Для связи в whatsapp +905441085890

Философия в современном мире — Тенденции развития науки

Мышление и знание — это главные критерии философии. Если античная философия представляла собой набор догадок, не основанных на достижениях науки, то современная философия опирается на результаты логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Наконец, философию можно рассматривать как науку о противопоставлении различных взглядов и мыслей. Философы представляют свои точки зрения, например, на этику, на бытие, на мировоззрение, а остальные члены общества должны решить, какая идея им больше подходит. Мне кажется, что без дебатов и разногласий философия не смогла бы подняться на тот уровень, которого она достигла сегодня.

Что такое наука? Какую роль играет наука в формировании мировоззрения? И какую роль она играет в современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало возникновение и развитие современной науки и было необходимой формой осознания специфики как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой стало возможным научное отношение к миру. Сегодня эти вопросы стоят в новой и очень острой форме. В основном это связано с ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример из сферы информационных технологий. Сегодня современное общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже ясно, что информационную революцию не остановить. По всему миру идет компьютеризация, появляется компьютерная почта, компьютерные магазины. Современному человеку с каждым днем требуется все больше и больше. На мой взгляд, именно так рождается современная наука.

Философия в современном мире - Тенденции развития науки

Тенденции развития науки

Сциентизм (scientism происходит от латинского и английского и означает «знание» и «наука») возник как реакция на бурное развитие науки в конце XIX — начале XX в. Основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) закончилась и что наука в ней не нуждается, поскольку может решить все проблемы самостоятельно. В своей главной работе «Курс позитивной философии» Конт описал задачу философии как систематизацию конкретных научных знаний на основе рациональной классификации наук.

Второй формой позитивизма был эмпириокритицизм. Его основатели Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896) основывали свое объяснение мира на «опыте», который они понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения называли «элементами мира». Махисты настаивали на нейтральности «позитивной» философии по отношению к материализму «и идеализму».

Третьей формой позитивизма является неопозитивизм. Ее основной разновидностью является аналитическая философия. Особенно известны концепции Л. Витгенштейна, Б. Рассела, философов «Венского кружка» (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат и др.). Людвиг Витгенштейн (1889-1951) считает, что философия — это не теория, а деятельность человека в языковом мире, которая заключается в прояснении пропозиций. Для этого необходимо: убрать из науки все псевдопроблемы и бессмысленное мышление; использовать аппарат математической логики для обеспечения построения идеальных моделей осмысленного мышления.

Два принципа придают рациональный смысл науке:

  • Сведение теоретического знания к эмпирическому;
  • Сенсорная, экспериментальная проверка, проверка эмпирических утверждений.

В диалектико-материалистической философии некоторые понятия («капитализм», «социализм», «безработица» и т.д.) и высказывания типа «все тела тяжелее воздуха падают на землю», «материя первична, сознание вторично» являются осмысленными научными понятиями и высказываниями, тогда как в логическом позитивизме таковым является только первое из них, а остальные бессмысленны, поскольку человек не может сравнить их со своими ощущениями. Однако сводить теоретическое знание к эмпирическому неверно, поскольку они качественно отличаются друг от друга. Поэтому проверка эмпирических утверждений также является бессмыслицей.

Философия логического позитивизма (аналитическая философия)

По мнению ее сторонников, помогает возродить истинную науку, поскольку позволяет унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки. В своих «Философских исследованиях» Витгенштейн представил и обосновал модель «отражения» мира, в которой язык считался предопределенным. Этот подход имеет определенный рациональный смысл: познание мира зависит не только от того, каков мир сам по себе, но и от того, насколько адекватны, насколько совершенны логические и языковые средства, с помощью которых мы познаем реальность.

Неопозитивисты разрабатывают три уровня анализа:

  • Объекты реальности;
  • Формы языка;
  • Их значение — логический метаязык.

Семантическое изучение языка ведет к общей картине языка, а от нее — к построению конкретной картины мира. Путь «от мира к языку» также исследуется вскользь. Начинает осознаваться важность таких связей, как поведение, деятельность людей, сознание и познание. Представлена схема анализа и объяснения: Факт — нервная система — язык — нервная система — действие.

Формы «кибернетического», «компьютерного» ученого и «техницизма» легли в основу концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества 50-90-х годов 20 века. (У. У. Ростоу, Д. Белл, Э. Масуда, О. Тоффлер и др.) Существует множество идей о грядущей власти компетентных научно-технических специалистов. Д. Робертсон считает, что на пути своего интеллектуального восхождения человечество прошло через пять информационных революций.

Они связаны с изобретением:

  • Язык;
  • Письмо;
  • Печать;
  • Электронные средства связи;
  • Микропроцессоры и специальные машиночитаемые носители, на которых хранится эта информация.

Существуют определенные точки соприкосновения между марксистской теорией социального прогресса и теорией постиндустриального общества.

Обе теории называют совершенствование форм и методов материального производства источником цивилизационного прогресса и его мерой.

Обе теории выделяют три основные фазы человеческой истории. Маркс различал архаические, антагонистические и коммунистические формации, а приверженцы постиндустриализма различают аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Обе теории утверждают, что переходы от одной стадии к другой характеризуются революционными изменениями и имеют длительный процесс. Общая направленность обеих теорий — гуманистическая.

