Для связи в whatsapp +905441085890

Философия в системе культуры

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные проблемы и направления философии культуры
  2. Русская философия XVIII века
  3. Основные принципы философии постмодернизма
  4. Философское знание, его специфика и структура
  5. Функции и методы философии
  6. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  7. Древнеиндийская философия
  8. Древнегреческая философия
  9. Атомистические концепции Демокрита и Эпикура
  10. Античная философия

Введение

«Каждый человек в глубине души философ» — это почти риторическое утверждение, тем не менее, имеет глубокий смысл. Ведь это неоспоримое свойство человеческой природы — воображать или думать, независимо от собственной воли, о вещах, которые лежат за пределами непосредственного восприятия, за пределами явлений окружающего нас мира. Этот процесс осмысления мира, его явлений, основ бытия вещей может быть, однако, не только спонтанным, но и управляемым. А когда спонтанность присутствует, хаос становится основой повседневного философствования. Бессознательное или сознательное мышление об основах бытия вещей, явлений в их целостности, основанное на ограниченном жизненном опыте, собственном или чужом, то контролируемое мышление, попытка познать мир и место человека в нем, взаимосвязь человека и мира, является прерогативой философии как науки. Его главная задача — попытка войти в поле мысли, понять объективные и субъективно-человеческие основания и внутреннюю необходимость возникших в истории форм и направлений философствования.

Но как в индивидуальной жизни каждого человека процесс формирования мировоззренческих идеалов и поиска путей их реализации сложен и противоречив, так и в общем историческом развитии человечества прослеживаются самые разнообразные тенденции развития философской мысли. Поэтому философию нельзя изучать, сосредоточившись только на содержании той или иной философской концепции. Ведь понятия — это еще не философия, и Платон знал это; они — продукт философии, которая, в свою очередь, является деятельностью, деятельностью по созданию этого продукта. Именно этой деятельностью, активностью, мы должны овладеть.

Таким образом, в духовно активной форме философия учит нас познавать мир во всей его сложности и целостности, а также связи между человеком и миром. Сравнивая этот вывод с одним из определений культуры с философской точки зрения, а именно: «…культура — это особый, активный способ освоения мира человеком, который включает в себя как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его образования и развития». невозможно не заметить тесную связь между понятиями философии и культуры.

Сложное и уникальное явление культуры привлекало внимание многих ученых. Российские и европейские ученые достигли значительных успехов в изучении истории и теории культуры отдельных эпох и регионов, специфики ее структурных элементов, а также методологии изучения культуры как социальной памяти человечества. И, к сожалению, нет концептуального единства в подходах к целостному процессу развития человека. Поэтому современные исследования культуры стремятся органично сочетать изучение конкретных исторических процессов с выяснением и выявлением общих процессов движения культуры, с целью представить ее как сложную, динамичную систему с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Важно выяснить не только, что такое культура, но и каково ее значение для человечества и как человек должен организовать свою социокультурную жизнь, чтобы создать мир гармонии и красоты.

Феномен культуры

«Культура» (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически обусловленный уровень развития общества, творческие силы и способности человека, выражающиеся в способах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Термин «культура» используется для характеристики исторических периодов (античная культура), отдельных обществ, наций и народов (культура майя), а также определенных сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле — духовной жизни людей.

Культура включает предметные результаты человеческой деятельности (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и законы и т.д.), а также силы и способности человека, которые реализуются в деятельности (знания, навыки, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы человеческого общения). Такое понятие «культура» и глубина его содержания породили множество научных определений. Широта явлений, охватываемых культурой, влияет на закрепление за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, способствует его разнообразной интерпретации, пониманию и использованию различными дисциплинами.

Философско-антропологическая направленность определения культуры не случайна. В конце концов, сам человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, согласно которой культура рассматривается как «любовь к человеку, синтез действенного добра, очаг просветления и красоты».

Связь между человеком и культурой невозможно объяснить. Основой этой связи является природа, в самом широком смысле этого слова. Следовательно, чтобы изучить феномен культуры в его сущностных и исторических проявлениях, необходимо выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизни.

Понятие «природа» — одно из самых широких. Прежде всего, природа берет все, что возникло и существует само по себе, независимо от воли и желания человека. В результате обобщения понятие «природа» включает в себя все сущее, весь мир в его многообразии форм, и близко к понятию материи, всеобщности, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной реальности в ее бытии без человека. Реальность, в которой человек предстает как природный фактор, но в то же время как социокультурный фактор, характеризуется термином «природа», который подразумевает совокупность естественных условий существования человека. И уже как таковая «природа» устанавливает определенную особенность человеческой деятельности, различие между внешними объективными обстоятельствами человеческого существования и внутренними характеристиками действительной человеческой жизни.

Термин «культура», как уже отмечалось, имеет латинское происхождение и первоначально использовался для определения процесса обработки почвы.

Даже в этом узком смысле он подчеркивает наличие изменений в природном объекте, которые зависят от действий человека, в отличие от изменений под действием естественных причин. Термин «культура» в этом смысле охватывает все, что возделывается, преобразуется человеком (обществом), что имеет в себе человеческое начало.

Поэтому такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие:

  • Культуру следует понимать как нечто созданное человеком, то есть искусственное;
  • Природу — как все естественное, существующее по законам Вселенной вне контроля человека.

В то же время культура — это средство связи человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека с природой, тем качественнее его жизнь с точки зрения культурного развития.

Феномен культуры указывает на то, что культура в самом общем смысле представляет собой материальный и духовный прогресс как отдельного человека, так и общества. Всеобщее (универсальное) и личностно-индивидуальное объединяются в культуре, которая охватывает все сферы человеческой деятельности и диалектически связана с ними.

Философские категории

Философские категории характеризуются сочетанием универсальности и идеологического смысла. Универсальность заключается в отражении таких свойств, которые определяют сущность отношений человека и мира, смысл мировоззрения — философские категории помогают понять и сформулировать решение основного вопроса мировоззрения (отношения человека и мира).

На первый взгляд, многообразие понятия «культура» не позволяет определить его как философскую категорию. Однако если попытаться рассмотреть феномен культуры целостно с философской точки зрения, то можно обобщить определение культуры.

Интересна концепция культуры Макса Вебера, в которой понятие культуры рассматривается как понятие ценности; исторический процесс представляется как надстройка культурных типов, которые имеют свою сущность, формы, ритм развития.

Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (формируемых искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, содержащихся в структуре человеческого разума.

Как видим, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура просто невозможна без человека. Несмотря на различные определения культуры с философской точки зрения (естественность, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность), можно выделить ее объединяющий признак. Через перечисленные аспекты культура освещается как выражение человеческого существа в его отношениях с окружающим миром.

Таким образом, культура — это мир человека, в котором окружающая действительность очеловечивается, становясь более понятной, а внутренний мир человека преобразуется в природу.

Как философская категория «культура» является универсальной, поскольку содержание основной темы философии отражается в понятии культуры как активной сферы отношений человека с миром, а также благодаря культуре человек имеет возможность их понимания и разрешения.

Значение культуры для центрального вопроса философии

Занимаясь вещами, столь далекими от практической повседневности, философия, на первый взгляд, кажется излишней в повседневной жизни. Ведь принято считать, что для того, чтобы создать условия для нормальной жизни, сначала должны быть удовлетворены основные потребности в пище, жилье, безопасности, общении и т.д. Однако, помимо основных потребностей, у человека есть и ряд других — потребность в самоутверждении, творчестве, реализации собственного потенциала.

Понимание «высших» потребностей через философию не означает, что, изучая эти потребности с философской точки зрения, человек обязательно станет творческой личностью, самоактуализируется и т.д. Философия только помогает в этом. Являясь основой мировоззрения человека, она определяет его мировоззрение, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и на то, как они формируются и реализуются в реальной жизни.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри, вслед за психотерапевтом К. Роджерсом, рассматривают мировоззренческий идеал как идеал полноценно функционирующей личности. Пересмотрев некоторые их взгляды, мы можем уточнить содержание этого идеала.

Одним из главных признаков полноценной личности, способной к самореализации, является способность мыслить независимо. Этот признак подразумевает способность человека самостоятельно формировать собственные установки и убеждения. Такой человек свободен от жестких установочных и поведенческих психологических зависимостей. Еще одно свойство — глубокое самопознание. Его содержание тесно связано с развитием философского взгляда на мир и себя. Полноценно функционирующий человек оценивает себя, свои действия, свои возможности. Именно философия обеспечивает основу для рефлексивной переоценки «духовных основ» жизни. Только философская рефлексия способна распознать ранее непризнанные убеждения и предпочтения, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, выйти за пределы этой ограниченности и сформировать более адекватные основания существования.

Философия в современной культуре

Сегодня философия чаще проявляет себя в непосредственном, практическом плане. Цивилизация находится на переломном этапе. Старые формы культуры должны быть изменены. Необходимы новые способы понимания мира и человека в новой системе ценностей. Человечество еще не смогло дать ответы на многие вопросы, возникающие сегодня. В наше время мы можем говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии (как и всегда в прошлом, философия приобретала особое значение именно в решающие моменты развития культуры). Иногда говорят, что наше время «свободно от утопий». На самом деле, человек всегда будет стремиться улучшать вещи, делать их лучше, проектировать будущее и формулировать идеалы. Кстати, обсуждаемые сегодня идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческого тела являются именно такими идеалами (можно сказать, современными утопиями).

Другой вопрос — насколько они хороши. Но в любом случае ясно, что и их формулировка, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Перед философией сегодня стоит неотложная задача не только раскрыть основания различных форм деятельности и сформулировать средства их возможного преобразования, но и сохранить и спасти те ценности, без которых невозможны ни человек, ни культура (ценности свободы, личности, рациональности). В современном потоке многообразных изменений само существование человека находится под угрозой.

Философия сегодня гораздо более специализирована. Современный философ не может быть хорошим экспертом в логике, этике и политической философии, как это было в прошлом. Он не может создавать всеобъемлющие системы, как это делали Аристотель или Гегель. Он осознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, поскольку они связаны с постижением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется, сегодня — быстрее, чем когда-либо. Философ осознает, что предлагаемые им концепции носят гипотетический характер, и даже если они будут приняты и повлияют на ту или иную форму деятельности, в будущем они, скорее всего, будут скорректированы и переформированы. Философ сегодня не может занимать позицию стороннего наблюдателя, размышляющего со стороны лишь об основах различных видов деятельности.

Ведь теперь ясно, что философская рефлексия участвует в деятельности, изменяет ее и тем самым изменяется сама. Философ представляет себя как активного участника процесса формирования культуры в ее различных формах и как участника внутри- и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на поиск «вечных истин», но умножает свою постоянную эволюцию вместе с постоянным обновлением человека и культуры. Таким образом, «конец философии» невозможен в двух смыслах: во-первых, потому что ни одна философская концепция не может дать сегодня окончательного решения философских проблем, а во-вторых, потому что потребность в философском осмыслении различных форм культурной деятельности отнюдь не исчезла, а стала еще более острой, чем прежде.

Заключение

Важность философии в жизни человека, конечно, неоспорима. Его изучение помогает систематизировать личный опыт, формирует упорядоченную систему знаний о мире, систему ценностей, ориентиров. Это помогает человеку чувствовать себя свободным, независимым от внешних влияний на его жизнь, потому что он знает законы Вселенной и может к ним приспособиться. Знакомясь с историей философской мысли, вы узнаете о различных точках зрения, что способствует развитию открытости, терпимости и гуманности. Помимо личного значения, философия также имеет общее значение и выполняет ряд важных функций. Среди них есть идеологические, методологические, когнитивные и т.д. Следует иметь в виду, что функции философии имеют смысл только тогда, когда философия выступает как элемент более широкой социокультурной системы, оживляемый этой системой, способствующий ее целостности и одновременно развитию.

Ведь философия коренится в социокультурной системе, является основой ее существования. Философия помогает человеку узнать о мире и возможности его сосуществования с человечеством, но только на теоретическом уровне. Человек может реализовать это практически через социокультурную систему.

Решающим для человека является не сам предмет культуры (форма и буквальный смысл), а его идейное содержание. В этом случае ценность идеи, воплощенной в той или иной объективной форме культуры, определяется тем, насколько она (идея) воплощает благо для человека. Предмет культуры не имеет ценности сам по себе, если он не является воплощением высоких чувств. Ведь совершенные образцы культуры являются таковыми не благодаря своей «мертвой объективной форме», а благодаря идее-содержанию, нашедшей в них воплощение. Ведь очарование жизни нужно искать не в предметах материальной и духовной культуры, а в той информации, которую они несут.

Таким образом, через предметы культуры ведется диалог между людьми разных исторических периодов и разных культур. Диалог, в ходе которого человечество на протяжении тысячелетий пытается прояснить насущный вопрос о смысле жизни, об истинном предопределении человека.

Взаимосвязь философии и культуры существует не только в смысле философии как формирования образов идеального бытия, мировоззренческих эталонов на пути к истине, но и в смысле культуры как средств ее реализации (мировоззренческих эталонов) в реальной человеческой жизни в формах социально-исторических типов культуры. Ибо существование философии вне культуры бессмысленно и даже невозможно. Философия — это деятельность, деятельность человеческой мысли, а человеческая деятельность — это сфера культуры.

Поэтому и философия, и культура являются сферами человеческой умственной деятельности. И философия, и культура в их диалектическом переплетении служат человеку, помогают ему познавать мир и приспосабливать его к своим потребностям. Человек сам приспосабливается к явлениям мира, к законам мироздания. Вооруженный философскими знаниями, обобщенным позитивным социокультурным опытом, человек все еще имеет возможность формировать свою жизнь так, чтобы быть счастливым.

Список литературы

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. — Outlook, 2008. — 348 с.
  2. История и философия науки : учебник для докторантов / под ред. А.С. Мамзина. — СПб.: Питер, 2010 г. — 261 с.
  3. История мировой культуры : учебник / руководитель авторского коллектива Л.Т. Левчук. — Киев: Лыбидь, 2009. — 368 с.
  4. Кармин, А.С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. — Г.Г. Беренцкий. Санкт-Петербург: Питер, 2009 г. — 457 с.
  5. Кохановский, В.П. Основы философии науки : учебник для докторантов / В.П. Кохановский и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г. — 269 с.
  6. Философия : учебник для вузов / редактор В.П. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 2011 г. — 368 с.
  7. Философия : справочник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Кузнецовой. Сидорина. 2009. — 362 с.