Для связи в whatsapp +905441085890

Философские идеи Ф.М. Достоевского — Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится как к литературе, так и к философии. Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле этого слова — нет ни одного его чисто философского произведения. Он мыслит как художник — диалектика идей воплощается в столкновениях и встречах различных «героев».

В центре творчества Достоевского находятся вопросы философии разума. Это вопросы антропологии, философии истории, этики и философии религии. В этой области богатство и глубина идей Достоевского поражают. Он относится к тем творческим умам, которые страдают скорее от избытка, чем от недостатка идей. Не получив систематического философского образования, Достоевский много читал, впитывая чужие идеи и отвечая на них в своих размышлениях. Пытаясь выйти за рамки чисто художественного творчества (а он, несомненно, обладал большим талантом и темпераментом публициста), он оставался одновременно мыслителем и художником.

Философские идеи Ф.М. Достоевского — это идеи гуманизма, призывающие к миру, единению народов и процветанию. Можно сказать, что его произведения религиозны, по крайней мере, то, как они представлены, обычно связано с православием, восточнославянским мировоззрением.

Произведения Достоевского порой противоречивы и недостаточны, часто наполнены труднопонимаемым мистическим подтекстом, его мысли нередко наполнены религиозной утопией, но одно неоспоримо — он великий русский мыслитель.

Философские идеи Ф.М. Достоевского - Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Федор Михайлович Достоевский родился в семье военного врача, жившего в Москве. Его детство прошло в благоприятной обстановке. «Я происхожу из русской и благочестивой семьи….. Мы в нашей семье знали Евангелие почти с первого класса, мне было всего десять лет, к тому времени я знал почти все важные эпизоды русской истории.

Окончив «приготовительную» школу, Достоевский вместе со старшим братом поступил в военно-инженерное училище (в Петербурге). В эти годы в его семье произошла тяжелая драма — его отец был убит крестьянами его деревни, которые мстили ему за его дикость.

Достоевский подружился с И. Н. Жидловским, «романтиком, обратившимся впоследствии на путь религиозных исканий» М. А. Алексеева, Ранний друг Достоевского. Ранний друг Достоевского, оказавший на Достоевского неоспоримое влияние. В эти годы Достоевский жадно впитывает влияние романтической поэзии.

В 1843 году Достоевский окончил офицерские классы инженерного училища, устроился на службу в инженерный департамент, но на службе пробыл недолго и вскоре был отправлен в отставку. Он всегда жил очень бедно, и даже когда он получал из дома довольно солидные суммы, эти деньги очень скоро пропадали. В 1845 году он опубликовал свое первое произведение «Бедные люди», которое сразу выдвинуло его в первоклассные писатели. С этого времени Достоевский с энтузиазмом отдается литературной деятельности, но произведения, последовавшие за «Бедными людьми», вызвали разочарование и недоумение у его поклонников.

В то же время в жизни Достоевского назревало важное событие — его сближение с кружком Петрашевского.

Ранний социализм Достоевского — очень важный, отчасти даже решающий фактор в его духовных поисках. Достоевский и петрашевцы в Достоевском, т. «Я был предан Белинским еще в 1846 году, — писал Достоевский в дневнике «Достоевский и петрашевцы» в сборнике «Достоевский» , — во всю «правду» грядущего «обновленного мира» и во всю «святость будущего коммунистического общества». «Я тогда страстно принял все эти учения», — вспоминает Достоевский Достоевский и петрашевцы в «Достоевском сборнике».

Основные темы философии Достоевского

Можно ли говорить о Достоевском как о философе? На первый взгляд может показаться, что он только художник и публицист, а не философский мыслитель. Только в некоторых его произведениях преобладает философское содержание; чисто философских произведений нет вообще. Напротив, у него большое количество романов, повестей, рассказов и множество публицистических статей, наполненных литературным, критическим и политическим содержанием.

