Для связи в whatsapp +905441085890

Философия техники — Инженеры-философы и первые философы техники

На первый взгляд название «Технология и философия» может показаться несколько противоречивым. Что общего у технологий и философии? Разве это не две диаметрально противоположные формы человеческой жизни? С одной стороны, динамичное, внешнее, утилитарное действие; с другой — спокойное, внутреннее, бескорыстное созерцание.

Однако при ближайшем, хотя и очень поверхностном осмотре мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначального замешательства. Во-первых, наличие такого соотношения противоположностей, несомненно, побуждает нас задуматься о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее предельном значении. Это может вызвать необходимость во взаимном разъяснении. От Гераклита до Гегеля, эта антитеза является принципом, который вдохновляет на создание сущностей, которые преодолевают эту антитезу, включение реальности и мысли.

В нашем случае современная философия не может не направить свои размышления в мир технологического действия, а технологии, для того чтобы в полной мере осознать свою собственную роль, должны рассматривать себя в свете философского озарения. Обширная библиография рассуждений о технологии красноречиво показывает, что это утверждение ни в коем случае не является изолированным утверждением, а ясно понимается мыслителями нашего времени. Другое дело оценить, насколько эта литература, ослепленная более поверхностными социологическими, историческими и этическими проблемами и скользящая по поверхности, не смогла полностью проникнуть в философскую сущность технологии. Даже Ортега в свое время отмечал полный провал литературы, посвященной теории техники. С философской точки зрения, технология по своей сути является универсальным стремлением, направленным на совокупность тех областей, в которых разворачивается человеческая жизнь и реальность в целом. Философские знания, чтобы быть равными своей задаче, должны быть способны в своем стремлении проникнуть даже в самые страшные сферы реальности. Его энергия не может быть удовлетворена признанием пределов, за исключением неясных царств в его всеобщем стремлении к просветлению. Его ясный и сомнительный взгляд должен также обратиться к этому потрясающему факту не только нашего времени, но и всей истории человечества, то есть к технологии.

Освещение этой грозной проблемы философией необходимо и современному человеку для того, чтобы утвердиться в собственных человеческих условиях. Чтобы обеспечить доминирование своего размышления о жизни.

Много говорилось о технологиях, угрожающих человечеству. Это, безусловно, так, хотя мы не можем свести все к технологии в одиночку, не учитывая общее положение современного человека. Признавая эту угрозу, мы не хотим обесценивать нашу эпоху в свете прошедших золотых веков. Просто каждый момент истории велик и ограничен по-своему. От нас зависит реализация формальной полноты возможностей современного мира. Не ослепляя себя бесспорными успехами нашего времени, понять огромные опасности, которые угрожают нам преодолеть их. С другой стороны, если мы серьёзно и глубоко проникнем в мир артефактов (как объективный осадок), в опыт технической деятельности (как основа жизни, которая их производит), то обнаружим, что они обладают сильным проблемным притяжением, которое действует в направлениях, наиболее характерных для философии.

Философия техники - Инженеры-философы и первые философы техники

Инженеры-философы и первые философы техники

Рассмотрим первых представителей философии технологии с момента ее возникновения: в основном в Германии и России в конце XIX — начале XX веков. В их работах уже в зачаточном виде содержались все будущие проблемы философии технологии. Уже в 1903 году русский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер в докладе — библиографическом очерке «Философии техники» — Политехническому обществу попытался представить возникновение этой новой отрасли философской науки. В этом эссе Энгельмейер собрал много работ, так или иначе связанных с различными аспектами этой проблемы. Среди них, однако, можно выделить две линии: Первая — от инженеров-философов (это Э. Гартиг, П. Рело и А. Ридлер), вторая — от философов — Е. Кэпп, А. Эспинас, Ф. Бон. Конечно, были и другие, но эти исследователи, по словам самого Энгельмейера, являются самыми важными.