В обеих концепциях третий этап социальной эволюционной революции характеризуется как постэкономический. Дело в том, что среди ценностей наиболее важным становится стремление людей к саморазвитию и самовыражению, и возникает система управления, основанная на широком участии как руководителей, так и работников. В развитых странах «возникают общества, в которых люди не зависят от владения средствами производства в такой степени, как в индустриальной цивилизации, поскольку наиболее важным… знания, неотделимые от человека, а условия для их развития и применения становятся все более доступными…. «.

Классический технократизм, построенный на методологии технологического детерминизма, во второй половине XX века под влиянием экологизации и глобализации общественного сознания, понимая противоречивые последствия НТР, эволюционировал, впитал в себя гуманистические ценности. Как реакция против преувеличения значения науки и техники, особенно их негативных последствий из-за их бессистемного применения, антитехнические, антинаучные произведения, дающие образы «машинизированного» будущего, отождествляемого с тоталитарным государством, где свобода и индивидуальность подавлены, стали произведениями против пыток и антигражданства.

Существуют причины для существования различных форм позитивизма, поскольку имеются противоречия в самой философии, трудности в осознании ее связей с жизнью, практикой; философия перегружена полумистическими понятиями (абсолютный дух, чистый разум и т.д.); возрастает роль точных и конкретных знаний, эффективных действий, аргументированных рекомендаций во всех сферах человеческой деятельности; философия испытывает влияние стандартов культуры мышления, выработанных в естественных науках, математике и математической логике. Что касается претензии на «нейтральность» науки, то не может быть науки в мире, в котором человеческое действие пронизано интересами, свободными от «тенденции», от субъективности (помимо объективности). В то же время в нейтрализме в какой-то мере просматривается стремление к целостности (синтезу) в многообразии (через точки соприкосновения различных школ материализма и идеализма, текстов, культур, ценностей и т.д.), что закладывает возможность многомерного решения философских проблем.

Антропологические тенденции

Проблема сущности человека всегда волновала философию. Но самый решительный поворот к антропологической проблематике, направленный на «философию существования», был сделан Сёреном Кьеркегором (1813-1855), Николаем Александровичем Бердяевым (1874-1948) и Львом Исааковичем Шестовым (1866-1938). Кьеркегор сделал вопрос о сущности человека главной точкой демаркации от философии прошлого. Проблема личности, считал Бердяев, может быть решена новым христианством, философской основой которого является персонализм. В модерне Бердяев обнаружил начало сумерек европейской культуры. Он призывал не к социальной, а к «персоналистской революции». Шестов пытался понять кризис западного общества и трагическое положение человека в нем. Философ отстаивал идею неспособности разума разгадать тайну человеческого существования. Только вера может спасти от абсурда жизни. Сделав человека (в противоположность «диктату» абстрактного универсума) основой своего исследования, антропологи в своей методологии противостояли классическому рационализму XVII-XVIII веков и сциентизму XIX-XX веков.

Часто антропология преувеличивала значение нерациональных форм человеческого понимания. Истоки иррационализма (от лат. «неразумный») восходят к Артуру Шопенгауэру (1788-1860), который отстаивал примат воли над разумом в своей главной работе «Мир как воля и воображение». Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (1844-1900, основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла») и их последователи показали, что мир отнюдь не является рациональной единой системой и что прогресс науки привел к трагическим последствиям для человечества. Попытка создать универсальное мировоззрение обречена на провал уже в силу существования несовместимых процессов — формирования «человека в толпе» и крайней индивидуализации человеческого существования.

Возможно, и в будущем человечество не освободится от иррациональных представлений о мире и человеке, потому что природа неисчерпаема, а наука и практика всегда ограничены. Поэтому тайны мира и человека всегда будут «спутниками» истории. Тайна — это жизнь, в осмыслении которой важную роль играют интуитивные формы познания. Анри Бергсон (1859-1941, работы: «Материя и память», «Творческая эволюция» и др.) отождествлял жизнь с целостностью, непрерывностью, импульсом, течением, космической силой, необратимым становлением, где неповторимое порождается и сохраняется в природе. Материя, сопротивляясь, подчиняется жизни, так что эволюция мира, природы становится «творческой эволюцией». Таким образом, мир предстает как единое целое, постоянно и необратимо развивающееся, спонтанно и «творчески» рождающее новые формы. Концепция «творческой эволюции» Бергсона содержит мировоззренческое обоснование активной социальной позиции личности, призыв к изучению многомерности человека. Идея единого мира также актуальна.

Антропологизм в сочетании с иррационализмом проявился в психоаналитическом течении философии. Франкфуртская школа философии и социологии (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), пытаясь усовершенствовать марксистскую концепцию человека, считает необходимым направить марксизм на анализ психологии личности. Главным в психоанализе было изучение и философская интерпретация бессознательного.