Если рассматривать его художественные произведения в целом, то можно обнаружить у него два новых типа романов — психологический и философский. Психологический роман Достоевского отличается от беллетристического романа более глубоким изображением внутренних переживаний, душевных расстройств и движений. После сибирского плена Достоевский разрабатывает философский роман. Все они вращаются вокруг философских теорий, которые изображаются и проживаются одним или несколькими персонажами. Носители философской идеи пытаются последовательно обдумать эту идею и в соответствии с результатами формируют свою жизнь и поведение. И сами их жизни показывают, к чему это может привести, а художник рассматривает взаимодействие идей, целей и поведения в их столкновениях. В этом суть той жизненной философии, которую он последовательно применяет в своем творчестве и которая подчиняет художника самому себе.

«Записки из подполья» (главы 7-10, часть первая) — это история, в которой его внутренние импульсы привели его к созданию философского повествования, а Достоевский создал философское повествование.

Самые значительные его произведения — «Записки из подполья», романы «Гоблин», «Идиот», «Братья Карамазовы», черновые наброски к этим романам, «Сон Веселого человека», множество статей, заметок и писем, а также большое количество записей в дневнике писателя дают богатый материал для анализа философии Достоевского. «Он обсуждал здесь важнейшие философские проблемы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о возможности познания недоступного бытия, об идеале и возможностях его практического осуществления, о смысле религии и морали, об этических последствиях атеизма и нигилизма; проблемы свободы, включая свободу воли, волю к власти, этический волюнтаризм и ответственность» Философия Достоевского в систематическом изложении .

Философские интересы Достоевского

В первую очередь его интересовала человеческая психика; его собственный опыт и постижение ее привели его к философии. Взгляд Достоевского направлен исключительно на духовное бытие. Он интерпретирует внешний мир и природу с точки зрения духовности. Свою собственную духовную ориентацию автор называет реализмом.

В своих произведениях Ф. М. Достоевский опирается на опыт, его метод можно назвать индуктивным. Все свое внимание он уделяет душе и процессам, происходящим в ней. Проблема разума и тела и взаимосвязь между психологическими и физиологическими аспектами его мало интересует. Цель индукции Достоевского — «раскрыть сокровенную сущность психики и осветить ее светом внутренней правды самого писателя».

Особый интерес представляет развиваемая Достоевским идея о том, что душа является центром генерации новых идей, с помощью которых иногда можно влиять на человечество. В своем дневнике писателя за 1876 год он осуждал «потребности плоти» и утверждал, что «высшие типы правят на Земле….. И всегда были гонимы в конце….. Миллионы людей».

Психология Достоевского, способы познания

Даже первый взгляд на произведения Достоевского обнаруживает разительный контраст между его представлениями о душе и взглядами его времени.

Под чувствами Достоевский понимает две совершенно разные вещи: переживания души и нюансы чувства, ощущения в строгом смысле слова. Ощущения сопровождают все переживания сознания, будь то внутренние или внешние. «Многие из самых сильных чувств остаются бессознательными, потому что, по Достоевскому, их «корни» лежат в скрытом, в бессознательном»

Чувство, по Достоевскому, является более высокой ступенью познания, чем мышление, поскольку в единении с бессознательным оно ближе к реальности и питается ею. Только основные оттенки чувств остаются в сознании и напоминают о себе вторичным переживанием, и оно касается только основного. То же самое относится и к сильным чувствам, которые время от времени охватывают душу и стремятся уйти в бессознательное, оставляя на поверхности лишь тень этого чувства. Над чувствами возвышается плоскость сознания и грамматического и логического построения способностей ума и разума. Для Достоевского оба понятия равнозначны. Человек создан со способностью к познанию. Среди земных существ только человек обладает разумом.

Достоевский выделяет в интеллекте две различные способности, или, как он иногда выражается, существует интеллект двух видов — высший и низший. «Низший «низший» интеллект мыслит в терминах причины и следствия: если вы обладаете им, вы можете обрести хитрость в практической жизни и знания в теоретической жизни. «Высший» интеллект, который Достоевский называет «голова в голове», мыслит категориями смысла и ценности и тем самым обретает мудрость». Философия Достоевского в систематическом изложении. Для Достоевского разум — это не только дискурсивное, рефлексивное мышление, но скорее разум, включающий чувства и бессознательный опыт. Иной вид имеет «высшее» и «повышенное» сознание, в сфере которого находится как сверхсознание, так и то, что было подавлено в бессознательном.

