Для связи в whatsapp +905441085890

Философия в средние века — Образы мира и человека в средневековой философии

Средневековая философия охватывает целое тысячелетие, от античности до современности. Для Западной Европы он начинается в 5 веке нашей эры и связан с распадом Римской империи, а заканчивается в 14 веке с наступлением эпохи Возрождения. В социально-экономическом плане она соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более совершенного, чем рабовладельческая организация общества.

Не существует четко определенных границ между античной и средневековой философией. Философия Средневековья берет свое начало в античной философии, а затем некоторое время развивается одновременно с религией христианства, которая была установлена в I в. Философия Средневековья — это своеобразный исторический тип философии. Она представлена многими именами, различными школами и направлениями. В то же время она отличается рядом особенностей, которые в целом ей свойственны.

Средневековая философия представляет собой тот длительный период в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Только те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на славу и признание. Это четко определенное содержание отличает средневековую философию от предшествующей античной философии и последующей философии эпохи Возрождения.

Философия в средние века - Образы мира и человека в средневековой философии

Образы мира и человека в средневековой философии

Средние века в истории датируются 5-15 веками. Этот период связан с возникновением христианства. Для средневековой философии характерно то, что она основывалась на религиозной мысли. Для христианства реальностью, определяющей все вещи в мире, является не природа, не космос, а Бог. Бог — это личность, которая существует над этим миром.

Важнейшей особенностью средневековой философии является теоцентризм.

Теоцентризм — это философская концепция, основанная на понимании Бога как абсолютного, совершенного, высшего существа, источника всей жизни и добра. В то же время основой нравственности является поклонение и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Эта концепция полностью изменила все мировоззрение средневековых философов, включая их представления о мире и человеке.

Средневековая философия связана с учениями Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Августин Аврелий был христианским теологом и философом, признанным святым в католицизме. Августин находился под сильным влиянием неоплатонизма. Августин сыграл важную роль в развитии католической догматики. Он обладает онтологическим доказательством существования Бога, которое исходит из идеи существования всемогущего существа не только в человеческом сознании, но и в реальности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты — время, пространство, растительный и животный мир, человеческое тело и душу, — создает их непрерывно. Августин подчеркивал вечность и неизменность идей, логика его изложения требовала определить, что такое время и вечность. Время как мера движения и изменения появилось с сотворением мира и до этого не существовало. Привычка человека думать о прошлом — это результат его памяти, а мысли о будущем — результат его способности надеяться. В действительности существует только настоящее, и именно оно помогает понять как нашу память (прошлое), так и наши надежды (будущее).

В своей автобиографической «Исповеди» Августин прослеживает процесс становления личности во всех его противоречиях. В заключение он говорит о необходимости божественной благодати и награды в загробной жизни. Блаженство — это обладание истиной, достигаемое через самопознание. Эта истина ведет к Богу.

Главная задача государственной власти — способствовать общему благу, обеспечивать сохранение мира и справедливости в обществе. Социальный порядок является отражением небесного порядка. Большинство, занимающееся физическим трудом, меньшинство, люди духовного труда, должны управлять государством. Томас выступал за монархию, но считал, что народ имеет право свергнуть несправедливого правителя. Власть церкви была выше власти монарха. Все земные правители должны подчиняться Папе, чья власть «от Христа». Философско-теологическая система Фомы Аквинского была ведущим направлением католической философии и была признана «единственно истинной философией католицизма» и стала основой неотомизма.

Проблема соотношения знания и веры

Проблема соотношения знания и веры занимала значительное место в средневековой философии.

Знание претендует на адекватное отражение реальности. Она воспроизводит объективные, закономерные условия реального мира, старается отбросить ложную информацию, опираться на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Знание рассматривается как результат когнитивной деятельности. Глагол «знать» связан с наличием определенной информации или набора навыков для выполнения определенной деятельности. Предполагается, что именно научное знание говорит об истине и позволяет субъекту распоряжаться ею с определенной степенью уверенности. Научное знание как путь субъекта к истине обладает объективностью и универсальностью. В отличие от веры, которая является сознательным признанием чего-то истинным из-за преобладания субъективной ценности, научное знание претендует на обобщаемость.

Понятие веры и религии

Вера — это не только базовое понятие религии, но и существенная часть внутреннего мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она проявляется как немедленное принятие, без доказательств, той или иной позиции, нормы или истины. Как психологический акт, вера проявляется как состояние убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Как внутреннее состояние души — требует следования принципам и моральным заповедям, в которые человек верит, например, справедливость, моральная чистота, мировой порядок, доброта.

Понятие веры вполне может совпадать с понятием религии, и как религиозная вера может быть противопоставлена рациональному знанию. Религиозная вера предполагает не доказательство, а откровение. Слепая вера ничем не отличается от суеверия. Проблема соотношения знания и веры активно обсуждалась средневековыми схоластами. Вера покоилась на авторитете догмы и традиции. Считалось необходимым познать в свете разума то, что уже принято верой. «Верю, чтобы знать», — гласит латинская пословица. Христианская пословица «Блажен тот, кто знает, но не тот, кто видит» отражает это.

