрешился в пользу последних. И это потеряли не только славянофилы (в середине века), но и народники (в конце века). Затем Россия пошла по западному, т.е. капиталистическому, пути развития. Можно сказать, что двадцатый век пересмотрел этот вердикт. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Ибо они разрушили Святую Святых — общину, Артель — и назвали ее «великим переломным моментом» — по сравнению с тем, «переломным моментом», который страна пережила в эпоху Петра, был не более чем небольшой коррекцией ее естественного развития.

Выдающийся представитель славянофильства Иван Киреевский

Путь Киреевского к православию похож на путь Пушкина. Отец Киреевского, как и отец Пушкина, был близок к масонам екатерининского периода. Его крестным отцом был не кто иной, как самый выдающийся масон И. В. Лопухин. В молодости Киреевский был активным членом кружка масонов, а один из масонов А. Кошелев писал в своих «Записках»: «Христианское учение казалось нам полезным только для народной массы, а не для философов. Мы особенно уважали Спинозу и считали его работы намного выше, чем Евангелие и другие священные писания».

И. Киреевский, признанный лидер славянофильства, как и другие славянофилы, пристрастился к фетишу немецкой идеалистической философии и в 1829 г. опубликовал журнал «Европейский». Деревня Киреевских была расположена всего в семи верстах от пустыни Оптина, центра русской пустыни. Но молодой Киреевский, как и большинство образованных людей своего времени, мало интересовался старейшинами «Оптины». Что эти старейшины могли сказать ему, что это было интересно по сравнению с Шеллингом, Фихте и другими немецкими философами? Что?

Случилось так, что Киреевский женился на духовной дочери Серафима Саровского, умной, образованной девушке. Глубокая религиозность его жены не нравилась Киреевскому, и он даже не раз позволял себе богохульствовать в ее присутствии.

Переломный момент наступил во время совместного чтения произведений Шеллинга, когда выяснилось, что многое из того, что писал Шеллинг, было знакомо его жене по произведениям Отцов Церкви. Это привлекло внимание Киреевского, и он сам начал читать произведения отцов и наладил отношения со старейшинами Оптиной Пустынью.

Главная идея славянофилов — только истинное и не искаженное христианство — православие может придать человеку духовную целостность. Только возвращение к православию устранит тот духовный раскол, от которого российское образовательное общество пострадало после революции Петра Великого. И. Киреевский пишет: «Целостность ума необходима для целостной истины. Главный герой верующей мысли состоит в стремлении собрать в одну силу все отдельные части души, найти тот внутренний центр бытия, где разум и воля и чувства и совесть, и прекрасное и истинное, и чудесное и справедливое, и милосердное, и вся окружность сведены к живому единству, и таким образом сущностная личность человека восстанавливается до своей изначальной неразрывности.

Спасение России, по мнению И. Киреевского, заключается в освобождении ее духовной жизни «от искажающего влияния инородного просветления». «Глубокая, живая и чистая мудрость Отцов — зародыш высшего философского принципа: ее простое развитие в соответствии с современным состоянием науки и с вниманием к требованиям и вопросам современного разума сформировало бы новую науку о мышлении. Киреевский и Хомяков понимали, что русская мысль, более глубоко укоренившаяся в христианстве, чем западная, способна порождать новые идеи в философии и других областях интеллектуальной деятельности. Спасение России заключается в развитии православного просвещения и культуры, а не в подражании европейской культуре. России необходимо, чтобы «Православное Просвещение охватило все интеллектуальное движение современного мира, чтобы обогащенная мирской мудростью истина христианства проявила свое господство над относительными истинами человеческого разума».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Историческая судьба марксизма в России
  2. Рене Декарт, французский философ, математик
  3. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений
  4. Антропологический материализм Фейербаха
  5. Освальд Шпенглер, немецкий философ, историк, представитель философии жизни
  6. Венский кружок
  7. Герменевтика и культурная коммуникация
  8. Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель
  9. Гераклит – родоначальник современной диалектики
  10. Классический и неклассический тип рациональности