Для связи в whatsapp +905441085890

Философия возрождения — Особенности философии эпохи Возрождения

Человек всегда пытался понять, какое место он занимает во Вселенной, что представляет собой этот мир, как он устроен, существовал ли он всегда, а если нет, то возник ли он сам по себе или был кем-то создан. Все свои мысли, представления, идеи, целые теории на эту тему обобщал человек, особенно в различных картинах мира в ходе истории развития цивилизации.

Образ мира можно представить как одну из форм идеологического отражения объективной реальности в общественном сознании, которая является образом реальности, усвоенным на практике. Образ мира всегда был тесно связан с мировоззрением и выступает как один из способов его формирования. Видение мира как образа не было случайным, оно отражало (и продолжает отражать) определенный этап в самопонимании человека и характер его отношения к миру. Таким образом, картина мира является своеобразным результатом поиска мировоззрения.

Основные черты «мировоззрения» интересно изложены немецким мыслителем М. Хайдеггером. Он отмечает, что когда мы говорим «картина», мы думаем, прежде всего, о фотографии. Как картина, это не дословная копия оригинала, а лишь выделение и фиксация тех особенностей, которые мы считаем наиболее важными. А это значит, что мы имеем дело с конструкцией, создание которой предполагает наличие точки отсчета, то есть наблюдателя, и определенного расстояния от объектов, представленных на изображении. Восприятие мира как картины означает, что мы находимся на той стадии понимания себя и мира, когда становится очевидным, что именно мы конструируем миры и не можем вернуться к наивной вере в то, что мы имеем дело с вещами самими по себе. Причем «нарисованные» вещи предстают перед нами в своей полной завершенности, а мир в «картине» функционирует как обозначение «бытия в целом» .

Долгое время термин «картина мира» ассоциировался с научным знанием, а конкретно с «научной картиной мира». В конце эпохи Возрождения начинается научная революция, которая завершается в конце XVII века созданием первого научного (механического) мировоззрения. Конечно, даже в древние времена существовали определенные научные идеи и теории. Однако, согласно западной культурной парадигме (идеи которой, конечно, не бесспорны), настоящая наука начинается с экспериментально-математического естествознания, которое возникает в Европе только в XVII веке, именно поэтому механистическое научное мировоззрение называют первым.

С появлением научного мировоззрения представление о месте человека во Вселенной коренным образом изменилось. В Средние века земля считалась центром небес, и все имело цель служить человеку. В новом мировоззрении Земля была незначительной планетой, по сути, ничем не примечательной звездой; астрономические расстояния были настолько велики, что Земля по сравнению с ними была просто булавочной головкой. Казалось немыслимым, что эта огромная машина была создана ради каких-то человеческих обитателей этой булавочной головки. Более того, цель, которая была изнанкой научных концепций со времен Аристотеля, перестала существовать. Возможно, некоторые все еще верили, что небеса существуют для того, чтобы возвещать славу Богу, но никто не мог допустить, чтобы эта вера помешала развитию философской мысли. Возможно, у мира и была цель, но она уже не могла быть учтена в научном объяснении мира.

В данной статье будет предпринята попытка проследить и понять возникновение нового научного (естественного) мировоззрения как исторический процесс, предполагающий неизбежный разрыв типов мышления и, в то же время, их историческую преемственность; будет дан краткий анализ содержания философии эпохи Возрождения. Другая цель — показать, как в работах некоторых мыслителей этой эпохи (Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея), преодолев мистические наслоения, донаучные, астрологические и магические представления, может возникнуть научное объяснение мира.

Философия возрождения - Особенности философии эпохи Возрождения

Особенности философии эпохи Возрождения

«Величайшей прогрессивной революцией» была эпоха Возрождения, которая ознаменовалась прогрессом во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что философская мысль этого периода отличается несравненной глубиной, богатством и разнообразием. Философия эпохи Возрождения пришла на смену многовековому господству схоластики, которая разработала систему искусственных, формальных аргументов для теоретического обоснования церковных доктрин.

Философия Возрождения тесно связана с развитием современного естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами изобретения новых инструментов (сложный микроскоп, телескоп, термометр, барометр), благодаря которым научные наблюдения стали гораздо более точными и обширными, чем когда-либо прежде; в естественных науках (рост сведений о живой природе), в медицине (появление научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), в математике и механике.

Философская мысль эпохи Возрождения, растянувшаяся на два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI — начала XVII в.), опирается на другие основания, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, которая в XV-XVI вв. вошла в состояние глубокого упадка и окостенения. Конечно, это не означает полного разрыва с разнообразным наследием средневековой мысли.

Философская мысль эпохи Возрождения зародила новое мировоззрение, пантеистическое по своей доминирующей тенденции, склонное к отрицанию божественного творения, отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Это был радикальный пересмотр философского содержания этих концепций. Бог философии Возрождения — не Бог религии, не Бог схоластической теологии. Он лишен свободы, он не создает мир «из ничего», он «со-вечен» миру и, конечно, необходим. И природа, из служанки и творения Бога, становится источником вещей, наделенных всеми необходимыми силами. В гуманистической философии эпохи Возрождения также главным объектом философского рассмотрения является человек и его земное предопределение.

Высшим результатом философского развития эпохи Возрождения стала натурфилософия, которую мыслители понимали не только как объект своего изучения, естественную философию, но и как естественный подход к пониманию законов мироустройства, в отличие от схоластического и теологического знания. Натурфилософия уступает место философии нового времени, которая возникает вне философии Возрождения и связана с появлением нового математического и экспериментального естествознания, особенно классической механики, и с созданием нового механистического (механического) мировоззрения.

Гелиоцентрическая система Николая Коперника

Созданию первого научного мировоззрения предшествовала борьба между двумя концепциями: геоцентрической и гелиоцентрической. Эта борьба закончилась победой гелиоцентризма, согласно которому Земля, вращающаяся вокруг собственной оси, принадлежит к планетам и вращается вместе с ними вокруг Солнца.

Ренессанс по праву называют эпохой «великих открытий». Кругосветное путешествие, открытие Нового Света, когда впервые стало возможным выйти за пределы «мира», известного античной и средневековой географии, предшествовало многим важным открытиям в различных областях естествознания. Однако ни одно из крупных научных наблюдений и открытий по значимости не может сравниться с созданием гелиоцентрической системы мира великим польским астрономом Николаем Коперником.

Книга Николая Коперника «Об оборотах небесных сфер», опубликованная в 1543 году, не только определила научную революцию XVI века, но и помогла радикально изменить философские представления о мире. Его значение выходит далеко за рамки истории астрономии как таковой. Сам Коперник называл созданное им учение «философией», он считал себя не только астрономом и математиком, но и философом, и как генезис, так и последующее влияние его работ на развитие европейской мысли связаны с фундаментальными проблемами философии эпохи Возрождения.

Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Конечно, гелиоцентризм дал иную картину движения небесных тел, он позволил значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее согласие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое лучше всего согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Но главным было создание объективно истинной картины движения планет, что стало камнем преткновения для принятия коперниканства со стороны теологии. Последний был готов согласиться с теорией Коперника как с математической фикцией, облегчающей вычисления, но никак не претендующей на истинность нового мировоззрения.

Земля была включена в ряд небесных тел, для которых характерно «круговое движение». Таким образом, возникла необходимость пересмотреть некоторые основные положения схоластической философии. Речь идет, прежде всего, о делении мира на «тленную» земную субстанцию, состоящую из четырех «элементов» стихий, и противоположную, небесную, нетленную, не знающую изменений, вечную «пятую сущность», из которой состоят небесные сферы и тела. Физическое, а значит и богословское, противопоставление «земли» и «неба» было упразднено: Земля считалась одним из небесных тел, и законы движения были одинаковы для Земли и других планет. В коперниканской системе мироздания Земля не противостоит планетам и звездам, а образует с ними единую вселенную .

Новым оказалось и отношение к движению. Если в старой мировой системе Земля по своей физической природе была «нижним» планом, то ее неподвижность обеспечила ей значение центра мира. В то же время неподвижность считалась более высоким состоянием, чем движение: Средневековая картина мира была, по сути, статичной. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только «вознес» ее на небеса, но и показал, что движение является нормальным состоянием всех планет.

Вопрос о причине и природе движения небесных тел также был кардинально пересмотрен. Коперник объяснял движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, то есть их природой. Благодаря этому отпала необходимость во внешних двигателях («интеллектуалах» схоластической философии, «ангелах» схоластического богословия), а Бог является создателем и производителем «мирового механизма», который не вмешивается в его дальнейшее функционирование. Таким образом, не только в космологию, но и в философское мировоззрение введен принцип правильного движения тел.

Натурфилософия и космологические идеи Джордано Бруно

Итальянский философ, естествоиспытатель и поэт Джордано Бруно (1548-1600) создал впечатляющую и глубокую натурфилософию эпохи Возрождения.

Основным источником натурфилософского учения Джордано Бруно была гелиоцентрическая астрономия Николая Коперника. Прежде всего, он отстаивал ее — как истинную реальность — в своих многочисленных спорах и аргументах со сторонниками традиционного мировоззрения. Космологическая доктрина является одним из основных компонентов натурфилософии Бруно.

Бруно утверждает, что «природа — это Бог в вещах» (Deus in rebus, Dio nelle cose), божественная сила, скрытая в них. Природа, в понимании Бруно, фактически достигает полной автономии, а Бог мыслится как синоним ее единства. Соответственно, вещи и явления природы не являются символами «скрытого Бога», из которых соткана окутывающая их завеса тайны, несмотря на все успехи познающего человека, а являются самостоятельными и полноценными реалиями мира, в котором он живет и действует. Максимальное приближение Бога к природному и человеческому миру побудило Бруно определить его во множестве конкретных примеров. Именно множественность таких отождествлений Бога то с природой, то с ее различными вещами и процессами, а иногда и непосредственно с материей, делает пантеизм Бруно не только натуралистическим, но и материалистическим. Последние главы его поэмы «О неизмеримом и неисчислимом» особенно значительны в этом отношении.