Отношения между знанием (разумом) и верой не могут быть решены в пользу одного или другого. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание. Нельзя решить проблемы физики, химии, экономики с помощью веры. Однако вера как доинтеллектуальный акт, досознательная связь субъекта с миром, предшествовала появлению знания. Он был связан не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-воображаемым, фантастическим восприятием мира.

Религия — это вера в сверхъестественное. Одной из проблем средневековой философии было решение вопроса о всеобщем. В переводе с латинского языка термин (universalia) означает общие понятия, то есть самые широкие, обобщающие большой класс предметов. Например, термины «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие являются универсалиями. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие термины на самом деле, независимо, как вещи, или они являются только именами, и поэтому существуют только как слова, и не во внешнем мире, а в нашем сознании.

Как отмечалось выше, философией Средневековья был, конечно, реализм, но в эпоху ранней схоластики более распространенной была его крайняя форма, представляющая по смыслу платоновское воззрение. Однако в период расцвета схоластики, или Высокого Средневековья, умеренный реализм прочно утвердился, аристотелевская точка зрения примирила материальный мир с идеальным и свела все возможные сферы бытия в грандиозную философскую систему, претендующую на абсолютную полноту.

Преемственность в развитии философии: античная философия — томизм — неотомизм

На протяжении всей своей истории философия была одним из источников развития человеческого знания. Если посмотреть исторически, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования.

Одним из наиболее ярких представителей зрелой схоластики был Фома Аквинский, монах доминиканского ордена, а также учение Альберта Великого, знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя.

Как и его учитель, Фома стремился установить основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. В то же время он пересмотрел последнее так, чтобы оно не противоречило догматам о сотворении мира из ничего и учению о божественности Иисуса Христа. Как и для Августина и Боэция, для Фомы высшей сущностью является само существование. Под бытием Томас подразумевает христианского Бога, который сотворил мир, как записано в Ветхом Завете. Проводя различие между бытием и сущностью, Фома, тем не менее, не противопоставляет их, а, следуя Аристотелю, подчеркивает их общий корень. Согласно Фоме, сущности, как субстанции, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда вытекает различие между так называемыми субстанциональными и экзистенциальными формами. Содержательная форма придает каждой вещи простое существование, и поэтому, когда она появляется, мы говорим, что что-то появилось, а когда исчезает, мы говорим, что что-то разрушилось. Случайная форма, с другой стороны, является источником определенных свойств, а не существования вещей. Различая, вслед за Аристотелем, актуальные и потенциальные состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Согласно Фоме, в каждой вещи есть столько же бытия, сколько и действительности. Соответственно, он выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от степени их актуальности, которые выражают способ, которым форма, т.е. актуальность, реализуется в вещах.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в Средние века и было официально признано Римской церковью. Эта доктрина возрождается в 20 веке под именем неотомизма, одного из важнейших течений католической философии на Западе.

Средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы преобладало последнее.

Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди различных схоластических течений. Только в 14 веке томизм стал официальной философией католической церкви. Но бурный расцвет человеческой мысли в эпоху Возрождения вытеснил философию томизма в церковные семинарии и религиозные школы.

Эта философия не выходила из стен монастырей до конца 19 века. Непосредственным толчком к ее возрождению послужила 13 энциклика Папы Льва Aeterni Patris 1897 года, которая рекомендовала философию Фомы как доктрину, наиболее полно отвечающую потребностям социальной ситуации и наилучшим образом выражающую дух католицизма. Но главными причинами возрождения томизма, безусловно, были быстрое развитие капитализма, усиление рабочих движений, развитие исторического материализма и рост неортодоксальных течений (таких как модернизм) в самой церкви. По указанию Льва 13 были также сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на современные языки. По инициативе Папы в Риме была основана Академия святого Фомы, а в Лувене — Высший философский институт, который стал международным центром неотомизма.

Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективная идеалистическая философия признает внешний мир, независимый от субъекта. Неотомизм претендует на роль «третьего пути» в философии, стоящего выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма, быть объективно-реальным вовсе не означает быть материальным; существовать объективно означает нечто большее, чем существовать чувственно. В представлении неотомистов первичным является именно реально-нематериальное бытие. С другой стороны, материя, которая реальна, но утратила характер субстанции (т.е. самостоятельного бытия), заключена в нематериальное бытие.

Философия — это мост, который, по мнению неотомистов, должен соединить науку с теологией. Если теология нисходит с небес на землю, то философия восходит от земного к божественному и в конце концов придет к тем же выводам, что и теология.

В заключение хотелось бы отметить, что неотомизм продолжает развиваться и вбирает в себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структурная антропология
  2. Основные черты философии нового времени
  3. Эклектика и диалектика
  4. Трансцендентальная философия И. Канта
  5. Проблемы типологии истории
  6. Чувственное и рациональное познание и их единство
  7. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
  8. Стихийное и сознательное в истории
  9. Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта
  10. Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи