Для связи в whatsapp +905441085890

Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии — Краткая биография Аристотеля

Философия выдвигает на передний план интеллектуальные аспекты, знания, человеческий дух. Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальное и интеллектуальное. Люди, занятые нематериальным трудом, имели много свободного времени, а значит, больше возможностей для размышлений, наблюдений, и постепенно стали вскрывать некоторые закономерности окружающей среды, что и привело к развитию философии. Первые наблюдения о природе и обществе стали источниками возникновения философии. В Древней Греции теогония, учение богов, была заменена космогонией, учением мира. Первые греческие философы сделали природу объектом своего изучения. Их интересовало происхождение и структура мира, солнце….. Также предметом их изучения был человек, его природа, ум, чувства.

Философия — это система общих теоретических представлений о мире, о месте человека в нем и т.д. В отличие от мифологии и религии, философия выбрала в качестве ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлений окружающего мира, а свободные размышления о мире и человеке, основанные на принципах логики и разума. Философия — это наука о мире в целом и о знаниях; наука о наиболее общих аспектах мира в целом.

Древняя философия — это постоянно развивающаяся философская мысль, охватывающая период более тысячи лет — с конца VII века до нашей эры до VI века нашей эры. Несмотря на разнообразие взглядов мыслителей этого периода, древняя философия в то же время является чем-то единым, неповторимо оригинальным и чрезвычайно поучительным. Она развивалась не изолированно — она черпала мудрость из Древнего Востока, чья культура восходит к глубокой древности, где до греков происходило становление цивилизации: становление письменности, зачатки науки о природе и выработка собственных философских взглядов.

Нам все еще нужны мысли мудрых людей, даже из далекого прошлого. Те, кто не знает истории философии, в том числе древней, не могут действительно знать ее современное состояние. Изучение истории философии раскрывает поучительную ценность принятия летописи мудрости прошлого. И даже заблуждения блестящих умов часто намного поучительнее, чем индивидуальные открытия праведных способных людей, а тонкости и странности в мыслях мудрецов богаче и полезнее для нас, чем здравый смысл в суждениях среднестатистического человека. Философия и ее история во многом определяются личностными качествами того или иного мыслителя. Поэтому я хотел бы сосредоточиться на таком мыслителе, как Аристотель.

Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии - Краткая биография Аристотеля

Краткая биография Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший греческий философ древности, положивший начало эпохе философии с его оригинальными учениями. Он родился в Стагире. Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. Быть врачом в Древней Греции означало занимать большую государственную должность, а Никомах был известен по всей Македонии.

Аристотель, по словам очевидцев, был скромно выглядеть с юности. Он был стройным, у него были тонкие ноги, маленькие глаза и лиснутый. Но он любил наряжаться, носил несколько дорогих колец и имел необычную прическу. Аристотель, который вырос в семье врачей и поэтому сам занимался медициной, однако, не стал профессиональным врачом. Но на протяжении всей своей жизни область медицины оставалась для него настолько близкой и понятной, что впоследствии в своих сложнейших философских трактатах он дает объяснения, основанные на примерах медицинской практики. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он отправился в Афины для продолжения образования и поступил в Академию Платона, где стал учеником Платона. Он оставался в Академии в течение 20 лет до смерти Платона, после чего переехал в Афарнию, а затем в Митилен. Вернулся в Афины в возрасте 50 лет после 12 лет отсутствия. В Афинах он нашел школу, которую он называет Лицеем, так как она расположена в гимназии Лицея, примыкающей к Храму Аполлона.

Аристотель в древней философии

Основными проблемами древней философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Были выдвинуты идеи о принципиальном противопоставлении формы и «материи», о главных элементах, элементах космоса; о самобытности и противопоставлении бытия и небытия; о структурной природе бытия; о подвижности бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь в том, как появился космос? Как она структурирована? (Фалес, Анаксимены, Дзено, Анаксимандер, Демокрит)

Проблема человека, его знания, его отношение к другим. Какова природа человеческой морали, существуют ли нормы морали, не зависящие от обстоятельств? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как в человеческом сознании соотносятся друг с другом рациональное и иррациональное?

Существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы были даны различные, часто противоречивые ответы. (Сократ, Эпикур)

Проблема человеческой воли и свободы. Они держали идею небытия человека перед силами природы и социальных катастроф, и в то же время сила и сила его ума в погоне за свободой, благородной мысли, знания, в котором они видели счастье человека (Аврелий, Эпикур)

Проблема отношений между человеком и Богом, божественная воля. Были выдвинуты идеи созидательного космоса и бытия, структуры материи души, общества как взаимозависимых.

Проблема синтеза разумного и сверхъестественного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их преемники).

Характерные черты древней философии:

Древняя философия возникает и развивается в значительной степени из непосредственного чувственного созерцания мира. На основе прямых чувственных данных строилась аргументация мира. С этим связана некая наивность древнегреческого мировоззрения.

Синкретизм древней философии — это начальный неразбор знаний. Включает в себя все разнообразие элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыкальных, ремесленных). Это также в значительной степени объясняется тем, что древнегреческие мыслители были разносторонними и занимались разнообразной познавательной деятельностью.

Древняя философия возникла как учение о природе, о космосе (натуралистическая философия). Позднее, с середины V века (Сократ), в доктрине человека появляются две тесно связанные между собой линии: Понимание природы и понимание человека.

В древней философии формируется особый подход к пониманию природы и человека (мировоззрение). Космоцентризм, суть которого заключается в том, что отправной точкой в развитии философских проблем было определение понимания природного космоса как единого соизмеримого целого, имеющего духовное начало (душа, дух мира). Закон развития космоса как источника развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек — это микромир, и, соответственно, понимается связь между человеком и окружающим его миром (гармония человека, мира, разума человека, мышления).

Мышление, познавательная деятельность, связанная с пониманием как космоса, так и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом, была признана важным видом человеческой деятельности.

С этим связана такая характерная черта философии и древней культуры, как познавательный и этический рационализм: добро — результат познания, зло — результат незнания.

Поэтому идеал человека в древней философии — это мудрый человек, который созерцает мир вокруг себя и думает об окружающем мире.

Аристотель — величайший древнегреческий философ

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и верный противник Платона, родился в 384 г. до н.э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Аристотель оставил великое наследие — более 150 произведений. Самые известные из них — «Орган», «Метафизика», «Политика», «Никомаченская этика» и другие. Аристотель считал основой всего бытия первобытную материю, которая является предпосылкой всего бытия. Самыми простыми определениями первобытного вещества являются земля, огонь, вода и воздух. Вещи являются комбинацией этих элементов и появляются под влиянием формы как активная причина. Поэтому реальный мир — это единство материи и формы. Форма всего — это Бог, «первопроходец», который ставит перед собой цель дальнейшего движения и развития вещей и явлений. Аристотель выделил несколько форм движения: Происхождение, разрушение, изменение качества (преобразование), изменение количества (уменьшение, увеличение), движение.

Первая философия

Первая философия, которая «имеет для своего объекта первые начала и причины», изложена в работе под названием «Метафизика». Слово возникло случайно — из того, что в сборнике Андроника Родосского это произведение следовало «за физикой» (meta ta physika). Однако со временем это слово приобрело особое значение: учение о «потусторонних», сверхчувствительных принципах бытия, еще не раскрытых «физикой», которая обращается с этими принципами в той форме, в которой они проявляются в разумных вещах, и в их движении.

«Метафизика» в принятом традицией виде начинается с определения первой философии («мудрости»), а затем разворачивается в ходе критики предшествующих философов. Изучение и критика доктрин прошлого имеет для него благородную цель, в том, что это приводит к его собственному замыслу, предварительно устанавливая его.

Возникает концепция такого происхождения (причины), как «сущность и сущность бытия». Платон понял, что «невозможно дать общее определение какой-либо разумной вещи, поскольку эти вещи постоянно меняются». В упомянутой манере он назвал такие реалии идеями, а что касается здравомыслящих вещей, то они всегда отделены от идей, но в соответствии с ними, потому что все количество вещей существует в силу связи с одноименными сущностями». Таким образом, определенно формируется понимание формальных и целенаправленных причин. Но именно в этот момент Аристотель радикально отходит от Платона. Его критика доктрины идей — хотя это в некотором смысле самокритика бывшего платониста — обобщена в 4 и 5 главах XIII Книги Метафизики, но затрагивается и в других местах этой работы.

Учение о причинах и начале бытия и познания

Возражения Аристотеля против Платона следующие. Приписывая ко всему одно и то же, платонист удваивает мир, как будто верит, что большее количество сущностей будет легче узнать, чем меньше. Ни один из способов доказать существование идей не достигает своей цели. «Третий человек»: соотношение объекта и идеи требует «посредника». Так что между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен быть другой «человек», скажем, «грек». Но тогда между человеком вообще и греком должен быть другой «человек», скажем, «белый человек», и так далее до бесконечности. Идеи провозглашаются причинами, но не могут быть, так как неподвижные идеи не могут быть причинами движения. Что имеется в виду под «принадлежностью» вещей к идеям, о которых Платон не узнал, это «пустые слова и поэтические метафоры». Ведь вовсе не возможно «что кроме сущности и того, что сущность есть, что она есть». Аналогичные возражения высказывает Стагирит против пифагорейских понятий математических объектов, якобы существующих отдельно от вещей. Эти объекты на самом деле «не более существ, чем тела, и они предшествуют чувственным вещам не бытием, а только логикой».

Аристотель начинает свое собственное учение о причинах и начинает с закона об исключенном противоречии. Мы уже упоминали о его логической формулировке — в «Метафизике» она становится началом бытия. Это «самое надежное из всех» высказывание звучит так: «Невозможно проживать одно и то же и не проживать одно и то же и в одном и том же смысле».

Что относится к основным причинам? Аристотель считает, что на самом деле все причины могут быть сведены к двум, поскольку как действующие, так и целенаправленные причины могут быть объединены под термином «форма». Материя и форма затем остаются. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна и поэтому может быть материалом только для формы.

Сама по себе вещь, как единство формы и материи, также не может быть признана первичной: она сложна. Остается только принять, что первичная форма — это сущность и бытие в собственном смысле этого слова. Это означает, что Аристотель, пытаясь преодолеть учение Платона об идеалах, приходит только к другому типу одного и того же идеализма: первичная форма — это как понятие, «смысл» вещи. И формы Аристотеля столь же неизменны, вечны и универсальны, как и идеи Платона во времена «наивной» доктрины идей.

Формулировка Аристотелем учения о возможности и реальности была очень важна для истории философии. Во-первых, эта доктрина позволяет нам разрешить парадокс возникновения: Когда что-то появляется, это выглядит как реализация возможности, а не как «из ничего». И в то же время, это происходит не от простого сочетания (соединения) частиц материи — гомеомерии, «корней», атомов. Во-вторых, можно более реалистично представить источник движения. Этот источник не находится вне мира, как у Платона, а лежит в самом мире и представляет его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, которое уже дано в динамике, а не в статике.

Что касается первой философии, то ее завершение (так же, как и ее начало) можно рассматривать как понятие Божества. Уже в первой книге «Метафизики» стагирит утверждает, что среди причин и начал (принципов) следует считать, по общему согласию, Божество. Если по отношению к материи и форме она предстает как «форма форм», то по отношению к изменению она предстает как «движущая сила» или «неподвижный движитель». Он неподвижен, потому что все движения конечны и логически требуют конца. В то же время Бог — «мыслящая мысль», и блаженство Божества состоит в блаженном самосознании. Отсюда и отождествление Аристотелем первой философии с богословием.

Конечно, это не традиционное богословие с его антропоморфными богами. Бог Аристотеля — «Бог философов», безликое и вселенское мировое благополучие. К этому добавляется изменение концепции материи от Stagirite. Это уже не живое, меняющееся происхождение, самоподвижный природный фузис первых философов, а неподвижная, пассивная, неформированная масса, требующая источника движения, отличного от самого себя. Эта ошибочная концепция на протяжении двух тысячелетий утяжеляла философию, порождая несоответствие материализма и преимущества идеалистического понимания мира. Только восемнадцатого века восстановление доктрины Демокрита о вечности движения и его необходимое отношение к материи подрывает эту традицию.

Глядя на живые существа, Аристотель подходит к ним с точки зрения отношения между материей и формой. Если форма в общем проявляется как движущая сила, то, конечно, душа проявляется как форма, а тело — как «материя» органического существа.

Более конкретно, Аристотель определил душу как «первый энтелехия органического тела», то есть жизненное происхождение тела, которое движет и строит его как инструмент. Поэтому в живых организмах наиболее очевидна целенаправленная деятельность природы. По своим функциям душа делится на три вида.

Функции питания и размножения, которые присутствуют в каждом живом существе, составляют питательную, или растительную, душу. Сенсация и локомоция, присущие животным, составляют чувствующее, или животное, душу. Наконец, мысль осуществляется как деятельность рациональной души — она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а следовательно и душа, не могут существовать без низших, а последние могут существовать без первых.

В то время как Аристотель не много занимается растениями, он пишет о животных гораздо больше. Важное место в обучении животных занимает их классификация, описание развития зародыша, различные способы рождения животных, в том числе самореинкарнация и так далее.

Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием духа (рациональной души). И структура его души, и структура тела соответствуют этому высокому положению.

Об этом свидетельствуют его прямоугольность, наличие органов труда и речи, наибольшее соотношение объема мозга к объему тела, обилие «жизненной теплоты» и т.д. Познание — это деятельность проницательной и рациональной человеческой души.

Но если произведенное им движение в смысловом органе длится дольше, чем само восприятие, и вызывает повторение смыслового образа при отсутствии объекта, то у нас возникает акт воображения (фантазия). Когда воображаемое распознается как копия предыдущего восприятия, тогда у нас есть память. Функции души животного (чувствующего) также включают в себя сон, желание и неприязнь, тягу и отвращение и т.д. Разумная душа добавляет к этому разум или мышление (ноу-хау). Способность думать предшествует действительному мышлению. Отсюда образ разума как «чистый лист», на котором мысль пишет результаты своей деятельности. Аристотель считает, что мысль всегда сопровождается чувственными образами, и поэтому ум делится на две части: активный ум, или творческое происхождение ума, который создает все, и воспринимающий и страдающий ум, который может стать всем. Воспринимающий дух — это «материя», активный дух — «форма», воспринимающий дух — «возможность», а активный дух — «реальность», энтелеки.

Из этого следует существенная двусмысленность относительно посмертной судьбы души. Аристотель считает, что растительные и животные (питающие и воспринимающие) души, безусловно, смертны и разлагаются вместе с телом.

Очевидно, что проницательный дух возникает вместе с телом и разлагается вместе с ним. Творческий дух, с другой стороны, божественен, а потому вечен. Но означает ли это индивидуальное бессмертие души? Если идея индивидуального бессмертия уже появилась у Платона, то ответ Стагирита не столь ясен.

Высшая часть не может существовать без нижней части, поэтому творческий дух не может существовать без растительного и животного начала души и без проницательного духа. И все же в работе Аристотеля «На душе» мы находим следующее утверждение: «Ничто не мешает некоторым частям души быть отделенными от тела». И еще более четко: «Потенциал чувств невозможен без тела, но разум существует независимо от него». Иными словами, творческий ум, который является энтелеки по отношению к воспринимающему, не является энтелекией тела и поэтому может существовать независимо от тела.

Тогда можно сказать, что в первой философии и физике Божество играет несколько иную роль. В первом он является формой форм, первой (формальной) причиной всех вещей; во втором он является первым двигателем. Не Бог — вечный двигатель, а вечный двигатель, заслуживающий имени Бога. Вечный двигатель — это не народное божество, это безликое и безразличное к человеку.

Метафизика и физика философии Аристотеля

И первая (метафизика), и вторая (физика) философии Аристотеля имеют в качестве идеологической основы убеждение, которое формирует власть над содержанием (материя), душа над телом, ум над чувствами. Перенос этих приоритетов в сферу общества сформировал содержание этики и политики Аристотеля.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психоаналитическая антропология
  2. Индийские школы и наставники
  3. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  4. Собственность и самоутверждение личности
  5. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  6. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  7. Научная картина мира хх-ххi столетий
  8. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  9. Проблема смерти и бессмертия личности
  10. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма