Для связи в whatsapp +905441085890

Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого — Идеальное общество

С. Соловьев (1853-1900) — величайший русский философ, заложивший основы русской философии религии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая объединила бы в себе требования религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по мнению Соловьева, должно быть христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он выступал за объединение всех христианских франшиз (православия, католицизма и протестантизма). Еще одна особенность его подхода заключается в том, что он пытался включить последние достижения естественных наук, истории и философии в христианское мировоззрение и создать синтез религии и науки.

Центральной идеей его философии является идея всеведения. Согласно его учению, бытие едино, всеобъемлюще. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, ибо низшее находит свое притяжение в высшем, а высшее поглощает низшее. Онтологической основой союзничества у Соловьева является божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Главный принцип союзничества — «Все едино в Боге».

Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого -  Идеальное общество

Идеальное общество

Всеединство — это единство Творца и творения. Бог, по Соловьеву, — это «космический дух», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий нас мир, по мнению Соловьева, нельзя рассматривать как совершенное творение, возникшее непосредственно по воле одного божественного творца. Согласно Соловьеву, божественный дух, органическая сила, распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, лежащих в основе каждого предмета или явления. Он называет эти элементарные сущности атомами, которые своими движениями и вибрациями образуют реальный мир. Соловьев рассматривает сами атомы как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, которая делает ее активным существом. Соловьев был приверженцем диалектического подхода к действительности. Общая черта всего живого — череда изменений. Чтобы установить непрерывную динамику бытия, Соловьев вводит такое активное начало, как мир-душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, одухотворяющую все сущее. Но она не действует самостоятельно, ей необходим божественный импульс. Импульс — Бог дает мировой душе идею Единства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрость. Понятие Софии вводится для того, чтобы объяснить, что мир — это не только творение Бога. В основе мира лежит «душа мира» — София — связь между Творцом и творением, которая придает всеобщность Богу, миру и человеку. Механизм слияния Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию Богочеловечества, истинным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для отдельного человека, но и является целью развития всего исторического процесса. Историософия Соловьева основана на этой цели. Целью и задачей всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение Богочеловечества. Главным условием на пути к Богочеловечеству является христианское обращение. И Христос раскрыл моральные ценности, создал условия для нравственного совершенствования. Познавая учение Христа, человек вступает на путь своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период человечества. Человечество придет к торжеству веры и праведности, когда Бог, воплощенный в человеке, станет его объединяющим фактором.

В гносеологическом аспекте принцип единства реализуется через концепцию интегрального знания, которое представляет собой неразрывную взаимосвязь трех видов знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). Как фундаментальный принцип, интегральное знание предполагает существование абсолютного начала — Бога. Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное — особенности мышления. Истина же постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество было задумано Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и вселенской монархии под эгидой католического Рима.

Биография Владимира Сергеевича Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 (28) января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Семья Владимира Соловьева принадлежала к великорусскому крестьянству в пятом-шестом колене, но затем была переведена в духовенство. Однако отец философа не стал продолжать линию своих отцов и обратился к научной деятельности. Своим неустанным трудом он постепенно занял место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, всегда оставался чужим в благородном окружении профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.

По матери, Поликсене Владимировне, Владимир Соловьев принадлежал к украинско-польскому дворянскому роду Романовых. Прадедом Соловьева по материнской линии был известный украинский философ XVIII века Г.С. Сковорода (1722—1794).

Среда ранних лет Владимира Соловьева была очень благоприятной для его последующего интеллектуального развития. Отец Владимира Соловьева отличался строгим нравом, необычайной последовательностью в своих исторических занятиях, в результате чего он почти ежегодно издавал по одному тому своей «Истории России с древнейших времен» (1851 — 1879), а таких томов он издал двадцать девять. В его семье все было подчинено строгим правилам, что обеспечило С. М. Соловьеву необычайную научную продуктивность на протяжении всей его жизни. Его «История России» очень высоко оценивается современными историками. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, очень органично понимал исторический процесс, внес большой вклад в историю развития российской государственности, был прогрессивен и либерален, имел среди своих учеников таких людей, как В.О. Мишле и др. Ключевский.

Корни либерализма Соловьева

Среднее образование Соловьев получил в Московской 5-й гимназии, куда поступил в 1864 году, а высшее — в Московском университете, куда поступил в 1869 году и окончил в 1873 году. Необычайно одаренная натура В. Соловьева, его постоянный и, можно сказать, страстный поиск высших истин проявились уже в ранние годы. Известно, что Соловьев очень рано начал читать славянофилов и величайших немецких идеалистов. Мало кто знает, однако, что в последние годы гимназии и в первые годы университета он читал вульгарных материалистов того времени и даже пережил очень резкую материалистическую тенденцию, из-за которой перестал ходить в церковь, а однажды даже выбросил иконы из окна своей комнаты, чем вызвал необычайный гнев своего всегда добродушного отца. Хотя в целом Соловьев был достаточно либерален, чтобы навязывать религию своим детям. Он спокойно относился к чтению В. Соловьевым вольнодумной литературы того времени, считая это болезнью роста сына. О значительном либерализме в семье Соловьева можно судить, например, по возмущению отца и сына, когда в 1864 году они узнали, что Чернышевского отправили на принудительные работы. Даже 11-летний Александр Соловьев чувствовал, что это большая несправедливость по отношению к уважаемому писателю и философу. Этот факт ясно показывает, как глубоко и как давно, почти в детстве, были заложены корни либерализма Соловьева, которые впоследствии принесли значительные плоды.

Вероятно, не без влияния материализма Владислав Соловьев впервые поступил на физико-математический факультет, где преподавали не только математику и физику (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Соловьев в те годы увлекался биологией, а из биологии особенно зоологией и ботаникой. Но достаточно было провалить экзамен на физико-математическом факультете, чтобы перевестись на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением изучать философию.

Об увлечении, с которым Соловьев начал изучать философию и знакомиться с такими бывшими мастерами, как Хомяков, Шеллинг и Гегель (хотя не без интереса к Канту и Фихте), свидетельствует тот факт, что в течение первого года после окончания университета он написал магистерскую диссертацию, которую защитил в 1874 году.

Кстати, есть некоторые сведения о пребывании Соловьева в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя в период между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. Хотя Соловьев жил весь год в Сергиевом Посаде, где находилась Московская духовная академия, из свидетельств его бывших однокурсников видно, что он не посещал лекции, не дружил со студентами академии, жил в отведенной для него одинокой комнате и смотрел на окружающих свысока. И нетрудно догадаться почему. Соловьев провел этот год в подготовке магистерской диссертации и был слишком поглощен разработкой собственных философских и богословских концепций, чтобы узнать что-либо существенное от профессоров Академии того времени, которые, конечно, следовали традиционной официальной богословской линии, далекой от сложной философской системы, которую он создал в то время.

Написание и защита диссертации 21-летним молодым человеком должно считаться чем-то удивительным и поразительным даже для того времени, когда диссертации занимали несколько десятков страниц и почти не имели научного аппарата, а должны были основываться на собственной твердо обоснованной теории. Эта работа молодого Соловьева ярко свидетельствует о необычайной напористости, а также простоте и ясности его философской мысли, ее убедительности и самоочевидности, которая соперничала с глубиной и широтой его исторического кругозора.

В июне 1876 года В. Соловьев начал преподавать в университете, но из-за профессорского спора в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург. Там он стал членом академического комитета Министерства образования и одновременно преподавал в университете, где в 1880 году защитил докторскую диссертацию. Но М. Я. Владиславлев, который раньше высоко оценивал магистерскую диссертацию В. Соловьева и играл ведущую роль в Петербургском университете, теперь относился к нему довольно холодно, так что В. Соловьев остался лектором, но не профессором.

В 1881 году преподавательская карьера Соловьева закончилась после его публичной лекции 28 марта 1881 года, в которой он призвал помиловать убийц Александра II. Поступок Соловьева был продиктован его наивным, искренним и вполне честным убеждением в необходимости христианского вездесущия. Эта лекция, текст которой не сохранился, обычно рассматривается как причина ухода Соловьева из университета. Однако для исторической точности следует сказать, что Соловьев энергично протестовал против любого революционного насилия в более ранней публичной лекции, прочитанной 13 марта того же года. Прочитав лекцию от 28 марта, петербургский градоначальник хотел строго наказать Соловьева. Министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов написал докладную записку Александру III, в которой указывал на нецелесообразность наказания В. Соловьева ввиду его известной религиозности и того, что он является сыном величайшего русского историка, бывшего ректора Московского университета С. М. Соловьева. Александр III признавал Соловьева «законченным психопатом» и удивлялся, почему у его «добрейшего» отца С. М. Соловьева есть сын, которого К.П. Победоносцев называл «сумасшедшим». И дело осталось без серьезных последствий.