Если рассматривать материю в ее единстве с формой, то она отождествляется с природой. Бруно постоянно развивает ренессансное понимание природы как многозначной, живой, вечно меняющейся, которое было распространено и в античности. Как и другие натурфилософы Возрождения (а также античные), он исходит из идеи тождества микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, Всего. «Все вещи находятся во вселенной, и вселенная находится во всех вещах: мы в ней, она в нас», — пишет Бруно.

Обращение с природой в работах Бруно почти всегда органично — чувственные и духовные свойства микрокосма переносятся на всю природу. «Мир состоит из всех его членов», а душа — это «непосредственная формирующая причина, внутренняя сила, присущая каждой вещи». В то же время она функционирует и как всеобъемлющая духовная субстанция — мир-душа, понятие, к которому неоднократно обращались многие средневековые философы. Действительно, в работе Бруно «О причине, начале и едином» концепция мира-души заменяет концепцию Бога.

Согласно Бруно, гармонию и красоту природы можно объяснить только тем, что универсальный дух действует как «художественный интеллект», что природа полна бессознательного творчества, а человек является лишь его аналогией.

Материалистический характер учения Бруно становится особенно очевидным, когда мы спускаемся с онтологического уровня на уровень собственно натурфилософии, которая непосредственно связана с интерпретацией природы. Такова, например, его позиция, согласно которой материальная субстанция остается в принципе неизменной, независимо от того, сколько изменений и переходов происходит при определенных природных изменениях и преобразованиях. Натурфилософский материализм содержится в традиционных взглядах, восходящих к античности, на основные элементы или стихии, составляющие, так сказать, тело природы. Этот качественный взгляд на античную физику был принят схоластической интерпретацией природы, а также натурфилософией эпохи Возрождения. Она стала существенным элементом космологического мировоззрения Джордано Бруно.

Бруно сделал радикальные выводы из гелиоцентризма и включил его в свою общую философскую систему натуралистического пантеизма. Открытие Коперника послужило для него отправной точкой для развития космологии бесконечной Вселенной.

Научные открытия Галилео Галилея

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) по праву считается основателем метода изучения природы. Его научная деятельность была связана с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: Идеи, высказанные Галилеем в этом отношении, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ Галилей в своих трудах подробно и стройно изложил экспериментально-математический метод и четко сформулировал суть соответствующего понимания мира.

Для триумфального продвижения теории Коперника и идей, отстаиваемых Джордано Бруно, огромное значение имели открытия в небесах, сделанные Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. С помощью своего телескопа он обнаружил кратеры и возвышенности на Луне (в его глазах «горы» и «моря»), увидел бесчисленные звездные скопления, составляющие Млечный Путь, и наблюдал спутники Юпитера. Обо всем этом Галилей сообщил миру в своем труде «Звездный вестник» (1610), который прославил его как «Колумба неба». В то же время он четко распознал пятна на Солнце и открыл фазы Венеры.

Астрономические открытия Галилея — особенно спутники Юпитера и фазы Венеры — стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника; наблюдения за Луной, которая казалась планетой, весьма похожей на Землю, и солнечными пятнами сыграли ту же роль в отношении идеи Джордано Бруно о физической однородности Земли и неба. Смещение солнечных пятен показало, что Солнце вращается вокруг своей оси. Открытие звездного состава Млечного Пути (многие схоласты считали его «пересечением» двух небесных полушарий) стало косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь вынуждена была мириться с мнением тех ученых, которые принимали теорию Коперника как гипотезу, в то время как ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу как теорию невозможно. После появления этих доказательств Римская курия издала указ, запрещающий любую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника «Об обращении небесных сфер» была внесена в «Список запрещенных книг».

Таким образом, деятельность Галилея оказалась под угрозой, но ученый продолжал работать над улучшением доказательств истинности теории Коперника. В этом отношении работа Галилея в области механики сыграла огромную роль, даже более важную, чем наблюдение неба через телескоп.

Галилей, проведя ряд экспериментов, создал важную ветвь механики — динамику, то есть изучение движения тел. Изучая различные вопросы механики (равномерное движение тел, свободное движение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение тела, брошенного под углом к горизонту и др. ), Галилей открыл ряд фундаментальных законов механики: равномерность скорости падения тел разного веса в безвоздушной среде, неуничтожимость прямолинейного равномерного движения, сообщаемого телу, пока внешнее воздействие не остановит его (то, что позже было названо законом инерции), и другие.

Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, заключалось в том, что эти законы, допускающие математическую формулировку, применимы ко всей природе и ставят понятие природы на строго научную основу.

Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знакомых с законами механики.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма
  2. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  3. Теория государства в философии Платона
  4. Томас Гоббс
  5. Соотношение биологического и социального
  6. Вера и знание, религия и наука в философии зарубежного востока xx века
  7. Реформаторское понимание добра и зла в философии зарубежного Востока XX века
  8. Западноевропейская философия нового времени
  9. Методология и методы научного познания — Научное познание как объект методологического анализа
  10. Антропология л. Фейербаха. Г. Гегель и к. Маркс об отчуждении человека