Экзистенциализм

Экзистенциализм принял религиозную форму у К. Ясперса и Г. Марселя. Согласно Ясперсу (основные работы: «Духовная ситуация времени», «Философская вера перед лицом откровения»), Бог как высшее бытие органически связан с той интимно-личностной частью индивидуального существования, экзистенцией. Человек стремится обрести свободу через общение, через общение с другими людьми и, в конечном счете, с Богом. Что касается природы человека, Марсель и Ясперс утверждают, что «проблемы», касающиеся эмпирического индивида, изучаемого биологией, социологией и буржуазной историей, на этом заканчиваются и начинаются «тайны». Отвергая претензии естественных наук и истории на познание природы человека, в том числе и социальных законов, религиозные экзистенциалисты исключают принцип историзма как методологическое руководство в анализе социальной человеческой жизни.

В целом экзистенциализм близок к субъективному идеализму (с некоторыми элементами других философских направлений в нем), со своими недостатками. И все же экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия личности, ее тревог и переживаний, размышляя о таких важных вопросах, как смысл жизни, неотделимость человека от человечества, судьба человека, выбор жизненного пути, личная ответственность, выживание цивилизации и другие.

Религиозно-философские движения

Современная религиозная философия включает в себя христианство, буддизм и ислам. Наиболее влиятельными в западном мире являются неотомизм и персонализм.

Учение Фомы Аквинского служит теоретической основой неотомизма. Основными представителями неотомизма являются Е. Гиллесон, Ж. Маритэн, Д. Мерсье, А. Дондан, М. Грабман, И. Бохенски, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер.

Возрождение неотомизма (с последней трети 19 века) обусловлено:

  • Обострение революционной борьбы, надвигающийся социальный переворот общества, который Церковь встретила духовными средствами;
  • Стремление Церкви адаптироваться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии между верой и разумом.

Согласно неотомизму, существует два источника знания: знание, вдохновленное божественным откровением через веру, и низшее знание, приобретенное человеческим разумом. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в высокомерие тщеславия. В этом отношении разум подчиняет себя вере. Разум теоретически следит за чистотой веры, защищает ее логическими аргументами от неверия и обмана.

Русские философы размышляли о взаимосвязи веры и разума. Так, В.С. Соловьев утверждал, что «частные науки в их поиске…. Частные науки в своих поисках истины опираются на известные данные, принятые на веру…». В целом, русские философы религии конца XIX — начала XX века считали, что вера — важнейшее явление духовного мира человека, условие и стимул творчества, непосредственное принятие сознанием значимых определений как высших истин, норм и ценностей. Вера с разумом образуют единство: синтез эмпирического знания (экспериментальные науки), абстрактного мышления (философия) и веры (теология). Знание, как и вера, по мнению Н.А. Бердяева, есть проникновение в реальную действительность, но частичное, ограниченное.

Канадец Б. Лонерган (1904 — 1984), касаясь принципа сомнения, считал, что вера в науку более плодотворна, чем сомнение. Сомнение ведет к примитивизму, в то время как вера позволяет некоторым элементам истины ассимилироваться в структуру знания. Принимая на веру результаты моих предшественников, ученый развивает науку. Благодаря вере возможно разделение труда между экспертами. Относительно этой позиции следует отметить, что элемент веры в науке действительно есть, но это не исключает, а предполагает накопление наукой данных и их проверку, устранение ошибочных взглядов.

В 1914 году были опубликованы «24 томистских тезиса», в которых сформулированы основы католической философии по онтологии, космологии, антропологии и теодицее («божественное оправдание»).

Бытие — единство мира

Единство мира заключается в его бытии, а источником бытия является Бог. Когда Бог сотворил мир, он оставил следы своего бытия в объектах природы, из которых можно сделать вывод о существовании Бога. В основе этого лежит сходство всех вещей и единство чертежа всех вещей. Материальная основа мира, согласно томистской онтологии, — это материальная, инертная и бездеятельная масса, не способная к движению и внутренней активности; это лишь возможность, ожидающая своего осуществления.

Космогенез — это процесс перехода всего существующего от потенции к действию, от низших уровней реализации возможностей к высшим. Абсолютная реализация присуща только первозданной форме, которой является Бог. Он — причинная основа вещей, имманентная сила, действующая в них.

Человек — это продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа, с присущей ей свободой воли по отношению к телу, является принципом формирования и составляет основу личности. Общество — это совокупность личностей и одновременно «сверхличность». История — это божественная тайна и цель, реализация некоего провиденциального плана.

Знание — одна из способностей нематериальной души. На вершине знания находится теология, философия находится в середине иерархической пирамиды знания, а другие науки образуют ее основание. Неотомисты выделяют три типа познания. Чувственное познание постигает единичное, рациональное познание — общее. Третий вид — это аналоговое познание, которое относится к абсолютному бытию и исходит из конечного бытия. Свобода воли как способность души ставит человека перед необходимостью выбора между потусторонним (мирские ценности) и потусторонним добром (евангельские ценности).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
  2. Различные подходы к исследованию идеального мира
  3. Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита
  4. Философские проблемы танатологии.
  5. Потребности и интересы
  6. Философия духа Гегеля
  7. Психоаналитическая антропология
  8. Индийские школы и наставники
  9. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  10. Собственность и самоутверждение личности