Философские взгляды В. Соловьева

В.Соловьев принадлежит к тем мыслителям, которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему, учение, включающее все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. В системе обычно существует небольшое количество основных принципов, из которых логически вытекают все остальные идеи и определения. Философская система — это теория, которая позволяет решать все философские вопросы с единой позиции, с единой точки зрения. Обобщив философские идеи различного происхождения, Владимир Соловьев попытался разработать самостоятельное учение. Его философия — совершенно уникальное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своей философской системы он положил принцип единства.

«Все существует во всем» — такова наиболее общая формулировка принципа всеведения. Исходя из этого, В.Соловьев разрабатывает общую концепцию. Прежде всего, он ясно дает понять, что эту формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем только как тенденция, как закон. Единство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное единство — это идеал, к которому мир только стремится. Абсолютное единство — это Бог, а мир — это единство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (единство) как идею. Но без элемента божественного единства она не может существовать, так как в этом случае она распалась бы на изолированные и враждебные части.

Абсолютное или божественное Единство — абсолютная «неразделенная цельность бытия»

Другими словами, это такое объединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразия или расцветающая полнота жизни, то есть гармония в многообразии. В своем идеальном выражении это Бог, объединяющий мир в единое целое через любовь. Любовь — это то, без чего союз частей не может быть гармоничным и целостным. Божественная любовь придает миру гармонию и упорядоченную согласованность. Существование противоположного начала, то есть начала беспорядка и хаоса, в сотворенном мире является результатом грехопадения. Мировой процесс, однако, есть не что иное, как процесс возвращения к первоначальному единству. Таким образом, развитие смертного мира — это эволюция в сторону большей гармонии и единства с одновременным увеличением разнообразия. Это возникновение все более сложных систем, от примитивной неживой жизни, через разнообразие живого, к обществу и человеку. С приходом христианства история общества превратилась из человеческого в божественно-человеческий процесс: в истории действует нравственный принцип, ведущий ее к единству.

Принцип единства в эпистемологии — гносеология. Поскольку единство — это то, к чему стремится жизнь духа, то оно находит свое выражение в процессе познания. Таким образом, принцип всеединства Соловьева применяется и в теории познания — гносеологии.

В 1880-х годах В. Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых отстаивал идею воссоединения Западной и Восточной церквей под главенством Папы Римского, за что подвергался критике со стороны славянофилов и консерваторов. Наиболее важная из них — «Россия и Вселенская церковь», 1889, Париж.

Владимир Соловьев — один из самых значительных русских поэтов 1880-1890-х годов, автор философской поэзии 1880-1890-х годов («Все, что кружится, исчезает в тумане // Лишь солнце любви неподвижно», «Милый друг, неужели ты не видишь, // Что все, что мы видим, // Лишь след, лишь тень // Того, что не видят наши глаза?»). «Панмонголизм! название дикое, // но оно мне льстит…»), и стихотворение «Три свидания». Он считается предшественником русского символизма около 1900 года, и Александр Блок и Вячеслав Иванов во многом ориентировались на него. Интересно, что когда Валерий Брюсов опубликовал «Русских символистов» в 1894—1895 годах, Соловьев сделал злые и меткие пародии на их стиль. Чувство юмора и сатиры вообще ярко выражено в поэзии Соловьева и проникает даже в «Три свидания»; он автор многочисленных эпиграмм и юмористических произведений.