Он приходит к этой мысли, когда говорит в «Записках из подполья», что человек «по нормальным и основным законам возросшего сознания и по инерции, непосредственно вытекающей из этих законов», способен делать самые отвратительные выводы о вечном предмете, что он сам отвечает за их необходимость и в то же время не отвечает за них Достоевский Ф. М. Несмотря на всю эту необходимость, разум продолжает сомневаться; можно сказать, что в своем земном существовании человек по природе своей испытывает чувство сомнения и бегства от мира, потому что человеческий разум не верит самому себе и никогда не может утолить жажду познания и считает свое существование неудовлетворительным. Обладая только интеллектом, человечество всегда будет оставаться в плену сомнений и противоречий.

Метафизика Достоевского

Достоевский выражает свое собственное понимание воли в контексте рассмотрения проблемы души. Достоевский не возводит волю в основной метафизический принцип. Он считал, что воля есть «проявление всей жизни». В то же время феномен выражает полную человеческую природу, а не только ее часть. Центр волевых решений отделен и независим от разума, воля часто полностью противоречит ему. Когда душа решает что-то сделать, она действует как единое целое, включая все свои компоненты, как сознательные, так и бессознательные.

Воля автономна и свободна. Но действительно ли свободна воля? Может ли он принимать убедительные решения без принуждения? Решая этот вопрос, Достоевский столкнулся с утилитарной философией школы Бентама. В учении о воле этой школы он увидел особую форму этического интеллектуализма, философского течения, почти столь же древнего, как и сама философия. Рассмотрению этой школы Достоевский посвятил свою философскую работу — главы VII-X первой части «Записок из подполья».

В споре с утилитаризмом Достоевский формулирует положения этического интеллектуализма следующим образом:

  • Человек «творит зло только потому, что не знает своих истинных интересов».
  • Если просветиться и тем самым открыть глаза на свои настоящие, нормальные интересы, то человек сразу перестанет стремиться к дурным поступкам, сразу станет добрым и благородным;
  • Просвещенный человек, понимающий свою настоящую выгоду, видит ее как добро; ни один человек не может сознательно действовать против своей выгоды, он обязательно будет делать добро; при здравом уме невозможно сознательно «идти против разума и желать себе зла».

Достоевский видел в человеке существо, борющееся за свою свободу. В той мере, в какой человек способен постичь законы природы, он начинает сознательно бороться с ними. Конечно, отдельный человек не может преуспеть в этой борьбе. Непроницаемая стена остается непроницаемой, нравится ему это или нет. Он должен был принять существование законов де-факто, если не хотел поставить под угрозу или уничтожить собственное существование.

Человеку гораздо легче противостоять практическому закону, моральному запрету или психологической привычке. Ведь сопротивляясь таким нормам, он постоянно доказывает свою свободу.

Моральная свобода воли предполагает моральную ответственность, а это предполагает, что существует моральный закон с его действительными требованиями и что эта действительность признается всеми. Безличная свобода, содержание, цели поведения и желаемую степень влияния которой может определить сам человек, приобретает особое значение в различении добра и зла, в выборе образа действий с точки зрения добра или зла.

Нравственный закон предлагает человеку различные источники — божественное откровение, голос совести, человеческие заповеди и естественные требования долга. Человек сам решает, оставить ли ему ответственность за свою свободу или взять на себя часть моральных обязательств.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании
  2. Александрийская школа
  3. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
  4. Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
  5. Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог
  6. Логика как способ выражения смыслового содержания идеи
  7. Общество, история и культура. Ключевые понятия и методологические подходы
  8. Человек и познание
  9. Исторические этапы в развитии политической философии
  10. Ф. Энгельс и его философия