Эрнст Гартиг (1836-1900) был известным технологом. Гартиг «отстоял необходимость логической очистки тех понятий и отношений между ними, которые возникли в технологии чисто эмпирическим путем». В то же время он выступал за создание новой науки, «технологии», направленной на логическое развитие технического материала, что, по-видимому, явилось результатом его размышлений о патентной деятельности. В то время как традиционная логика признает только одну форму подчинения в зависимости от степени обобщения и абстракции, «технология» признает и другую форму. Согласно Gartig, мы имеем такую своеобразную технологическую подчиненность между понятием данного способа производства и понятием тех средств труда, которые служат для реализации этого способа производства. Таким образом, по мнению Гартига, понятие ковки является вышестоящим и подчиненным понятиям молот, наковальня и кузнечная работа. П.К. Энгельмейер считает эту «технологическую субординацию» по сути телеологической. На самом деле, Gartig был продолжением идей Дж. Бекманна и И. Поппа по общей технологии, поэтому несколько слов о них следует сказать и здесь.

Иоганн Бекманн (1739-1811) считается признанным основоположником новой науки техники и техники общего назначения. Бекманн рассматривала технологию как самостоятельную науку, область исследований которой являлась материально-технической стороной производственного процесса, отделяя технологию от экономической науки. С развитием промышленности появляется множество мастерских, фабрик и мануфактур и еще большее количество их произведений, инструментов, материалов и товаров. Для их понимания необходимы многие вспомогательные науки, число которых растет. И для изучения всего этого разнообразия есть только два источника: деятельность мастера и книги, в которых эти искусства уже описаны. Бекманн пытается систематизировать различные работы мастерских и фабрик на научной основе, чтобы облегчить их изучение. В 1777 году он публикует книгу «Введение в технологию или о знаниях магазинов, фабрик и мануфактур….».

Учеником Бекмана, который в дальнейшем развивал свои идеи и учение, был Иоганн Генрих Мориц Поппе (1776-1854). В 1821 году он опубликовал свой главный труд «Фюрер-цур allgemeinen Technik», в котором рассматривается история техники. В этой книге Поппе дает следующее определение технологии. Технология, или наука о ремеслах, имеет для своего объекта описание и объяснение изделий, инструментов, машин и приборов, используемых в обработке сырья в различных ремеслах, на фабриках и заводах. Он дает конструкцию всех установок и машин, объясняет их работу, оценивает различные инструменты и их использование в различных отраслях промышленности, показывает материал, из которого изготовлено изделие и т.д. Частный инженер исследует каждое техническое ремесло в отдельности. Генеральный инженер, с другой стороны, изучает различные методы работы технических профессий в соответствии с их сходным назначением.

Франц Рело (1829-1905) был не только ученым, но и практиком. Уже в 1854 году вместе с Моллем он написал произведение «Конструкция в машиностроении». В 1856 году Рело был назначен профессором машиностроения Цюрихского политехнического института, где он первым преподавал курс по кинематике машин. Кульминацией его лекторской и исследовательской деятельности стала фундаментальная работа «Теоретическая кинематика» (первый том вышел в 1875 году). Плодом и обобщением его практической работы стал объемный труд «Строитель», впервые опубликованный в 1861 году, который в течение почти тридцати лет рассматривался как образцовый труд по конструированию машин.

Алоис Ридлер (1850 — 1936) — выдающийся немецкий инженер, как его называл Энгельмайер, «столп инженерии», возглавлял лабораторию научных испытаний автомобилей и был директором Берлинского политехнического института. Особо отметим две его работы, в которых представлены его взгляды на техническое образование и в связи с этим затрагиваются более общие вопросы, тесно связанные с проблемами философии технологии: «Немецкие высшие технические институты и требования ХХ века» и «Цели высших технических школ», изданные примерно на рубеже веков.

Первые философы технологии

Эрнст Капп (1808-1896) первым сделал смелый шаг, объединив в названии своего произведения два до сих пор казалось бы несовместимых термина «философия» и «техника». В основе его книги «Основные направления философии технологии» лежит принцип «органопроекции»: человек бессознательно воспроизводит свои органы во всех своих творениях и учится на этих искусственных творениях. В чем суть основных идей Каппа? Основы его философии технологии — «антропологический критерий» и «принцип проекции органов». Формулируя свой антропологический критерий, Эрнст Капп подчеркивает: «Независимо от того, что представляют собой объекты мысли, то, что находит мысль в результате всех ее поисков, всегда является человеком». Поэтому содержание науки в процессе исследования, как правило, является не чем иным, как возвращением человека к самому себе. Капп считает, что со словами древнегреческого мыслителя Протагораса — «Человек — мера всего» — впервые был сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и действия. Именно потому, что человек мыслит себя в природе и вне ее, а не над и вне ее, его мышление становится адаптацией его физиологической организации к космическим условиям.

Чтобы наполнить смыслом концепцию внешнего мира человека, Е. Каппа, что для него недостаточно слова «природа» в обычном смысле этого слова. Внешний мир, который окружает человека, также включает в себя многие вещи, которые являются его творениями. Как искусственные произведения в отличие от натуральных продуктов (природа обеспечивает их материалом), они формируют содержание мира культуры. Э. Капп четко различает «естественное» и «искусственное»: то, что находится вне человека, состоит из творений природы и творений человека.

По мнению Каппа, этот внешний мир, исходящий от человека, является реальным продолжением его тела, переносом во внешнюю среду, воплощением в материи, объективизацией его восприятия, т.е. частью себя, чем-то от своего «я». Это внешнее отражение, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но искусственный мир, созданный человеком, затем становится средством самопознания в акте обратного переноса представления из внешнего мира во внутренний. Таким образом, человек признает, среди прочего, процессы и законы своей собственной бессознательной жизни. Короче говоря, «механизм», бессознательно созданный по самому органическому образцу, служит для объяснения и понимания «организма». В этом суть принципа органической проекции Эрнста Каппа.

Кэпп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело мерой природы. Например, была создана десятичная система счисления (десять пальцев руки). Однако принцип органопроекции объясняет только появление первых простых приборов. Однако при применении к сложным устройствам и машинам возникают проблемы. Хотя Капп указывает на то, что органическая проекция не способна расширить формальное сходство, и что ее ценность заключается в преференциальном выражении основных отношений и соотношений организма, это не устраняет проблем. Возьмем в качестве примера, следуя за Каппом, паровым двигателем. Его форма в целом не имеет ничего общего с человеком; похожи только отдельные органы. Но когда паровоз начинает работать, например, в локомотиве, сходство его общей целенаправленной механической деятельности с органическим единством жизни сразу же проявляется: кормление, износ деталей, выделение отходов и продуктов сгорания, остановка всех функций, смерть, например, при разрушении важной части машины, аналогичны жизненным процессам животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательные репродукции органических форм, а проекции, т.е. в целом живые и действующие как организм. Именно это своеобразное демоническое появление самостоятельной деятельности и поражает больше всего в паровом двигателе.

Затем Капп переходит от отдельных творений технологии к тем мощным культурным устройствам, которые не вписываются в концепцию аппарата и имеют характер систем. Это, например, железные дороги и телеграф, которые покрыли сетью весь земной шар. Первое, особенно когда железные дороги и пароходы соединены в единое целое, является зеркальным отображением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй, конечно, сравним с нервной системой. Здесь, по словам Каппа, органная проекция празднует свой триумф: сначала бессознательное построение органической модели, затем взаимное признание оригинального и зеркального образа (по закону аналогии), и, наконец, как искра, сознание соответствия органа и инструмента точке идентичности.

Концепция органопроекции является первой попыткой философского объяснения генезиса технологии и ее «антропологических» принципов. Попытки ответить на вопрос: что такое технология и что такое ее генезис, до сих пор сохраняют свою эвристическую функцию и составляют важный раздел в философии технологии.

Распространение технических знаний в России 19-го и начала 20-го веков как предпосылка развития философии технологии в России

Появление инженерного образования. Большое внимание уделялось проблемам распространения технических знаний в России еще со времен Петра I. Инженерное образование в России было инициировано инженерной школой (1700) и математической и навигационной школой (1701). Однако преподавание научных дисциплин в этих учреждениях все еще оставалось очень базовым и примитивным с современной точки зрения. В то же время инженерная профессия становилась все более сложной, а практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. В России такое техническое училище было основано в 1773 году как горное училище — идея важного организатора горного дела и высшего образования в России Михаила Федоровича Сойонова. Теоретическое образование в таких техникумах по-прежнему значительно отставало от уровня развития науки (они были более ориентированы на практику).