Философия «омнификации» Соловьева

Философская теория омнификации восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI веков до н.э., как «И из всех одно, и из одного все» (Гераклит); «Все едино, а один есть Бог» (Ксенофан); «Во всем есть часть всего» (Анаксагор) и др. Эта теория, нашедшая свое продолжение в западном христианском богословии, стала одной из ведущих в русской религиозной философии XIX-XX веков и питалась, в частности, славянофильской идеей «соборности», т.е. идеей единства всего русского народа под знаком веры. Иной смысловой акцент в понимании универсальности дает В. Соловьев. Он понимает эту идею в контексте проблем практического разума, моральной философии — проблем человеческой свободы, добра, социальной справедливости, гармонизации общественных отношений и т.д. В статье, посвященной Н.Г. Чернышевскому, В.С. Соловьев так резюмирует его главную философскую интуицию: «Итак, история (а следовательно, и весь мировой процесс) имеет цель, которая нам несомненно известна, всеобъемлющую и в то же время достаточно определенную….. Это идеал «всеобщей солидарности», реализация «истинного единства»». И далее: «Я называю истинным или позитивным единством то, в котором единое существует не за счет или во вред всем, а для блага всех. Ложное негативное единство подавляет или поглощает свои составные элементы и таким образом предстает как пустота; истинное единство сохраняет и укрепляет свои элементы, реализуясь в них как полнота бытия». Эта обобщенная формулировка понятия единства очень точно объясняет смысл русского слова «соборность». Соборность означает, что человек не отделен от тотальности, не находится в оппозиции к бытию, которое в своей глубочайшей основе совпадает с высшим благом, моральным благом. Зло же предстает как отсутствие у человека способности ощущать свою живую сопричастность бытию, свою соотнесенность с коллективным человеком или обществом. Механический атомизм» индивида, «отчуждение», «эгоизм» и т.д. — это все те вещи, которые противостоят позитивному единству.

В. Заслуга Соловьева состоит в том, что он глубоко разработал концепцию всеведения применительно к русской культуре и ее религиозным отношениям с культурой Запада, которую Соловьев призывал развивать во всех отношениях. После его смерти, на рубеже первого и второго десятилетий нашего века, в России возникла целая школа его последователей, в которую вошли такие известные философы, как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, составившие славу русской немарксистской философии.

В.С. Соловьев так формулирует суть теории всеединства: «Всеединство требует от самого своего понятия полного равенства, равноценности и равнозначности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным». В то же время философ призывает к двум видам единства — истинному и ложному: «Истинным или позитивным единством я называю такое, в котором единство существует не благодаря всем или в ущерб всем, а на благо всех. Ложное, негативное единство подавляет или поглощает свои элементы и таким образом является ничем; истинное единство сохраняет и укрепляет свои элементы и реализует себя в них как полнота бытия». Легко заметить, что принцип единства как воплощение божественной воли проявляется везде в окружающей вселенной и особенно в природе, социальной жизни и эпистемологии (гносеологии).

Так Соловьев объясняет одно из его проявлений в природе: «Даже индивидуальная жизнь животного организма содержит в себе хотя бы ограниченное подобие единства, потому что здесь происходит почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и баланса, как в отношении отдельного живого существа, так и в отношении всей природы, становится одним из важнейших условий нашего существования перед лицом современных экологических проблем. Философия всеведения может быть легко применена и к жизни общества. «Как бы то ни было… — пишет Соловьев, — требует прежде всего, чтобы мы относились к социальной и общечеловеческой среде как к подлинно живому существу, с которым, никогда не переходя в равнодушие, мы находимся в самом тесном и полном взаимодействии». В этом контексте философ призывал человека не «подчиняться» социальной среде и не «властвовать» над ней, а быть с ней «в любовном взаимодействии», служить ей «как активному, оплодотворяющему началу движения» не только в интересах группы, своего народа, но и всего человечества. Фактически, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником общественного согласия, резко критиковал его нарушение со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, сословной непримиримости и любого разделения людей. Кстати, слово «борьба», столь любимое нашими революционерами, в его работах почти не употребляется, а если и употребляется, то в основном как синоним слова «вражда».

Требование универсализма для отечественной культуры и для существования нашего государства является определяющим. Истинное единство, когда «единое существует не за счет или во вред всем, а на благо всех», должно объединить российские народы в дружную семью, чего и пытались добиться последователи Соловьева по отношению к Российской империи. Что касается ложного единства, которое «подавляет или поглощает свои составные элементы» (сословия, классы, нации), то без примера далеко не уйти: Такое единство стало идеалом и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и краху некогда могущественного государства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия техники и ее проблемы
  2. Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
  3. Философия человека в новое и новейшее время
  4. Категория развития в философии
  5. Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
  6. Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике
  7. Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
  8. «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
  9. Философия познания
  10. Мигель де Унамуно и его философия