Только после того, как в 1794 году Гаспар Монж основал в Париже Политехническую школу, которая с самого начала была ориентирована на высокое теоретическое образование студентов, ситуация в инженерном образовании изменилась (в том числе и в России). Многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, Швеции, США приняли эту школу за образец. В России по его образцу в 1809 году был назначен Институт инженеров корпусов линий связи, руководителем которого был студент монж-спаниец А. А. Бетанкур. Бетанкур разработал проект, в рамках которого были созданы школы по подготовке среднего технического персонала: военно-строительная школа и школа для руководителей связи в Санкт-Петербурге. Позднее (1884 г.) эту идею разработал и воплотил в жизнь выдающийся русский ученый, академик Петербургской Академии наук И.А. Вишнеградский, идея которого состояла в том, чтобы распространить техническое образование на все уровни производственной деятельности: высшие учебные заведения по подготовке инженеров, средние — по подготовке техников (очередные ассистенты инженеров), колледжи для мастеров, заводских и фабричных рабочих. В конце 19-го и особенно в начале 20-го века в России на различных фабриках и заводах было создано множество бесплатных воскресных и вечерних школ для рабочих и их детей.

Инженерные общества и технические журналы

К концу XIX века обязательным становится научное образование инженеров, их специальное, а именно высшее техническое образование. В это время многие технические средние школы были преобразованы в высшие технические училища и институты. К ним относятся, например, Петербургский технологический институт, основанный в 1862 г. на базе мастерской школы (для младших классов: крестьяне, ремесленники, разночинцы); Петербургский электротехнический институт — одно из первых учреждений высшего технического училища, созданное в 1891 г. на базе школы почтового телеграфа (1886); Московское высшее техническое училище.

Помимо учебных заведений, различные технические общества также стремились распространять технические знания. Так, например, Русское техническое общество, основанное в 1866 году, в соответствии с его уставом, имело целью «содействие развитию техники и технической промышленности в России» путем проведения чтений, совещаний и публичных лекций по техническим предметам; распространение теоретической и практической информации через журналы и другие издания; содействие техническому образованию; предложение решений технических вопросов, представляющих особый интерес для отечественной промышленности, с назначением призов и медалей за лучшее их решение; проведение выставок промышленников и фабричных изделий; исследование заводских и фабричных материалов, товаров и особенно методов работы, используемых в России, по выбору Общества и по просьбе других обществ и частных лиц; создание технической библиотеки и химической лаборатории, а также технического музея; посредничество между техническими специалистами и лицами, нуждающимися в их услугах; содействие в сбыте малоизвестной отечественной продукции; обращение в Правительство с просьбой о принятии мер, которые могут оказать полезное влияние на развитие технической промышленности.

В 1877 году в Москве при Московском высшем техническом училище было основано Политехническое общество. Он выпускал «Вестники», на основе которых в 1915 году был создан журнал «Инженерный вестник». В уставе Политехнического общества, среди прочего, сказано: «Последовательно связывать выпускников школы совместной работой в области научной и практической деятельности на основе веры и нравственности; дать им возможность обмениваться приобретенными знаниями, следить за успехами науки и промышленности и своими трудами способствовать их развитию в России», «способствовать успеху технического образования».

Существует также специальное общество по распространению технических знаний. В уставе общества, принятом 4 июня 1869 года, говорилось, что его целью является «содействие общему улучшению и распространению технических знаний в России, особенно приобретению усовершенствованных методик в тех отраслях российской промышленности и ремесел, которые имеют более широкое практическое применение». Для достижения этих целей Общество могло бы: «а) создавать технические школы и мастерские; b) создавать библиотеки, выставки и музеи в области промышленности и ремесел; с) издавать книги по различным отраслям технических знаний». Особое внимание следует также уделить Обществу содействия развитию экспериментальных наук и их практическому применению при Императорском Московском университете и Обществу им. С. Леденцов назвал Императорское Московское техническое училище, существовавшее в Москве с 1909 по 1918 год.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
  2. Предмет и метод философии права
  3. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
  4. Философские проблемы науки и техники
  5. Результативная подсистема деятельности
  6. История и философия истории
  7. Изменение содержания форм морального сознания
  8. Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист
  9. Английская философия нового времени
  10. Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер